Станислав Тарасов: Азербайджан и грузинский коридор: кто поведет в "закавказском альянсе"?
После того, как парламент Грузии утвердил новый кабинет министров во главе с Бидзиной Иванишвили, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров направил приглашение своей грузинской коллеге Майе Панджикидзе посетить с визитом Баку. С учетом уровня стратегического партнерства, который сформировался за время правления Михаила Саакашвили, новая "сверка часов" между Баку и Тбилиси выглядит естественной. Как не крути, а после победы на выборах партии "Грузинская мечта" появились основания говорить о смене многих геополитических акцентов во внешней политике Грузии. В частности, как заявил директор первого департамента стран СНГ МИД России Михаил Евдокимов, Москва уже не видит "препятствий для возвращения Грузии в СНГ", но "инициатива такого шага должна исходить от Тбилиси". Надо полагать, что это заявление носит пока "стимулирующий характер", поскольку ранее советник нового главы правительства и лидера коалиции "Грузинская мечта" Гия Хухашвили заявил, что "этот вопрос не стоит на повестке дня новых властей Грузии".
В то же время Тбилиси заявил о возможности восстановления железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию. Потенциально это приведет к восстановлению торгово-экономического сотрудничества между Тбилиси и Москвой. Новый министр сельского хозяйства Грузии Давид Кирвалидзе считает, что "Грузия может вернуть свою продукцию на российский рынок до Нового года".
В то же время восстановление железнодорожного сообщения между Россией и Грузией может вывести из полублокадного состояния и Армению. Именно этот фактор стал вызывать наибольшую обеспокоенность в Баку. В этой связи азербайджанский парламентарий Муса Гасымлы квалифицировал намерения Тбилиси как "проармянские" и намекнул на возможность со стороны Азербайджана "предпринять ответные меры - приостановить экономические проекты в Грузии, и оказать поддержку сепаратистским режимам в Абхазии и Южной Осетии". В свою очередь директор Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу предлагает выстраивать отношения с новым Тбилиси "сквозь призму его отношения к карабахской проблеме". По его словам, "Грузия превратилась в проводника интересов некоторых западных сил, стремящихся затормозить урегулирование нагорно-карабахского конфликта", следствием чего являются "факты религиозной и этнической нетерпимости в Грузии в отношении азербайджанцев".
Для Баку положение усугубляется еще и тем обстоятельством, что он не может политически идентифицировать Иванишвили только в качестве "человека России", поскольку тот ведет наиболее активную "игру" все же на другой "поляне". Новые власти Грузии всячески подтверждают приверженность прозападному курсу. В то же время фактом является и то, что впервые за последние 12 лет намеченный на конец ноября визит представительной делегации военного комитета НАТО в Тбилиси был отложен, видимо, из-за громких арестов военных в Грузии, с кем намерены были провести встречу эмиссары НАТО. Тем не менее, в Брюссель с визитом отбыл глава правительства Грузии Иванишвили, где он планирует провести переговоры с генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном. В этой связи руководитель Центра проблем глобализации Александр Чачия рекомендует не делать скоропалительных выводов относительно главных направлений внешней политики нового правительства Грузии. Он предупреждает, что может случиться так, что "Грузинская мечта" быстро выродится в "грузинскую фантазию". Внося заявленные коррективы в главные направления внешней политики, Тбилиси пытается решить сложные несовместимые задачи: сохранить тренд страны, стремящейся в НАТО, ратовать за восстановление своей территориальной целостности, возродить отношения с Россией и определиться во взаимоотношениях с Азербайджаном.
От Вашингтона, Брюсселя и Москвы до Тбилиси все же далеко. Баку более чувствителен к новым нюансам во внешней политике Грузии, понимает, что отныне отношения с Грузией будут строиться на несколько иной основе, поскольку она ставит задачу повысить и укрепить свое геополитическое значение в Закавказье. Поэтому может случиться так, что Баку, закупоренный "грузинским коридором" для вывода своих энергоресурсов на внешний рынок, станет ведомым, а не ведущим, как это было прежде в "закавказском альянсе". Неслучайно министр экономики Грузии Георгий Квирикашвили сообщил, что в ближайшее время может быть пересмотрен договор с Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR), поскольку он "недостаточно прозрачен". Кстати, глава правительства Грузии Иванишвили, министр энергетики Каладзе и министр внутренних дел Гарибашвили уже провели встречу с генеральным директором Государственной нефтекомпании Азербайджана (SOCAR) Ровнагом Абдуллаевым. Как заявил в этой связи новый глава правительства Грузии, "эта встреча имела пока ознакомительный характер".
Вот почему ответить на вопрос, как будут в дальнейшем строиться и развиваться взаимоотношения между Грузией и Азербайджаном, очень сложно Многое решится во время намечаемой встречи главы МИД Азербайджана Мамедъярова со своей грузинской коллегой Панджикидзе, за чем должны последовать переговоры Иванишвили с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Однако, если доверять интуиции азербайджанских политологов, на сей раз сторонам предстоит непростой диалог.
- Путин назвал Шольцу причину начала конфликта на Украине — 996-й день СВО
- СК возбудил дело после сообщений о митинге с русофобскими лозунгами в МФЮА
- Как изменится материнский капитал в 2025 году
- В Крыму скончался пострадавший при обрушении моста в Джанкойском районе
- Умер основатель и владелец сети магазинов одежды New Yorker Фридрих Кнапп