Интервью ИА REGNUM Новости с независимым азербайджанским политологом Расимом Агаевым.

ИА REGNUM Новости: Президент РФ Дмитрий Медведев находится в Турции, и, скорее всего, после этого визита российско-турецкие отношения станут еще теплее. Можно ли, по-вашему, учитывая также заявление министра иностранных дел Турции Ахмеда Давудоглу о том, что в повестку встреч входит и вопрос Нагорного Карабаха, ждать изменения status quo в регионе?

Теплота является важным компонентом международных отношений, однако российско-турецкие взаимосвязи, может, и не достигли желаемой доверительности (желаемой с точки зрения сил и экспертов, рассматривающих этот процесс как весьма перспективный геополитический сдвиг). Вместе с тем, остальные составляющие названных взаимосвязей внушают оптимизм: рост экономического сотрудничества, совместные энергетические проекты, сближение позиций по ряду сложных вопросов, беспокоящих обе стороны. Но, к сожалению, к их числу трудно отнести с полным на то основанием процесс карабахского урегулирования. Несомненно, он станет предметом обсуждений на высшем российско-турецком уровне. Вопрос - в каком контексте? В позиции Москвы относительно урегулирования самого конфликта изменений не произошло. Там выражают готовность согласиться с любой формулой мира, которую конфликтующие стороны сочтут для себя приемлемой.

В то же время Москва не раз заявляла, что она согласна с общепринятым постулатом о праве наций на самоопределение (кивок в сторону Армении и сепаратистов самопровозглашенной НКР), не забывая при этом подчеркнуть, что РФ признает территориальную целостность АР. Каждый принцип в отдельности сам по себе не вызывает возражений, но вместе взятые в контексте урегулирования территориального спора они диссонируют: Россия хотела бы, благоволя к своему стратегическому союзнику - Армении, зарезервировать за собой право особых отношений и с Азербайджаном, которые с некоторых пор в Москве и Баку называют стратегическим партнерством. Нельзя сказать, что определенная противоречивость и двусмысленность российской дипломатии осталась незамеченной азербайджанскими политиками. И совсем они не испытывают радости от предложения не связывать никоим образом нормализацию турецко-армянских отношений с решением карабахского конфликта.

Баку настаивает на параллельном урегулировании обеих проблем, как наиболее приемлемым с точки зрения соблюдения своих интересов в важнейшем для азербайджанской государственности вопросе. И это противоречие, увы, провоцирует худшие опасения Азербайджана относительно роли России в кавказских делах. Армения, как известно, "заморозила" переговорный процесс, а это отнюдь не способствует урегулированию конфликта. А нерешенность карабахского конфликта позволяет РФ при необходимости влиять на обе стороны и Армению и Азербайджан, - считают в Баку. При этом российской дипломатии удается избегать недовольства США, активно заинтересованных в открытии турецко-армянской границы, чего нельзя сказать об Азербайджане, в последнее время уже испытавшего на себе болезненную реакцию Вашингтона, чьи планы по дальнейшему продвижению на Южный Кавказ и далее к востоку от Каспия столкнулись с неожиданным препятствием. Суть интриги такова, что неурегулированность взаимоотношений в региональном треугольнике стала серьезно досаждать самому крупному игроку, - Вашингтону, проявляющему очевидные признаки нетерпения. Это достаточное основание для того, чтобы ожидать неизбежных изменений.

ИА REGNUM Новости: Сразу после Турции президент России посетит Армению, а турецкий премьер-министр - Азербайджан. Они, на ваш взгляд, отправятся к союзникам с новыми инициативами или, чтобы успокоить и сверить часы? Ведь в Баку не исчезли старые опасения, а в Ереване беспокоятся, что российско-турецкое сближение толкнет Москву на "неуравновешенные шаги" в карабахском вопросе.

Какая-то инициатива может возникнуть с желанием России реанимировать переговорный процесс, найдя для Армении удобную формулу выхода из тупика, в который та в последнее время себя загнала, не проявляя согласия сесть за рассмотрение обновленного варианта Мадридских принципов. А возобновление переговоров вернет Еревану столь любимый им любимый имидж многострадальности, и возможность еще несколько лет тянуть резинку по конкретным пунктам мирного соглашения. Россия в свою очередь получит возможность играть свою роль миротворца на обеих площадках. В Азербайджане полагают, и с полным на то основанием, что пора кончать с тем, что общественность страны давно называет имитацией мирных переговоров.

ИА REGNUM Новости: Президент Азербайджана отказался от присутствия на саммите глав стран СНГ 8 мая в Москве, а глава МИД Азербайджана - от участия в предстоящих в Брюсселе переговорах по урегулированию карабахского конфликта. Причины - соответственно нежелание сидеть 8 мая за одним столом с главой армянских военных, оккупировавших в этот день 1992 года Шушу и "плотность рабочего графика". Ваши комментарии...

В ситуации, когда не удается подвигнуть противную сторону хотя бы к символическому шагу в отношении урегулирования (а приостановление Пражского процесса, имевшего реальные очертания урегулирования, не может не восприниматься как давление) политическое руководство Азербайджана действовало и аккуратно и последовательно.

ИА REGNUM Новости: Бывший помощник госсекретаря США по вопросам прав человека Дэвид Крамер, заявил, что без политической либерализации Азербайджан не сможет улучшить отношений с США. Что, по-вашему, предпочтёт здешнее правительство - продолжить "закручивать гайки", постепенно превращаясь в изгоев Запада или "открыть шлюзы" с возможным получением уже этой осенью неуправляемого парламента?

Я хорошо помню времена и документы, в которых Госдеп называл выборы в Азербайджане, и парламентские и президентские, новым шагом в направлении демократии. На постсоветском пространстве трудно найти уголок, который соответствовал бы современным стандартам демократии и гражданских свобод. Да и США шли к нынешнему своему политическому мировоззрению столетия. Что же ждать, когда американские приборы скажут "OK" сложившейся политической системе в Азербайджане, к формированию и укреплению которой приложила свою всесильную руку и Америка? Не лучше ли ликвидировать последствия армянской агрессии, разъединить конфликтующие стороны и обязать их уважать закрепленные в международном праве законы мирного сосуществования? Это позволило бы народам приступить к решению назревших проектов: социальных, экономических, политических.

ИА REGNUM Новости: 11 мая провластный депутат Захид Орудж обосновал в парламенте участившиеся призывы к созданию Азербайджаном военного союза с Турцией, тем, что между Арменией и Россией имеется соглашение о военном сотрудничестве. В этой связи уже неоднозначно трактуют последний визит в Баку министра обороны РФ. Но насколько реально заключение членом НАТО военного договора "на стороне"?

Простите, но мне трудно комментировать идеи, в которых слишком много благих пожеланий, и не учитываются ни исторические уроки, ни политические реалии сегодняшнего дня.

ИА REGNUM Новости: На днях бывший командующий армией Нагорного Карабаха Аркадий Карапетян заявил: "Война будет... и мы за одну неделю войдем и возьмем Баку". Что это - уверенность в силах, агитка для внутреннего потребления, попытка выдать желаемое за действительное или у вас есть другие объяснения?

То, что называется "НКР", на самом деле является закрытой милитаризированной зоной. Воинственность, свойственная деятелям, ставшим во главе карабахских армян, связана исключительно с той поддержкой, которую они привыкли получать от внешних сил, как плату за услужение. Когда-то армянские жители Карабаха поверили своим идеологам, обещавшим им независимость и процветание. Процветания нет и априори в таком формате не будет. Оставшейся после изгнания азербайджанцев армянской части населения подарили вместо независимости... право выполнять решения, которые принимаются далеко за Нагорным Карабахом.

Беседовал Рафаэль Мустафаев