Предпринимаемые в настоящее время США и западноевропейскими странами через структуры ЕС меры против Ирана, в том числе санкционного характера, направлены, по их заявлениям, на экономическую и политическую изоляцию иранского руководства, якобы стремящегося к созданию собственного ядерного оружия. Как заявил 9 февраля в интервью ИА REGNUM старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, вводимые против Ирана санкции прямо отразятся на экономическом положении прибалтийских республик.

ИА REGNUM: Что содержится в антииранских санкциях угрожающего для Латвии, Литвы. Эстонии?

Санкции, в частности, подразумевают отказ ЕС от закупок иранской нефти. По намеченному сценарию поставки этой части нефти в Евросоюз возьмет на себя Саудовская Аравия. Ожидается, что к лету 2012 г. она завершит необходимые приготовления по наращиванию добычи нефти и организации ее экспорта в страны ЕС, тогда, как предполагается, и начнут в полном объеме действовать антииранские санкции. В финансовом плане эта "рокировка" означает, что деньги, ранее предназначавшиеся Ирану за поставки нефти, теперь будут выплачиваться Саудовской Аравии, которая, как известно, размещает свои "нефтедоллары" на счетах американских банков. Другими словами, надо быть готовым к тому, что в 2012 г. начнет действовать мощный финансовый поток по маршруту ЕС - Саудовская Аравия - США по перемещению денег Евросоюза в американскую экономику. Если к этому добавить трудности переживаемые еврозоной, то вполне обоснованно предполагать сокращение, если не прекращение, дотирования со стороны ЕС небольших экономик, к которым относятся экономики прибалтийских республик.

ИА REGNUM: А кроме спорного влияния дотирования ЕС на экономики прибалтийских республик, чем конкретно антииранские санкции могут задеть Латвию, Литву Эстонию?

Вряд ли оправданно принижать роль дотаций ЕС. К примеру, эксперты шведского банка SEB проанализировали эстонский платежный баланс за кризисные 2008-10 гг. и пришли к выводу, что его положительное сальдо более, чем на 80% достигалось за счет дотаций ЕС, а реально заработанные Эстонией деньги (экспорт товаров, услуг, рабочей силы) составляют лишь 15,92% баланса.

Что касается антииранских санкций, то открывающийся канал вливания европейских денег через Саудовскую Аравию в американскую экономику приобретает особый смысл в канун кампании по выборам президента в США. В данный момент на Чикагской товарной бирже отмечается сокращение примерно на 1/5 форвардных контрактов на нефть. Обычная арифметика подсказывает необходимость увеличения цен на такую же долю, чтобы компенсировать количественное сокращение. Следует также позаботится и о будущей прибыли, т.е. видится повышение мировых цен на нефть как минимум на 20-30%. Катализатором роста мировых цен на нефть выступит, скорее всего, нагнетание напряженности вокруг Ирана, возможно, вплоть до применения силы, если устраиваемый ажиотаж будет недостаточным для подьема цен. В результате помимо широкого прилива в американскую экономику из Европы, так сказать, "нефтеевро", активизируется добыча нефти и в США, где добыча становится рентабельной только при высоких мировых ценах, что позволит американцам снизить уровень безработицы за счет создания новых рабочих мест в нефтехимической отрасли. Главное состоит в том, что эти процессы вызовут масштабное оживление на американском фондовом рынке. Для США это принципиально, т.к. в отличие от Европы они придерживаются фондовой модели экономики.

Прибалтийским же республикам, впрочем, как и всем странам ЕС, надо настраиваться на повышенные платежи за импортируемые нефть и газ, поскольку независимо от того, идет ли речь о природном или сжиженном газе, его цена рассчитывается как производная от цены нефти. Увеличенные цены на нефть и газ в финансовом отношении свяжут заметный объем средств, в том числе предназначавшийся для инвестирования в местную экономику, что дополнительно затормозит ее развитие. В более широком плане - сузится маневр по преодолению кризиса в еврозоне. Перечисленное, соединенное в единый комплекс, позволит реализовать прогноз МВФ на 2012 г., предрекающий Европе рецессию, т.е. нулевой прирост ВВП, а США - рост, хотя и небольшой (1.8%).

ИА REGNUM: Могут ли прибалтийские республики как-то повлиять на ситуацию в выгодном для себя плане?

Ведущие страны ЕС, образно говоря, приготовили через механизм антииранских санкций щедрый подарок США, приурочив его к активной фазе президентской кампании. Наивно думать, что "подарок" продиктован альтруизмом, возможно, существует расчет на ответную вежливость США. Однако не просматривается признаков того, что это как-то коснется прибалтийских республик. Сами прибалты, видимо, чувствуют, что бесперспективно обращаться к Евросоюзу в этой связи, т.к. даже не решаются ходатайствовать о восстановлении прекращенных в 2011 г. дотаций из структурных фондов ЕС.

С другой стороны, у прибалтийских республик остается гипотетическая возможность попросить непосредственно у США компенсации за издержки, вызываемые антииранскими санкциями. В качестве предмета торга они могли бы, например, предложить американцам голоса избирателей-выходцев из Прибалтики в обмен на компенсации.

В прибалтийских республиках, как представляется, уже на подходе к власти поколение, целиком воспитанное на капиталистических ценностях, которому непонятны еще бытующие в Прибалтике псевдоидеологические надрывы и стенания, не вписывающиеся в известную формулу "товар-деньги-товар". Это поколение способно занять прагматичные позиции в двусторонних отношениях с США, вносить в них больше рыночных элементов и не довольствоваться публичными моральными поощрениями американских партнеров. В частности, им может показаться бесприбыльным плевать, огрубленно выражаясь, в сторону России задаром, и они могут потребовать у американцев предоставлять понятный всему населению Прибалтики материальный или финансовый эквивалент, компенсирующий каждую упущенную выгоду из-за поддержания атмосферы конфликтности в отношениях с Россией.