Информационное агентство "Trend" опубликовало репортаж под названием "Заместитель министра иностранных дел: Иранская часть железной дороги "Казахстан-Туркменистан-Иран" должна быть завершена к октябрю". Об этом, по данным издания, заявил заместитель министра иностранных дел ИРИ Сейед Аббас Арагчи в ходе брифинга в министерстве иностранных дел республики Казахстан", передает ИА REGNUM со ссылкой на портал Inosmikz.net. Аналитики сайта рассуждают о железной дороге из Казахстана в Иран. ИА REGNUM приводит статью полностью.

Первоначальный договор, положивший начало к реализации такого проекта был подписан туркменским и казахским президентом в мае 2007 года. Окончательное же соглашение было оформлено Ираном, Туркменистаном и Казахстаном по ходу саммита прикаспийских стран в сентябре 2007 года. Железная дорога, согласно проекту, должна была протянуться на 900 км. Из них 700 приходятся на долю Туркменистана, 70 - Ирана, 130 - Казахстана. Президент Узбекистана Ислам Каримов, как сообщало в свое время иранское издание "Press TV", заявлял о намерении своей страны присоединиться к этому проекту. По мнению специалистов, эта железная дорога, после ее введения в эксплуатацию, должна сыграть значительную роль в укреплении торговых связей в среднеазиатском регионе. Надо, видимо, напомнить, что первая стальная транспортная магистраль, известная как железная дорога "Серахс-Теджен-Мешхед", была проложена в 1996 году. Начало ее эксплуатации дала странам Средней Азии возможность отправлять часть своей экспортной продукции с использованием железнодорожного транспорта. Но это, как считается, не самый короткий путь, связывающий регион с Ираном. С завершением строительства новой железной дороги протяженность пути между Средней Азией и Средним Востоком значительно сократится по сравнению с прежним маршрутом.

Для Казахстана реализация этого начинания, по сути, означает "прорубание окна" на Средний Восток. Другое название этой прокладываемой стальной транспортной магистрали - Прикаспийская железная дорога. Осуществляется то, что появилось в планах в конце еще позапрошлого столетия. Надо уточнить - тогда это были планы, касавшиеся двух величайших империи того времени. Великобритании и России. Как это происходило?

Свыше ста лет назад в той же части Туркменистана, где сейчас затевается названный проект, но в перпендикулярном направлении впервые во всей Средней Азии была проложена железная дорога. Она связала станцию Узун-Ада, рядом с которой впоследствии сформировался советский порт Красноводск (ныне - Туркемнбаши), с Самаркандом. Позже - и с Ташкентом. Потом по этому маршруту стало курсировать пассажирское и грузовое сообщение, связанное через Каспий паромом с Баку. А через Баку - с центральными регионами тогдашней России и Европой.

Когда такой маршрут сделался реальностью, англичане стали носиться с проектом соединения своих железных дорог в Индии и на Среднем и Ближнем Востоке через Туркестан или нынешнюю Среднюю Азию.

Он-то как раз предполагал прокладку "железки" в перпендикулярном по отношению к линии Узун-Ада -Ташкент направлении. То есть - в общих чертах тот маршрут, по которому сейчас, уже в начале XXI века, Иран, Туркменистан и Казахстан прокладывают новую железнодорожную магистраль.

Тогда это не удалось в силу политических причин. Британцы и россияне не смогли договориться. И теперь бы оно не дошло до дела в силу сопряженности использования такого маршрута с большими трудностями, связанными с противоречиями между Западом, чьи компании активно работают в ключевых сферах экономик новых независимых прикаспийских стран, и Ираном. Но, видимо, такие преграды преодолены или уже не составляют непреодолимых препятствий. И тут, видимо, большую роль сыграл и продолжает играть Китай, самым серьезным образом взявшийся за возрождение трансконтинентального грузового маршрута по типу существовавшего прежде Великого Шелкового пути и поспособствовавший привлечению к реализации такого большого и общего проекта громадных инвестиций в объеме порядка трех десятков миллиардов долларов. При этом он заручился поддержкой самых серьезных международных финансовых институтов.

А самое главное - это то, что китайцам есть, что возить при появлении общего непрерывного трансконтинентального маршрута, в качестве одной из частей которого можно, видимо, стоит рассматривать осуществляемый сейчас названными тремя прикаспийскими странами проект.

Если он получится, Казахстан впервые за новую историю сможет получить сухопутный и железнодорожный доступ, да еще кратчайший, к Среднему Востоку. Это сродни прорубанию окна в этот важнейший в системе международного товарообмена регион.

В вышеназванном репортаже агентства "Trend" также сообщается, что компания "Pars Energy" осуществляет подряд на прокладку иранской части строящейся железной дороги. Наряду с осуществлением проекта по строительству железнодорожных путей по восточному побережью Каспийского моря имелись планы прокладки двух железных дорог: из Горгана в Шахруд и Семнан и из Горгана в Мешхед. Иранские власти объявляли, что северная железная дорога, связывающая Тегеран и Горган, позволит увеличить объемы транспортных перевозок по стране.