Одним из наиболее обсуждаемых политических событий на Украине стало принятие Верховной радой в первом чтении проекта закона № 9073 "О принципах государственной языковой политики". Проект закона является в некоторых местах весьма противоречивым, что вызвало его резкую критику с самых различных сторон, - как со стороны парламентской оппозициии, которая, посчитав, что закон наносит ущерб статусу украинского языка, попыталась заблокировать принятие законопроекта, так и со стороны ряда этнокультурных общественных организаций, которые, напротив, посчитали, что закон маргинализирует статус русского языка.

Со стороны стран-соседей Украины - России и Румынии - также последовала определённая реакция, высказанная влиятельными политическими фигурами. Если со стороны Румынии прозвучала определённая критика некоторых аспектов законопроекта, то со стороны России было озвучено, условно, два мнения. Одно, высказанное некоторыми депутатами и некоторыми общественными деятелями, - в поддержку законопроекта, другое - критическое, высказанное некоторыми представителями общественности и экспертных кругов. Безусловно, у каждой заинтересованной силы есть свои мотивы для высказывания той или иной позиции, однако нельзя не отметить, что принятие данного законопроекта не не увязано с соображениями необходимости срочного принятия, не обусловлено, например, пакетом законов, которые Украина обязалась принять на пусти заключения Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Т.е., необходимость ускоренного принятия законопроекта в целом не присутствует.

Одной из задач, которая стоит перед властями любого государства, является проведение такой политики, которая бы максимально устраивала большинство граждан, проживающих в стране. Учитывая, какой общественный резонанс вызвала попытка принятия означенного законопроекта, возможно, властям Украины следовало взвесить все "за" и против" и отложить принятие закона во втором чтении. Отложить - не означает отказаться от идеи практической имплементации тех или иных положений закона, но, возможно, одним из выходов из ситуации стал бы запуск своего рода регионального "пилотного проекта" на базе этого закона. Территорией, где можно осуществить запуск такого "пилотного проекта", вполне может стать Буковина.

Как известно, на территории Буковины проживает достаточно многочисленное румынское меньшинство, а использование румынского языка как регионального предусматривается в принятой в первом чтении редакции закона. Представляется вполне оправданным отложить принятие в целом закона № 9073, сняв тем самым известное напряжение в обществе, одновременно узаконив "пилотный проект" с введением румынского языка как регионального языка Буковины. На протяжении соответствующего периода времени можно будет провести экспертное тестирование практической имплементации румынского языка как регионального и разработать некоторые рекомендации, которые впоследствии можно было бы учесть в ходе "языковой реформы".

Следует отметить, что принятие такого "пилотного регионального проекта" для Буковины продемонстрировало бы и зрелость украинской политики по отношению к этому региону. Придание румынскому языку статуса регионального отмечено и в соглашении, которое подписали Виктор Янукович и председатель Совета румын Украины Аурика Божеску. К сожалению, Буковина пока в известной степени остаётся неким "объектом разбалансированной политики" властей Украины. Так, например, руководитель департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин сделал заявление, в котором обратился к властям Румынии с просьбой не выдавать паспорта граждан Румынии тем жителям Буковины, которые обращаются в Бухарест с соответствующими заявлениями. Здесь следует обратить внимание на то, что Румыния предоставляет возможность "восстановления гражданства" тем лицам, которые (или предки которых) имели ранее подданство Королевства Румынии, проживая на его территории. Как известно, до августа 1940-го года территория Буковины входила в состав Королевства Румыния (Буковина была оккупирована Румынией в ноябре 1918 года; до этого частью Румынии никогда не являлась - прим. ИА REGNUM).

Нет абсолютно ничего предосудительного в том, что Румыния даёт возможность жителям Буковины получить своё гражданство, в любом случае, эти граждане получат более высокий уровень индивидуальных свобод. Украина, как собственно и любое государство, должна заботиться о том, чтобы жизнь проживающих на её территории граждан, становилась, по возможности, более комфортной и, если получение жителями Буковины гражданства Румынии предоставляет такую возможность, то противодействовать тому, что люди желают более хорошей жизни, просто негуманно. Государство, наоборот, должно создавать максимально удобные условия жизни для людей. Это относится и к той категории людей, которые связывают свои надежды на лучшую жизнь с получением гражданства какой-либо страны. Да, закон Украины не даёт права иметь двойное гражданство, однако каждый человек обладает свободой выбора и ущемлять его в этом уважающее себя государство не станет.

В этой связи следует отметить, что существует и немалое число людей, которые бы с радостью приняли гражданство Украины, например, в Приднестровье. Хотя определённая часть приднестровцев уже имеет украинское гражданство, тем не менее, активизация политики по предоставлению гражданства жителям Приднестровья только подняла бы авторитет Украины, тем более, что статья 8 "Приобретение гражданства Украины по территориальному происхождению" Закона Украины "О гражданстве Украины" даёт им это право по модели, схожей с моделью восстановления гражданства Румынии. Учитывая же большую гибкость и адекватность властей Республики Молдова в отношениях с соседними странами, чем это было во время правления Владимира Воронина, Киев вполне бы мог убедительно рекомендовать Кишинёву согласиться с необходимостью открытия в Тирасполе консульства Украины. В МИД Украины - в целом, грамотной профессиональной структуре - пока ещё не смогли, однако, избавиться от принятия в расчёт варианта так называемой "реинтеграции Республики Молдова". Тот факт, что в настоящее время функционирует государство Республика Молдова, которое заявляет свои права на контроль над территорией Приднестровья, не означает, что такое же положение дел сохранится в краткосрочной или среднесрочной перспективе. В масс-медиа высказывались мнения, что, мол, для Украины было бы хорошо, если бы движение по пути евроинтеграции страна осуществляла если не синхронно, то "вместе" с Республикой Молдова. Сложно сказать, чем бы это было хорошо для Украины, но Республика Молдова является failed state, которое никогда не будет принято в ЕС, пока не будет урегулирован бессарабско-приднестровский конфликт и пока не произойдут серьёзные системные реформы. Если у кого-то в Киеве существует расчёт на то, что, используя какие-либо меры воздействия, можно будет заставить Приднестровье "реинтегрироваться" в РМ, после чего вместе с "реинтегрированной РМ" "встать в очередь" на вступление в ЕС, то такой расчёт является недальновидным и не учитывающим интересы всех сторон, имеющих отношение к бессарабско-приднестровскому конфликту. Попытка принудить Приднестровье к "реинтеграции" с РМ сделает весьма вероятным риск возобновления вооружённой фазы конфликта, которая закончится вероятным признанием этой бывшей ранее в составе Украины республики независимым государством со стороны России. Это стало бы не самой гуманной формой для достижения Приднестровьем права на существование, отдельное от Бессарабии, которое Приднестровье заслуживает с историко-правовой точки зрения, но это достижение должно состояться мирным образом, чему противоречат некоторые действия украинских влатей.

Существуют весьма тревожные сигналы о том, что таможенные органы Украины получили негласное указание задерживать приднестровские грузы. Ситуацию, когда де-факто failed state Республика Молдова пытается манипулировать такой страной как Украина, сложно назвать иначе, чем унизительной для Украины. Не подстраивание под Кишинёв, политика которого не принимает в расчёт интересы граждан, проживающих в Приднестровье, а проведение таких действий, которые чётко обозначаютт интересы Украины в Приднестровье, - только такая политика может являться зрелой и достойной государства, которое не забывает о тех людях, которые связывают с этим государством свои надежды на лучшую жизнь. Не создавать деструктивные информационные потоки относительно действий Румынии по повышению индивидуального уровня свобод граждан, проживающих на Украине и не предавать украинские интересы в Приднестровье, сдавая Приднестровье "государству без будущего" - Республике Молдова, а находить варианты взаимодействия для выстраивания обоюдовыгодных отношений с Румынией и максимально эффективно обозначить свои интересы в Приднестровье - именно такой "региональный геополитический лейтмотив" может быть у властей Украины, которые в состоянии адекватно представлять интересы своей страны.