США и Турция на пути к столкновению в сирийском городе Ракка, поскольку официальные лица Анкары предупреждают Вашингтон о том, что использование курдских сил при освобождении фактической столицы ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) нанесет вред отношениям Вашингтона с Анкарой, пишут Дэвид Кеннер и Молли О'Туаль в статье для The Foreign Policy.

Иван Шилов ИА REGNUM
Турция

Читайте также: «Пойдет ли Трамп на поводу у Турции в сирийском конфликте?»

Так, нынешний план США по освобождению города от исламистов зависит в значительной мере от курдских Отрядов народной самообороны (YPG), которым Вашингтон оказывает поддержку в виде авиаударов и поставок военного оборудования, однако Анкара обвиняет YPG в том, что они не что иное, как Рабочая партия Курдистана (РПК). В Анкаре утверждают, что РПК использует удерживаемую YPG в Сирии территорию для подготовки своих боевиков и планирования диверсий в Турции.

«Если [США] настаивают на проведении операций вместе с террористическими организациями, нашим отношениям будет нанесен вред — это очевидно, — заявил премьер-министр Турции Бинали Йылдырым в марте 2017 года. — Поскольку такой шаг продемонстрирует, что они ценят террористические организации больше, чем нас».

Хотя официальные лица страны неоднократно отказывались указать конкретные меры, которые они могут принять, если Вашингтон сохранит свой союз с YPG, Анкара тем не менее может поставить значительные препоны стратегии США в регионе, например, лишив их доступа к базам ВВС на юге Турции, с которых авиация США совершает вылеты для операций в Сирии и Ираке, или пойдя на более глубокое сотрудничество с Россией.

Администрация президента Дональда Трампа в данный момент проводит напряженные дискуссии относительно того, продолжать ли поддерживать курдов в их наступлении на сирийскую Ракку или начать помогать Турции и её союзникам. Высокопоставленные командующие американской армии считают курдов наиболее боеспособными бойцами, единственно способными выдавить боевиков ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) из города. Они довольно скептически настроены по отношению к предложению Турции исключить курдов полностью из операции и позволить турецким войскам и поддерживаемым Анкарой арабским силам освободить город с помощью США.

Пока администрация Трампа рассматривает различные варианты, военные США уже готовятся к наступлению, составляя план развертывания до 1 тыс. военнослужащих США в Сирии для поддержки YPG и союзных сил, известных совместно как Демократические силы Сирии (ДСС) и находящихся в считаных километрах от города. По оценкам Пентагона, курды, которых в 50-тысячных ДСС насчитывается около 27 тыс., являются наиболее опытными и эффективными бойцами.

Иван Шилов ИА REGNUM
США. Дональд Трамп

«ДСС является нашим партнером, наиболее способным быстро изолировать Ракку», — отметил официальный представитель Департамента обороны Эрик Пахон.

По его словам, большую часть ДСС, изолирующих в данный момент Ракку, составляют бойцы из сирийских арабов. Тем не менее пока неясно, какая группа будет в действительности освобождать город.

«Пока проходит процесс изоляции города, мы продолжим планировать последующие фазы с нашими союзниками и партнерами, в том числе Турцией, — подчеркнул он. — О том, какая сила будет использована при освобождении Ракки, пока не принято никаких решений».

Однако для Турции вопрос не носит исключительно внешнеполитического характера. В Анкаре подчеркивают, что, поддерживая YPG, США напрямую подрывают их безопасность.

«У нас есть доказательства, которые подтверждают четкую связь между РПК и PYD и YPG в Сирии», — отметил Ибрагим Калын. «Некоторые из террористов-смертников, совершивших теракты в Турции в прошлом году, прошли подготовку и прибыли из региона, находящегося под контролем PYD и YPG», — добавил он, имея в виду под PYD курдскую партию Демократический союз.

В частности, Турция возложила ответственность за теракт, совершенный с помощью начиненного взрывчаткой автомобиля в феврале 2016 года, на курдского бойца, прошедшего обучение на подконтрольных YPG территориях. В результате чего Анкара нанесла артиллерийские удары по территории Сирии. В свою очередь, в докладе, опубликованном в 2016 году Центром по борьбе с терроризмом Вест-Пойнта, указывалось, что ответвление РПК использовало удерживаемые YPG территории в качестве плацдарма для совершения терактов в Турции.

Эти утверждения горячо обсуждаются официальными лицами США, тогда как военные чины США заявляют, что сирийские курды не представляют угрозы Турции. В то же самое время Пахон заявил, что Вашингтон «продолжит поддерживать Турцию в борьбе против РПК».

Однако ряд других официальных лиц, как действующих, так и ушедших в отставку, пустились в долгие обсуждения относительно роли Турции в Сирии, а также целесообразности того, чтобы полагаться на YPG. Как противники, так и сторонники использования курдов в операции в Ракке тем не менее отмечают, что у администрации Трампа может не оказаться времени для принятия решения.

Однако даже если США поддержат операцию ДСС по освобождению Ракки, разногласия с Турцией навредят операции. Так, недавно войска Турции и их сирийские союзники попытались продвинуться на город Манбидж, расположенный западнее Ракки, преследуя цель выдавливания курдских сил с турецкой границы. Официальные лица в возглавляемой курдами коалиции предупредили, что им, возможно, придется отвернуть силы от Раки в случае эскалации напряженности с Анкарой.

«Ситуация крайне осложнилась, мы находимся на пороге яростного конфликта, — отметил сопредседатель политического крыла ДСС Ильхам Ахмет. — Мы по-прежнему получаем поддержку США, однако, в случае продолжения нападений Турции, мы не сможем концентрировать наши усилия на Ракке».

Из-за столкновений возглавляемых курдами сил с Турцией они также стали идти на заманчивое для них сближение с правительством президента Сирии Башара Асада. Так, они передали контроль над несколькими населенными пунктами поблизости от линии соприкосновения с Турцией, по всей видимости, считая войска Сирии потенциальным буфером против турецкого продвижения.

Со своей стороны, командующий поддерживаемых Турцией «Бригад султана Мурада» Абу Валид готовится к грядущей войне с курдскими силами. Он с теплотой говорит об «исторической позиции», которую заняла Анкара во время восстания в Сирии, отмечая, что она стала единственной, «кто встал на стороне Свободной армии Сирии».

Он внимательно следит за международной политикой, понимая, что от этого зависит успех военной кампании, однако, как бы то ни было, он считает, что его войскам идти на Ракку, нравится это Вашингтону или нет. Он признает, что с поддержкой Вашингтона операция будет проще. Он также с ностальгией вспомнил времена, когда его группировка получала поддержку США. Ему неведомо, почему это партнерство прекратилось, а Пентагон, по его мнению, «обратился к РПК».