5 мая в одной из ведущих финских газет "Турун Саномат" опубликована статья спикера парламента Финляндии и председателя Социал-демократической партии - крупнейшей политической партии страны, Пааво Липпонена под заголовком "Необходимо помнить о страданиях всех народов". В этой статье Липпонен высказывает свое мнение о предстоящем визите президента Финляндии Тарьи Халонен в Москву для участия в праздновании Дня победы.

"У этого визита, - считает Липпонен, - хорошие перспективы. Россия является добрым соседом для Финляндии. Мы рассматриваем наши отношения в длительной исторической перспективе и пытаемся понять также и российскую точку зрения. Мы с одобрением относимся к тому, что в Москве будет отмечаться победа в Великой отечественной войне против нацистской Германии. Мы чтим огромные страдания, перенесенные народом России, и совершенные им великие подвиги". По мнению Липпонена, победа Германии означала бы уничтожение не только Советского Союза и русского народа, но и многих других народов. Липпонен уверен, что и Финляндия сильно пострадала бы в этом случае, потеряв свой демократический строй и превратившись в сырьевой придаток Германии.

Говоря о реальных последствиях Второй мировой войны, Липпонен пишет: "Находясь в центре военных действий, Финляндии тем не менее удалось "остаться в живых", тогда как страны Балтии потеряли свою независимость на пять десятилетий. В других частях Европы некоторые народы и национальные меньшинства испытали еще большие лишения. Необходимо помнить обо всех этих страданиях, в том числе и о страданиях немецкого народа".

Среди факторов, приведших к войне, Липпонен называет действия правых сил в самой Германии, "собственными руками вручивших власть Гитлеру, хотя тот и проиграл выборы 1933 года", предательскую политику западных держав и решения, принятые в Мюнхене в 1938 году, а также договор Сталина с Гитлером о разделе сфер влияния. Липпонен подверг критике попытки "канонизировать пакт Гитлера и Сталина ссылками на международное право".

Липпонен считает, что историю можно писать и трактовать под разными углами, и что великие державы часто не учитывают реалий прошлого. "Для маленьких стран, к каким относится Финляндия, - подчеркнул Липпонен, - такие исторические события, как "Зимняя война" или боевые действия лета 1944 года, являются частью национального самосознания".

6 мая в той же "Турун Саномат" опубликована статья доцента кафедры стратегии Высшей школы Оборонительных сил Финляндии Алпо Юнтунена "В России жива память о Великой отечественной войне". Автор высказывает свою точку зрения на то, какое значение имеет праздник 9 мая для России. "Во времена Советского Союза в стране было много разных политических праздников, - пишет Юнтунен. - После развала СССР и потери власти коммунистической партией революционные и партийные праздники потеряли свой официальный статус. Однако День победы не смотря ни на что сохранил свое значение, поскольку с ним связаны традиции, являющиеся предметом национальной гордости" - считает автор статьи.

Юнтунен признает, что в СССР, пожалуй, нет ни одной семьи, которая так или иначе не пострадала бы во время Второй мировой войны. Однако, по мнению Юнтунена, государство злоупотребляло этой информацией в своих пропагандистских целях. Вот цитата из его статьи. "Праздники и монументы имели определенную цель - создать героическую сказку о миролюбивом советском народе, которого заставили взяться за оружие для защиты своей родины. Кроме того, к числу заслуг советского народа было добавлено и освобождение Европы от фашистского ига. При этом все негативные факты, связанные с войной, не принимались во внимание. Сотрудничество с Германией, договор Молотова-Риббентроппа и его приложения - все эти вещи были неизвестны советскому народу. Ничего не говорилось о стратегических просчетах Сталина, таких как вера в ненападение Гитлера и уничтожение советского офицерского корпуса. В течение нескольких десятилетий все экономические проблемы страны объясняли ущербом, нанесенным войной. Уже в 1970-х годах, когда я учился в Ленинграде, нам каждый день твердили, что нехватка товаров - это результат войны, однако среди молодежи уже тогда зрели сомнения в таких объяснениях. В 1980-х эти сомнения настолько укрепились, что воспоминания о войне совершенно потеряли свой идеологический смысл. День победы превратился в праздник пенсионеров. В результате, когда наступила 50-летняя годовщина победы, СССР уже не было, новая Россия только еще искала свое место в мире, и День победы отмечали довольно сдержанно".

Затем Юнтунен переходит к оценке празднования 9 мая в наши дни, и вот что он пишет. "Под руководством Путина Россия выстраивает свою новую идентичность. Время приниженности осталось в прошлом, и страна хочет быть великой державой, решающей мировые вопросы. Одной из составляющих этого курса призвана стать славная история государства, начиная с Ивана Грозного. Яркими жемчужинами военной истории являются победы над Наполеоном и Гитлером. Все послевоенные годы День победы использовался государством для сплочения народа. Война принесла страдания всем, независимо от национальности, вероисповедания и образования, и государству было выгодно акцентировать на этом внимание во время официальных праздников. После развала СССР этот фактор стал еще более важным. Бывшую советскую империю пытаются объединить под флагом победы. Именно поэтому негативное отношение Балтийских государств к традиции празднования Дня победы было встречено в России с таким неприятием и даже ненавистью".

По мнению Юнтунена, для поддержания чувства собственного достоинства каждой стране нужна история, в которой есть место великим героям и славным событиям. "Для нас, финнов, - пишет Юнтунен, - это Маннергейм и "Зимняя война". У русских есть множество великих людей и огромное количество военных побед, наиболее значимой из которых является победа в Великой отечественной войне. И проблема возникает лишь в том случае, если традиции разных стран противоречат друг другу и отвергают друг друга. Такого быть не должно", - заключает Алпо Юнтунен.