Миграционная биржа - место встречи государства, гастарбайтеров и работодателей: интервью Евгения Гонтмахера ИА REGNUM
В конце января стало известно о совместном проекте Федеральной миграционной службы России и Федеральной службы по труду и занятости по созданию так называемой миграционной биржи - своего рода кадрового агентства для гастарбайтеров, желающих на законных основаниях трудиться в России. Отечественные работодатели таким образом получат источник легальной рабочей силы из-за рубежа. По просьбе ИА REGNUM идею миграционной биржи прокомментировал научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер.
REGNUM: Евгений Шлёмович, что нового принесет этот проект в решение проблем миграции в нашей стране?
Общая ситуация такова: на территории страны находятся несколько миллионов мигрантов-нелегалов. Точная их численность неизвестна. Конечно, то, что у нас такая большая нелегальная иммиграция, это плохо, и это всех очень тревожит. Понятно, что что-то надо делать. То, что сейчас предлагается миграционная амнистия, это правильно. Специалисты в области миграции давно говорили об этом, и наконец Федеральная миграционная служба проводит эксперименты в нескольких регионах. Это можно только приветствовать. Действительно, надо дать людям легальный статус, чтобы они были социально защищены и платили налоги. Но хочу обратить внимание на то, что эти меры касаются тех мигрантов, которые уже находятся на территории России. Но как сделать так, чтобы не происходило воспроизводство этой ситуации? Надо признать, что сейчас политика в отношении трудовых мигрантов абсолютно фрагментирована, несистемна.
Основную массу трудовых мигрантов у нас составляют выходцы из стран СНГ, которым для пересечения границы не нужна виза - Украины, Молдавии, Таджикистана, других среднеазиатских республик. Очень небольшая часть из них, максимум процентов пять, не являются нелегалами. Они официально получили разрешение на работу на территории России по квотам, утвержденным Правительством. Эти квоты очень невелики. Дело в том, что они формируются по заявкам регионов, а регионы не заинтересованы в том, чтобы подавать заявки, адекватные реальной потребности в рабочей силе, потому что опасаются, что эти квоты не будут выбраны. Они идут как бы вслед за процессом, а не впереди его. Поэтому у нас доля трудовых мигрантов, которые таким образом легализуются, в последние годы не увеличивается, а, возможно, даже уменьшается.
Сейчас нелегалы заняты в основном в строительстве (особенно дачном, ремонте квартир и т.п.), сельском хозяйстве, отчасти торговле и сфере услуг. Это преимущественно малый и средний бизнес, который и так непрозрачен, уходит от налогов, и занятость в этой сфере даже российских граждан мы толком себе не представляем. В то же время спрос на такого рода рабочую силу предъявляет и крупный бизнес, который хочет идти абсолютно легальным путем. Но тут возникает проблема отсутствия удобного инструмента для состыковки рабочих рук и работодателей. Такого рода инструментом и могла бы послужить миграционная биржа.
REGNUM: Какова структура нелегальной трудовой миграции по странам происхождения?
Больше всего, конечно, украинцев - просто потому, что Украина - большая страна, во многих районах которой работы нет. Их примерно миллион - полтора. Украинцы наиболее адаптированы в России, благодаря знанию языка и культурной близости к нашему населению и в массе своей более квалифицированны чем таджики, которые занимают второе место по численности. Граждан Таджикистана у нас работает около 600 тысяч. Учитывая, что все население этой страны - 6 миллионов, можно себе представить, в какой степени Таджикистан зависит от поступлений денег от своих граждан, работающих в России. Молдаван у нас работает тоже очень много - очевидно, несколько сот тысяч.
После этих трех крупных групп идут армяне. Их не так много, кроме того, значительная часть из них приезжают в Россию с целью осесть и остаться на постоянное место жительства. Они так или иначе легализуются и получают гражданство. То же свойственно азербайджанцам. На территории России еще в советские времена сложились соответствующие национальные общины, определились места, где представители этих народов проживают, и занятия, которыми они преимущественно занимаются. Трудовые мигранты-армяне преимущественно работают в строительстве, азербайджанцы - в торговле. Грузины, так же как и армяне предпочитают переезжать в Россию на ПМЖ. Что касается белорусов, то они в рамках Союзного государства могут свободно перемещаться и устраиваться на работу по тем же процедурам, что и российские граждане.
Что касается Казахстана, Киргизии, Туркменистана, то оттуда трудовая миграция незначительна. В Казахстане происходит быстрый подъем собственной экономики, там есть рабочие места, более того - русские из наших приграничных областей едут туда работать. Киргизия сама по себе маленькая страна, она не может дать большой поток мигрантов, а для узбеков маятниковые миграции вообще нехарактерны, по своему образу жизни это очень оседлый народ.
К сожалению, действующая сейчас система легализации трудовых мигрантов не создает стимулов ни для работника, ни для работодателя. Но, с моей точки зрения, система, создающая такой стимул, возможна. Предложения о создании миграционной биржи, как и идею миграционной амнистии, эксперты высказывали уже давно, она обсуждалась в рамках ЕврАзЭС, и вот Федеральная миграционная служба и Федеральная служба по труду и занятости объявили о намерении такую биржу создать. Пока об этом заявлено на уровне идеи, хотя довольно проработанные проекты ранее уже предлагались, в частности, нашим Центром социальных исследований и инноваций.
REGNUM: Что это за механизм, и как он может повлиять на уменьшение нелегальной миграции?
Как известно, наши работодатели, особенно крупные, очень страдают от нехватки рабочей силы, в том числе не очень квалифицированной. Допустим, среди таджиков мало людей, владеющих рабочими специальностями. Но что мешает, собрав заявки предприятий, открыть непосредственно в странах проживания будущих рабочих центры, где претендентов на работу экзаменовали бы, и если они не соответствуют предъявляемым квалификационным требованиям, направляли бы на курсы, где они получали бы специальность и, если нужно, обучались русскому языку? Эти курсы могли бы быть платными для будущего мигранта (или, по выбору, для потенциального работодателя), стоимость такого обучения невелика.
Работодатель, со своей стороны, обязуется предоставить выпускникам этих курсов работу на определенный срок, определенную зарплату, приличные жилищные условия и платить все налоги. Многие крупные работодатели уже сейчас на это согласны, потому что в противном случае из-за нехватки рабочих рук они вообще не могут развернуть производство. Российское государство, со своей стороны, берет на себя обязанность снабдить иностранных рабочих всеми необходимыми документами, обеспечивающими их статус и защищающими их права.
REGNUM: Это похоже на систему оргнаборов, которая действовала в СССР...
Да, очень похоже. Но смысл оргнабора состоял в привлечении людей на постоянное место жительства в те районы, где считалось необходимым увеличить население. Скажем, активно вербовали желающих переехать на Дальний Восток. Людям предлагались рабочие места с неплохой зарплатой, их обеспечивали подъемными и жильем. Необходимости в профессиональной подготовке при этом не возникало, потому что требовались самые простые специальности, а таких кадров в стране было достаточно много.
REGNUM: А система лимита, действовавшая в более позднее время, в последние десятилетия существования СССР, когда крупные предприятия уже ощутили нехватку рабочей силы и завозили в крупные города тысячи провинциалов?
Да, и это похоже. Лимитчиков селили в общежития, они получали временную прописку, при необходимости они проходили профессиональное обучение на внутризаводских курсах.
В последние годы у нас появился и новый опыт - целенаправленного завоза иностранных трудовых коллективов, например, строителей-турков.
Возвращаясь к миграционной бирже, надо признать, что ее создание серьезно сдвинет ситуацию в сторону легализации трудовой миграции. По крайней мере, этому будет наиболее заметно в отношении крупных работодателей. Мелкие вряд ли обратятся туда, а значит, определенный спрос на нелегальную миграцию сохранится. Что касается самих потенциальных гастарбайтеров, то они, на мой взгляд, будут соревноваться за то, чтобы попасть к крупному работодателю, потому что он дает стабильную зарплату и социальную защищенность. Я не берусь сейчас предполагать, насколько увеличится легальный поток, но он увеличится существенно.
REGNUM: На ваш взгляд, миграционная биржа должна входить в структуру Федеральной службы занятости или Федеральной миграционной службы?
Ни то, ни другое. Не дай бог, чтобы эта биржа была государственной. Как только этим займутся чиновники, повторится история с госзакупками - начнется коррупция и неэффективность. И зачем нам плодить дополнительных чиновников? Но государство должно, конечно, патронировать этот проект. В основе должны лежать межгосударственные соглашения, для начала двусторонние, например, между Россией и Таджикистаном. Пусть это называется не "биржа", а "центр занятости" или еще как-то. После этого должно создаваться совместное предприятие, учредителями которого стали бы, соответственно, российское и таджикское коммерческие структуры, выбранные государственными органами на конкурсной основе. Разумеется, как любое кадровое агентство, миграционная биржа должна будет получать в качестве вознаграждения определенный процент с работодателя и с работника. Государство, заинтересованное в цивилизованном найме своих граждан для работы в России, может при желании оплачивать часть расходов работников, но с нашей стороны государственного финансирования не должно быть никакого.
Лицензия на такую "биржевую" деятельность должна выдаваться фирмам-победителям конкурса на определенный срок, скажем, два года, после чего они должны подвергаться аудиту, пройдя который, они могут попробовать подтвердить свое право продолжать эту работу, заново победив на конкурсе. Такой механизм давно уже функционирует, например, применительно к распределению частот для телерадиовещания.
REGNUM: Помимо чисто экономических выгод от упорядочения процесса трудовой миграции и общего укрепления правопорядка, внедрение такого механизма может принести и какие-то политические дивиденды?
Да, и я считаю это очень важным. Сейчас немодно говорить об интеграции бывших союзных республик, но обратите внимание - таджикам сейчас некуда ехать кроме России, но для украинцев и молдаван ситуация меняется на глазах. Украинцы как люди квалифицированные востребованы в Европе, и сейчас они активно начали мигрировать туда, причем на вполне официальных основаниях. Например, Португалия, нуждающаяся в рабочих кадрах, сейчас очень активно привлекает выходцев с Украины, обещая им в качестве награды возможность через несколько лет перевести туда семью и остаться на ПМЖ. Традиционно и Канада остается страной, куда украинцы охотно едут. Молдаване начали активно ездить в Италию, как в страну, родственную им по языку и культуре; я уже не говорю про Румынию. Так что если мы сейчас не наладим удобные каналы для трудовой миграции с этими двумя странами, боюсь, что мы можем этот миграционный поток потерять.
Армяне по-прежнему едут в Россию, но существует и второй стабильный поток из Армении, направленный в США. Зато не прекращается поток азербайджанцев, для которых у нас, благодаря прежде всего их родственным связям, работа всегда есть.
Таким образом, в недалекой перспективе мы рискуем остаться с наименее квалифицированными людьми - выходцами из Таджикистана, Азербайджана и Киргизии. Это само по себе неплохо, но украинцы и молдаване нам, конечно, тоже не помешали бы.
REGNUM: Недавно вы побывали в Таджикистане; эта поездка была связана с идеей создания миграционной биржи?
Да, я был в Таджикистане в качестве консультанта по линии проекта TACIS, финансируемого Евросоюзом, связанного с консультированием правительства этой республики по социальным вопросам. Идея миграционной биржи мною была высказана, и воспринята весьма положительно. Таджикская сторона ждет официального обращения России.
Я думаю, что большую роль в этом деле мог бы сыграть и ЕврАзЭС, хотя Украина и Молдавия не входят в эту организацию.
REGNUM: То есть имеет смысл начинать решать этот вопрос с тех стран, отношения которых с Россией менее запутанны?
Да, обсуждение с республиками Средней Азии и Закавказья можно было бы начинать уже сейчас. Заинтересованность с их стороны есть.