Приложение к журналу "Эксперт" (20.10.2003) "ELLE бизнес" публикует рейтинг: "ТОП 20 / САМЫЕ УСПЕШНЫЕ ЖЕНЩИНЫ РОССИИ". Собственноручно опросив ведущих журналистов деловых изданий, менеджеров кадровых и РR-агентств, "ELLE бизнес" выводит рейтинг самых известных "в своей профессиональной среде" женщин России. Первой место в списке заняла супруга московского мэра Елена Батурина, президент ЗАО "ИНТЕКО". Столь высокое место в рейтинге столь влиятельного приложения не могло остаться незамеченным, - поздравить Елену Батурину с достигнутым успехом спешит заместитель главы Госстроя России Николай Маслов:

"В Москве существует частная строительная монополия, сросшаяся с государственной. Супруга Юрия Михайловича Лужкова Елена Батурина занимается скупкой стройиндустрии. Например, после того, как она приобрела цементный завод в Старом Осколе, цена на его продукцию поднялась на 60%. А на цемент приходится очень большая часть в себестоимости строительства. Можно утверждать, что через два-три месяца это приведет к росту цен на жилье в Москве на 30-35%. Госмонополия не так страшна, как частная монополия, связанная с государством, как это происходит сегодня в Москве, когда жена строит, а муж распределяет подряды на строительство. В будущем году на долю предприятий, контролируемых Еленой Батуриной, придется 40-50% всех подрядов на строительство жилья в столице: она сама строит, и сама же "вздувает" цену" (RBC daily. 14.10.2003; "Стрингер". 6.10.2003).

Среди основных достижений самой успешной женщины России Елены Батуриной "ELLE бизнес" называет застройку Ходынского поля. Сама же Ходынка считается "самым лакомым куском московской земли" ("Компания". 29.4.2002). Журналисты центральных изданий разворачивают негласное соревнование: кто краше сможет передать читателям инвестиционную привлекательность Ходынки. Пальму первенства в данном случае, пожалуй, можно отдать газете "Русский курьер" (23.9.2003), которая метафорично заметила: "Поистине Ходынка - "поле чудес", любой вложенный сюда "золотой" через два-три года вырастет в "золотое дерево""... И считать иначе нет никаких оснований. Ходынка привлекательна близостью к центру Москвы (в 7 км от Кремля), развитыми транспортными коммуникаций, как итог: "Рыночная стоимость 1 кв. м в типовом панельном доме на Ходынке будет, как минимум, на 50% выше, чем, например, в Бутово или Марьино" ("Коммерсантъ". 2.3.2002). К этому стоит добавить, что "инвестор освобожден от отчисления денег на развитие городских инженерных сетей и социальной инфраструктуры. А в результате он получит 70% жилого фонда, хотя обычно город забирает себе 40-50%" ("Финансовые известия". 26.3.2002). Подробнее об этом: http://www.regnum.ru/allnews/153795.html и http://www.regnum.ru/allnews/152373.html, а также http://www.regnum.ru/allnews/149182.html

Поскольку территория Ходынки изначально находилась на балансе Министерства обороны, московскому правительству понадобился не один год, чтобы окончательно согласовать с Минобороны условия застройки. "Торговля шкурой неубитого медведя продолжалась бы, вероятно, не один десяток лет, - писала "Москва имущая" (14.3.2002), - если бы стратеги с погонами на плечах не сообразили: единственная точка, где могут пересечься интересы, - жилье". В итоге генеральным инвестором проекта стал "Мосфундаментстрой-6", "обладающий давними деловыми связями с Главным квартирно-эксплуатационным управлением Минобороны", а глава означенного управления Александр Косован в марте 2003 перешел заместителем к руководителю столичного стройкомплекса Владимиру Ресину. Как писал "Коммерсантъ" (27.3.2003), "помимо общих задач по обеспечению жильем военнослужащих, генерал курировал и взаимоотношения МО со столичными властями по вопросу застройки бывшего Центрального аэродрома имени Фрунзе (Ходынское поле), находившегося в ведении МО. Проявленные при этом деловые качества генерала Косована послужили основанием для его приглашения на работу в мэрию". При поддержке Косована, - добавляет "Московский комсомолец" (29.3.2003), - столичным властям удалось отписать себе Петровский дворец и Ходынское поле".

ЗАО "ИНТЕКО" стало соинвестором проекта застройки Ходынского поля. "Русский курьер" (23.9.2003) заключает: "Ни о каких тендерах ничего слышно не было. Крупнейшие строительные холдинги Москвы - "Мосфундаментстрой-6" и ЗАО "ИНТЕКО" фактически поделили Ходынку между собой". Поскольку правительство Москвы освободило инвесторов от оплаты долевого участия на развитие городских инженерных сетей и сооружений, "это удешевляет себестоимость строительства на 40%", - отмечают "Ведомости" (4.3.2002).

"Кровавая Ходынка" - Центральный аэродром имени Фрунзе - "Гранд - Паркъ"

Исторически Ходынское поле печально известно жуткой давкой 18 мая 1896 года. После коронации последнего российского самодержца здесь погибли несколько тысяч любителей царских подарков, еще больше были покалечены. В советское время с Центральным аэродромом имени Фрунзе связан расцвет советской авиации, а также самые печальные ее моменты - катастрофа самолета "Максим Горький". С Ходынского поля самолет регулярно совершал агитационные полеты. "Авиапанорама" (23.12.2002) обращает внимание на "страшное в своей символичности совпадение дат: ровно за 39 лет до этого события (крушения "Максима Горького"), 18 мая (ст.ст.) 1896 г., в день коронации Николая II, на Ходынском поле в страшной давке" погибло много людей. В 1990-х Ходынка активно использовалась для проведения автозаездов. В конце же 2000 года по многочисленным просьбам проживающих в округе москвичей их запретили. Вместе с запретом отпала идея строительства на ходынке трассы "Формула-1". Одна взлетно-посадочная полоса была превращена в плац, на котором тренировались военные перед парадами. По свидетельствам журналистов, в остальное время года на Ходынке тренировались нарушители воинской дисциплины. Ходынка стала привычным местом проведения культурно-массовых мероприятий.

"Периметр Ходынского поля со стороны Хорошевского шоссе начали застраивать многоэтажками несколько лет назад, - писали "Известия" (8.4.2002), - Сам аэродром не трогали, но проекты всплывали разные. Так, один из них предполагал превратить поле в авиапарк". И даже не смотря на то, что президент Ельцин издал Указ о преобразовании Центрального аэродрома в авиацентр бизнес-класса, проект не прошел Государственную экологическую экспертизу и был отклонен "в 1998 г.... А уже в 1999 г. новым указом работы по реконструкции Центрального аэродрома были лишены статуса президентской программы". ("Ведомости". 9.12.2002). Переговорный процесс правительства Москвы и Минобороны увенчался успехом и вылился в постановление городской администрации от 26 февраля 2002 г. (N145-пп) "О комплексной застройке территории Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе", которое определило инвесторов: МФС-6 должен построить жилой комплекс со всей социальной инфраструктурой, а ОАО "Авиапарк" - музей авиации и космонавтики, торгово-выставочный и торгово-деловой комплексы". "Мосфундаментстрой-6" было разрешено привлекать соинвестора. Таким соинвестором стало ЗАО "Интеко" Елены Батуриной.

В СМИ также сообщалось о многочисленных акциях протеста жителей Москвы сначала против строительства бизнес-аэропорта, а потом уже и против застройки Ходынского поля.

"Претендентов на застройку территории было много"...

"Еще летом (2001) основным предполагаемым застройщиком Ходынки считался Департамент инвестиционных программ строительства Москвы Краснянского, - писали "Ведомости" (15.11.2001). - Однако 14 ноября 2001 года на пресс-конференции Краснянский сообщил, что ДИПС в проекте участвовать не будет. "Решение об этом принято окончательно", - сказал глава департамента". Несколько иначе слова Краснянского передал "Коммерсантъ" (2.3.2002): "В ноябре господин Краснянский жаловался журналистам, что "не встретил понимания в мэрии и отказался от проекта"". "Ведомости" также отмечали, что "по непроверенным данным, некоторый интерес к Ходынке проявляет и СУ-155". О последствиях "интереса" подробнее здесь: http://www.regnum.ru/allnews/126781.html (Милиция подошла к Владимиру Ресину)