Виктор Ольжич: Соответствует ли национализм интересам литовской нации?
Патриотизм не бывает мелочным
Кучка поляков в окрестностях Вильнюса, живущих здесь с довоенных времен, когда Вильнюс принадлежал Польше (а многие здесь живут со времен царской России) не представляет никакой опасности для литовцев, которых в стране 85% (по всей Литве поляков 6% населения, русских уже меньше 5%, других нацменьшинств еще меньше). Это очевиднейший факт. В Сейме на 141 место есть всего пара поляков, а в правительстве - ни одного, все литовцы. Все высшее руководство Литвы - президент, председатель Сейма, премьер - литовцы. Поэтому понять всплеск национализма в Литве в последний год совершенно невозможно с точки зрения опасности для нации. Здесь нужно искать другие причины.
Можно быть патриотом и в то же время не обижать нацменьшинства. Если ты не националист, а именно патриот. Для патриотизма, который всегда был здоровым чувством, характерна широта души - в то время как для национализма, который по определению является проявлением болезненных глубин подсознания, характерна мелочность и мстительность. Для Литвы как и для любой другой страны, вопрос соотношения патриотизма и национализма - это вопрос соотношения здоровья и болезни нации.
От того, что полякам разрешили бы написать свои фамилии так, как писали фамилии их отцов и дедов, а не на литовский манер, литовское государство не разрушилось бы, а, по нашему мнению, только укрепилось бы: ибо заявило бы о себе как о современном, уважающем права меньшинств, международном субъекте. Не говоря уже о том, что был бы сохранен хрупкий мир между нациями. Точно также написание улиц и названий населенных пунктов в местах компактного проживания поляков (а это опять же лишь территория Вильнюсского края) - ни малейшим образом не поколебало бы позиции всецело правящей в стране нации.
Более того: на протяжении двадцати лет независимости польское и русское национальные меньшинства имели свои школы, где преподавание, со времен СССР, шло на родном нацменьшинствам языке (что, безусловно, сохраняло их культурную самоидентификацию). Зачем понадобилось именно сейчас вторгаться в эту "святая святых" кучки национальных меньшинств? Государственный литовский язык преподавался в этих школах почти ежедневно и свободное владение им выпускниками было настолько высоким, что процент выпускников нацшкол, поступивших в вузы - госэкзамен по литовскому единственный обязательный для всех экзамен для поступления в вуз - был выше, чем процент выпускников из литовских школ.
Если на самом деле, как утверждают находящиеся сегодня у власти правые, представители нацменьшинств "в недостаточной мере" владеют госязыком (сами нацменьшинства с этим не согласны и представляют факты), то вполне логичным решением было бы усиление уроков литовского языка в нацшколах.
Однако литовские власти пошли совсем другим - и очень опасным для сохранения межнационального мира в стране - путем: они, не посоветовавшись с самими нацменьшинствами, приняли закон, согласно которому целый ряд предметов с 1 сентября текущего года насильственным образом переводится на преподавание на литовском языке. А с 2013 г. выпускники нацшкол должны будут сдавать так называемый "единый" государственный экзамен по литовскому языку. То есть знать язык, который им не родной, на уровне тех, для кого он родной (что позволило на одном из протестных митингов учительнице русской нацшколы сказать, что это равнозначно требованию "думать на литовском языке" и, значит, ассимиляции). Может ли быть более кричащая несправедливость?
Однако сытый голодного не разумеет. Хотя сами литовцы были "голодные" еще несколько десятков лет тому назад, находясь в стране, в которой фактически государственным языком был русский. Но насколько гуманнее по отношению к ним поступал проклинаемый сейчас на каждом углу "советский строй": он не посягал на образование на литовском языке, не заставлял преподавать предметы в школах не на литовском, а на русском языке. Он позволил литовцам оставаться в среде своего языка и сохранить свою национальную ментальность - что впоследствии помогло литовскому народу дружно выступить за независимость.
С другой стороны, русский язык преподавался - как отдельный предмет - в литовскоязычных школах на таком уровне, что сегодня все литовцы среднего и старшего поколения говорят совершенно свободно на удивительно правильном русском языке. Стало быть, проблема в методе преподавания, а не в том, что язык изучить можно лишь переведя преподавание предметов на этот язык.
Таким образом, никакой логики в действиях литовских властей нет. Еще, пожалуй, в Латвии и в Эстонии, где "титульная" нация не имеет столь подавляющего большинства как в Литве, можно было бы как-то понять логику действия падающих в национализм властей.
Окопное сознание
Однако причины столь бурного всплеска национализма и ксенофобии в Литве не может не быть. И эта причина, на наш взгляд, лежит в глубинах травмированного литовского сознания. Этот феномен давно известен в мире как феномен "окопного" сознания, когда нация продолжает жить страстями и травмами прошлых поколений, навязывая их все новым и новым поколениям, которые начинают жить ненавистью - в данном случае к полякам, к евреям, к русским - своих отцов и дедов. Если почитать высказывания литовских националистов, направленные против "чужеродцев", то становится понятным, что они унаследовали национализм первых борцов литовской нации за независимость в начале прошлого века и даже более давнюю ненависть к полякам. Он состоял в том, что интересы собственной нации должны не согласовываться с интересами других наций, а превалировать над этими интересами. Другими словами, не нужно считаться с интересами других наций (не отсюда ли - известные факты массовых убийств евреев литовцами?). Собственно, любой национализм стоит на этой почве. На подавлении - нередко скрываемом - интересов других наций во благо своей.
В условиях, когда литовцы были в меньшинстве, такая ксенофобская и бесчеловечная позиция находила хоть какое-то оправдание. Однако сегодня, когда Литва является членом "цивилизованного" европейского клуба, ЕС и НАТО, а самих литовцев в стране 85%, подавлять нацменьшинства не только некрасиво, а опасно для самой нации. Запретить людям писать свои фамилии, как их писали их отцы и деды, запретить им учиться на родном им языке, навязывая язык преподавания, родной для меня лично, находящегося у власти,- в этом нет никакой логики и пользы, ничего, кроме проявления самодовлеющего дикого оскала национализма. Национализма, всплеск которого в последнее время призван компенсировать исторические и нынешние комплексы неполноценности литовцев (а что эти комплексы есть и их сила резко возросла - свидетельствует невиданное бегство литовцев из страны: Литва лидер ЕС по количеству эмигрантов на душу населения).
Конечно, литовские политики и их обслуживающие политологи пытаются прикрыть фиговым листком пропаганды довольно неприглядное зрелище откровенного издевательства над нацменьшинствами. Для этого они обратились к типичному методу подтасовки времен тоталитаризма: сравнивают Литву с теми странами, где к нацменьшинствам относятся в том или ином аспекте хуже, чем в Литве. Скажем, в ход идет аргумент, что столько польских школ, как в Литве, нет нигде в мире, кроме самой Польши. Это правда (другой вопрос - что все эти школы просто являются наследием советского периода, а не открыты в годы независимой Литвы, о чем скромно умалчивается): но каким это образом оправдывает перевод в этих школах преподавания предметов с польского на литовский язык? Никаким. И однако в ход идет логика "яблоко не сладкое, зато красное".
С другой стороны, обслуживающие националистов интеллектуалы, используя тот же метод подтасовки, "забывают" сравнивать Литву с теми странами, где нацменьшинствам, в полном согласии с принятыми в ЕС нормами, в местах компактного проживания разрешено писать название селений и улиц рядом с государственным - и на родном им языке. Более того, во многих странах действует концепция многоязычия, существует несколько государственных языков, иногда в зависимости от региона страны. И понятно почему не сравнивают: потому что в этом случае националисты теряют свои аргументы, свой благородный образ и встает вопрос, почему в Литве не разрешено то, что вполне благополучно существует во многих развитых западных странах.
Еще одна логическая ловушка оправдывающего свои действия литовского националиста: еще не все предметы в нацшколах переведены на литовский. Мол, зачем столько шума, еще остались предметы, которые будут преподаваться на родных для детей нацменьшинств языках. Значит, никакого вреда для нацменьшинств и их национальной идентичности не будет. Так кто решает - будет вред или нет и какое количество предметов можно преподавать на неродном языке, чтобы "вреда не было": литовец во власти или сам родитель, чей ребенок отныне должен учить предметы в школе на литовском? Родители уверены, что вред будет - вплоть до ассимиляции их детей.
Вообще представителей нацменьшинств возмущает сама позиция власть предержащих, которые, оказывается, лучше знают, что для нацменьшинств полезно, а что нет. В ответ на жалобы поляков и русских, что живущие в литовскоязычной среде их дети совсем потеряют родительский язык, если еще и в школе начнут по-литовски учить разные предметы, литовцы отвечают: вы не понимаете, что мы заботимся о вас, об интеграции в наше, литовское общество. Может ли более издевательски звучать подобная "забота"? Интересно, что бы сказали сами литовцы, если бы о них таким образом "заботилось" советское государство, переведя после войны литовские школы на русский язык обучения? Объясняя это как благо, ведь таким образом литовцы более успешно "интегрируются" в русскоязычное общество (логика один к одному ныне правящих радикальных литовских консерваторов)?
В ответ лидер литовских поляков европарламентарий Вальдемарас Томашевски сказал, что поляки не должны никуда интегрироваться, они компактно живут в Вильнюсском крае испокон веков. А если уж на то пошло, то пусть литовцы интегрируются, поскольку большинство ныне живущих здесь литовцев - приехали сюда жить в советское и постсоветское время (до второй мировой войны их в этом крае было абсолютное меньшинство). За эти слова Томашевского националисты собирались судить. "За разжигание межнациональной розни".
Другое издевательство над чувствами нацменьшинств со стороны националистов - ставить под вопрос вообще их способность идентифицировать себя с определенной национальностью. Сегодня в Литве считается совершенно нормальным говорить полякам, что они на самом деле никакие не поляки, а бывшие литовцы, которых много столетий тому назад поляки сделали поляками. Как, интересно, вел бы себя литовец, которому стали бы доказывать, что он на самом деле не литовец, а русский или еврей, которого когда-то - скажем во времена Великого княжества литовского - "литуанизировали". Это возмутительное вторжение в интимнейшую сферу самосознания и самоидентификации человека.
Проблема в том, что националист по определению не может поставить себя на место подавляемой им "жертвы" (хотя вчера сам был такой "жертвой"). Ему его "национальная спесь" этого не позволяет. Кроме того, его естественное состояние - вечная война. С кем угодно. Если он не русофоб, то антисемит, а если не антисемит, то полонофоб или расист. Или антиглобалист. Или гомофоб. В Литве националисты являются всем сразу - даже врагами ЕС и США! Не удивительно, что, спасаясь от такой тотальной деструкции, люди бегут из страны в чудовищных количествах.
И однако его победы всегда бывают лишь временными. В дальней перспективе националистические решения литовских властей обернутся против самой литовской нации и литовского государства. Ведь стабильность государства зависит от лояльности его жителей, а тем более, если эти жители являются еще и гражданами (как большинство проживающих в Литве поляков и русских), от консенсуса внутри общества. Что этот хрупкий консенсус, установившийся за 20 лет литовской независимости, разрушен - доказательства не нужны. Достаточно почитать комментарии литовских поляков и русских в Интернете, которые взбешены "великодержавной" позицией литовцев. Теперь они пишут, что "ненавидят" литовский язык и литовцев (раньше таких заявлений не было).
Вместо того, чтобы формировать многонациональный литовский народ, в Литве пошли открыто путем создания "мононационального" "государства литовцев", где "титульная нация" хозяин, со всеми вытекающими отсюда преимуществами и апломбом, а меньшинства (не только национальные) - на правах непрошенных гостей, которым буквально указывают "знать свое место". Это по-европейски? И это по отношению к людям, которые сюда приехали не вчера, и не десять лет тому назад, а которые здесь прожили всю жизнь, а многие из старшего поколения и все новое поколение на этой земле и родились. Понятно, что это идет вразрез с западным пониманием прав человека. Уже по факту рождения это такая же их земля и страна, как и тех, кто родился от литовских родителей. Но против такого взгляда стеной встали националисты - как вне власти, так и во власти. Для них это шок - что кучка поляков Вильнюсского края смеет считать эту землю своей, а не принадлежащей "литовцам" (за такое мнение хотят судить). А чьей же еще землей считать место, где родились твои деды и прадеды? Если англичанин покупает в Германии землю, недвижимость, то это его земля, и его дети и внуки, на этой земле выросшие, имеют право говорить, что это "их" земля. Есть же право частной собственности. Вопрос надуманный, но именно националисты из "коренной нации" его на свою голову подняли. Ожидали, что поляки признают свой статус "гостя", а получили ответ Томашевского.
Будет ли выигрыш?
Ничего хорошего для Литвы и для литовской нации из этого проекта не получится. Если до сих пор в стране не было "пятой колонны" (о ней лишь кричали), то теперь она вполне возможна. И возможна по глупости. Потому что с глубокими национальными чувствами людей не шутят. Коль скоро литовское государство так поступает с нацменьшинствами, ставя их в положение призванных подчиняться "хозяину" гостей, то тем ничего не остается, как искать другую духовную родину и защиту - благо, страны, где родной для них язык властвует, совсем рядом. И эта тенденция - особенно что касается поляков - уже ярко проявилась. Чем больше литовцы мелочно обижают местных поляков, издеваясь, с точки зрения поляков, над их национальными чувствами (олитовливают доставшиеся от предков фамилии и т.п.), тем менее те соотносят себя с Литвой и тем больше с вставшей на их защиту Польшей. Тем больше растет ненависть поляков по отношению к литовцам. Неужели неясно, что это - путь в никуда? Для литовских националистов, закусивших удила, неясно.
Во-вторых, сама созданная в стране атмосфера ненависти по отношению к людям, не похожим на тебя - о чем свидетельствуют неонацистские марши по центру столицы с криками "Литва - литовцам" - гонит из этой дикой, нецивилизованной страны литовскую молодежь. Атмосфера сведения счетов, насильственного навязывания населению - и здесь уже нужно говорить и о самих литовцах - сомнительных проектов, полное отсутствие обратного контакта с народом, чьим слугой власти должны бы быть (они полностью проигнорировали 60 тысяч подписей представителей нацменьшинств, просивших не спешить вводить поправки к Закону о просвещении) - один из факторов, почему Литва самими литовцами ощущается как неблагополучная, управляемая непрофессионалами, отсталая "банановая республика", находящаяся "на задворках ЕС". И не только самими литовцами, есть взгляд и с Брюсселя.
Имидж Литвы в мире - из-за постоянного демонстрирования литовскими политиками ничем не подкрепленных амбиций (вспомним все "вето", которые пыталась маленькая Литва накладывать на решения ЕС и НАТО), расхождения с основоположными моментами прав человека как они понимаются в цивилизованных странах - мягко говоря, отрицательный. Причем это многоплановый отрицательный имидж: "гомобофное", подавляющее нацменьшинства, ксенофобское полицейское (как его называют сами депутаты Сейма, ознакомившись с данными массового прослушивания населения, по которым Литва - абсолютный лидер ЕС) государство. Разрешая шествия скинхедов центральными улицами столицы, кричащих "Литва - литовцам", власти создают и образ "неонацистского государства". А не осудив, вопреки призывам международных еврейских организаций, ни одного литовца - убийцу евреев во времена второй мировой войны, власти дают основания для образа антисемитского государства. Даже сегодня за постоянные антисемитские надписи типа "Гитлер был прав" и "Евреи вон" - никого не наказывают, показательных процессов нет. Понятно, что вместо того, чтобы видеть собственную вину в создании если не образа, то оснований для создания подобного образа страны, - в Литве ищут причину в якобы кривом зеркале. То есть обвиняют в клевете тех, кто в таком образе Литву видит.
Не разрешайте марши скинхедов с пугающими нацменьшинства и приезжих иностранцев криками "Литва - литовцам" - и не будете давать основания для обвинения в ксенофобии (разрешившие никак не наказаны и даже не названы). Найдите людей, вывесивших в день рождения Адольфа Гитлера флаги Третьего Рейха над Вильнюсом, и сурово накажите их - и не будет основания говорить о Литве как о "фашистском" государстве (но почему-то ни один неофащист, несмотря на количество неофашистских выходок в стране, до сих пор не был пойман). Лишите звания члена Сейма депутатов, считающих людей нетрадиционной сексуальной направленности больными людьми, которых нужно и лечить, и бить (депутаты сами хотели этим заняться, прорываясь сквозь полицейский кордон к участникам гей-парада), и Литва будет меньше восприниматься как гомофобное государство. Запретите партию, которая шла на выборы под лозунгом "За Литву без голубых, черных, красных и цыган!", и будет меньше оснований считать Литву расистским государством (а представители этой партии сегодня уже заседают в мэрии Каунаса).
И не лукавьте, говоря, что во фразе "Литва - литовцам" звучало "Литва - гражданам Литвы". Во-первых, не звучало, иначе так и скандировали бы. Все понимают, что имели в виду бритоголовые скинхеды - не коренных поляков с русскими и десяток-другой проживающих в Литве темнокожих. А во-вторых - а проживающим здесь не гражданам куда деться? К освенцимам готовиться?
Мир в 21 веке ушел далеко вперед - но темные силы прошлого века тянут свои щупальца к новому поколению литовцев, заражая это поколение страстями разрушительных войн и чудовищных погромов. Подменяя здоровое и необходимое чувство патриотизма пребывающим в вечных "окопах" национализмом, заполняя национализмом пустые места в душах, где должны бы произрастать зерна человечности, терпимости и созидания. И ответственность за это несут сегодняшние политики.
- В США в отсеке шасси самолёта нашли тела двух человек
- СМИ: российские ракеты «Искандер-М» сделали ВСУ уязвимее
- Эксперт пояснил, почему Киев хочет вернуть миллионы беженцев
- Путин встретил Рождество с ветеранами и волонтёрами — 1048-й день СВО
- Кобахидзе уличил Макрона во лжи о России и Грузии и напомнил об Украине