Скоро юго-западные земли Подмосковья окончательно станут Москвой: с 1 июля 2012 года вступят в силу поправки в законы, касающиеся территориального деления Москвы и местного самоуправления. "Большая Москва", названная так по аналогии с "Большим Лондоном" и "Большим Парижем", изменит отношения между соседними субъектами Федерации, и эти перспективы коснутся, в том числе, развития инфрастукруры столичного региона. Журнал о недвижимости Metrinfo.Ru провел опрос среди москвичей, чтобы выяснить мнение горожан о возможностях развития инфраструктуры "Большой Москвы". По данным, полученным корреспондентом ИА REGNUM от журнала Metrinfo.Ru, в отношении проекта граждане настроены умеренно-оптимистично.

Напомним, что в Большую Москву входят территории, условно ограниченные Киевским и Варшавским шоссе вплоть до Калужской области. В состав столицы вошли Троицк, Коммунарка, Щербинка, Внуково, поселок Московский - около 20 населенных пунктов. В первую очередь для нормальной связи с другими районами города этим территориям необходим современный транспорт, прежде всего - метрополитен, отмечают эксперты. Пока известно о том, что новая ветка подземки пройдет от станции метро "Проспект Вернадского" вдоль Калужского шоссе до поселка "Коммунарка", ее начнут проектировать после 2015 года, и, возможно, она будет построена к 2020 году. Маршрут остальных линий утвердят, когда станет известно, где появятся административные здания для государственных учреждений. Специалисты-транспортники полагают, что по Большой Москве было бы целесообразно пустить скоростные трамваи и электрички.

Окончательный вариант концепции новых территорий будет представлен в начале 2013 года, но не вызывает сомнений, что там развернется масштабное жилищное строительство, с акцентом на малоэтажное. Речь идет не просто о масштабном строительстве жилья, а о создании грамотной жилой городской среды, подчеркивают специлисты. Авторы опроса поинтересовались у москвичей: будет ли, по их мнению, этот проект реализован именно с точки зрения развития инфраструктуры. Будет, уверены 54,5% участников опроса; нет, не будет реализован, считают 31,7%; затруднились с ответом 13,8%.

Многие опрошенные уточняли, что проект реальный, но долгосрочный, и результаты будут видны не ранее чем через 10-20 лет; быстрее реализовать проект можно, если предотвратить коррупцию при строительстве, полагают москвичи. 31,7% скептчиески настроенных москвичей в проект не верят, так как "у нас никогда не делают все до конца"; "зная наше правительство, как они чинят дороги, это вряд ли". Сомневающиеся в успехе респонденты также подозревают, что на проект может попросту не хватить средств. Впрочем, в группе допустили, что проект и может быть реализован, но очень нескоро: лет через 30-50.

Авторы опроса поинтересовались, поехали бы люди жить в Большую Москву, если бы проект был реализован при прочих благоприятных обстоятельствах? По итогам опроса, не поехали бы 76,2% респондентов; поехали бы 22,8%; затруднился с ответом 1%.

Для чего, с точки зрения москвичей, задуман проект Большой Москвы? Самое популярное мнение - чтобы строить новое жилье. Следующая популярная точка зрения - чтобы разгрузить Москву от избытка населяющего ее народа. Также высказывались точки зрения: "чтобы офисные работники уехали из центра"; "чтобы перенести туда административные здания", но делается это, по мнению некоторых респондентов, ради спасения исторического центра Москвы: "чтобы освободить центр Москвы. Он представляет историческую ценность, и там дорогая земля". Высказывалась также версия об избавлении от пробок.

В том, что проект Большой Москвы будет воплощен именно с точки зрения современной инфраструктуры (построят новые дороги, реконструируют существующие, проложат метро, возведут социальные и культурные объекты) убеждены более половины участников опроса. Однако поехало бы жить туда чуть менее четверти опрошенных. Большинство опрошенных считают, что власти преследуют градостроительные цели: это возведение нового жилья, разгрузка Москвы, поиск места для правительственных учреждений, борьба с пробками и переселение очередников. Менее популярными оказались гипотезы, авторы которых предположили, что истинная цель строительства Большой Москвы - нажива: за счет продажи земли, которая станет более дорогой, а также "распила" средств, которые будут направлены на данную программу.

"Вывод: проект будет скорее реализован, считают граждане, и даже скептики предполагают - что-то власти да сделают. Другое дело, каким окажется результат. В целом граждане признают за властями способность справиться с масштабными проектами, хотя критика в их адрес, в данном случае настойчиво присутствовала, но не доминировала. Москвичи скорее склонны считать так: расширение столицы преследует благую цель, при этом они отмечали трудоемкость этого проекта и с точки зрения временных затрат и денежных вложений. Но не могли не заметить, что кто-то обязательно нагреет руки на этой стройке века", - резюмировали авторы опроса.