Станислав Тарасов: Азербайджан зондирует карабахскую почву
На следующей неделе ожидается визит в Армению, Нагорный Карабах и Азербайджан сопредседателей Минской группы ОБСЕ Роберта Брадтке (США), Жака Фора (Франция), Игоря Попова (Россия), а также и спецпредставителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика. По мнению вице-спикера парламента Азербайджана Бахар Мурадовой, этот визит в регион может стать "неким стимулом в дальнейшем переговорном процессе между сторонами". На чем основан подобный оптимизм Баку?
Если оценивать последние резолюции Европарламента по Армении и Азербайджану, то может сложиться впечатление, что Евросоюз встал на сторону последнего. Но Евросоюз не потребовал вывода армянских войск из зоны карабахского конфликта. По мнению ставшего постоянным ньюсмейкером для многих азербайджанских СМИ директора исследовательских программ по России и СНГ Германского общества внешней политики Александра Рара, Евросоюз по сути через Минскую группу ОБСЕ пытается отделываться только вялыми заявлениями по Карабаху, что, конечно, не устраивает Азербайджан.Встряхнуть ситуацию решил заведующий отделом внешних связей Администрации Президента Азербайджана Новруз Мамедов. По его словам, Азербайджан "может пересмотреть свою прозападную позицию и войти в "новый блок", если не получит более широкую поддержку Европы и США в вопросе карабахского конфликта с соседней Арменией".
Более того, как выясняется, Азербайджан "уже получил предложение присоединиться к другому политическому союзу, но на данный момент не принял этих предложений, но может принять их в течение пяти-десяти лет". Но за это время, как говорят на Востоке, либо падишаха не станет, либо ишак подохнет.
Интрига в другом. Конечно, не надо рыться в дипломатических словарях, что понять, о каком "другом политическом союзе" ведется речь. В первую очередь можно иметь в виду Турцию, если увязывать новое азербайджанское блоковое мышление с попытками урегулировать по своему сценарию карабахскую проблему. Но Баку все еще находится под синдромом подписанных Анкарой с Ереваном цюрихских протоколов по нормализации двухсторонних отношений. Тем более, что эти документы находятся в парламенте двух стран и стороны отказываются дезавуировать под ними свои подписи, хотя Анкара под давлением Баку пока увязывает ратификацию этих документов с карабахским урегулированием, что не предусматривается этими протоколами. Тем не менее, в любой момент - при смене региональной геополитической конъюнктуры - турки могут пойти на иное решение, хотя бы только для того, чтобы сохранить через этот механизм свое влияние в регионе. В этом смысле нельзя не согласиться с мнением президента Армении Сержа Саргсяна о том, что хотя "Турции нечего сказать и нечего делать в вопросе Нагорного Карабаха", Армения "готова к продолжению цивилизованного диалога".
Так что Турцию можно пока исключить из списка государств, выступивших за создание нового блока в регионе. И вот почему. По словам Мамедова, "близость Азербайджана к Западу вызвала "некоторое напряжение" в отношениях с Ираном. Иран говорит нам: почему вы продаете свою нефть Западу? Вы должны разорвать свои отношения с США и Израилем, потому что они наши враги". Во-первых, главный поток бакинской нефти на Запад проходит через Турцию. Во-вторых, с точки зрения Тегерана, Баку выступает в качестве потенциального плацдарма, с которого Запад может нанести по нему военный удар. В-третьих, по мнению азербайджанского политолога директора Центра политических исследований "Атлас" Эльхана Шахиноглу, "если Запад ударит по Ирану, то Тегеран ударит по объектам союзников Запада - Турции и Азербайджану". И не только это.
В Баку почему-то самоуверенно предполагают, что в случае чего пять процентов азербайджанцев Ирана "могут активизироваться для того, чтобы основательно расшатать режим в Тегеране". Однако эти же азербайджанцы могут организовать и "освободительный поход" из Ирана на Баку. И не только это. В случае вооруженной эскалации в регионе остро встанет проблема статуса Карабаха. Неслучайно еще один высокопоставленный чиновник из администрации президента Азербайджана Али Гасанов в интервью турецкой газете "Джумхурийет" ни того ни с сего заявил, что после того, как "Армения стала форпостом России в регионе, мы не позволим, чтобы и Нагорный Карабах стал чьим-то форпостом".
Но Карабах не является сейчас чьим-либо форпостом. Только с ним может произойти то, о чем говорил на пресс-конференции в Ереване глава МИД Уругвая Луис Альмагро: его страна поддерживает мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта на основе права наций на самоопределение. В этой связи посольству Азербайджана в Аргентине "поручено изучить позицию МИД Уругвая и достоверность распространяемой армянскими СМИ информации".
Что же касается эффективности нынешней миссии Минской группы ОБСЕ в регион, то вряд ли от этого визита сейчас приходится ждать прорывных решений. По большому счету, главным игрокам мира сейчас пока не до Карабаха. Максимум на что можно рассчитывать, так это на продолжение работы над обновленными Мадридскими принципами урегулирования армяно-азербайджанского и нагорно-карабахского конфликтов. Как заявлял в этой связи министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, проблема этих принципов "заключается не в языковой сложности, а в концептуальной основе". Тут все пока без перемен.