Соль земли. Четыре причины, по которым Украине перекрыли торговлю с ЕС
Бесчинства польских фермеров всё больше напоминают по форме украинский Майдан с горящими покрышками и драками с полицией.
Усложняется и ситуация на границе, протестующие против ввоза украинской аграрной продукции поляки пропускают по одной машине в 12 часов, угрожают полной блокадой и высыпают зерно из контейнеров. Всё это тяжело бьет по остаткам украинской экономики.
Официальный курс доллара на Украине в конце февраля побил исторический рекорд, достигнув отметки в 38,62 грн. Падают объемы экспорта и импорта. За время блокирования поляками границы страна не получила таможенных платежей на сумму около 8 млрд грн. (более 19 млрд руб.)
А главное, рушатся отношения.
Действия польских водителей и фермеров, которым охотно помогают таможня и полицейские, вызывают шок у украинцев, которые долго уверяли друг друга, что Польша никогда не перестанет помогать Украине. Призывы Зеленского и премьер-министра Дениса Шмыгаля к руководству соседней страны «разобраться с ситуацией» ни к чему не привели, из чего логично следует, что они негласно на стороне протестующих.
Пока все удовлетворяются объяснением о кознях Кремля и «российской руке», управляющей кучкой маргиналов. Но по мере того, как протест ширится, такая картинка перестает работать.
Дело совсем не во вредности поляков: по окончании «медового месяца» в отношениях с ЕС там привыкли к Украине и начали рассматривать её как часть своей системы отношений. Тем более что она сама этого настойчиво просила. А в этой системе нет места избранной проводниками Новой Украины модели «великой аграрной державы», тем более с особыми правами.
Таким образом, проблема эта общеевропейская, а польские фермеры, неожиданно для всех, — передовой отряд, защищающий рубежи ЕС от угрозы с востока. И вот почему.
1. Нечестная конкуренция
Европейское сельское хозяйство стоит на фермерах. Украина же — это крупные агрохолдинги и транснациональные компании, владеющие миллионами гектаров пашни. После снятия моратория на продажу сельскохозяйственной земли с июля 2021 года, по разным данным, только в собственности американских компаний Cargill, Dupont и Monsanto оказалось 16,7 млн гектаров, почти 40% из общего земельного банка в 42,7 млн га. Кроме того, плодородной украинской землей владеют европейские и китайские компании.
У агрогигантов — дешевая рабочая сила, механизация процессов, использование любой эффективной химии и наплевательское отношение к земле. Украинские налоги ниже европейских, а фермеры в ЕС платят высокий налог на выбросы углекислого газа (в Германии в 2024 г. — 45 евро за тонну), которого на Украине нет. В отдельных странах раздумывают над тем, чтобы ввести его для домашнего скота, непрерывно выделяющего метан (более 100 евро за тонну). Кроме того, из-за санкций в отношении России выросла цена энергоносителей, а знаменитые голландские теплицы отапливались российским газом, который Украина больше перекачивать не хочет.
Конкуренцию в таких условиях вряд ли можно назвать честной.
2. Аграрный клуб
В 2023 году Украина продала агропродукции на сумму почти 22 млрд долларов, и 60%, по данным Украинского клуба аграрного бизнеса, — это экспорт в ЕС. Доля зерновых в нём почти 40%.
Потенциально украинские производители могут забрать до 30% всего европейского рынка, который сейчас наполняют 26 стран.
«Транспортный безвиз», введенный в июне 2022 года, отменил для украинских перевозчиков необходимость получать разрешения для двусторонних и транзитных перевозок в страны ЕС.
А уже в апреле 2023 года Польша запретила импорт и транзит с территории Украины не только зерна, но и практически всей аграрной продукции — овощей, молочной продукции, мёда, масла, яиц и даже вина. По решению польского правительства, «зеленым коридором» разрешили пропускать только бананы, рис, оливки и цветы. Почему — хорошо видно на примере того же зерна: цену на него украинцы уронили на 30%, а количество их продукции выросло в 15 раз.
При этом Польша, наряду с еще пятью странами (Франция, Испания, Германия, Нидерланды и Румыния), образует ядро главных аграрных стран, производящих 75% всего объема сельхозпродукции в ЕС. Так что она действует от имени целого клуба заинтересованных лиц.
3. Своим денег нет
Проблемы фермеров в Евросоюзе принято было решать за счет дотаций. Еврокомиссия выделяет на поддержку сельского хозяйства примерно 350 млрд евро. Польша — один из самых больших агропроизводителей на европейском рынке, одновременно и один из наибольших получателей финансовой помощи от Еврокомиссии (ЕК). С момента, когда страна вошла в ЕС, она получила около 74 млрд евро.
В конце марта 2023 года в ЕК согласовали пакет помощи на сумму 56 млн евро для поддержки фермеров в странах-членах, граничащих с Украиной.
В то же время в Брюсселе оценивают стоимость предоставленных Украине торговых преференций в 125 млрд евро. Именно в такую сумму оценила эффект от «коридоров солидарности» глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Это в 2,5 раза больше, чем последний пакет финансовой помощи от ЕС в 50 млрд евро, рассчитанный на четыре года. И вдвое меньше всей суммы финансовой помощи, оказанной за прошедшие два года.
Для европейцев украинские преференции означают риск банкротства для целых отраслей, и это составляет экономическую основу протеста. Фермеры требуют от ЕК или компенсировать потери, на что денег нет, или остановить режим свободной торговли с Украиной.
4. Важен каждый голос
Это на Украине село вымирает, а на сельский электорат работал только хулиган Олег Ляшко, фотографировавшийся с вилами. Фермеры и члены их семей в Европе — это голоса, базовый электорат, с которым работают политики. Неслучайно и польских протестующих окормляет (не исключено, что с благословения руководства страны) правоконсервативная партия «Конфедерация».
Рядом с фермерами постоянно светится Михал Колодзейчак из партии «Агроуния» (прошёл в Сейм по спискам «Гражданской коалиции» Дональда Туска). Он занимает должность заместителя министра сельского хозяйства Польши, но еще недавно сам организовывал публичные акции. Кроме того, в правительственную коалицию входит Польская крестьянская партия, уже из названия которой понятно, чьи интересы она защищает.
В других странах, составляющих аграрную основу Европы, фермер — тоже важнейшая часть общества, опора консервативных элит. Соль европейской политической жизни. Взять всё это и вычеркнуть из чистой любви к Украине просто невозможно.
Поэтому сейчас её держат в тонусе с зерном, а если всё-таки как-то получится решить эту проблему в ходе мучительных переговоров — появятся вопросы к любой другой продукции. Ну а принятие разного рода законов и стандартов, которые «приближают Украину к Европе», автоматически множит её преимущества на ноль.
Потому что если там действительно начнут жить «как в Европе», по общим правилам, то лавочку можно закрывать. Без особого отношения и возможностей «намутить» украинцы на европейском рынке попросту не выживут. А другого у них и нет: потому что сами так решили, сделав в 2014 году решительный выбор в пользу печального настоящего, которое тогда представлялось сияющим будущим.
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- Как в России отметят День матери
- Ожидается новый выпуск футболок «Крепкий Орешник» в обновлённом дизайне
- Басманный суд арестовал имущество экс-замгубернатора Брянской области