Зачистка? Скандал в петербургском метро...
Главу ГУП «Метрополитен» Владимира Гарюгина, который руководит подземкой с 1990 года, обвинили в нанесении бюджету ущерба на сумму в 9,2 млрд рублей, арестовали его имущество и запретили комментировать свое уголовное дело. Никто из экономистов и бизнесменов, знакомых с ситуацией, не считает, что причиной неожиданной массированной атаки стали сами по себе финансовые злоупотребления, если они и были. Куда более вероятной им представляется версия, что нашлись другие претенденты на очень теплое место Гарюгина.
В ноябре 2014 года городская Контрольно-счетная палата обнародовала результаты проверки «Метрополитена». Следователи подсчитали, что злоупотребления в деятельности ГУП нанесли городу ущерб на 9 млрд рублей. Главная претензия — к инвестиционным договорам, по которым коммерческие компании получали право строить торговые комплексы над вестибюлями станций метро («Бухарестская», «Обводный канал», «Международная», «Звенигородская», «Адмиралтейская»). От инвесторов ждали серьезных отчислений в городской бюджет, но дождались лишь нескольких миллионов рублей. По некоторым объектам, указали следователи, платежи дожны были быть в десятки раз выше.
Уголовное дело тем не менее было возбуждено по другому эпизоду. Фундамент станции «Адмиралтейская» был построен за бюджетные деньги, а должен был быть построен, по версии КСП и Следственного комитета, за деньги инвестора, построившего торговый комплекс над вестибюлем. Цена вопроса — 466 млн рублей. Предполагается, что эпизод с фундаментом был выбран для возбуждения уголовного дела потому, что тут Гарюгин несет персональную ответственность, в отличие от остальных эпизодов, где он делит эту ответственность с чиновниками Смольного. Что снова заставляет предположить, что целью проверок является лично глава ГУП.
Мнения следователей и менеджмента ГУП по поводу истории с фундаментом, естественно, диаметрально противоположны. Следователи уверены, что оплачивать работу должен был инвестор и что «Метрополитен» сделал это за казенный счет отнюдь не случайно. В компании же говорят, что фундамент нужен не только торговому комплексу, но и самой станции, потому расходы на него и были поделены.
С начала года в офисах ГУП прошли несколько обысков. В конце мая «пришли» и лично к главе компании: было арестовано его имущество, включая счета, три земельных участка и даже автомобиль. Последовал и еще один небанальный ход: подозреваемому запретили комментировать в СМИ свое уголовное дело. Адвокаты Гарюгина считают это нарушением закона: такая мера может применяться только в случае, если речь идет о государственной тайне, чего в данном случае нет. Защитники главы ГУП полагают, что следователи заинтересованы в создании «правильного» информационного фона.
Подземная империя, впрочем, смогла нанести ответный удар. После очередного обыска у главы «Метрополитена» в компании «Метрострой» сообщили о приостановке работ на Фрунзенском радиусе — важнейшем участке метро, который должен наконец соединить подземными путями огромные спальные кварталы с остальным городом. Представители компании отметили, что Смольный не перечисляет средства на строительство и должен «Метрострою» уже более 2,5 млрд рублей. Чиновники ответили, что деньги перечисляются, но требуется время для проверки счетов и документов. Так или иначе, работы по строительству станций приостановлены.
Эксперты расходятся в версиях атаки следователей на главу метрополитена. В числе основных предположений — борьба с коррупцией, желание перераспределить денежные потоки, интерес к метрополитену в целом и «Метрострою» в частности. Именно эта компания выигрывает все конкурсы на метростроительство. Ее сторонники говорят, что это происходит благодаря огромному опыту компании, противники — что «благодаря» коррупции. Буквально полтора месяца назад был выигран очередной тендер на 21 млрд рублей, при этом «Метрострою» даже не пришлось снижать цену.
Причиной возбуждения уголовных дел, обысков и ареста имущества является желание получить контроль за денежными потоками в Петербурге; что касается конкретно метрополитена, то при желании следователи могут «найти» немало, отмечает управляющий партнер консалтинговой компании «Решение» Александр Батушанский.
«Это история — про коррупцию, которая поражает многие госкомпании, где наёмные менеджеры через зависимые от них компании пропускают денежные потоки управляемых предприятий, завышая стоимость их услуг, нанося тем самым ущерб возглавляемым компаниям», — добавляет начальник аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрий Кумановский.
Предполагается, что итогом всех этих уголовных процессов при некоторых условиях может стать уход Владимира Гарюгина с поста главы компании. Отчасти это будет зависеть от внушительности доказательной базы, отчасти — от полуформальных и совсем неформальных договоренностей.
Главным вопросом остается размер отчислений инвесторов, получивших право строить торговые комплексы над вестибюлями станций, то есть в очень «проходимом» месте. Цифры (миллионы, даже не десятки миллионов) и в самом деле выглядят низкими до неприличия. Политологи объясняют: по прежним правилам игры хорошие объекты можно было получить по низкой цене, но в обмен требовалось оказывать городу помощь в самых разных формах, от политической до коммерческой. Появление следователей (которые оценивают не всю неформальную договоренность в целом, а лишь отдельно взятые счета) напоминает экспертам, знакомым с ситуацией, фразу Владимира Ленина «Формально — правильно, по существу — издевательство». Или, чтобы сказать проще — «мы так не договаривались».
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Выживший в авиакатастрофе под Актау рассказал о храбрости бортпроводницы
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Временные ограничения на полёты ввели во всех аэропортах Москвы
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО