Признание непризнанных: Нагорный Карабах за неделю
Обзор СМИ за 15-21 сентября 2006 года.
61-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Будут ли продолжены переговоры? Признание непризнанных. Баку "перевоспитывает" "Аль-Джазиру". Визит иранских бизнесменов в Степанакерт.
61-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН
Вопрос о конфликтах в странах ГУАМ будет вынесен на обсуждение на 61-й годовой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Данное решение было принято на заседании Генассамблеи 13 сентября при повторном голосовании. Бакинская "525-я газета" пишет, что в совместном обращении представителей Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии в ООН указано, что нагорно-карабахский конфликт, конфликты в Абхазии и Южной Осетии, а также приднестровский конфликт нарушили признанную в ООН территориальную целостность и суверенность Азербайджана, Грузии и Молдавии. А попытки урегулировать конфликты на протяжении 15 лет ни к чему не привели. Учитывая это, страны ГУАМ попросили рассмотрения этих вопросов на Генассамблее на "приоритетной основе". Газета отмечает, что один из сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ (США) проголосовал "за", другой (Россия) - "против", а третий (Франция) "воздержался", и сообщает, что в рамках сессии запланировано проведение встречи между главами МИД Азербайджана и Армении Эльмаром Мамедъяровым и Варданом Осканяном.
На наш взгляд, вынесение нагорно-карабахской проблематики на трибуну Генассамблеи ООН контрпродуктивно. Об этом в телефонной беседе с корреспондентом "Арминфо" заявил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Юрий Мерзляков. "Мы изначально выступали против задействования Генассамблеи с целью обсуждения этого вопроса. Не знаю, какова цель, но в любом случае объективно это размывает существующие форматы урегулирования - не только, но в том числе и формат урегулирования нагорно-карабахского конфликта", - подчеркнул Мерзляков, напомнив, что формат урегулирования нагорно-карабахского конфликта был одобрен на недавнем саммите "большой восьмерки".
В случае усиления тенденции переведения вопроса урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха (НК) из ОБСЕ в ООН армянская сторона пересмотрит свою стратегию. Такое заявление ИА REGNUM сделал постоянный представитель Армении в ООН Армен Мартиросян. По его словам, в этом случае голос Нагорного Карабаха должен быть услышан - "мы неоднократно заявляли об этом в ООН". "Подобное развитие событий заставит нас обратиться к другой тактике и стратегии", - отметил Мартиросян. С другой стороны, пока нет резолюции, нет необходимости говорить об этом. "Вопрос вошел в повестку, резолюцию представит ГУАМ, после чего каждая страна-член ООН вправе внести свои поправки, как это было во время предыдущей резолюции "Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана". Этот документ был абсолютно политизированным, и, в результате, вы видите, что мы имеем. То есть если снять название, которое для нас было неприемлемым и это было причиной, что Армения вышла из консенсуса, то с содержательной точки зрения здесь не было проблем. Более того, считаю, что Армения здесь приобрела дополнительные возможности", - отметил Мартиросян. Вместе с тем, представитель Армении в ООН заявил, что сложность резолюции заключается в том, что страны ГУАМ пытаются поставить разные конфликты на одну плоскость. "Будет очень сложно. Но каковым будет результат, говорить рано", - отметил он.
По мнению исполняющего обязанности пресс-секретаря МИД Республики Армения (РА) Владимира Карапетяна, хотя вопрос и вошел в повестку дня Генеральной Ассамблеи, однако отрицательное решение Генерального комитета ООН по данной инициативе и результаты голосования в Генеральной Ассамблее (16 - за, 15 - против) однозначно показывают настроенность мировой общественности в отношении данного вопроса. "С инициативой выступила организация ГУАМ, часть которой составляет также и Азербайджан. Такая постановка вопроса со стороны последнего в подобной инстанции еще раз свидетельствует о том, что эта страна отступает от поставленных на стол переговоров предметных обсуждений вокруг установок решения референдумом права на самоопределение и статуса НК, отмеченных в последнем предложении со стороны сопредседателей Минской группы ОБСЕ", - сказал Карапетян, добавляя, что если Азербайджан преследует цель оттянуть процесс урегулирования, движущийся в рамках ОБСЕ, намереваясь в перспективе его перенести в другие инстанции, то это совершенно неприемлемо для Армении. "В этих обстоятельствах Азербайджан должен сесть за стол переговоров с Нагорным Карабахом", - подытожил Карапетян. ("168 Жам").
Комментируя создавшуюся ситуацию, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян сказал на встрече с журналистами, что Азербайджан, ранее соглашавшийся с большинством положений документа, предложенного Минской группой, включая референдум, самоопределение и другие, видимо, хочет "дать задний ход" и средством достижения этого избрал, по своим расчетам, попытки отвлечь внимание от "минского процесса" и перенести рассмотрение проблемы в ООН. "Так что следует оценить создавшуюся ситуацию, и только после этого определять наши последующие шаги", - отметил глава МИД. (ИА REGNUM).
На напоминание корреспондента газеты "Азг" о том, что президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян считает, что армянская дипломатия от позиций обороны должна перейти к более активным действиям, так как дипломатия Азербайджана является агрессивной, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян ответил: "Не знаю, кто нападает, а кто защищается, но считаю, что наши результаты неплохие и на данный момент не нахожу необходимым менять тактику".
Армения должна быть готова к любому развитию событий вокруг Нагорного Карабаха. Об этом заявил журналистам министр обороны Армении Серж Саркисян, комментируя попытки Азербайджана перенести обсуждение карабахской проблемы в ООН. "Мы должны быть постоянно готовы к любому развитию событий, так как карабахская проблема является важнейшим для нас вопросом и непосредственно связана с нашей безопасностью и нашим будущим. Я уверен, что соответствующие структуры Армении готовы к этому развитию событий", - отметил глава оборонного ведомства. ("Новости-Армения").
Включение вопроса о затяжных конфликтах на территории ГУАМ в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН нельзя оценивать как поражение армянской дипломатии. Такое мнение, сообщает газета "Айоц Ашхар", высказал член фракции Национального Собрания (НС) РА "Дашнакцутюн" Спартак Сейранян на парламентском брифинге 15 сентября. Он отметил, что после установления перемирия Азербайджан уже несколько раз предпринимал попытки перенести формат урегулирования карабахского конфликта из Минской группы ОБСЕ в другую плоскость. По словам Сейраняна, это является результатом сложностей, возникающих именно у азербайджанской стороны, так как Азербайджан не рассчитывает на благоприятные для себя решения со стороны Минской группы ОБСЕ.
Азербайджан и страны ГУАМ преследуют пропагандистские цели, заявил журналистам в Ереване президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян, комментируя включение в повестку Генассамблеи ООН вопроса о затяжных конфликтах на территории стран ГУАМ. "Не думаю, что это хорошая инициатива и что она будет направлена на урегулирование конфликтов. Мне кажется, что Азербайджан и страны ГУАМ преследуют пропагандистские цели", - сказал Гукасян. "Вопрос в том, что без участия Нагорного Карабаха карабахскую проблему решить невозможно. Рано или поздно все придут к этому заключению", - добавил он. ("Новости-Армения").
Газета "168 Жам" считает, что в вопросе Нагорного Карабаха армянская дипломатия терпит серьезные поражения. "И то, что официальный Ереван пытается "утешить" рядового армянина тем, что вопрос включен в повестку дня с разницей всего в один голос, кроме того, что это всего лишь моральная победа, которой традиционно в затруднительных ситуациях утешаются наши власти, к тому же является смешным утешением, потому что таким способом Армения уподобляется опоздавшему на поезд тому пассажиру, который себя утешает тем, что опоздал не намного - всего на две минуты".
Официальный Баку должен наконец-то добиться от международного сообщества в лице ООН однозначной позиции по урегулированию карабахского конфликта с учетом территориальной целостности Азербайджана, пишет бакинская газета "Зеркало". С учетом того, что все конфликты будут рассмотрены "вкупе", ведущим державам будет очень сложно обосновать свою позицию по поводу "разнообразного" подхода к урегулированию этих проблем. Очень интересно будет услышать от представителей ведущих стран обоснования того, что территориально-этнические конфликты в Грузии и Молдавии необходимо урегулировать исключительно с учетом территориальной целостности этих стран, а в отношении карабахского конфликта в Азербайджане можно применить иной подход. Далее, пишет газета, азербайджанским дипломатам накануне обсуждения данного вопроса в Генассамблее придется развить бурную деятельность: "Не исключено, что придется выступить с дипломатическими демаршами, намекающими на то, что некоторые страны ОИК (Организация "Исламская конференция". - прим. ИА REGNUM) в отношении карабахского конфликта придерживаются двуличной политики. Ведь более пятидесяти мусульманских стран являются членами ООН. Если удастся добиться поставленных задач, это будет большой дипломатической победой Азербайджана. Даже несмотря на то, что резолюции Генассамблеи ООН не имеют обязательной силы".
Газета "Аравот", отмечая, что США, будучи одним из сопредседателей МГ ОБСЕ, тем не менее проголосовали за включение вопроса "о замороженных конфликтах" в повестку ГА ООН, "с большой долей вероятности" предполагает, что, если бы Азербайджан в одиночку, без участия других стран ГУАМ, поднял вопрос одного только Нагорного Карабаха, США бы не пошли ему навстречу.
Газета "Айоц Ашхар" считает, что включение в повестку 61-й сессии Генассамблеи ООН вопроса о "замороженных конфликтах на территории ГУАМ" является результатом не столько активности стран ГУАМ, сколько тонких политических игр США и Великобритании. По мнению газеты, это является отголоском острых российско-американских разногласий вокруг вопроса о статусе непризнанных государств, сформировавшихся в Косово и на постсоветском пространстве. Напоминая о том, что Россия требует единого подхода к вопросам Косово и замороженных конфликтов на постсоветском пространстве, газета пишет: "Азербайджану кажется, что в подобных условиях ему удастся вывести процесс урегулирования карабахского конфликта из рамок Минской группы ОБСЕ и предать забвению то, что, в отличие от Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии, в отношении Нагорного Карабаха мировая общественность выдвинула идею референдума по самоопределению".
"Склонность азербайджанской дипломатии метаться по разным международным инстанциям и распылять усилия вместо их концентрации на переговорном процессе в рамках ОБСЕ неслучайна. Преследуются несколько целей. Главные из них - растянуть переговорный марафон на дальнейшие годы и поискать пропагандистский навар в организациях, мало знакомых с сутью и ходом карабахского конфликта", - заявил бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта посол Владимир Казимиров. "Отход официального Баку от реальных путей к урегулированию проявляется не впервые. Его прикрывают россказнями о грядущей мощи Азербайджана, а иногда неуклюже камуфлируют присказками о том, что терпение азербайджанской стороны небезгранично. То и другое помогает водить за нос ждущих скорейшего преодоления конфликта, прежде всего собственных вынужденных переселенцев. Кроме того, морочить голову посредникам - сопредседателям МГ ОБСЕ - гораздо труднее, чем представителям государств, имеющих лишь отдаленное представление о Закавказье и карабахском конфликте. В ООН таких государств больше, чем в ОБСЕ. И там немало стран, чьи голоса можно отлавливать призывами к мусульманской солидарности или за счет сострадания к потерпевшей стороне", - отметил он. Вместе с тем, пишет газета "Еркир", российский дипломат заметил, что в ООН легче убеждать в одиозности сохранения чужих земель под оккупацией. Казимиров назвал попытку переноса вопроса в Генассамблею ООН "накоплением мелких пропагандистских очков", которое не может ускорить разрешение конфликта. "Все равно надо тянуть время и избегать любых уступок, чреватых немалым риском. Тем более что частичное оглашение посредниками схемы урегулирования затруднило игру "в темную" со своим народом и вынудило пятиться назад. "Иначе говоря, это еще одна погоня за эффектом в ущерб эффективности", - подчеркнул Казимиров.
По сравнению с Арменией Азербайджан в ООН имеет слишком большие преимущества, сказал в беседе с газетой "168 Жам" вашингтонский аналитик, специалист по вопросам Кавказа, Азии и внешней политики Ричард Гирагосян. "Азербайджан намеревается вывести проблему Нагорного Карабаха из рамок ОБСЕ и перенести его в ООН. А причина, по которой министр иностранных дел Армении Вардан Осканян и другие высокопоставленные лица, в том числе и посол РА в ООН Армен Мартиросян, пригрозили выйти из переговорного процесса или прервать переговоры, заключается в следующем. Они считают, что полезнее всего для всех сторон и для региональной безопасности будет, если этим вопросом займется одна-единственная организация - ОБСЕ. Это организация, которая уполномочена с помощью посреднических усилий разрешить карабахский конфликт. Поэтому они справедливо считают, что любые попытки изменений в сторону ООН на данном этапе пользы не принесут. Иначе говоря, если Азербайджан пытается поднять такой вопрос, то все это не может ограничиваться лишь теми вопросами, которые выбирают они сами. Армения в ООН должна быть активнее!"
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ
На вопросы бакинского агентства "Тренд" ответил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков:
"Как вы расцениваете проведенные 12-13 сентября в Париже и Лондоне переговоры с главами МИД Азербайджана и Армении?
Были проведены полезные встречи. Армянская сторона подтвердила готовность работать над документами сопредседателей, которые были представлены сторонам в мае. Азербайджанская сторона внесла свои замечания. Они сейчас нами изучаются. Мы их обсудим.
Какие вопросы будут обсуждены на встрече сопредседателей со сторонами в Нью-Йорке через несколько дней?
Повестку я не могу назвать. Но будут рассмотрены все вопросы, которые обычно обсуждаются, в том числе по позициям сторон, по возобновлению прямых контактов двух сторон. Я думаю, что все эти и другие вопросы будут рассматриваться.
Многим непонятна реакция российской стороны, неоднократно осудившей попытку и само внесение в повестку ООН вопроса о замороженных конфликтах. С осуждением дважды выступили представители МИД России, а затем и сам министр иностранных дел РФ. С чем связана подобная позиция?
В первый раз в Генеральном комитете ООН по этому вопросу даже не было обсуждений. Там просто было выступление, что не надо включать данный вопрос в повестку. И никто не выступил против этого заявления. Но почему-то затем, и это, по-моему, первый случай, когда вразрез комитету вопрос был вынесен на пленарное заседание. И мы голосовали против его включения, потому что мы выступали против на Генеральном комитете. Было бы смешно, если бы мы вдруг поменяли позицию. Затем было сделано известное заявление представителя МИД России Камынина.
Чем объясняется разница в позициях России, США и Франции?
США голосовали за включение вопроса в повестку. Это их позиция, и они ее тоже объяснили. Здесь я не вижу принципиальной разницы, потому что речь идет о включении вопроса в повестку дня. Мы были против, американцы поддержали, французы воздержались. Это точно так же, как, по-моему, было в прошлом году.
Следует ли это воспринимать как расхождение позиций среди сопредседателей Минской группы ОБСЕ?
К этому конкретному вопросу есть разница в подходах - вот она и выразилась в голосовании. По сути же, когда будет текст, я не думаю, что там будет разница.
Будет ли обсуждаться вопрос очередного визита в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также встречи президентов Азербайджана и Армении?
Я думаю, что вопрос этот будет стоять на встрече с министрами. Но сейчас ответить на него не могу. Я имею в виду, что мы как-то коснемся этого". ("525-я газета").
На вопросы агентства "Медиамакс" ответил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза:
""Окно возможностей" для урегулирования нагорно-карабахского конфликта в 2006 году все еще открыто или оно скоро захлопнется?
С приближением предвыборной кампании в Армении окно возможностей начнет сжиматься, однако в настоящее время оно, несомненно, остается открытым. Сейчас есть хорошая возможность для того, чтобы обе стороны проявили творческий подход, и мы видим это на примере предложенной Азербайджаном резолюции Генеральной Ассамблеи, касающейся совместных усилий для преодоления последствий пожаров.
Намерены ли вы обсуждать с Арменией и Азербайджаном некие новые идеи, или элементы, чтобы сделать достижение соглашения возможным?
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ предложили набор базовых принципов, и мы все еще ждем реакции президентов Армении и Азербайджана. Лидеры двух стран должны сами решать - хотят ли они менять эти базовые принципы?
После встречи президентов Кочаряна и Алиева в Бухаресте в июне этого года армянская сторона последовательно призывает Азербайджан вернуться к обсуждению предложения, лежащего на переговорном столе. Значит ли это, что одна из сторон отказалась от согласованных ранее принципов?
Очевидным является тот факт, что ни одна из сторон не соглашается с базовыми принципами. В противном случае обе стороны либо одна из них заявили бы, что целиком согласны с ними. Никто не говорит этого. Одни говорят, что "у нас есть проблемы с этими принципами", другие говорят, что "мы согласны с ними в принципе, но у нас есть несколько небольших изменений". Никто не говорит - мы согласны с этими принципами.
Один из основных принципов связан с проведением референдума в Нагорном Карабахе. Вы верите, что Азербайджан действительно готов согласиться с идеей референдума?
Думаю, что они искренни в своем намерении добиться реализации концепции, которую, впрочем, они не называют "референдумом". В документе, содержащем основные принципы, использована следующая терминология - "референдум/голосование населения". Азербайджан говорит, что он имеет в виду не референдум, а голосование населения, ссылаясь на свою Конституцию, в которой говорится, что в случае проведения референдума в нем должны участвовать все граждане страны. На мой взгляд, армянскую сторону не устраивает такой вариант, при котором в голосовании будет участвовать все население Азербайджана. Таким образом, нам следует найти разумный путь и разработать процесс голосования таким образом, чтобы он отвечал интересам как Азербайджана, так и Армении.
Создается впечатление, что в Армении не верят в искренность Азербайджана относительно референдума и именно этим обусловлено стремление армянской стороны сохранить Кельбаджарский регион в качестве "залога".
Вы совершенно правильно описали один из ключевых вопросов. Да, Азербайджан хочет возвращения всех семи территорий. Мне сложно говорить о том, как скоро будет решен этот конкретный вопрос. Являясь сопредседателем Минской группы ОБСЕ, я должен быть оптимистом, проявлять творческий подход и искать пути продвижения вперед. Когда будет восстановлена определенная степень доверия, тогда будет совершенно реалистичным говорить о возвращении Кельбаджара Азербайджану в обмен на такие элементы, как референдум/голосование населения или гарантии относительно Лачинского коридора, которых добивается Армения.
В марте этого года в Ереване вы назвали "трагедией" разрушение армянского кладбища в Нахичевани. Вам не кажется, что отсутствие решительной и консолидированной международной реакции в ответ на такие варварские акции мешает мерам по восстановлению доверия между сторонами?
Разрушение этих надгробий действительно было трагедией. В то же время я думаю, что подобными вопросами должно заниматься не правительство США либо Минская группа ОБСЕ, а ЮНЕСКО. Мы думаем, что Армении и Азербайджану, который также делает заявления об уничтожении своего культурного наследия, следует обращаться в правильную инстанцию, которой является ЮНЕСКО, а мы бы поддержали их в этом. Если же говорить о проблеме в более широком контексте, то заявления, звучащие в регионе, не должны содержать ненависти и угроз применения силы, потому что военного решения нагорно-карабахского конфликта не существует. Такого решения не существует сегодня и не будет существовать через десять, пятнадцать, тридцать или пятьдесят лет.
Если в этом году прогресс достигнут не будет, как посредники планируют работать в 2007 году, в котором в Армении пройдут парламентские выборы?
Этим летом посредники выступили с заявлением, в котором заявили о том, что вопрос активности сопредседателей будет зависеть от ответа президентов. До сих пор мы не получили формального ответа. Если мы вступим в предвыборный период, но стороны заявят, что хотели бы продолжения усилий посредников, то мы, конечно, их продолжим.
Недавно вы впервые посетили Нагорный Карабах. Каковы ваши впечатления?
До посещения Нагорного Карабаха сложно пытаться составить о нем точное впечатление - настолько это место красиво. Что меня не удивило, так это чувство глубокой гордости народа и руководства Нагорного Карабаха и их глубокая уверенность в том, что они достигли того, что будет окончательным положением. Я был приятно удивлен их трезвым и конструктивным подходом, готовностью говорить и вместе обсуждать возможности продвижения мирного процесса. Я чувствовал себя очень комфортно в Нагорном Карабахе, и это было приятное чувство.
Считаете ли вы корректным сравнивать Нагорный Карабах с другими замороженными конфликтами?
Я уверен, что каждый конфликт уникален. Мы категорически отвергаем любые идеи об универсальном прецеденте, который может быть создан в Косово или где-то еще. У каждого конфликта есть свои уникальные элементы, и Нагорный Карабах, несомненно, отличается от других". ("Медиамакс", интервью приводится с сокращениями).
Бакинская газета "Зеркало" выступила с резкой критикой высказываний, содержащихся в интервью сопредседателя МГ ОБСЕ от США Мэтью Брайзы агентству "Медиамакс". Господин Брайза даже не замечает, что, увязывая освобождение Кельбаджара и Лачина с вопросом проведения референдума по определению статуса Нагорного Карабаха, не только фактически оправдывает "оккупацию" азербайджанских территорий, что однозначно отмечается в ежегодных отчетах Госдепа США, но и фактически предпринимает попытку ревизии четырех резолюций Совбеза ООН, реализация которых и поручена сопредседателям МГ ОБСЕ, и в которых четко и однозначно говорится об освобождении всех "оккупированных" территорий вокруг Нагорного Карабаха без предварительных условий, пишет бакинское издание. Но больше всего газету возмутило заявление посредника о недопустимости силового решения конфликта. Оно, считает "Зеркало", "не выдерживает никакой критики": "Но тогда куда деть право каждого государства на самооборону и защиту суверенитета, о которой так часто вспоминал сын Буш во время недавней интервенции Израиля в Ливан или же отец Буш, освобождая Кувейт от иракской оккупации. А вот, по словам Брайзы, США, будучи постоянным членом Совбеза ООН, не только не собираются помочь нам в силовом освобождении оккупированных территорий, но и лишают нас права на самооборону и защиту суверенитета". Не обошла "вниманием" газета и Россию: "А вот истеричные заявления российских политиков, послов даже не стоит комментировать. Кремль осознает, что обсуждение в ООН может лишить Россию последних рычагов использования этих конфликтов для влияния на процессы, происходящие в регионе".
Азербайджанская сторона ответила на предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха в письменной форме. Об этом заявил сопредседатель МГ ОБСЕ от России Юрий Мерзляков. По его словам, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров вручил им этот ответ на встрече, состоявшейся 13 сентября в Лондоне. "Хотя он предупредил, что это еще не окончательный ответ, чтобы сопредседатели еще поработали с ним, чтобы можно было представить другой стороне", - отметил российский дипломат. По словам Мерзлякова, от армянской стороны письменного ответа нет, но она сделала заявление, что текст сопредседателей в принципе ее устраивает при некоторых резолюционных поправках. Мерзляков сказал, что встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна в рамках 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке не состоится, они по отдельности проведут консультации с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. По словам сопредседателя, раскрывшего причины отсутствия встречи глав МИД, во время встречи 12 сентября в Париже армянский министр предупредил, что в случае вынесения вопроса о "замороженных конфликтах" на сессию ООН он откажется от встречи с Эльмаром Мамедъяровым: "В день, когда встречались с Мамедъяровым, появилось сообщение о том, что в Генкомитете предложение ГУАМ не прошло. Мы с Мамедъяровым пришли к согласию о проведении встречи министров иностранных дел в Нью-Йорке. Но потом на пленарном заседании с перевесом в один голос предложение было включено в повестку дня сессии. Осканян сделал заявление, сказав, что не намерен встречаться с Мамедъяровым, а только проведет консультации с сопредседателями". ("Азери-Пресс").
О чем говорит Мерзляков и, вообще, почему говорит об этом, можно только предполагать, пишет газета "Азг" в ответ на информацию "Азери-Пресс". "Но после создавшегося в ООН положения вокруг резолюции относительно пожаров, после встреч в последнее время министров иностранных дел с сопредседателями остается быть уверенным лишь в одном - сопредседатели делают последнюю попытку реально зарегистрировать в этом году прогресс в процессе урегулирования конфликта".
Будут ли продолжены переговоры?
"Отказ Вардана Осканяна от встречи с главой МИД Азербайджана означает боязнь слабости своих аргументов". Об этом, пишет бакинская "525-я газета", заявил начальник управления прессы и информации МИД Азербайджана Таир Тагизаде. Он заявил, что главное - чтобы переговорный процесс продвигался. "Все высказывания главы МИД Армении по поводу деятельности Азербайджана в ООН показывают реальную степень ангажированности Армении в региональной и мировой политике", - отметил Тагизаде. Тагизаде отметил, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ все еще придерживаются мнения, что следующая встреча должна пройти между министрами Армении и Азербайджана.
Пресс-служба МИД Армении распространила ответ исполняющего обязанности пресс-секретаря МИД РА Владимира Карапетяна на вопрос Общественного радио:
"В течение последних дней некоторыми должностными лицами Азербайджана делаются комментарии, используя такой лексикон, который, кажется, является новостью в дипломатической практике. Особенно непонятна мысль руководителя пресс-службы МИД Азербайджана, которая объясняет "уклонение" армянской стороны от встречи между министрами "слабостью армянских аргументов". Действительно ли нам нечего сказать по поводу предстоящей встречи?
Я пытаюсь понять, какими психическими комплексами страдает мой азербайджанский коллега, допуская недостойные для дипломата подобного уровня суждения относительно встречи министров. Может быть, дипломату потерпевшей поражение в развязанной ею же войне страны ничего больше не остается, как заменять свою беспомощность бессмысленным высокомерием и пустословием. Знаете, действительно удивляет этот словесный поток официальных лиц азербайджанской стороны за последние несколько дней. В нем нет абсолютно никакой логики, которую можно было бы назвать мыслью. Я говорю "словесный поток", так как очевидно абсолютное отсутствие ответственности и осознания момента. Армянская сторона со всей серьезностью подходит к переговорам и ожидает того же от противоположной стороны. Мы несколько раз уже заявляли о нашем положительном отношении к последним предложениям сопредседателей МГ ОБСЕ и при всем том надеемся продолжить переговоры. Переговорный процесс последних лет ясно подчеркивает негационистскую позицию Азербайджана: в 1998 году они отклонили вариант "об общем государстве", в 2000 году они отказались от ки-вестских предложений и сегодня уже отступают от представленных в данный момент сопредседателями Минской группы ОБСЕ договоренностей. Мы повторяем еще раз, что для армянской стороны Минская группа приемлемый и на данный момент наилучший формат. Перемещение вопроса в другие инстанции создает ситуацию, которая выносит на повестку дня вопрос вовлеченности Нагорного Карабаха. Переговоры для нас не самоцель: мы не вступаем в переговоры, чтобы стать участниками азербайджанских игр. Если Азербайджан не имеет каких-либо аргументов для представления Минской группе и пытается добиться неопределенных выгод там, где государства не имеют той глубинной информации, представлений и знаний о нагорно-карабахском конфликте, то Азербайджан играет в опасную игру. Если Азербайджан вступил в эту игру поневоле, пытаясь извлечь выгоду из повестки дня других участников, то я думаю, что Азербайджан должен был хорошо рассчитать последствия подобной политики. Азербайджан должен, наконец, понять, что навязывание кому бы то ни было какого бы то ни было варианта не может быть решением вопроса, пока мы сами не сможем найти решения, какими бы трудными они ни были. А если азербайджанские власти пытаются спекулировать "картой" Нагорного Карабаха для внутреннего потребления, то это уже другой вопрос и нужно рассматривать его в другой плоскости, а не в политической. В любом случае, азербайджанской стороне не удастся никого ввести в заблуждение. Не удастся отрицать, что первые этнические чистки на территории бывшего СССР начали осуществлять именно они, именно они развязали широкомасштабную войну против части населения, которую они считают своими гражданами, именно они осуществили и продолжают уничтожать следы армянского культурного наследия, именно азербайджанская сторона имеет абсолютно негационистскую позицию относительно какого бы то ни было сотрудничества, которое могло бы способствовать началу формирования сотрудничества и ослабления напряженности". ("Ноян Тапан").
"Демонстрация официальным Ереваном такой позиции в связи с проблемой Нагорного Карабаха ожидалась. Армения считает, что она выиграла войну и Азербайджан должен уступить ей в переговорах. Официальный Баку не вознаградит Армению". Об этом бакинскому агентству АПА заявил азербайджанский политолог Расим Мусабеков, выразив свое отношение к уклонению официального Еревана от переговоров. По мнению Мусабекова, есть единственный путь решения проблемы Нагорного Карабаха: "Государства-гегемоны должны образумить Ереван. В противном случае переговоры не дадут никаких результатов и Ереван, как и прежде, будет продолжать свою неконструктивную позицию". По словам другого азербайджанского политолога Зардушта Ализаде, на самом деле нет реальных переговоров, и создается только лишь их видимость: "Ни одна из сторон не хочет в корне изменить свою позицию. Для уступок нет реальной почвы. Официальный Ереван заявляет, что Нагорный Карабах должен стать независимой республикой и присоединиться к Армении, Азербайджан же заявляет, что не отдаст Армении и кусочка своей земли. Нет поиска другого серьезного компромисса на переговорах за границей этих принципов и апелляции к общественности и международным законам. И стороны, и сопредседатели, поверхностно выступая из политических интересов, стараются найти вариант решения, в котором интересы сторон будут приближены. Интересы же не сближаются. Для решения проблемы необходимо, чтобы одна из сторон отошла бы от своих основополагающих принципов". Ализаде считает, что есть очень могущественные силы, которые стараются заморозить и продлить конфликт. Политолог заявил, что в процессе решения проблемы Нагорного Карабаха возникла патовая ситуация и переговоры проводятся с целью создания видимости. А политолог Вафа Гулузаде назвал процесс решения нагорно-карабахской проблемы "ерундой".
Несколько месяцев назад президент РА Роберт Кочарян заявил, что если переговоры по Карабаху зайдут в тупик, то "Армения признает независимость Нагорно-Карабахской Республики". Действительно ли в ближайшем будущем Армения пойдет на такой шаг? На этот вопрос газеты "168 Жам" и.о. пресс-секретаря МИД Армении Владимир Карапетян ответил так: "Вы сами отметили - если переговоры зайдут в тупик. Нынешнюю ситуацию с переговорами мы не считаем таковым". Ну а как насчет заявления Армении, что если Азербайджан будет продолжать свои попытки вынести проблему Нагорного Карабаха в ООН, то должен будет сесть за стол переговоров с самим Нагорным Карабахом, чего Азербайджан никак не хочет, - это что, не тупик? На это замечание Карапетян ответил: "Это не однозначно, что не хочет. То есть это станет ясно из ближайших позиций и предстоящих процессов". По его мнению, Армения является сторонницей продолжения переговорного процесса в той или иной форме. "Армянская сторона ни в коем случае не будет инициатором заведения переговоров в тупик", - заявил Карапетян.
Нынешняя ситуация в процессе нагорно-карабахского урегулирования тупиковая из-за неправомерных территориальных притязаний Азербайджана, отстранения от переговоров самой заинтересованной стороны - Карабаха и непомерной глупости и историко-правового невежества всякого рода посредников. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявил первый посол РФ в Армении Владимир Ступишин. По его словам, по той же причине трудно ожидать позитивных сдвигов в 2007 и 2008 годах. "Когда наступит момент возвращения на переговоры в качестве полноправного участника представителей НКР, предсказать трудно из-за вышеуказанных факторов. Что касается военного решения проблемы, то Баку не призывает к применению силы, а угрожает Армении войной. Это недопустимая позиция, даже если она и смахивает на блеф", - подчеркнул он. Российский дипломат считает, что оптимальным в настоящее время является сохранение статус-кво по всем параметрам и нежелательность создания такой ситуации, когда армян смогут обвинить в срыве переговоров: переговоры всегда лучше военных действий, сколько бы они ни продолжались. "15 лет независимости Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики отмечены укреплением обоих армянских государств, преодолением трудностей блокадного существования, успешным отпором агрессии азербайджанских реваншистов, сохранением дружественных, союзных отношений между Арменией и Россией и активным участием Армении в работе совместных с Россией организаций (СНГ, ОДКБ и т.д.)", - сказал Ступишин.
"Карабах уверенно встал на путь обретения независимости. Для нас нет пути назад". Об этом, сообщает PanARMENIAN.Net со ссылкой на DiplomaticTraffic.com, заявил постоянный представитель НК в США Вардан Барсегян. По его словам то обстоятельство, что Сталин в свое время передал Карабах Азербайджану, не означает, что международное сообщество должно принять это. "В направлении официального признания независимости Карабаха наблюдаются позитивные тенденции. Правительства разных стран признают, что НКР была создана и функционирует как независимое государство, связи НКР с другими странами приобретают характер регулярных контактов между правительствами, однако по очевидным причинам, например, правительство США не желает признавать эти контакты регулярными", - отметил Барсегян. Вместе с тем, представитель НК в США считает, что Вашингтон следит за тем, что происходит в Нагорном Карабахе, включая экономический прогресс и демократизацию. "Через третьи стороны мы узнаем, что в Вашингтоне довольны этим прогрессом, хотя об этом публично не заявляется", - отметил он. Что касается отношений с Азербайджаном, то Барсегян сказал, что НК не питает никаких иллюзий по поводу возможности проведения прямых переговоров с Азербайджаном по вопросу независимости. "Решение может быть найдено лишь путем прямых переговоров между Азербайджаном и НКР. Сражаясь за свою независимость, народ Карабаха доказал свое право жить на земле предков. Цена этому была очень высокой - в ходе войны были убиты несколько тысяч армян. Азербайджан де-факто признал существование НКР, признав линию соприкосновения, отделяющую обе стороны, согласно соглашению о прекращении огня", - подчеркнул Барсегян. Постоянный представитель НК в США выразил уверенность в том, что мир признает, что народ Карабаха заслужил свою свободу. "Международное признание независимости Карабаха предотвратит нападки со стороны Азербайджана. Договор о прекращении огня соблюдается уже 12 лет, и мы считаем, что это следствие естественного баланса сил. Доходы от продажи нефти Азербайджан использует частично для укрепления боеспособности армии, поэтому армянская сторона призывает Конгресс США и администрацию президента Джорджа Буша сохранять военный баланс для предотвращения новых ударов со стороны Азербайджана".
Признание непризнанных
Нагорный Карабах приветствует проведение референдумов в Приднестровье и Южной Осетии, заявил в беседе с агентством "Новости-Армения" президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян. "Я считаю, что народы Приднестровья и Южной Осетии имеют право проводить референдум и еще раз подтвердить ту позицию, о которой они объявили задолго до сегодняшнего дня", - сказал Гукасян, комментируя итоги референдума в Приднестровье. "Я думаю, что всегда плохо и неправильно не учитывать волеизъявление народа. При решении подобного рода вопросов в основу должно лечь право народа на самоопределение, и, естественно, мы приветствуем эти референдумы", - отметил глава Нагорного Карабаха.
В Сухуме 18 сентября состоялась встреча министра иностранных дел Абхазии Сергея Шамба с заместителем председателя комиссии по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Общественной палаты Российской Федерации Сергеем Марковым и руководителем российских и азиатских программ Института международной безопасности (Вашингтон) Николаем Злобиным. Как сообщает ИА "Кавказский узел", собеседники обсудили политические итоги референдума в Приднестровье и выразили поддержку народу Приднестровья в деле обеспечения его политических прав и суверенитета. В ходе встречи также обсуждались некоторые практические шаги, имеющие целью укрепление международного авторитета Республики Абхазия и безопасности в регионе. В случае признания независимости Косово международное сообщество будет действовать по универсальному принципу, распространяя его одновременно на Абхазию, Приднестровье, Южную Осетию и Нагорный Карабах, заявил Марков по окончании встречи журналистам. По его мнению, этот принцип обеспечит признание республик и тем самым новую волну формирования независимых государств, образовавшихся после распада Союза и окончания "холодной войны".
"Мы должны учесть желание жителей Приднестровья получить статус независимого государства", - заявил 20 сентября на пленарном заседании Госдумы РФ вице-спикер Владимир Жириновский. Он считает, что на карте мира появится еще сотня независимых государств. Говоря об этом, Жириновский назвал Карабах и другие непризнанные республики. Вице-спикер предлагает открыть консульство в Приднестровье. (Analitika.az).
Европейский союз не признает результаты референдума, который 17 сентября прошел в Приднестровье. Ранее представители ЕС и ОБСЕ неоднократно заявляли, что считают проведение референдума в Приднестровье нецелесообразным. Председатель ОБСЕ Карел де Гухт заявил, что приднестровский референдум "еще больше осложнит ситуацию в регионе", сообщает PanARMENIAN.Net со ссылкой на заявление официального представителя Еврокомиссии Пьетро Петруччи.
Заместитель главного редактора российской газеты "Коммерсантъ" Азер Мурсалиев, комментируя результаты проведенного в Приднестровье референдума, заявил, что референдум - это средство давления на другую сторону конфликта. "Юридических последствий тут никаких нет. Референдум изначально объявили незаконным все мало-мальски пристойные международные организации. Собственно говоря, это - некое действо и просто напоминание о себе. Примерно по такой же схеме и с таким же результатом пройдет аналогичный референдум в Южной Осетии", - добавил он. Касаясь Нагорного Карабаха, политолог отметил, что там уже несколько раз были проведены разного рода референдумы: "Это все с юридической точки зрения просто ничтожно. Любой референдум считается признанным, если признают само его проведение, участвуют наблюдатели, представители от конкретных организаций, начиная с ООН и кончая Советом Европы. А приезд нескольких человек, иностранцев в непризнанные образования по собственной инициативе или по чьей-либо просьбе не может свидетельствовать о серьезности юридических последствий референдума". ("525-я газета")
У сепаратистских образований, существующих на постсоветском пространстве, новая мода - проведение референдумов. Этой политикой "независимые республики" стараются осуществить т.н. "балканизацию" постсоветского пространства, пытаются освоить опыт этнонационального самоопределения по сербско-черногорскому и косовскому опыту. Данный процесс у них проистекает по разному - кто-то выбирает "президента", кто-то голосует за "Конституцию", кто-то имитирует "референдумы о независимости" и т.д. И все эти "страны" почему-то забывают, что черногорский и косовский казусы в США и ЕС признаны уникальными, не поддающимися слепому политическому копированию. ("Зеркало").
По мнению заведующего отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа РФ Сергея Маркедонова, попытка Азербайджана перевести вопрос урегулирования карабахской проблемы на уровень ООН не является случайной. "НКР в скором времени присоединится к "параду референдумов" непризнанных государственных образований постсоветского пространства - 10 декабря 2006 года в Нагорном Карабахе пройдет всенародное голосование за проект Основного закона республики. Главным вопросом Конституции республики является не проблема разделения властей и распределения полномочий между президентом, парламентом и кабинетом министров, а территориальный вопрос: где начинается и где заканчивается родина для карабахцев - вот ключевой вопрос политической дискуссии вокруг Основного закона НКР. В Степанакерте уверены, что через три месяца произойдет территориальная и политическая институционализация республики. И последний атрибут состоявшегося государства - Конституция - позволит существенно приблизить день международного признания Нагорного Карабаха", - подчеркнул Маркедонов. ("Еркир").
Баку "перевоспитывает" "Аль-Джазиру"
Арабский телеканал "Аль-Джазира" 17 сентября показал интервью президента Армении Роберта Кочаряна корреспонденту телеканала Заверу Шевджи. Как сообщает "Ноян Тапан", в интервью глава армянского государства коснулся вопросов мирного урегулирования карабахского конфликта, отношений Армения-арабский мир и региональных вопросов.
Газета "Еркир" пишет, что в рамках визита в Армению корреспондент "Аль-Джазиры" посетил Нагорный Карабах и взял интервью у президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна. В связи с 15-летием независимости Армении телеканал "Аль-Джазира" с 21 сентября в новостях периодически показывает репортажи о культурной, экономической и политической жизни Армении и Нагорного Карабаха. Будут показаны также интервью с представителями власти, оппозиции, духовенства и населения Армении.
"В случае если катарский телеканал "Аль-Джазира" подтвердит информацию о своих планах показать в ближайшие дни в своем эфире репортаж о сепаратистах Нагорного Карабаха, мы доведем до их сведения неприемлемость подобного шага для нашей страны и предложим исключить из программы канала данную передачу". Об этом в интервью бакинской газете "Эхо" заявил начальник управления информационной политики и печати Министерства иностранных дел Азербайджана Таир Тагизаде. "Проведем воспитательную беседу с представителями арабского телеканала и постараемся узнать, действительно ли они собираются транслировать репортаж о сепаратистах", - заявил Тагизаде.
Официальный Баку в очередной раз находится на грани нервного срыва, пишет газета "Новое время": "Трясет и все прочее. Причина простая: катарский телеканал "Аль-Джазира" показывает репортажи об Армении и Нагорном Карабахе, сделанные известным репортером Завером Шевджи". Судя по всему, пишет газета, в Азербайджане понятия не имеют, что такое независимые СМИ, конкретно телевидение. Так, недавно "крайнее раздражение" официальных властей вызвал репортаж о Карабахе на РТР "Планета". По мнению газеты, имперские комплексы мешают Баку понять, что "Аль-Джазире" и арабскому миру с их палестинцами интересен феномен Нагорного Карабаха, этой маленькой страны и ее народа. "Народа, который никак не может быть сепаратистом на собственной земле".
Визит иранских бизнесменов в Степанакерт
Как сообщает информационный портал МИД Нагорного Карабаха, по инициативе Министерства территориального управления и развития производственных инфраструктур НК, Карабахского агентства развития и общественной организации промышленников и купцов Ирана в Армении Степанакерт с двухдневным визитом посетила группа промышленников и предпринимателей из Ирана. В ходе состоявшегося в здании правительства НК форума был обсужден ряд вопросов, представляющих взаимный интерес. В частности, были обсуждены варианты ввоза из Ирана сырья и соответствующего оборудования. Было решено также организовать в будущем в НК выставку иранских товаров. Иранские бизнесмены посетили ряд промышленных предприятий республики, ознакомились с продукцией местных предпринимателей, поинтересовались налоговым законодательством и льготами, установленными для зарубежных инвесторов. "Визит иранской делегации в Нагорно-Карабахскую Республику является новым шагом на пути углубления сотрудничества, - заявил премьер-министр НК Анушаван Даниелян, комментируя форум в Степанакерте. - Вековая дружба двух народов и сейчас имеет глубокие корни, что проявляется как в различных отраслях экономики, так и в сферах науки, образования и культуры. Эти связи последовательно укрепляются". Глава правительства рассказал также о достижениях в экономике республики, отметив благоприятные условия, созданные в Карабахе с целью стимулирования зарубежных инвестиций. От имени правительства Нагорного Карабаха Анушаван Даниелян выразил готовность оказать необходимое содействие иранским бизнесменам в осуществлении их программ в Нагорном Карабахе.
МИД Азербайджана проверит информацию о визите представителей Ирана в Нагорный Карабах. Об этом сообщил агентству "Тренд" начальник управления прессы и информации МИД Азербайджана Таир Тагизаде. По информации азербайджанской стороны, ни одно официальное лицо, исключая представителей Армении, не посещало Нагорный Карабах. "Я думаю, что в ближайшем будущем никто такие вещи делать не собирается, но надо проверить, и в зависимости от того, подтвердится это или нет, будет формироваться позиция официального Баку", - сказал представитель МИД Азербайджана.
По мнению экс-посла Азербайджана в Иране Насиба Насибли, экономические контакты между Тегераном и Ереваном всегда носили стратегический характер. Об этом он заявил в беседе с бакинской газетой "Эхо". Насибли отметил, что для некоторых бизнесменов ИРИ - азербайджанцев по происхождению - характерно отсутствие чувства национального самосознания, "они ко всему относятся с учетом своих бизнес-интересов". "Поэтому информация о посещении оккупированных земель иранскими бизнесменами меня никак не удивляет", - отмечает Насибли. К тому же, по информации бывшего посла, официальный Тегеран всячески поощряет свои деловые круги налаживать экономические отношения с армянами. "Это является частью экономической стратегии этих стран", - подчеркивает Насибли. Вместе с тем, считает экс-посол, Азербайджан должен в обязательном порядке посредством дипломатических каналов выразить свое недовольство.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Путин поговорил с семиклассницей Таисией из Подмосковья
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Проход судов через Босфор временно перекрыли из-за шедшего в РФ танкера