Большинство еженедельных изданий Таджикистана посвятили свои материалы проблемам таджикско-узбекских отношений. Если одна из газет считает, что только после смерти узбекского президента можно будет наладить нормальные отношения с этим соседом, то другие обвиняют таджикские власти в недальновидности. А третьи склонны считать, что во всем виновата Россия...

Политика

Руководство Узбекистана продолжает курс на конфронтацию и использование экономических, транспортно-коммуникационных и иных рычагов давления в целях принуждения руководства Таджикистана к принятию выгодных им решений. Как пишет "Миллат", об этом говорилось в распространенном в понедельник на сайте Посольства Таджикистана в России заявлении относительно нынешних таджикско-узбекских отношений. "С 2010 года Узбекистан систематически осуществляют транспортную блокаду южных и центральных регионов Республики Таджикистан путем преднамеренной задержки на узбекских железнодорожных станциях вагонов с народно-хозяйственными грузами для Таджикистана, - отмечается в заявлении. В заявлении таджикского посольства подчеркивается, что узбекская сторона неоднократно нарушала взятые на себя обязательства, в частности, по поставкам в Таджикистан природного газа. Кроме того, отмечается в заявлении, узбекская сторона под надуманными предлогами уже несколько лет полностью запрещает транзит туркменской электроэнергии через свою территорию в Таджикистан, что противоречит основным принципам международного права и ранее подписанным Узбекистаном договорам и принятым в этой связи обязательствам в области надежной поставки и транзита электроэнергии и рационального использования ресурсов региона. Целью подобных действий узбекских властей является инспирация на этой почве очагов социального напряжения и роста недовольства среди населения страны в отношении руководства Таджикистана".

Узбекистан планирует гуманитарную катастрофу, пишет "Бизнес и политика". Узбекистан не оставляет попыток принудить Таджикистан к принятию выгодных для себя решений, поэтому продолжает курс на конфронтацию. В своих потугах Узбекистан использует, в основном, экономические и транспортно-коммуникационные рычаги давления. Целью подобных действий узбекских властей является инспирация на этой почве очагов социального напряжения и роста недовольства населения нашей республики. Эксперты считают, что указанные односторонние действия узбекских властей, по сути, служат подтверждением необъявленной и перманентной экономической блокады Таджикистану, направленной на дестабилизацию социально-политической обстановки в республике. Сохранение сложившейся ситуации приведет к дальнейшему ухудшению жизненного уровня населения Таджикистана. И станет угрозой возникновения гуманитарной катастрофы в стране.

"Джумхурият", официальная газета правительства Таджикистана, в статье под заголовком "Узбекистан от закрытия дорог перешел к их разрушению" пишет, что таким образом "руководство соседней страны намерено создать для таджиков новые трудности и вызвать чувство недоверия к правительству Таджикистана". В материале подчеркивается, что руководство Узбекистана прекрасно осознает, что по железной дороге Амузанг-Хатлон для населения юга Таджикистана доставляются, в первую очередь, продукты питания. "Джумхурият" в другом материале под заголовком "Узбекский газ превратился в инструмент политического давления" пишет, что другая причина последних действий узбекских властей связана с Фархадской плотиной на реке Сырдарья. "Фархадская плотина в 1933 году была отдана в аренду Узбекистану сроком на 40 лет. Но узбеки посчитали, что это уже их территория и не намеревались возвращать Таджикистану эту часть земли. Понятно, что Таджикистан не мог согласиться с этим". Как пишет автор статьи, таджики, испытавшие в своей истории множество лишений, "смогут и на этот раз достойно выдержать удары соседей".

Как пишет "Азия плюс", "нам уже давно не до шуток, нас волнует один вопрос - как дальше выживать будем? Вся надежда на Аллаха... "Правда всегда колет глаза, - говорит лидер Общенациональной социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров. - Когда строятся интриги в отношении друг друга - это касается амбиций первых лиц двух стран. Сейчас было бы оптимальным обеим сторонам признаться в своих ошибках в действиях, но нет - ведется антинародная политика с обеих сторон. Ни с той, ни с другой стороны нет прозрачности в отношениях. Взять тот же договор о поставках газа. Да если его просто опубликовать, любой юрист определит, кто из сторон прав. Сейчас две стороны утверждают разные вещи, и никто не знает, кто из них говорит неправду... В политике никогда не бывает постоянных партнеров. Есть только интересы. Когда интересы противоборствуют, как у Таджикистана и Узбекистана, Россия, соответственно, отдаст предпочтение узбекской стороне. Поэтому Таджикистану всегда надо проводить более гибкую политику, дипломатию, чтобы выжить среди сильных игроков. Хотим мы этого или нет, Узбекистан по своему потенциалу сильнее и с большими ресурсами, и с большим количеством стран у него партнерские отношения, сложившиеся в течение всей истории. Во время Союза управление регионом Москва осуществляла через Ташкент. Узбекистан проводил политику России по принципу: разделяй и властвуй. Этот принцип применяется и сегодня, потому что Россия никогда, учитывая свои геополитические интересы, не отдаст Узбекистан американцам, взяв сторону Таджикистана. Такие вещи мы должны оценивать реально. Для российской политики в первую очередь основной партнер - Казахстан. Относительный партнер - Киргизия. Относительно партнерства с Узбекистаном она должна определиться. А Таджикистан и Туркмения остаются вне поля зрения. Путин всегда может показывать свое джентльменское отношение кому угодно, но реальная политика будет выражаться в несколько другом виде. К примеру, вопрос относительно ГСМ с Кыргызстаном был решен, а с нами нет. Это говорит о приоритетах России. Сегодня я могу сказать, что в последующие месяцы ситуация с ГСМ в стране будет еще более ухудшаться, и я не удивлюсь, если ко Дню независимости бензин в Таджикистане будет стоить 10 сомони. Если бы такая ситуация была в Кыргызстане, там началась бы новая революция. Наш народ сам виноват, что в его отношении правительство играет в такие игры".

Президент все еще остается, формально и неформально, лидером страны, и нынешняя элита показывает свою лояльность Эмомали Рахмону, заявил "Нигох" руководитель Фонда "Индем" Саймуддин Дустов. Действия Узбекистана - это результат нашего бездействия. Но, как ни странно, позиции Москвы и Ташкента относительно продолжения экономической блокады со стороны Узбекистана совпали. На мой взгляд, все это делается для того, чтобы Россия добилась своих геополитических интересов. Что касается демонтажа железной дороги со стороны Узбекистана, то Ташкент сегодня понимает, что США очень нужен так называемый Северный маршрут для вывода своих войск. Этот маршрут связан и с Таджикистаном, в частности с новыми коммуникациями, которые должны появиться на юге страны, например, новый мост с Афганистаном. Поэтому Ташкент дает понять американцам, что главный игрок в регионе - это Узбекистан. Они добились своего, в частности, благодаря тому, что у нынешнего руководства Таджикских железных дорог нет стратегического мышления. Что касается России. Трудно сказать, насколько это является еще одним элементом давления, так как экономика Таджикистана показала в некотором роде свою устойчивость. Увеличение таможенных пошлин на ГСМ еще до 90 долларов означало бы потерю рынка Таджикистана порядка на 80 процентов, поэтому Россия пока на этот шаг не идет. Однако в качестве давления на правительство Таджикистана они это будут делать еще не раз.

Политолог Абдугани Мамадазимов на страницах "Озодагон" заявил, что до президентских выборов в Таджикистане (2013 год) на страну будет оказываться мощное давление, чтобы страна приняла ряд условий Москвы, касающихся безвозмездного нахождения российских войск в Таджикистане, возвращения пограничников на таджикско-афганскую границу, передачи Рогуна в их собственность и др. По последнему вопросу, вопросу Рогунской ГЭС, в дальнейшем мы еще не раз станем свидетелями новых мер со стороны, как Ташкента, так и Москвы... Я сам не сторонник различных общественных катаклизмов. Однако в нашей стране, которая пережила гражданскую войну, начало новых митингов и революций может грозить самому существованию таджикской государственности. Несмотря на это, растущие цены, коррупция и другие проблемы могут привести к тому, что, возможно, уже в следующем году - в год президентских выборов - в стране могут произойти серьезные общественно-политические катаклизмы. Если правительство Таджикистана действительно заботится о населении страны, то когда из Москвы приходит информация о повышении таможенных пошлин на ГСМ, а из Ташкента - о прекращении подачи газа, Душанбе не должен объявлять о подорожании электроэнергии! На фоне новостей из Ташкента и Москвы наше правительство могло хотя бы отложить увеличение тарифов на электричество на несколько месяцев. Власти даже не задумались, что от этого пострадает только собственный народ. Это следствие отсутствия стратегического мышления. Если такая ситуация будет продолжаться, я боюсь, что общественные катаклизмы, которые противопоказаны нашему молодому государству, неизбежны.

Кто придет после Каримова? - задается вопросом "Бизнес и политика". Все более обостряющаяся ситуация в таджикско-узбекских отношениях заставляет внимательнее анализировать и прогнозировать ближайшее будущее. Многие аналитики убеждены, что при нынешнем руководстве двух соседних республик какого-либо улучшения двусторонних отношений не предвидится. В этом ключе, в частности, высказался один из ведущих специалистов в области отношений между странами Средней Азии и Казахстаном на страницах прошлого номера нашей газеты Андрей Грозин. Недавно в Узбекистане были утверждены сроки очередных парламентских и президентских выборов. Членов законодательного собрания граждане республики выберут в декабре 2014 года, а главу государства - спустя 90 дней после опубликования официальных итогов выборов в парламент. Как и все предыдущие решения, так или иначе связанные с политической жизнью Узбекистана, нынешнее вызвало очередную волну слухов и домыслов по поводу дальнейшей судьбы "ташкентского двора" - правящей верхушки, о жизни которой мало что известно не только простым гражданам, но даже экспертам и журналистам. Не так давно главным претендентом на место Каримова считался премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзияев. Пока никто Мирзияева со счетов не сбрасывает, но среди врагов каримовского режима стала все чаще упоминаться фамилия 53-летнего Рустама Азимова, первого вице-премьера, возглавляющего одну из влиятельнейших группировок в правительстве республики. Впрочем, как считает лидер оппозиционного "Народного движения Узбекистана", поэт и диссидент Мухаммад Салих, кандидатура Азимова в качестве преемника уже одобрена Каримовым, поскольку первый вице-премьер наиболее терпимо из всего президентского окружения относится к Гульнаре. Что касается Мирзияева, то ему при новой власти припасли место хокима Ташкентской области. Любители погадать о посткаримовском Узбекистане, перечисляя возможных наследников, называют еще одно имя - Акбара Абдуллаева. Он в некоторой степени тоже родственник президента - мать Абдуллаева Тамара Сабирова является родной сестрой супруги главы государства. По некоторым данным, Абдуллаев, в последнее время часто появляющийся на публике в свите президента, является фактическим хозяином Ферганской долины, контролируя 70 процентов экономики региона.

Напряженные отношения между Таджикистаном и Узбекистаном на протяжении нескольких лет являются предметом пристального внимания не только общественности двух стран, но и мирового сообщества. Об этом отметил в интервью "Тоджикистон" заявил заместитель председателя Коммунистической партии Таджикистана (КПТ) Исмоил Талбаков, добавив, что этот вопрос уже "перерос" из экономического в политический, который влияет на развитие экономики Таджикистана. Проблемы, с которыми сегодня столкнулся Таджикистан при прямом участии Узбекистана, по мнению собеседника, "присущи не только Таджикистану и Узбекистану, подобные проблемы наблюдаются во многих странах мира". В доказательство политик приводит в пример недавние споры между Россией и Украиной, Россией и Беларусью. "Причина возникновения этих споров кроется в процессе рыночных отношений между этими государствами. Рынок, когда у него есть интерес и более или менее доходные части в отношениях с другими государствами, оценивает только эти достижения, то есть экономическую выгоду. Поэтому и вопрос о прекращении подачи электроэнергии, газа да и многое другое, что раньше не вызывало подобных споров, заключается в этом", - пояснил собеседник. Однако, по словам политика, проблема не возникла неожиданно из ниоткуда. На протяжении долгого времени руководство страны знало, что такой момент настанет, отмечая послания президента Таджикистана к парламенту о необходимости принятия мер по установлению независимости республики от других государств. Между тем И.Талбаков убежден, что нужно определенное время, ресурсы, программы для решения всех этих вопросов, которые не решатся "за пару дней", но в ближайшее время страна преодолеет эти трудности, пусть даже и без поддержки Узбекистана. "В ходе недавней правительственной встречи в Туркменистане, а также в рамках RECCA V, были предложены некоторые программы и обсуждены соглашения об импорте углеводорода из Ирана. Мир большой, и я думаю, что эти проблемы мы скоро решим", - подытожил политик.

В своем очередном ежегодном Послании парламенту Таджикистана президент Эмомали Рахмон, скорее всего, уделит особое внимание внешней политике и это связано не только с необъявленной железнодорожной блокадой и закрытием газового вентиля Ташкентом, на то есть и ряд других причин, сказал в интервью "Азия плюс" таджикский политолог Нурали Давлат. По его мнению, провалы внешнеполитического ведомства Таджикистана за последнее десятилетие стали явными. "Вдумайтесь, мы отдали Китаю часть своей территории, Россия образовала военную базу, США использует Таджикистан, как транзитную дорогу. Но где гарантия, что эти мировые державы не потребуют большего?", - задается вопросом эксперт, подчеркнув, что Москва уже требует пролонгацию своей военной базы на территории Таджикистана на 49 лет. "А где гарантии, что Китай не будет предъявлять новые территориальные претензии или не осуществит тихую экспансию? У США есть несколько проектов в отношении Центральной Азии, в том числе в отношении Таджикистана. Что касается Узбекистана, известно, что наш сосед выступает против строительства Рогунской ГЭС. Ислам Каримов сделал все для того, чтобы заручиться международной поддержкой. Оказалось, что наша энергетическая независимость не по душе Москве и Вашингтону. Вспомните заявления Медведева и Клинтон касательно строительства Рогунской ГЭС", - подчеркнул эксперт. Далее он отметил, что надежды Таджикистана на исламский мир также не оправдала себя. Богатые арабские страны показали, что их не интересуют наши гидроэнергетические проекты или наша энергетическая независимость. Только эмир Катара сделал жест и пообещал построить мечеть стоимостью в 100 миллионов долларов. Н. Давлат также подчеркнул, что два десятилетия нашей независимости показали, что вся наша политика, в том числе внешняя, осуществляется путем многочисленных проб и ошибок. "Поэтому все для нас наступает неожиданно", - говорит он. "Сегодня сама жизнь диктует нам пересмотреть свою многовекторную внешнюю политику, и определить свои приоритетные задачи в области внешней политики. Нам нужна новая концепция и профессиональные кадры, знающие свое дело. Иначе, в скором времени наша независимость превратится в формальность. Все эти организации типа СНГ, ОДКБ, ШОС и ЕврАзЭС не готовы даже решить существующие противоречия между своими членами, конкретно - между Таджикистаном и Узбекистаном. В новой концепции внешней политики, наряду с приобретенным опытом, мы должны также учитывать и этот момент", - заключил эксперт.

Председатель Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) и член парламента страны Мухиддин Кабири заявил "Фараж", что создавшаяся ситуация вызывает обеспокоенность - "в действиях соседней страны наблюдается политические цели". "Ясно, что некоторые соседи хотели бы полностью заморозить отношения с Таджикистаном. Однако это не только прекращение связей, но и ухудшение социально-экономического положения в стране. Возможно, Таджикистан не ограничится этим заявлением и предпримет меры в рамках тех организаций, в которые входит и соседнее государство", - отметил он. Лидер коммунистов и депутат парламента Таджикистана Шоди Шабдолов называет подобные заявления "стенаниями бедного", которые лишь усугубят словесный конфликт. По его словам, вместо этого необходимо заняться поиском альтернативных путей обеспечения энергетической независимости Таджикистана. Шабдолов считает, что "мы не должны предъявлять претензии Узбекистану, который не хочет продавать нам природный газ".

Таджикистан должен искать альтернативные пути решения вопросов, связанных с энергообеспечением, транспортной коммуникации, чтобы не зависеть от Узбекистана, при этом, не прекращая вести диалог с этой соседней республикой. Об этом в интервью "Авеста" заявил эксперт по политическим вопросам Абдугани Мамадазимов. По его словам, в решении каких-либо проблем и вопросов безвыходных ситуаций не бывает, "просто нужно иметь четкую национальную стратегию". "Узбекистан выступает в качестве внешнего раздражителя Таджикистана, и всегда занимает противную позицию в отношении наших национальных экономических проектов, в частности, в сфере энергетики, транспортной коммуникации и др", - подчеркнул Мамадазимов. "Когда политика, направленная против Таджикистана продолжается систематически в течение нескольких лет подряд, то правительство РТ должно было сделать соответствующие выводы. К сожалению, в правительстве РТ отсутствует система (институт) стратегического мышления, и потому из года в год оно (правительство) наступает на те же грабли. Хотя к решению вопросов, связанных с транспортной коммуникацией, обеспечения природным газом нужно было приступать еще несколько лет назад. Если государство не занимается своей национальной стратегией, то оно попадает под влияни интересов других стран", - отметил он. Мамадазимов также отметил, что в связи с сложившейся ситуацией в двухсторонних таджикско-узбекских отношениях, правительство Таджикистана должно акцентировать внимание на импорте туркменского газа, и соединение железной дороги с этой страной (Туркменистан) через Афганистан, минуя Узбекистан. Политолог выступает за продолжение переговоров с Узбекистаном по вопросам железнодорожного сообщения и поставок природного газа. "В Ташкенте сидят не мало "трезвомыслящих" людей, которые также не хотят усугублять сложившиеся двухсторонние отношения. В процессе переговоров всегда можно найти точки соприкосновения, в том числе и по газовым вопросам", - резюмировал он.

Иран - как лакмусовая бумажка, пишет "Бизнес и политика". Официальные представители США указывают среднеазиатским странам, с кем дружить. Среднеазиатские правительства реагируют вяло. Таджикистанский министр иностранных дел Зарифи молчит - как будто у Таджикистана нет внешней политики. Роберт Блейк выступил с указанием, с кем не надо дружить Таджикистану, Афганистану, Киргизии и Пакистану. С Киргизией сейчас более-менее ясно - она под руководством президента Атамбаева, выигравшего выборы с пророссийскими лозунгами, взяла курс на дружбу с Западом. Атамбаев того и гляди разрешит новую базу НАТО на территории своей страны. Афганистан под американской оккупацией, хотя президент Карзай и пытается избавиться от их "объятий". Пакистан выбрал стратегическим партнером Китай - а Китай в свою очередь активно дружит с Ираном. Что-же Таджикистан после заявления Блейка? Пока мы наблюдаем во внешней политике Таджикистана крен в сторону Запада - разрешен обратный транзит грузов НАТО через территорию страны, в стране все активнее действуют западные организации, им дозволяется все больше и больше. Одновременно политики говорят о дружбе с Ираном - но где дела? В то время, когда Узбекистан идет на конфронтацию, перекрывает транзит таджикистанских грузов через свою территорию, Таджикистану стоило бы посмотреть в сторону Ирана. Активнее дружить в экономической сфере с Ираном. Благо транзит туда и оттуда можно легко обеспечить через северные районы Афганистана, где живет достаточно много этнических таджиков. Понятно же, что Каримов серьезно настроен на конфликт с Таджикистаном. В этой ситуации надо привлекать больше друзей на свою сторону. Еще один нюанс. Иран - друг России. В то время, как США учат, как и с кем дружить таджикистанскому народу, Россия отправляет гуманитарные грузы. Продукты, электростанции, медикаменты уже отправлены самолетами. Блейк, когда он прилетел в Душанбе, не привез для таджикистанского народа ни одного гамбургера - думаете, он не в курсе тяжелой гуманитарной ситуации, сложившейся в стране? - конечно, знает, иначе грош цена американскому посольству в Душанбе, которое его не проинформировало. Если Таджикистан демонстративно будет вести антииранскую политику, конечно, это скажется и на отношениях с Россией.

Газета "СССР" пишет: "сегодня мы на 100% зависим от России. И интересен тот факт, что все наши нынешние проблемы начались после празднования в Душанбе международного "Навруза" с участием президентов Ирана, Афганистана и Пакистана. Автор пишет, что "по моему глубокому убеждению, Россия испугалась, что Таджикистан с помощью этой новой четвертки может выйти из ее зависимости. И это станет провалом путинского плана восстановления СССР. И хотя он еще стоит перед принесением клятвы на президентство, но шуму на постсоветском пространстве создал немало и вовлек людей в большие проблемы. И каждая страна, которая откажет российской политике, и попытается избавиться от ее покровительства, будет обречена на беды, созданные этой страной. Акаев и Бакиев являются живыми примерами таких поступков. И Атамбаев, который решил изменить отношения с Россией, столкнется с судьбой двух своих предшественников. Вот увидите!"

"Нигох" опубликовал результаты интернет-опроса, в котором предлагалось ответить на один вопрос: "Как вы оцениваете политику России в отношении Таджикистана?". 42,7% респондентов назвали российскую политику в отношении Таджикистана недоброжелательной. 32,9% считают эту политику враждебной. 17,5% полагают, что политика России по отношению к Таджикистану соответствует принципам стратегического партнерства. И только 4,9% назвали такую политику дружественной, а 2,1% затруднились ответить на этот вопрос.

В 2013 году Таджикистан будет выбирать нового президента. Автор "Азия плюс" пишет: "не знаю, как готовятся к предстоящим выборам будущие кандидаты на пост главы государства, но если бы я был этим кандидатом... У страны есть территориальная независимость, с нерешенными до конца, географически и политически, границами. Есть политический курс на укрепление независимости, но реально в течение двадцати лет не достигнуто ничего существенного для обеспечения экономической, политической и продовольственной, военной и информационной безопасности страны, то есть нет ощутимого результата в работе нынешней власти в тех сферах экономики и политики, которые как раз обеспечивают независимость страны. Во внутренней политике были попытки власти объединить народ вокруг себя и с помощью общества попытаться решить экономические и политические проблемы. Но в результате формирования управления властью и чиновничьего звена по кланово-родовому и местническому принципу произошла полная дезориентация власти, все чиновничье звено коррумпированно, основную массу составляют неграмотные люди, с низкими нравственными и моральными качествами. Возросло в разы количество безработных, половина взрослого населения уехала в трудовую миграцию. Власть не смогла за двадцать лет заработать международный авторитет, не имеет экономических и политических ресурсов, чтобы как-то защитить своих граждан. Международная финансовая помощь или разграблена или потрачена без видимой выгоды для экономики страны... Не работает система контроля обществом, избирателями за деятельностью депутатов и власти. За многие годы отсутствия общественного контроля власть нашла рычаги воздействия на всех уровнях нашей избирательной системы и лоббирует прохождение в законодательную власть своих представителей. Они же назначают и утверждают порядок работы прокуроров, судей и чиновников исполнительной власти. Поэтому, пока существует такая избирательная система и порядок назначения высших государственных чиновников, власть невозможно заставить мирным путем отказаться от кормушки. Необходимо установить срок президентства четыре года. Выборы проводить в соответствии с Конституцией и законами страны..."

Экономика

"Вечёрка" пишет, что "Таджикцемент" встал - предприятию не до шуток. С 1 апреля "Таджикцемент" приостановил производственную деятельность из-за отсутствия природного газа. Крупнейшее в республике предприятие по выпуску цемента с 1 апреля этого года приостановило свою деятельность, ведь вся работа предприятия зависит от поступления природного газа, которого сейчас в республике нет. По данным руководства, "Таджикцемент" до недавнего времени завод производил до 600 тонн цемента, который был использован только на внутренние нужды республики, при строительстве стратегических объектов, в первую очередь Рогунской ГЭС. - У нас есть запасы цемента, его хватит ненадолго, может, на два-три месяца, - сказал в интервью главный инженер предприятия, Залил Курбонмамадов, и выразил надежду, что вопрос о поступлении газа в республику и на предприятие скоро решится положительно. Отметим, что ежечасное потребление природного газа на заводе составляло 10-11 кубометров, цена которого составляла $375 за 1 тыс. кубов, причем предприятие работало по принципу предоплаты.

О перспективах добычи нефти и газа в Таджикистане "Азия плюс" рассказал президент компании Tethys Petroleum Limited. Дэвид Робсон. "Мы разрабатываем месторождение в Бальджуване, добились успехов на месторождении Олимтай в районе Хамадони. Все эти скважины не глубокие. Таджикистан находится в таком же геологическом бассейне, что и Туркменистан. Как известно, в Туркменистане разведаны крупные месторождения нефти и газа. Для этих месторождений характерно наличие солевого пласта, который, как крышка, удерживает газ. Мы уверены, что здесь, в Таджикистане, в глубоких структурах существуют такие же солевые покрышки. Разница в том, что здесь они глубже. В Таджикистане до сих пор ещё не было пробурено ни одной скважины через солевой пласт, но мы намерены это сделать. Если нам удастся найти хоть одно такое месторождение, это будет означать, что подобных залежей здесь очень много. Всё это говорит о том, что Таджикистан сможет не только обеспечить свою внутреннюю потребность, но и стать экспортёром газа. - Какие участки являются наиболее перспективными в Таджикистане? - Кулябская зона; зона, которая прилегает к таджикско-афганской границе, она очень привлекательна, там есть потенциал для добычи нефти и газа. В том числе это та самая солевая зона. Одним из признаков подобных зон являются соляные горы. Там это гора Ходжа-Мумин, это не что иное, как солевой пласт, вышедший наружу. - На каких месторождениях ваша компания добывает нефть? - Мы работаем на месторождении в Бальджуванском районе. Там проводится программа реабилитации, в том числе мы провели работу на одной из скважин, где нам удалось найти частично нетронутую часть месторождения нефти. В первые дни мы добывали до 100 тонн нефти в сутки. Мы хотели повысить производство до 500 тонн, но непредвиденные обстоятельства привели к изменению структуры добываемой нефти. Исходя из этого, сегодня там добывается только 8 тонн в день. Мы понимаем потребности Таджикистана в газе, поэтому мы предложили такой вариант решения проблемы: соединить газовую систему Таджикистана с газопроводом на месторождении природного газа в городе Шибирган Афганистана. Утверждённые запасы природного газа в Шибиргане составляют 77 млрд кубометров газа, и там ещё есть потенциал. Это в среднесрочной перспективе достаточно для обеспечения Таджикистана газом. А наша долгосрочная программа, которая предусматривает бурение глубоких скважин, нужна не только для обеспечения Таджикистана газом, но и для присоединения к газопроводу, идущему в Индию и Пакистан. Я глубоко убеждён, что Таджикистан сможет стать экспортёром газа".

Как пишет "Авеста", недра Таджикистана - это народное добро, и разрабатываться оно должно под тщательным контролем общества и правительства, и во благо народа. Пока, что во многих случаев мы видим другую картину и одним из таких примеров является Анзобский горно-обогатительный комбинат. Этот комбинат был построен еще в советское время и был одним из самых известных в Союзе, потому что создан на базе одного из самых крупных месторождений сурьмы и ртути в мире. После войны дела на комбинате шли плохо, и его неблагополучное состояние позволило бывшим владельцам приватизировать его. Комбинат, рыночная цена которого составляет порядка 70-80 млн. долларов, был продан в два этапа 49% и 51% акций всего за 7 млн. долларов. Сегодня ситуация вокруг Анзобского ГОК окутана тайной, известно лишь что официально им владеет американская компания Comsap, которая собирается построить в зоне добычи новый цех по переработке сырья. Вместо того, чтобы создать новые рабочие места, обеспечить повышение зарплаты рабочим, и, как следствие отчисление налогов в госбюджет, в настоящее время, по словам местных жителей, большая часть из них потеряли работу, а те кто еще работает на заводе получают за свой тяжелый труд всего по 500-800 сомони. В это время сотрудники, привезенные хозяевами комбината, получают по несколько тысяч долларов и ведут себя очень вызывающе. Сейчас ходят слухи, что очень скоро руководство компании намерено перепродать ее китайским инвесторам. Нам уже не привыкать видеть, когда наши недра, оцененные в 10-20 раз дешевле их реальной стоимости перепродаются вроде бы солидными партнерами из Казахстана, США или России третьей стороне, и об этом на встрече с бизнесменами страны говорил президент Рахмон. Может уже пора поставить заслон для таких операций, и начать серьезно подходить к вопросу передачи прав на разработку таджикских стратегических месторождений иностранным инвесторам. Чтобы они выполняли план развития производства, не уклонялись от налогов, и создавали новые рабочие места, а не вынуждали народ уезжать на заработки в Россию.

В Таджикистане, также как и в России, экономика должна развиваться по приватно государственному типу. Поделился своим мнением с Pressa.tj доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Владимир Фальцман, пояснив, что велика роль государства, но при этом развивается рыночная экономика. "Я считаю, что это правильный путь. Для того, чтобы она развивалась, очень важно, чтобы были подготовлены менеджеры, способные работать и с Россией, и с Евросоюзом, и с другими странами. То есть необходимо иметь выход на международный рынок", - пояснил собеседник. Однако, В. Фальцман подчеркивает, что для этого необходимо заняться подготовкой управленческих кадров международного уровня, которые будут знать языки. Ведь с Россией надо работать на русском языке, а с Европой и другими странами на английском, и это очень важно учитывать при подготовке кадров. "Я считаю, от того, что будет развиваться российско-таджикское сотрудничество, выиграют все. И даже международное сообщество", - добавил собеседник. По мнению собеседника, упор сегодня двум странам необходимо сделать на развитие аграрно-промышленного сектора. Ведь с ростом населения на планете растет и спрос на продовольствие, которого постоянно не хватает. "Цены на продовольствие будут расти, поэтому такие страны как Россия, и мне кажется, и Таджикистан имеют возможности для развития своего сельского хозяйства и, главное, аграрно-промышленного комплекса", - подчеркнул В.Фальцман.

Каждый год десятки иностранцев едут на Памир охотиться на горного барана Марко Поло. За это они платят стране немалые деньги. Причем ставки на охоту в разы превышают ставки рядом находящейся Киргизии. "Азия плюс" решила выяснить, куда идут эти деньги. Следует отметить, что архар Марко Поло внесен в Красную книгу как уязвимый вид животных, в связи с чем некоторые экологи выступают за отмену охоты на него, считая, что это несет угрозу биоразнообразию. По последним подсчетам, которые проводились в прошлом году, поголовье архаров в области составило 24 тыс. По некоторым данным, при руководстве бывшего главы области Алимамада Ниезмамадова средства от интерохоты в размере $1 млн были направлены на поддержку социального сектора - в виде предоставления малых кредитов, однако многие эти кредиты так и не были возвращены... По данным Ассоциации, стоимость охоты на архаров в целом обходится иностранному охотнику в $25 тыс., хотя на соседствующей с Мургабом территории Кыргызстана, где проводится аналогичная охота, она стоит намного дешевле - от $15тыс. до $19 тыс. По словам Алихона Латифи, зам глава председателя Общества охотников Таджикистана, это связано с тем, что стоимость лицензии в Киргизии в разы дешевле, чем у нас. - Если перевести в доллары, то мы за лицензию платим около $12 тыс., в то время как киргизы платят $5 тыс. Следует отметить, что $10 тыс. из $25 тыс., - это доля американских компаний-посредников, которые продают наши туры. То есть доход фирм в данном случае составляет лишь более $3 тыс. с каждого клиента... Качество трофеев в Кыргызстане ниже, чем в Таджикистане. Но сейчас, во времена кризиса, охотники готовы пожертвовать качеством в пользу стоимости. В частности, в этом сезоне более 20 наших клиентов отказались от охоты в Таджикистане и ушли к киргизам. Между тем, согласно Протоколу №1 с/27-24 совещательного заседания при президенте РТ от 7 декабря 2009 года, "разрешение на охоту на одного горного барана должно быть установлено в размере $9 тыс., и все средства, полученные с этого источника, должны быть переведены на расчетный счет Рогунской ГЭС" (по некоторым данным, позже президент поручил лишь 50% перечислять на счет ГЭС, а остальную часть оставлять в самих районах".

"Дайджест Пресс" задается вопросом: когда страна перейдет на электронные деньги? Как отмечают многие международные специалисты в области высоких технологий, Таджикистан очень хорошо зарекомендовал себя в области потребления электронных новинок, главное место среди которых занимает сотовая связь. Внедрение Интернета в жизнь Таджикистана и услуг, предоставляемых глобальной сетью требует развития системы электронного оборота средств (электронных денег). Известный таджикский экономист Рустам Бабаджанов, кандидат экономических наук, доцент Российско-Таджикского (Славянского) Университета (РТСУ), считает, что "правительство не причем - должны быть готовы экономика, общество, партнеры, а правительство должно только оформить эту ситуацию, при условии, что она будет доминировать сама и повсеместно (т. е. приниматься большинством участников рынка.) Готово ли население страны к введению электронных денег? Нет! Спросите у любого продавца на улице или на рынке, даже в Душанбе, что такое "электронные деньги" - и ответ будет ясен. Матлуба Ульджабаева, председатель Правления Национальной ассоциации малого и среднего бизнеса РТ, возможность перехода страны на электронные деньги прокомментировала следующим образом: "Таджикистан далеко не готов к такому ни технически, ни по ментальности, ни по культуре. Мы очень и очень далеки от этого. Извиняюсь, если вас разочаровала. Но ответ ясен: спросите своих коллег, родных, друзей: "Сколько человек вокруг Вас самой пользуется пластиковыми картами?" Ораш Ходжамурадов, специалист финансово-экономического департамента Ассоциации банков Таджикистана, подчеркивает: "Переход на электронные деньги можно осуществить частично, но при этом, я считаю, что у населения на руках все же должна быть какая-то наличность. Практики полного отказа от бумажных купюр нет ни в одной стране. Денежные купюры имеют срок годности, а по мере окончания срока, ветхие деньги должны изыматься из оборота. А у нас в стране деньги используются, несмотря на то, что срок годности давно истек.

"Садои мардум" сообщает, что президент Таджикистана ответил на вопросы корреспондента Евроньюс. Говоря о праздновании Навруз, таджикский президент отметил, что в период Советского союза на людей, выполняющих традиции, были наложены большие ограничения. Отвечая на вопрос о влиянии международных санкций против Ирана на ирано-таджикские отношения, Рахмон заявил: "По нашим данным Исламская Республика Иран не стремится к получению или созданию ядерного оружия. Исламская Республика Иран находится на пути прогресса. Страна развивается. Все вопросы, которые так или иначе связанные с ядерной проблематикой должны решаться только путем диалога, путем дипломатии. Введенные санкции, конечно, отразились и на нас. Я думаю, не только на Таджикистане, но и на других странах, например на европейских, на Японии. Цены на нефть и газ выросли. Это выгодно нефтедобывающим государствам, но не странам потребителям". В беседе был также затронут вопрос о таджикских трудовых мигрантах в России. "Да, около одного миллиона таджикских мигрантов живут и работают в России. Это правда. А куда в регионе они еще могут поехать? Они работают и помогают своим семьям, они помогают экономике своей страны", - заявил президент Таджикистана. По его словам, правительство Республики Таджикистан тесно сотрудничает с российскими властями в деле защиты прав и интересов таджиков, которые работают в России. "Я не думаю, что наши отношения, наши стратегическое сотрудничество с Россией как-то огранивают отношения Таджикистана с другими странами", - подчеркнул Рахмон.

Таджикские мигранты ежемесячно оставляют в России более $145 млн. Об этом "Наджот" пишет со ссылкой на издание Zamandash press. Каждый месяц мигранты из Таджикистана оставляют в России 145.167.000 долларов, минимум около 145 долларов с одного человека. И это без учета расходов на медикаменты и развлечения. Судя по всему, издание взяло для расчетов о численности трудовых мигрантов в России, которую приводят чаще всего СМИ и специалисты - млн. человек. В среднем один мигрант тратит в месяц почти 15 долларов на мобильную связь, а если эти цифры свести в одну, то ежемесячно российским операторам мобильной связи начисляется около 15 млн. долларов. На аренду жилья, 1 мигрант тратит от 1000 до 3000 рублей в месяц на комнату, и даже если они живут в подвалах, то квартплату - оплачивают все, и это означает, что от 32 до 100 млн. долларов в месяц проходят через карманы собственников жилья в России. Граждане Таджикистана оставляют ежемесячно в бюджете метрополитенов Москвы и Санкт-Петербурга примерно 15 млн. долларов. Прибыль продуктовых магазинов и рынков страны только от граждан Таджикистана составляет в среднем до 32 миллионов долларов. Банки России еще в 2008 году опубликовали отчеты по денежным переводам, согласно которым мигрантами из республики Таджикистан были отправлены 2,67 миллиарда долларов США, что составило 49% ВВП республики Таджикистан. Издание отмечает, что почти весь этот денежный поток от мигрантов прошел через российские банки, которые в среднем получили за 1 перевод от 1% до 3%. В итоге доход российских банков от перевода денег составил как минимум 26 млн. долларов.

Общество

Более 7,5 тыс. детей младше пяти лет в Таджикистане недоедают, пишет "Тоджикистон". Всемирный банк и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) призвали власти Таджикистана увеличить субсидирование питаниея детей. ВБ и ЮНИСЕФ совместно представили результаты "Ситуационного анализа по улучшению экономических результатов путем расширения программ питания в Таджикистане". Согласно отчету, ежегодно в Таджикистане недоедание уносит жизни более 7500 детей младше пяти лет. Данный совместный отчет даёт оценку последствий недостаточности питания для здоровья в плане смертности и продолжительности лет жизни с поправкой на инвалидность в Таджикистане. В нём также приводится расчёт потенциальных выгод для населения и экономики в целом, которые можно получить за счет увеличения инвестиций в сферу питания в Таджикистане. "Несмотря на понижение роста детской смертности за последнее десятилетие в Таджикистане, 35 процентов из 7,676 случаев смерти таджикских детей до 5 лет, в 2011 году, произошли по причине недостаточности в питании", - говорится в отчете. В отчете указывается, что в результате расширения ключевых моментов в сфере питания, страна может заполучить, по крайней мере, 10 млн. долларов в качестве будущих экономических выгод от производительности и размеров рабочей силы в Таджикистане. "Недостаточное питание остаётся важной проблемой общественного здравоохранения и развития в Таджикистане, - отметила Лайли Мошири, представитель ЮНИСЕФ в Таджикистане. - Согласно оценкам, почти каждый третий ребенок в Таджикистане считается низкорослым для своего возраста, и около половины смертности от недостаточности питания среди детей в возрасте до 5 лет связаны с этим хроническим недоеданием", добавила она".

В Таджикистане необходимо внедрить механизм общественного контроля над правосудием. Как пишет "Азия плюс", без обратной связи, способной эффективно выявлять и корректировать недостатки судебной системы, невозможно создать современное правосудие, вызывающее доверие общества. "Мониторинг судебных процессов по уголовным делам показал, что в Таджикистане существует большая разница между законами и практикой в области уголовно-процессуальных прав, - заявил директор Центра по правам человека Нурмахмад Халилов. - С одной стороны, уголовно-процессуальные нормы во многих аспектах соответствуют стандартам прав человека; с другой стороны, имеют место существенные проблемы правоприменительной практики". Во-вторых, недостаточно соблюдается принцип гласности судопроизводства. Своими действиями отдельные судьи сами нарушают принцип независимости судей, что подрывает и без того низкий уровень доверия к деятельности суда со стороны населения. Мониторинг показал, что на судебных процессах встречаются случаи нарушения принципа презумпции невиновности. Кроме того, судьи все еще не дают должной оценки заявлениям о пытках и плохом обращении. Новый Уголовно-процессуальный кодекс, наряду с позитивными моментами, имеет ряд недостатков и противоречий, которые требуют своего регулирования. Об этом заявила глава Общественного фонда "Нотабене" Нигина Бахриева. По ее словам, в результате опроса выяснилось, что текст УПК отсутствует у 16% опрошенных. К примеру, из 7 судей в Курган-Тюбе текст УПК есть только у одного". По словам эксперта, в ходе мониторинга определился круг проблем: судьи не могут выбирать другие меры пресечения, кроме содержания под стражей, следственные органы сначала возбуждают уголовные дела по тяжким преступлениям, а потом изменяют меру пресечения и т.д.

"Азия плюс" пишет, что был когда-то в Душанбе мощный Институт сейсмологии и сейсмостойкого строительства Академии наук. Там, под руководством ученого-сейсмолога с мировым именем академика Собита Негматуллаева работало около 1000 сотрудников. И они не позволяли просто так строить "башни" на местах разломов. Они такие несговорчивые были, ругались, "тыкали носом" в прогнозы и научные разработки тех, кто не понимал, что такое "усиленная зона риска". Вот что говорит академик Собит Негматуллаев: "Прогнозировать землетрясения можно. Но в настоящее время вся система прогнозирования в Таджикистане нарушена. Из 45 сейсмических станций, существовавших в Таджикистане во времена СССР, сегодня осталось всего несколько. В 1997 году мы же вообще были на уровне 1939 года - времени создания первой сейсмостанции в Таджикистане. Раньше была другая ситуация, было много техники, оборудования, аппаратуры, в Таджикистане действовал региональный Центр по прогнозированию землетрясений Советского Союза. Здесь мы обрабатывали и контролировали сейсмологическую ситуацию по всей Средней Азии. Вокруг Душанбе много сейсмических очагов, но самый опасный из них - Каратагский, который в последний раз проявил свою силу в 1907 году, почти век назад, и тогда погибло свыше 12 тысяч человек. Если он проснется вновь, то последствия будут непредсказуемыми. Сегодня люди часто самовольно убирают в квартирах перегородки, проводят перепланировку комнат, причем, совершенно не соблюдая нормы строительства. Все это приводит к резкому ухудшению состояние жилого фонда, в том числе и в смысле сейсмостойкости. Любое строительство надо приветствовать, но надо, чтобы это строительство учитывало все факторы, которым в дальнейшем будет подвержено новое здание. При грамотном учете сейсмического фактора можно строить в любых условиях. В этом случае землетрясения не нанесут никакого урона. Раньше у нас в столице была одна из лучших систем предупреждения землетрясения среди столиц СССР. В 15 пунктах на зданиях и сооружениях были поставлены так называемые "черные ящики", которые записывали все землетрясения, и мы тогда знали, какой участок сотрясается больше, какой - меньше. К сожалению, во время гражданской войны все это было уничтожено. В настоящее время ведутся переговоры с международными организациями о финансировании восстановления этого проекта. А пока этого нет, не исключается возможность, что землетрясения будут наносить нам большой ущерб".

Советская власть возродила скрытые интеллектуальные возможности народа. Как пишет "Вечерний Душанбе", развивались не только литература и наука, но и искусство. Благодаря соответствующей подготовке кадров в Москве, Ленинграде, Киеве, Ташкенте, Риге в Таджикистане работали и творили выдающиеся художники - живописцы, мастера прикладного искусства, архитекторы. Неудивительно, что многие наши художники покинули страну, получили признание за рубежом. Причины всем известны - гражданская война, резкое падение экономики, снижение эстетического уровня народа, падение потребности в художественных работах нашим правительством из-за экономического кризиса и т. д. Настоящих художников, которые получили высшее образование и специализацию в крупных центрах, осталось немного. Они обеспокоены будущим Таджикистана.. Таким образом, давно назрела необходимость создания художественного института в республике. У нас состоялись интересные беседы со многими из ныне работающих художников, и мне хочется привести некоторые фрагменты этой беседы. Носирбек Нарзибеков: Из всех бывших республик только Таджикистан не имеет художественного института, но это не значит, что нельзя отправлять студентов за пределы нашей страны, а наоборот, это свежий взгляд и новые мысли. Еще до развала СССР, и не без помощи нынешнего Союза художников, многие отрасли изобразительного искусства начали отмирать. Открытие института при хорошем подходе и финансировании государством даст результаты в лучшем случае только через 10-15 лет. Фаррух Негмат-заде: В республике нет квалифицированных специалистов с глубокими знаниями в области самой сферы искусства и в области истории изобразительного искусства. После 1992 года все наши специалисты по разным причинам стали невостребованными. Многие уехали, многие ушли в мир иной и т. д. Я лично считаю, что вопрос поднят на самом высоком уровне. Надо востребовать фундаментальные знания последних оставшихся специалистов.