Обзор СМИ Иркутской области за 21-28 июля

Авиакатастрофа 9 июля в Иркутске продолжает оставаться информационным поводом для большинства СМИ Иркутской области. Большое внимание уделяется реконструкции городского аэропорта и планам его переноса. А вот "Аргументы и факты в Восточной Сибири" в материале "Полосы пылятся и трескаются" от 26 июля рассказывает о состоянии малых аэропортов Иркутской области. Сегодня местные аэропорты находятся в удручающем состоянии. "Состояние самолётного парка в регионе надёжное, - уверен руководитель Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Минтранса РФ Юрий Журавлёв. - Отстаёт земля. Я имею в виду наши малые аэропорты. Когда в Киренске произошло наводнение, фунтовая взлётно-посадочная полоса (ВПП) полностью ушла под воду на месяц. Пока ВПП не высохла, самолёты не могли приземляться". Кстати, в настоящее время в Киренске более-менее хорошая полоса - искусственная, но требует срочного ремонта. Практически все аэродромы области сегодня находятся в федеральной собственности и фактически не финансируются из государственного бюджета. По словам исполняющего обязанности начальника Бодайбинского авиапредприятия Юрия Лохова, копеек федерации не хватает даже на содержание фунтовых ВПП. Таковых в Иркутской области две - в Ербогачёне и Бодайбо. Как рассказал Юрий Лохов, пройдёт дождь - посадить самолёт на полосу нельзя, ветер поднимет пыль с сухой "грунтовки" - тоже нельзя. Хотя ещё в 90-е годы в Бодайбо пытались построить искусственную взлётно-посадочную полосу. Проложили только 600 метров бетонной плиты и забросили. А вот в Казачинске хорошая искусственная взлётно-посадочная полоса, построенная ещё в советское время на средства Казахской республики. Потом, когда Казахстан отделился, российские федеральные власти решили не брать на баланс казачинский аэродром. Передали его району. Сейчас, по словам директора аэропорта Сергея Антипина, ВПП требует срочного косметического ремонта. А это порядка 10 млн. рублей. Разумеется, таких средств у дефицитного бюджета муниципалитета нет. "На полосе появилась масса трещин, - говорит Сергей Антипин. - Кроме того, несколько лет назад был построен новый аэровокзал в стороне от взлётно-посадочной полосы. По сути, сегодня мы нарушаем правила безопасности, так как автобус с пассажирами подъезжает к зданию аэропорта, пересекая ВПП. Нужен отдельный перрон и рулевая полоса". Ещё один бич малых аэропортов области - зависимость от светового дня. Светосигнальная система на взлётно-посадочных полосах имеется только в Бодайбо и Усть-Куте. Остальные аэродромы принимают самолёты исключительно днём. В Казачинске, кстати, раньше был "ночной старт", использовался сезонно - когда день короткий. А потом как-то летом его разобрали по частям хулиганы. "С точки зрения безопасности полётов наши малые аэропорты пригодны, - заявил Юрий Журавлёв. - Правда, иногда мы вынуждены закрывать аэропорты из-за того, что собаки или коровы выходят на ВПП. Такие случаи были в аэропортах Нижнеангарска и Улан-Удэ". Было бы лучше, считает директор авиакомпании "Ангара" Анатолий Юртаев, передать аэродромы из федеральной собственности в областную. Тогда, возможно, ВПП будет уделяться больше внимания. Юрий Журавлёв сказал, что этот вопрос пока находится в стадии решения. А руководства малых аэропортов тем временем начинают поиски спонсоров. У ряда территорий есть неплохие шансы - инвесторы должны прийти на север с прокладкой нефтепровода "ВСТО", разработкой Верхнечонского нефтяного месторождения.

Об итогах проведения Всероссийской сельскохозяйственной переписи в Иркутской области - в статье "Областной газеты" от 26 июля под заголовком "В ходе сельхозпереписи обнаружили новые поселки". По данным Иркутскстата, на 25 июля в Приангарье переписано около 260 тыс. объектов, подлежащих ревизии, что составляет 100% от плана. С середины августа начнется обработка полученных данных. О предварительных итогах сельхозпереписи Приангарье отчитается перед Росстатом в конце текущего года. Окончательные результаты ВСХП будут известны в конце 2008 года. Как сообщила заместитель руководителя Иркутскстата Людмила Масленкина, наиболее быстрыми темпами сельскохозяйственная инвентаризация проходила в Усольском, Балаганском, Братском, Заларинском и Тулунском районах. В некоторых территориях ритм работы немного нарушила стихия. Связь со счетными участками была прервана из-за лесных пожаров в северных районах области. А в результате паводков в Нижнеудинском и Зиминском районах было затоплено более 450 участков, подлежащих переписи. Около 300 объектов переписчики посетили в сопровождении милиции. Большинство из них расположены в Ангарском, Бодайбинском и Зиминском районах. Сейчас в Иркутскстате готовятся ко второму этапу ревизии. В центре обработки переписных листов монтируют локальные сети специальной автоматизированной системы, с помощью которой предстоит проверить около 4 млн. страниц анкет, заполненных на территории Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. По словам Людмилы Масленкиной, число переписанных в регионе объектов будет уточнено к концу текущей недели. Корректировка возможна из-за того, что некоторые деревни переписчики просто не нашли или, наоборот, обнаружили новые населенные пункты. "Главное то, что перепись помогла отразить картину фактического использования земельных участков и долей. Как выяснилось, у нас очень много случаев, когда в Роснедвижимости земля числится за одной организацией, а пользуются ею другие. Дело в том, что при реорганизации сельхозпредприятий участок был разделен между пайщиками. Как они его используют сегодня - продали, отдали в аренду, ведут личное подсобное хозяйство - вот что нужно знать стране. Есть примеры, когда в Братском районе несколько десятков фермеров взяли землю в начале 90-х годов, вырубили лес и бросили. Приходилось разыскивать таких фермеров с помощью правоохранительных органов", - отметила Людмила Масленкина. Всего в Иркутской области трудились более 1,6 тыс. переписчиков. Из них 24 отказались от работы в ходе обучения и предварительного обхода. За всю кампанию в регионе было зарегистрировано восемь случаев нападения собак на переписчиков и одно обращение в Военно-Страховую компанию.

О неожиданных обстоятельствах, выяснившихся в ходе последствий летнего наводнения в Иркутской области, рассказывает "Московский комсомолец в Приангарье" в материале "Бесхозная федеральная" от 27 июля. 20 июня из-за ливневых дождей и выхода из берегов реки Замзор Нижнеудинского района была затоплена федеральная трасса М-53 "Байкал". Затем под водой оказался отрезок дороги, через которую автомобили объезжали город Тулун. Его закрыли из-за разрушений и размыва мостовых сооружений. Теперь автомобили, двигаясь на север, проезжают по городской улице имени 19 партсъезда. Корреспондент издания связался с руководителем Управления автомагистрали "Красноярск - Иркутск" Александром Сусловым, в чьем ведении находится трасса, с просьбой прояснить ситуацию о состоянии дороги. "Дорога в Тулуне к нам не относится. Она заканчивается и вновь начинается на границах города", - ответил он. Получается, что отрезок московского тракта М-53 ничей? В пресс-службе МЧС Иркутской области также затруднились сказать, кому она принадлежит. "Тот участок, который закрыт, не принадлежит ни нам, ни области, ни государству, - говорит мэр Тулуна Виктор Пивень. - Сейчас мы готовим документы, чтобы стать собственником этой дороги, а потом передать его области". Поиск хозяина дороги - не единственная проблема мэра Тулуна. Сегодня тема номер один в городе - приведение его в порядок после наводнения. "Режим чрезвычайной ситуации у нас снят, - рассказывает мэр. - Но все специалисты находятся в состоянии повышенной готовности. На сегодняшний день Тулун - город экологического бедствия. У нас большая проблема с подъемом грунтовых вод и наложением на них паводков. Мы постоянно откачиваем воду, а она все прибывает".

О несоблюдении норм пребывания детей в лагерях Иркутской области - в материале "Областной газеты" от 28 июля "Больного ребенка могут оставить в лагере без помощи". С начала летней оздоровительной кампании в Приангарье организованно отдохнули более 220 тыс. детей. В настоящее время детские лагеря готовятся к открытию третьих смен и сезонов. Тем временем чиновники и представители контрольно-надзорных органов решают вопросы безопасности детского отдыха. Особую тревогу у них вызывают палаточные лагеря, которые в последнее время пользуются большой популярностью среди жителей Приангарья. В данный момент о ряде таких лагерей, где не соблюдаются элементарные условия проживания (санитарно-гигиенические нормы, медицинское обслуживание), проинформирована областная прокуратура. В ближайшее время и департамент по туризму Иркутской области будет осведомлен о некачественных услугах тех турфирм, которые имеют лицензии на организацию детского палаточного отдыха. "Мы были крайне удивлены, когда в одном таком лагере ребенок с температурой 39 градусов лежал, и ему не оказывали никакой помощи. И что это за организация отдыха, если руководитель оздоровительного учреждения не может сказать, сколько у него сегодня присутствует детей?" - заявила заместитель начальника Главного управления социальной защиты Иркутской области Татьяна Плетан. По ее словам, прежде чем отправить ребенка в лагерь, родителям нужно поинтересоваться в органах местного самоуправления и комитете по молодежной политике Иркутской области условиями проживания, наличием квалифицированного персонала. Ведь именно от соблюдения этих норм зависит безопасность жизни детей на отдыхе. Кстати, в ходе нынешней летней оздоровительной кампании был зарегистрирован один трагический случай гибели ребенка - в лагере дневного пребывания в поселке Ербогачен утонул подросток. Главной проблемой в работе стационарных оздоровительных лагерей является несоблюдение правил пожарной безопасности. По этой причине специалисты Госпожнадзора запретили во втором сезоне эксплуатацию 20 лагерей с круглосуточным пребыванием детей и 19 с дневным пребыванием. Большинство из них - в Слюдянском и Иркутском районах. Главное нарушение - отсутствие автоматической пожарной сигнализации. Противопожарные мероприятия не выполняются здесь из года в год в силу финансовых проблем.