Новый год. Почему и куда исчезают праздники?
Скоро наступит Новый год. Думаю, вряд ли его празднование по всей стране будет принципиально отличаться от всех предыдущих встреч этого праздника в постсоветское время. Люди соберутся, поедят оливье, выпьют, закусят, а потом пойдут во двор пускать бессмысленные фейерверки, пытаясь этим действом безуспешно вызвать утраченное ощущение праздника. Но откуда этому ощущению взяться и куда оно ушло?
Мыслитель Михаил Бахтин (1895—1975), которого тогдашний председатель КГБ СССР и будущий генсек Юрий Андропов в 1969 году вызволил из Саранска, поместил в Кремлевскую больницу и чуть позже обустроил в Москве, много занимался культурой карнавала и творчеством главного карнавальщика европейской литературы — католического монаха и священника Франсуа Рабле.
С легкой руки Бахтина в мировое литературоведение прочно вошло понятие «хронотоп», которое кратко можно определить как «закономерная связь пространственно-временных координат». Данное понятие Бахтин взял у знаменитого русского и советского физиолога, академика Академии наук СССР, князя, монаха и епископа Алексея Алексеевича Ухтомского (1875—1942).
Ухтомский вошел в мировую науку прежде всего в связи с учением о доминанте, но тема хронотопа его волновала, пожалуй, даже больше. В своей книге «Доминанта» Ухтомский пишет о хронотопе следующее:
То есть Ухтомский говорит, что любая чреда событий, чего бы она ни касалась, хоть атома, хоть человека, является «мировой линией» и может быть измерена только в том случае, если она погружена в хронотоп. В одном их своих писем Ухтомский еще более заостряет эту тему:
Чтобы событие предопределяло «дальнейшее течение во времени» и влияло на ход истории, оно опять же должно быть погружено в хронотоп. То, что реальность хронотопа Ухтомский называет «страшной», адресует к глубочайшей проблеме жизни человека во времени и истории, и его отношения к ним. Ухтомский так поясняет то, в чем состоит ужас:
Так как мы не умеем летать быстрее скорости света, в истории, которая не существует без хронотопа, мы руководствуемся своей человечностью и культурой.
В великой трагедии Эсхила «Прометей прикованный», которую этот великий античный трагик написал в V веке до н. э., эта проблема предсказания и будущего обсуждается так:
«Предводительница хора:
«Ни в чем ты больше не был виноват? Скажи».
Прометей:
«Еще у смертных отнял дар предвиденья».
Предводительница хора:
«Каким лекарством эту ты пресек болезнь?»
Прометей
«Я их слепыми наделил надеждами».
Предводительница хора:
«Благодеянье это, и немалое».
Такая замена «дара предвиденья» «слепыми надеждами» запускает историю, ибо если будущее где-то записано, то у человека нет своей судьбы. Если учесть вышесказанное Ухтомским о хронотопе, то можно сказать, что если бы человек умел летать быстрее скорости света и мог предугадывать все возможные последствия своих поступков, то время бы исчезло, а история превратилась в игру, в заранее заданных рамках, ибо эти рамки задает смерть. Человек же может выйти за эти рамки, противопоставив смерти вместо знания будущего «слепые надежды», свою человечность и культуру. Понимая это, Эсхил, еще за долго до христианства, которое провозгласило стрелу времени и воскрешение в теле, благословил эту трагедию человеческой жизни во времени, которая есть суть истории. Понимал это и Ухтомский. Он далее пишет:
Констатируя такой смертный детерминизм хронотопа, Ухтомский констатирует и другое: «Много проблем философского содержания возникло оттого только, что люди пытались характеризовать вещи и самих себя в постоянных чертах, независимо от времени».
Если учесть сказанное выше Ухтомским о наблюдателе, который вне хронотопа ничего отнаблюдать не может, то получается, что вне хронотопа нет не только истории, но и истины. Да, история и хронотоп — трагичны и страшны, но еще страшней безвременье и их отсутствие, в которых никакой поступок и никакая свобода принципиально невозможны. Поэтому великий Бетховен написал на партитуре Девятой симфонии: «Жизнь есть трагедия. Ура!»
Такое колоссальное трагическое напряжение, порождающее историю, не могло не породить не менее колоссального желания сбросить эту трагичность вместе с временем и историей. Так, например, в индийской культуре в целом время, которое называется «Кала», отнюдь не благословляется, а практически отождествляется со смертью, в согласии с той логикой ужаса, которую описал Ухтомский. Не случайно другими значениями слова «Кала» являются «черный» и «темный», и оно ассоциируется с богиней Кали, которая на изображениях часто показана черной.
Следуя логике такого сброса и прекрасно все понимая, ученик шиваитского йога Свами Шивананды Сарасвати, румынский фашист и крупнейший религиовед Мирча Элиаде в своем трехтомнике «История веры и религиозных идей» пишет об Эсхиле и Прометее следующее:
Элиаде ненавидит Прометея и Эсхила, ибо придерживается концепции деградации и отхода человечества от Золотого века. Но есть и другие вариации этой концепции, работающей на сброс трагического напряжения.
В «Введении в чтение Гегеля» философ и один из «архитекторов» Евросоюза Александр Кожев пишет следующее:
То, что «природа переживает время», — это личное субъективное упование Кожева и его кумира Гегеля, которое, правда, имеет колоссальное мировое значение и силу потому, что байки о счастье в духе «Золотого века», убедили присоединиться к этим упованиям существенную часть человечества, а русские, не поняв что к чему и решив немного «пожить как все нормальные люди», сдали в СССР перестройку, сутью которой и был сброс той трагичности существования, который я тут описываю. Однако то, что «человек есть время», то есть, как мы видели выше, не существует как человек вне хронотопа, Кожев понимает совершенно верно.
Разумеется, великолепно понимал это и Бахтин, который внимательно изучал тему хронотопа и творчество Франсуа Рабле для того, чтобы при помощи раблезианского карнавала можно было грохнуть ненавидимый им советский хронотоп. В своей работе «Формы времени и хронотопа в романе» Бахтин пишет:
Указав на то, что благодаря хронотопу существуют все жанры литературы, а также образ любого литературного героя, и сделав особое ударение на важность времени, Бахтин далее пишет о том, что речь идет отнюдь не только о литературе и литературных образах, а о самом человеке и культуре, ибо хронотоп в художественном произведении является лишь отражением реального:
Культура, как и человек, не существуют без хронотопа, а хронотоп не существует без времени. Однако вот что пишет Франсуа Рабле в своей знаменитой книге «Гаргантюа и Пантагрюэль» в главе «О том, как Гаргантюа велел построить для монаха Телемскую обитель»:
В идеальном Телемском аббатстве нет времени, а значит и хронотопа. Единственной же заповедью в нем является: «Делай что хочешь». Такое сочетание отсутствия времени и вседозволенности абсолютно закономерно. Ведь, как справедливо говорил Ухтомский, там, где нет хронотопа, там нет и события, а поэтому любой поступок ничего не меняет и не значит, а, стало быть, нет и никакой надобности в запретах — они бессмысленны.
Но разве после перестройки, которая не явила никакого нового идеала взамен советского, перевернула с ног наголову всю общественную пирамиду, сделав бандитов и проституток уважаемыми людьми, а профессоров и учителей маргиналами, а место идеологии заменила деньгами, разве мы не живем сегодня в подобном Телемском аббатстве, но только этого не замечая? А, кстати, почему?
На этот вопрос гениально ответил великий Шекспир в своем «Гамлете». Узнав о том, что его дядя Клавдий убил его отца и женился на его матери, Гамлет произносит великие слова: «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить!» Если взять текст оригинала, то в нем написано: «The time is out of joint: O cursed spite That ever I was born to set it right!» То есть порвалась не «нить», не «век», или что-то еще, а именно «time» — время.
Эта поломка времени, согласно Ухтомскому и Бахтину, не дает возможности окружению Гамлета заметить происходящую в Датском королевстве «гниль» и ее пережить, так как вне времени нет переживания, ибо переживать в отсутствие событий — не за что. Гамлет обращается к матери со следующим монологом:"Взгляните, вот портрет, и вот другой,Искусные подобия двух братьев.Как несравненна прелесть этих черт;Чело Зевеса; кудри Аполлона;Взор, как у Марса, — властная гроза;Осанкою — то сам гонец МеркурийНа небом лобызаемой скале;Поистине такое сочетанье,Где каждый бог вдавил свою печать,Чтоб дать вселенной образ человека.Он был ваш муж. Теперь смотрите дальше.Вот ваш супруг, как ржавый колос, насмертьСразивший брата. Есть у вас глаза?С такой горы пойти в таком болотеИскать свой корм! О, есть у вас глаза?То не любовь, затем что в ваши годыРазгул в крови утих, — он присмирелИ связан разумом; а что за разумСравнит то с этим? Чувства есть у вас,Раз есть движенья; только эти чувстваРазрушены; безумный различил бы,И, как бы чувства ни служили бреду,У них бы все ж явился некий выборПеред таким несходством. Что за бесЗапутал вас, играя с вами в жмурки?»
У Гертруды все нормально и с глазами, и с умом, и с чувствами, просто они не могут «наблюдать», как пишет Ухтомский в отсутствие хронотопа, ибо события не выстраиваются ни в какую «мировую линию».
А если нет никаких «мировых линий», то какие могут быть праздники? Тут никакие салюты не помогут, хоть 300 зарядов запусти. Тут нужно возвращать хронотоп, а вернуть его можно, только починив время, а починить время можно, только вновь захотев трагического существования в оном, что, по сути, является желанием бросить вызов смерти.
Я понимаю, что исполнение этой рекомендации проблематично. Но других вариантов, боюсь, что нет. Поэтому, поздравляя всех читателей с наступающим Новым годом, я от всей души желаю им по-настоящему пережить этот праздник, то есть вернуть хронотоп.
- Покинувший Россию сын и молящаяся о мире дочь: что стало с актерской династией Маргариты Тереховой
- Трамп назвал грубым нарушением правосудия помилование Хантера Байдена
- В Тбилиси спецназ приступил к зачистке площади у здания парламента
- Захарова: Зеленского предали его хозяева из Белого дома — 1012-й день СВО
- Конгрессвумен Тейлор-Грин: помилование сына Байдена доказало его вину