Осенью 2005 года в государственном учреждении "Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург" (ГУ ДСТО) дважды менялось руководство. Новый глава учреждения Борис Мурашов рассказывает корреспонденту ИА REGNUM о перспективах кольцевой автодороги.

ИА REGNUM: В начале октября вы были назначены и. о. главы дирекции по строительству транспортного обхода. Расскажите, какие перед вами поставлены задачи.

Немногое изменилось: я четыре года работаю в дирекции, ничего нового для себя за эти дни я не открыл. Главная задача - потеряв пятикилометровый участок на Ржевке, остальные километры мы обязаны сдать. Вторая задача - освоить те средства, которые выделены на этот год, потому что в 2006 году финансирование на Восточную часть КАД будет существенно меньше - около 5 млрд. рублей, в том числе 3,2 млрд. рублей на строительство второй очереди вантового моста через Неву. Кроме того, вероятнее всего нам дополнительно выделят 2,5 млрд. рублей, потерянные на Ржевке. Эти средства были с нас сняты и с высокой долей вероятности, будут перечислены на этот же объект в 2006 году.

ИА REGNUM: Как будут складываться ваши отношения с городом, с губернатором?

Как я уже сказал, у меня задача - обеспечить открытие движения по Восточному полукольцу (ВПК) КАД в этом году и в этом смысле город нам безусловно очень сильно помогает и Валентина Матвиенко тоже.

ИА REGNUM: Но ведь было поручение президента закончить работы к концу 2005 году...

Было такое поручение. Провал произошел по вине генподрядной организации. Но доля вины дирекции конечно есть. Мы могли поставить вопрос о расторжении государственного контракта еще в июле месяце, когда увидели, что подрядчик не справляется. Но на нас давила ответственность - ВПК КАД нужно сдать в этом году. Впрочем, даже если бы в июле решили поменять подрядчика, сдать бы участок в 2005 году не успели - согласно федеральному закону № 97, чтобы поменять подрядчика нужно было бы проводить новые конкурсные торги, подавать иск в арбитраж... Все это заняло бы много времени. В лучшем случае на торги мы бы выходили в октябре.

ИА REGNUM: Сейчас каковы будут ваши действия по исправлению положения дел на Ржевке?

К сожалению, мы приняли тяжелое для себя решение о разрыве государственного контракта и направили иск в арбитраж.

ИА REGNUM: Когда может быть объявлен конкурс на нового подрядчика?

Все зависит от сроков рассмотрения иска в арбитражном суде.

ИА REGNUM: Когда будет открыто движение по неполному ВПК КАД?

Я полагаю, что открытие движения с учетом объезда состоится в декабре.

ИА REGNUM: С участием президента?

Думаю, нет. Строительство объекта полностью не завершено. Но, безусловно, открытие движения по магистрали - это крупное событие само по себе, которое позволит закрыть движение грузового автотранспорта в центральные районы города с Нового года, с 1 января.

ИА REGNUM: Как будет организован объезд?

План объезда уже согласован с КГА и Комитетом по транспорту, при этом на участке в 5 километров будет затрагиваться городская уличная сеть. Южная часть ВПК КАД будет открыта до Колтушской развязки, далее выход на Индустриальный проспект до Шафировского проспекта с выходом КАД. Сейчас приступили к организации объезда - потребуется большое количество информационных указателей и ряд других мероприятий по организации объезда.

ИА REGNUM: А когда будет введен участок на Ржевке?

Если процедура расторжения контракта завершится в 2005 году, то - в июне-июле 2006 года.

ИА REGNUM: Как осваиваются средства, выделенные на строительство КАД?

Из-за провала работ на Ржевке приходится в конце года увеличивать объемы работ на других участках, поэтому мы приняли решение о частичном исполнении работ по полному развитию Восточного полукольца. В частности на участке от пр. Культуры до Шафировской развязки строится 8 полос вместо 4-х, предусмотренных строительством до 2005 г. Эти работы осуществляются за счет экономии стоимости 1-ой очереди строительства. Сегодня можно говорить об экономии примерно в 4,5 млрд. рублей в текущих ценах (напомним, что согласно утвержденного инженерному проекту стоимость ВПК КАД составляла: 1 очередь - 31 млрд. рублей, полное развитие - 45 млрд. рублей в ценах 2001 года - прим. ИА REGNUM).

ИА REGNUM: За счет чего?

За счет уточнения технических решений при разработке рабочей документации и снижения цены на конкурсных торгах.

ИА REGNUM: Какие еще проблемы предстоит вам решить?

Это отсутствие на рынке строительных материалов возможности свободно купить щебеночно-песчаную смесь. Так получилось, что пиковая отгрузка инертных материалов у всех заводов пришлась на октябрь. И у нас сейчас серьезные проблемы с недопоставками. Эта одна из причин, по которым мы плавно "уползаем" на декабрь. Пик по всем участкам КАДа на сооружении конструкции дорожной одежды пришелся на сентябрь-октябрь, и мы не учитывали при составлении графиков, что заводы-изготовители не справятся. Однако основные дорожные работы мы завершим до 15 ноября, и до открытия закончим работы по обустройству дороги в части барьерного ограждения, освещения и шумозащитных экранов.

Хочу отметить, что в этом году, несмотря на то что мы немного сдвигаем срок ввода, есть и положительные моменты - например, как я уже говорил, часть КАДа от пр. Обуховской обороны до Культуры сделали на "полное развитие" - т. е. на 8 полос. Кроме того, в этом году "Мостоотряд-19" завершит вторую очередь всех развязок у вантового моста - как левобережных, так и правобережных, что также не было ранее предусмотрено нашими планами. Также продолжаем работать над второй очередью мостового перехода, завершим его в 2007 году.

ИА REGNUM: При строительстве закладывается инженерная инфраструктура, необходимая для дальнейшего обустройства дороги, возведения АЗС, автосервисов?

Конечно. Но я бы хотел сказать о том, что КАД - это федеральная трасса, у нее есть придорожная полоса. Мне кажется, что не все понимают и слишком легко дают согласования на размещение в ней инфраструктуры, забывая о том, что 8 полос - это перспектива до 2015 года, а наступит то время, когда восьми полос не хватит, нужно будет расширять дорогу. Это неправильно. Нужно думать, что будет через 100 лет, а не через 10, вот это будет правильно.

ИА REGNUM: Когда приступите к строительству западного полукольца КАД?

24 сентября мы объявили конкурс на западное полукольцо, 24 октября у нас должен пройти предварительный отбор участников. 10 ноября - срок по вскрытию конвертов с ценовыми предложениями, тогда и определим победителей, а до 1 декабря - заключим госконтракты. При этом 1 млрд. рублей необходимо освоить уже в этом году - на подготовительных работах. В следующем году на Западное полукольцо планируется выделение 12 млрд. рублей.

ИА REGNUM: Может ли продвигаемая городом платная трасса ЗСД стать конкурентом КАДу.

Я бы в дорожную инфраструктуру города вкладывал деньги, не оборачиваясь. Потому что не видел еще автомобильных дорог, по которым никто не ездит. Да, есть этап вовлечения транспортного потока на эти дороги - если сейчас проедем по готовым участкам КАД, там еще нет интенсивности - потому что нет всех подключений к магистралям, но очень скоро будут заполнены и четыре, и восемь полос. Абсолютно уверен в том, что Западный скоростной диаметр, если его построят, будет востребован в городе и не будет конкурентом КАДу - у них разные задачи. Вообще мне вспоминается то время, когда я еще был москвичом, работал первым вице-президентом корпорации "Трансстрой", мы строили северный участок петербургской КАД от Горской. Этот участок не используется, и, по сути, нужно было начинать строить дорогу с юга - там выше интенсивность. Почему же начали строить этот "легкий" и "ненужный" участок - я начал понимать лишь недавно - нужно было начать, зацепиться за идею тем людям, которые стояли у истоков проекта. Если бы тогда не начали, сейчас не было бы всего ВПК КАДа.

ИА REGNUM: Когда может быть завершено расселение из санитарно-защитной зоны КАД?

В 2006 году закончим. Опаздываем потому что до 2005 года средства из федерального бюджета получали нерегулярно, и только в этом году получили достаточно средств.

ИА REGNUM: Возможно ли возвращение к должности Егора Тратникова?

Егор Иванович очень много сделал для КАД в 2001-2004 годы. Ответственность за перенос сроков ввода в 2005 г. он практически один взял на себя. Я не рассматриваю его уход как невозможность управлять строительством дальше. Просто это мужской поступок.

Борис Мурашов родился 2 марта 1957 года в Риге. Трудовую деятельность начал в 1974 году в Мостоотряде № 17 треста "Мостострой 5" (Рига) учеником монтажника, в 1980-1985 годы в этом учреждении работал мастером и прорабом. В 1980 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности "Мосты и тоннели", инженер путей сообщения - строитель. С 1999 года по 2001 год - первый вице-президент корпорации "Трансстрой" (Москва). С мая 2001 года занял должность первого заместителя - директора по строительству ГУ ДСТО в Санкт-Петербурге. В 2004 году окончил Севере - Западную академию государственной службы (Санкт-Петербург), по специальности "Государственное и муниципальное управление". Женат, воспитывает пятерых детей. Хобби - туризм.