Павел Чобанян - эксперт аналитического центра "Кавказ", доктор исторических наук

ИА REGNUM: Какие проблемы существуют в армяно-грузинских отношениях, и в какой степени их обуславливают российско-грузинские отношения?

Армяно-грузинские отношения всегда отличались содержательностью, однако в годы постсоветской независимости они стали более ярко выражены. Уровень добрососедских взаимоотношений между двумя государствами оценивается, в основном, позитивно, но не стоит закрывать глаза на некоторые негативные проявления. Появился ряд проблем, решение которых зависит не только от доброй воли двух государств.

Первый эпизод армяно-грузинского противостояния - это позиция армянской общины Абхазии и сотрудничество ее представителей с абхазами, которые, как известно, объявили о своей независимости от Грузии. Армянское население обвиняется с грузинской стороны в сотрудничестве с абхазами, а среди абхазского населения пытаются посеять недоверие к армянам, разжигая тем самым межнациональную рознь.

Грузинские власти приняли курс на националистическую политику как в столице, так и в различных регионах страны, чем и обусловлено возникновение очагов этнического противостояния. Издаются книги и статьи также с откровенно антиармянским содержанием, единственной целью которых является обвинение армянского населения в недоброжелательном отношении к Грузии. Одна из целей этой продолжающейся с давних времен политики - это стремление к ассимиляции армянского населения, которое, постепенно меняя армянские фамилии на грузинские (или в грузинской интерпретации, "восстанавливая свои грузинские фамилии"), пытается избавиться от тяжести этнической дискриминации.

Следующий этап противостояния в армяно-грузинских отношениях возник в связи с нарастающим диктатом грузинских властей в отношении Джавахети и армянского населения этого края. Здесь налицо политика, нацеленная на вытеснение армянского этноса.

Если в предыдущем вопросе официальная позиция Армении, можно сказать, остается незаметной, то в данной ситуации проблема приобретает не только внутригрузинскую окраску, но и получает общеармянскую значимость и, более того, международное звучание, связанное с соблюдением прав национальных меньшинств в Грузии, выводом российских военных баз из Ахалкалаки, требованием Совета Европы о возвращении турок-месхетинцев в Грузию, перспективами строительства в обход Республики Армения железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси и других проблем. Заслуживает внимания то обстоятельство, что любая попытка проявления демократических прав со стороны населения Джавахети вызывает отрицательную реакцию грузинской прессы, общественности и государства. Первый съезд демократического объединения "Единый Джавахк", состоявшийся на днях, выступил с заявлением. Реакция грузинской прессы не заставила себя ждать: сообщение об этом сопровождалось заявлениями, содержащими недоброжелательное отношение к Армении. Исходя из того, что в заявлении было выражено негативное отношение к строительству железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси, грузинская пресса провокационно сообщает, что "нужно быть слепым, чтобы не видеть, что оно отражает отношение и позицию определенных политических сил Армении". В грузинской прессе публикуется провокационная статья, где утверждается, будто "Россия в Ахалкалаки продает вооружение, привезенное из Цхинвали". ("Хвалиндели дге" 27-28 июня 2006 г. N65).

Есть определенные проблемы, связанные с деятельностью армянской церкви в Грузии и притеснением церковных церемоний, конфискацией армянских церквей, отказом в предоставлении правового статуса епархии Армянской церкви в Грузии.

В сознании грузинского народа пытаются сформировать образ врага в лице армянского населения и народа, который навязывается через различные средства массовой информации, в том числе "научные" издания с откровенными искажениями фактов.

Росту антиармяских настроений, несомненно, способствует также логика грузино-российских и армяно-российских отношений. Рассматривая Россию, как разрушителя грузинской государственности и самоуправления грузинской церкви (автокефалии), начиная с 1801 года, по факту вступления Грузии в Российскую империю, при этом не отводится Российской империи какой-либо положительной роли в истории Грузии. Армения, которая осознает и ценит роль России, естественно становится для Грузии нежелательным союзником России.

ИА REGNUM: Почему Нагорно-Карабахская Республика не присоединяется к соглашению непризнанных республик - Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья, является ли верной точка зрения, что это обусловлено позицией Еревана, заключающейся в нежелании портить армяно-грузинские отношения?

Несомненно, не исключается, что в армяно-грузинских отношениях это обстоятельство также может играть роль. Но необходимо отметить, что в отличие от Абхазии и Южной Осетии, которые заявляют о своей позиции непосредственно в процессе прямого диалога и отношений с Грузией, Нагорный Карабах более стеснен в сфере внешних отношений, и переговоры с Азербайджаном, фактически, ведет не президент Нагорного Карабаха, а президент Республики Армения. В соответствии с этим, конфликт воспринимается не как конфликт между НКР и Азербайджаном, а как конфликт между Республикой Армения и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Если в Абхазии и Южной Осетии миротворческую миссию осуществляют российские вооруженные силы по известному соглашению и определенной квоте, то гарантом безопасности в Нагорном Карабахе является собственная армия и Республика Армения.

Заключение указанного трехстороннего Союза было обусловлено требованием грузинских властей, вывести российских миротворцев, а также в целях совместной защиты своей независимости в случае военного нападения. Естественно, армия Нагорного Карабаха не только не может надеяться на военную помощь, допустим Абхазии или Приднестровья, но и сама не в состоянии ее оказать.

ИА REGNUM: Как Вы оцениваете заявление премьер-министра Грузии Ногаидели о том, что в Грузии не будет новых автономий?

Автономия обычно создается или приобретается ценой борьбы, которую ведет местное население для защиты своих обоснованных прав, и с ней вынуждены считаться центральные власти, несмотря на трудности и нежелание. В ситуации с Грузией, требования об уважении прав населения Джавахети воспринимаются именно как борьба за автономию, несмотря на то, что подобного требования нет в заявлении организации "Объединенный Джавахк", в связи с которым и было сделано заявление Ногаидели. Он, очевидно, исходил из адресованного центральным властям призыва "в ближайшее время регламентировать механизмы использования армянского языка в административном делопроизводстве и системе образования в качестве равноправного и альтернативного, сохраняющему статус единственного государственного грузинскому языку".

Следует отметить, что эти проблемы были у армянского населения и в прошлом, и не только в пределах Грузии, но и на тех армянских территориях Азербайджана, которые не были включены в Нагорно-Карабахскую автономную область.

Сегодня, когда русский язык не имеет статуса государственного языка в Грузии, считаю, что требование об уважении родного языка местного населения одновременно с грузинским языком, не должно восприниматься грузинскими властями в штыки и быть основанием для неправильных предположений.

Считаю, что следует разрешить ведение делопроизводства на языке местного населения на сельском, районном или областном уровне. Это может поднять веру народа в государство и больше укрепить его позиции.

ИА REGNUM: Какого уровня и качества могут достичь в обозримой перспективе российско-грузинские отношения?

За неделю до встречи Путин-Саакашвили и после нее, грузинская сторона, осознавая бесперспективность и опасность для Грузии оскорбительных высказываний в адрес России, отказалась от этой риторики. Более того, появились аналитические материалы, в которых обосновывалась необходимость установления добрососедских отношений с Россией. Впрочем, известие о том, что президент США Джордж Буш пригласил Саакашвили с визитом в Вашингтон, вновь активизировало проамерикански настроенную часть грузинского политического истеблишмента. Несмотря на это, в стране усугубляются экономические проблемы, проводятся отдельные пророссийские выступления, активизируется движение "анти-сорос". Тем не менее, грузинская сторона будет продолжать использовать против России все возможные средства, что в контексте традиционно озвучиваемых обвинений в адрес России еще более обострит отношения. Внешние силы не могут осуществлять миссию миротворца, но, тем не менее, подталкивают Грузию к осознанию собственной политической значимости. Однако, нельзя не видеть падение авторитета и влияния личности Саакашвили и его команды в Грузии. По результатам недавнего опроса в плане политической перспективы Саакашвили получил всего 10% голосов, в том случае, когда за Соломе Зурабишвили проголосовали 17,8%, за Кобу Давиташвили - 12,7%.

ИА REGNUM: А какой Вам видится динамика грузино-азербайджанских отношений?

В борьбе за существование Грузия традиционно стремилась не обострять отношения с соседними мусульманскими странами, лавировать в своих отношениях с ними для сведения потерь к минимуму. Иногда это им удавалось.

В последние годы независимости грузинские власти, провозгласив себя стратегическими партнерами США, Турции, Украины и Азербайджана, путем противостояния региональной политике России, пытаются создать экономически и политически выгодную ситуацию для решения своих внутренних и внешних задач. Используя факт армяно-турецкого и армяно-азербайджанского конфликта, Грузия пытается выступать как транспортный коридор в энергетических отношениях Восток-Запад. В рамках турецко-азербайджанского альянса, акцентируя задачу экономического сотрудничества, грузинские власти привлекли по экономическим договорам многочисленные турецкие инвестиции в Грузию. В условиях углубления военно-экономического сотрудничества Грузия не могла избежать политической позиции Турции и Азербайджана. Оставаясь, с одной стороны, основным транзитным звеном для энергетических ресурсов, связующей Армению с внешним миром территорией, Грузия постоянно вынуждена идти навстречу требованиям Азербайджана, которые, в основном, направлены, якобы, только против Армении. Так, например, Азербайджан запретил ввоз нефтепродуктов по своей территории в Грузию, объяснив это тем, что хотя бы часть их предусмотрена для Армении и в дальнейшем будет ей передана.

Возникла необходимость приведения многочисленных доказательств со стороны Грузии и визита премьер-министра в Баку для урегулирования этой проблемы. Азербайджан недавно заявил устами одного из депутатов парламента (Милли меджлиса), что выступает против открытия Абхазской железной дороги, так как это предоставит Армении возможность непосредственной связи с Россией. В противном случае Баку угрожает ухудшением грузино-азербайджанских отношений. В настоящее время железнодорожное сообщение Грузии с Россией также осуществляется через азербайджанскую железную дорогу, в связи с закрытием абхазской линии.

На самом деле, таким образом, Азербайджан не только начинает активно вмешиваться во внутренние дела Грузии, но и использует для этой цели силы и возможности азербайджанской общины, проживающей на южной границе Грузии. Участились предложения об объявлении Грузии федеративной республикой со стороны азербайджанских организаций. Особенно активно выступает "Национальная ассамблея азербайджанцев Грузии" и ее председатель Дашгын Гюльмамедов.

Очевидно, что уровень этого вмешательства может постепенно нарастать, Грузия вынуждена будет идти на все большие уступки турецко-азербайджанской стороне, особенно после переселения турок-месхетинцев.