"Казахстан "убивает двух зайцев": получает более дешевое топливо из России и продает свое по более высокой цене в Таджикистан и Афганистан". Интервью ИА REGNUM на острую для Киргизии тему кризисных поставок в страну топлива дал Жумакадыр Акенеев - президент Ассоциации нефтетрейдеров Киргизии.

ИА REGNUM: Самый главный вопрос - когда в Киргизию должно поступить топливо?

Дефицит в Киргизии наблюдается только в отношении высокооктанового бензина марки АИ-92, АИ-95. Предположительно сегодня к вечеру состав с топливом из России должен прийти к нам на казахско-российскую границу, пройти растаможку и в четверг 22 июля с утра мы уже начнем развозить бензин по заправкам города Бишкек.

У нас сегодня дефицит сложился только в Бишкеке. Это произошло из-за того, что неожиданно резко прекратил поставки Омский нефтеперерабатывающий завод. Есть некоторые маленькие проблемы в России, но в основном это по просьбе Казахстана. Сейчас в Казахстане возник дефицит ГСМ и они, как страна-член Таможенного Союза, попросили Россию прекратить экспорт горючего вне ТС, чтобы насытить рынок Казахстана. А поскольку Омский НПЗ - самая ближайшая точка для Казахстана, естественно весь объем произведенного топлива уходит туда (в Казахстан).

Хорошо, что мы быстро среагировали, выехали на независимые заправки Башкирии, Татарстана, Астрахани, провели переговоры. Сегодня идет партия бензина АИ-92, АИ-95 с нефтеперерабатывающего завода города Салават, республики Башкортостан Российской Федерации. Они относятся к системе Роснефти, а не к системе Газпрома.

Эта система считается частной, независимой, а Омский завод относится к Газпрому, то есть они выполняют государственный заказ по поручению правительства. Они (представители Омского НПЗ - ИА REGNUM) сказали: "Когда правительство снимет запрет на отгрузку в сторону Киргизии, мы тоже начнем отгружать". Им-то разницы нет, это их дочернее предприятие Газпромнефть-азия. В результате Газпромнефть-азия заключил договор на поставку 6,5 тыс. тонн.

ИА REGNUM: Получается, что "дочка" Газпрома обратилась к Роснефти за помощью в поставках топлива в Киргизию?

Да.

ИА REGNUM: То, что Омский нефтеперерабатывающий завод прекратил поставку топлива, - это нарушение контракта?

Надо учитывать, что из Газпромнефть и Омский НПЗ находятся в единой системе Газпрома. Прекращение поставок с Омского завода произошло по внутреннему регламенту и оно не считается нарушением. Если бы получатель был бы другой, то да.

ИА REGNUM: То есть Газпром просто перераспределил ресурсы?

Да.

ИА REGNUM: Существуют ли у Газпрома какие-либо обязательства перед киргизский стороной по поставкам, объемам, срокам?

Нет, такого обязательства нет, поскольку у нас в Киргизии все в частных руках, нет государственного регулирования. Между Киргизией и Россией никакие соглашения не подписаны. Весь объем ГСМ в Киргизию завозят частные нефтетрейдеры.

ИА REGNUM: То есть нет никаких штрафов и санкций?

Нет. Если бы у Омского НПЗ топливо получала бы другая компания, работающая вне системы Газпрома, то она могла бы применить и штрафные санкции за неустойки, потерю прибыли, упущенные выгоды и прочее. Но поскольку это структуры одной компании - судиться им смысла нет.

ИА REGNUM: А почему все-таки создался дефицит? Не было резервных запасов? Что все таки привело к сложившейся ситуации?

Резервные запасы были. И именно благодаря тому, что запасы, мы держимся. Если смотреть глубже - дефицит создался только на заправках Газпрома. На заправках других нефтетрейдеров, БНК, ШНОС, Ойл Трэйд,- ограничений нет. Сегодня в Бишкеке на этих заправках можно заливать и по 100, 200 литров топлива. Просто они подняли цены, сначала на 3 сома, спустя день еще на 3. Цена на заправках Газпромнефть-азии - 36 сома за литр, а на БНК- 42, 43. Конечно, люди хотят заправлять авто по более низкой цене. Поэтому весь этот ажиотаж возник на газпромовских заправках.

ИА REGNUM: А откуда берут топливо БНК, ШНОС?

Это крупные нефтетрейдеры. Они, конечно, уступают Газпрому, но у них есть порядка 40-50 заправочных станций. У них есть оборотные средства и они закупают высокооктановый у тех заводов, с которыми заключили контракт.

ИА REGNUM: Не на Омском НПЗ, а где то еще?

Да.

ИА REGNUM: Но тоже из России?

Да, из России. Орский перерабатывающий завод и из Салавата. Насколько я знаю, они работали с ними.

ИА REGNUM: Эта поставка из Салавата - это единичная закупка или еще будут поставки?

Это разовый контракт на 6,5 тысяч тонн. Мы надеемся что всё-таки начнет поставки Омский завод. Они обещали начать поставки с 10 июля, сегодня уже 19-е и пока поставок нет. Этой поставки - 6,5 тыс тон, - если смотреть по расходу прошлого года, нам хватит до 1 сентября чтобы отпускать свободно, без ограничений.

ИА REGNUM: Вы учитываете при расчетах нынешний ажиотаж?

Да, конечно. Сейчас ажиотаж возник временный, люди стали закупать бензин впрок. А когда будут работать заправки, ажиотаж спадет. И те, кто сегодня закупили бензин 100, 200 литров, всю ночь не спали, стояли в очереди, они будут свой запас использовать и на заправках будет меньше народа.

ИА REGNUM: Значит, топлива, которое придет в ближайшие дни, хватит на месяц?

Да, на целый месяц.

ИА REGNUM: Дальше опять будете договариваться с Салаватским заводом?

Не обязательно. Пока что мы будем внимательно следить за ситуацией. Мы рекомендуем еще такую же партию завести. У нас проблема со свободными емкостями. Наши хранилища рассчитаны на месячный запас топлива. Тем более - идут осенне-полевые работы. Дизтопливо тоже занимает определенный объем в хранилищах. Сейчас мы проводим ревизию всех хранилищ, просим повести такие мероприятия в бывших колхозах, совхозах. Просим привести в порядок свои хранилища, чтобы увеличить запас емкостей хотя бы в 1,5-2 раза.

ИА REGNUM: Сколько сейчас тонн топлива может хранить Киргизия?

Сейчас, в общей сложности, единовременно можно хранить 60-65 тыс. тонн.

ИА REGNUM: А потребление?

Потребление в месяц - 80 тысяч тонн, зимой 65, летом - 80 тысяч. Но мы тут немножко подстраховались перед осенью, мало ли что может случится, и заняли хранилища под дизтопливо и под 80-й бензин. На сегодняшний день этих запасов хватит на 1,5 месяца.

ИА REGNUM: Предполагается ли повышение цен на дизтопливо?

Нет, не предполагается. Наоборот, мы последние 2 месяца снизили цены на дизтопливо на 2 сома и пока эта цена будет держаться. Повышение цен будет зависеть от мировой конъюнктуры, в первую очередь - от ситуации в России.

ИА REGNUM: Дизтопливо тоже поставляется из России?

Да, мы получаем 100% топлива из России.

ИА REGNUM: По сравнению с российскими ценами, цены на бензин в Киргизии выше?

У нас ниже, чем в России. В среднем на 4-8 сом в зависимости от вида топлива. Ниже за счет того, что у нас 12% НДС, мы освобождены от всех видов акциза, в России 1 рубль на 1 литр акциза и за счет этого у нас дешевле топливо.

ИА REGNUM: На каких условиях идет поставка из России бензина без пошлины?

Абсолютно со всех заводов Газпрома и заводов Роснефти идет поставка топлива беспошлинно. Если бы работал Омский завод, то они бы дали топливо под реализацию. Но вот за эту партию топлива пришлось вносить предоплату, искать составы на стороне. И если состав из Омска шел 3,5 - 4 дня, то этот состав идет 8 дней. Потому что мы вклинились в уже определенный график железнодорожных перевозок, а он утверждается за 1-2 месяца. И мы туда просто вклинились с помощью правительства, где "окно" - там они нас пропускают. Состав в принципе, идет, но медленнее.

ИА REGNUM: Помогали ли в проведении закупки топлива на Салаватском заводе российские власти?

Да. Бесспорно, российские власти нам очень помогали. По Салавату была рекомендация нашего правительства. Наш премьер-министр Алмазбек Атамбаев обратился к премьер- министру России Владимиру Путину, им было дано распоряжение вице-премьеру Сечину, потом министру энергетики, и затем уже на завод. Российские власти нам очень помогли, в частности посол России в Киргизии Власов.

ИА REGNUM: То есть сказать, что топливный кризис связан с тем, что Россия стала хуже относиться к Киргизии, нельзя?

Нет. Это абсолютно не соответствует действительности. Просто, нам видимо, надо окончательно решить вопрос о вступлении в Таможенный Союз. Мы заявку сделали, теперь надо чтобы быстро переговоры прошли. Нынешний дефицит нам показал необходимость Таможенного Союза. Если бы мы были его членами, то тогда, просьба Казахстана, о том, чтобы за пределы Союза не отгружать топливо, не имела бы на нас действия. Поскольку контракты были бы с нами заключены, Казахстану предложили бы брать топливо с других заводов, а не с Омского.

ИА REGNUM: Тогда больше бы учитывали мнение?

Да, конечно.

ИА REGNUM: Беспошлинные поставка топлива в страну имеют ограничение в количестве?

Да, миллион тонн.

ИА REGNUM: Не больше?

Ну миллион сто - миллион двести. Не больше.

ИА REGNUM: А потребность в месяц составляет?

Примерно столько же.

ИА REGNUM: Когда Киргизия покупает этот объем и часть из нее продает Таджикистану, то....?

Официально в Киргизии этого нет, мы не перепродаем топливо Таджикистану. Какая-то часть населения, заправляясь на наших заправках, возит туда топливо. Когда мы этот вопрос поднимали перед правительством, что 1 тыс. тонн в день уходит за границу, мы имели в виду, что мы тоже знаем об этой проблеме. У нас есть своя агентурная сеть, которая отслеживает, сколько уходит бензовозов в день. Мы вначале думали, что весь контрабандный бензин - наш. Но оказалось что это не так. Но сегодня мы уже знаем, что львиная доля перевозок (95%) - это транзит казахских ГСМ из Казахстана через Киргизию в Таджикистан. Но при этом наша таможня их почему-то не учитывает. Документы у них оформлены казахские, дизтопливо заходит и выходит через нашу страну. А отслеживает это таджикская таможня.

Правда, есть и наши "ушлые" предприниматели, которые из нашего лимита берут топливо и контрабандным путем вывозят в Таджикистан. Их уже начали уже задерживать. Оказывается, Узбекистан закрыл железную дорогу и автодорогу к Таджикистану, у них там какие-то свои проблемы. И поэтому Таджикистан вынужден только через нас завозить к себе ГСМ.

ИА REGNUM: Сколько ГСМ потребляет Таджикистан?

У них приблизительно такая же потребность как и у нас, где-то миллион тонн в месяц.

ИА REGNUM: Но они получают топливо тоже без пошлины?

Нет они получают с пошлиной, потому что из Таджикистана идет большой реэкспорт в Афганистан. Поэтому Россия не стала снимать пошлины. В отношении нас, если где-то и идет утечка, то только контрабандным путем. Официально у нас нет абсолютно никаких соглашений с Таджикистаном о поставке ГСМ.

ИА REGNUM: Сейчас идет разговор о том, чтобы диверсифицировать поставки в Киргизию и получать ГСМ из Азербайджана?

Мы этот вопрос давно уже прорабатываем, поскольку нашей ассоциацией это все разрешается. Все дело в том, что, отпускная цена в Азербайджане нас устраивает, она даже немножко ниже, чем в России, но логистика очень дорогая и это топливо приходит на порядок дороже, где-то на 25-35%, чем из России. Поэтому сейчас нет никакого экономического смысла этот вопрос прорабатывать.

ИА REGNUM: А если пошлины на российские ГСМ будут возвращены, то это уже будет сравнимо?

Нет, абсолютно. Мы считали с учетом всех этих положений.

ИА REGNUM: А если будут пошлины введены, насколько подорожает бензин в Киргизии?

Бензин подорожает на 20-25%. Как и случилось в апреле прошлого года.

ИА REGNUM: А что случилось в Казахстане? Почему они попросили прекратить экспорт ГСМ?

Ну там две причины. Во первых, я уже сам, как экономист, предполагаю, что у них независимые нефтеперерабатывающие заводы все частные и мы знаем, что они запрет вводили в сторону Киргизии, потому что закупочные цены Афганистана и Таджикистана их больше устраивали, чем цены наши. У нас были подороже но не такие, чтобы они могли хорошо зарабатывать.

С вхождением в Таможенный союз в Казахстане были самые низкие цены на ГСМ, сейчас у них начинают цены выравниваться с Россией и сейчас в Казахстане оптовые цены выше, чем розничные, по которым раньше успели нефтетрейдеры закупить топливо И поэтому нефтетрейдеры просто ждут, когда цены поднимутся. Пока это не дает сделать казахское правительство. И поэтому после 1 июля многие владельцы заправок стали прекращать продавать топливо, нормировать, меньше отпускать и поднимать цены. Поэтому у них начался этот кризис.

ИА REGNUM: То есть Казахстан, ввозя из России дополнительные топлива, пытается не допустить резкого скачка цен?

Да. Но здесь еще фактор. В Казахстане есть Чимкентский нефтеперерабатывающий завод, здесь, на юге, Павлодарский завод и поэтому северный район выгоднее "закрывать" поставками со стороны России, а свои ГСМ продавать на сторону подороже.

ИА REGNUM: Я правильно понимаю - дешевый российский бензин они будут потреблять сами, а свой дорогой продавать?

Да, в тот же самый Таджикистан и Афганистан.

ИА REGNUM: Таджикистан получает, опять же, топливо российское и казахское?

Да они получают и из России, и из Казахстана с пошлинами. Казахстан "убивает двух зайцев": получает более дешевое топливо из России и продает своё по более высокой цене. Хотя до июля месяца Казахстан заявлял, что полностью себя обеспечивает ГСМ (из России немножко завозили), а сегодня уже казахстанский премьер-министр Масимов заявляет, что никогда Казахстан себя не обеспечивал и у них острый дефицит.