Эксперт: Казахстанские власти хотят, чтобы русские не представляли опасности
В прессе появилось упоминание о том, что так называемую "карту русского" начнут распространять в Казахстане. Одним из первых против этой инициативы выступил автор "Информационно-аналитических обзоров о положении русских соотечественников в Казахстане" Федор Мироглов. По его мнению, в Казахстане ведется сознательная политика превращения русских в "казахов с русскими корнями". Также он уверен, что республика начинает испытывать "украинский синдром" отрицания всего "русского".
ИА REGNUM Новости: Вы выступаете против распространения "карты русского", в том числе и в Казахстане. Почему?
Сегодня в России, в Кремле, нет людей, которые бы действительно переживали за русский этнос, за его будущее. Причем, как в самой России, так и за ее пределами. Российская власть относится к людям, как к ресурсу. К нам, русским вне России, отношение немногим лучше. Давайте для примера возьмем "карту поляка". "Карта поляка" строго регламентирует, не нарушая никаких прав других государств, что может человек, получивший ее. Какими он правами обладает. Карта предполагает бесплатное обучение в ВУЗах, упрощенное получение гражданства и безвизовый въезд. Хочется такого отношения от Родины русскому человеку? Безусловно. Однако в Казахстане "карта русского" официально распространяется частным фондом. С таким же успехом Жириновский может раздавать эту карту. То есть, "карта русского" может выступать, как элемент провокации.
ИА REGNUM Новости: Значит, речь идет в первую очередь о политике, а во вторую - о диаспоре?
Это не забота о диаспоре, это попытка ее использовать в отвратительной провокационной форме. Как фактор давления, как рычаг.
ИА REGNUM Новости: Если диаспора позволяет себя использовать, то как быть?
Я думаю, что использовать ее не получится. Никто сегодня не верит российской власти. Нагляднейшим примером являются миграционные программы. Совсем недавно был брошен клич: Родина-мать зовет вас переселяться. За два последних года по путинской программе переселились 11 тысяч человек со всего мира. При этом власти рассчитывали, что только за один год в Россию приедут 50 тысяч. Но все сказали - мы не поедем по этим программам, потому что мы не верим власти. Зато вне программ за эти два года в Россию переселилось около 200 тысяч человек. 200 тысяч переехали самостоятельно! Никто не поехал за льготами. Поэтому даже если распространение "карты русского" профинансируют, очень мало людей ее получат. Но хуже всего, что, даже уговорив получить 100 человек эту карту, на этом можно сыграть и вызвать акции протеста казахского населения, вызвать рост напряжения в обществе.
ИА REGNUM Новости: Но ведь многие хвалят путинскую программу?
Но никто не едет, заметьте. 11 тысяч человек со всего мира вернулись по этим программам. За два года. А истрачено полмиллиарда рублей. Были конференции, приезжали делегации из Тамбовской области. Почти никто не едет. Есть люди, которые готовы уехать, скажем, в Калининград из Казахстана. Но людей едет слишком мало. В Приморский край за годы действия программы вообще приехало шесть человек. Но люди ведь уезжают самостоятельно? Все говорят - мы не верим российскому правительству, не хотим опять "попасть" в нестандартную ситуацию, такую, как крепостное право. Уже многие попали. В той же Тамбовской области. Им дали коттеджи, выставили огромные счета. Потом выяснилось, что зарплата у них - три тысячи рублей. И уехать нельзя, пока не рассчитаешься. Все, попали. Вот так приехали большим количеством староверы из Грузии.
ИА REGNUM Новости: Я слышал другую версию - о том, что казахстанские власти не захотели отпускать людей, нацелившихся на выезд.
Я встречался с рядом высокопоставленных [казахстанских - ИА REGNUM Новости] чиновников, меня просили проконсультировать их по этому вопросу. Все поначалу встревожились: дескать, вдруг начнется массовый отъезд русских. Но я уже тогда говорил, что это маловероятно. Всех приглашают именно с точки зрения дешевой, дармовой рабочей силы. Что общество не воспримет это. Кроме того, по моим данным, казахстанские власти договорились с Россией не вести здесь активную агитацию на выезд в РФ. В других республиках она ведется более активно, но оттуда все равно не едут: ни из Прибалтики, ни из Украины. Здесь казахстанские власти еще и предприняли усилия. У меня есть данные дипломатов, с которыми у меня были хорошие отношения. Агитация здесь не ведется. Почти не приезжают делегации из регионов России. Нет данных в прессе.
ИА REGNUM Новости: То есть, Казахстан заинтересован в сохранении русско-культурного поля?
Власти больше заинтересованы в другом: они хотят, чтобы русские превратились в обычную диаспору и не представляли опасность в виде потенциального большого рычага влияния со стороны России.
ИА REGNUM Новости: Но ведь удобнее сказать - русские, уезжайте?
Тогда в Казахстане упадет промышленность и не сможет развиваться технологичное производство. Поэтому стратегическая задача властей - сделать из русских, как выразился политолог Азимбай Гали, "казахов с русскими корнями", чтобы с ними было безопасно жить, и чтобы их никто не мог использовать в будущем. Россию считают непредсказуемой.
ИА REGNUM Новости: Разве такое возможно с точки зрения цивилизационной основы?
Это невозможно, но делать это пытались. Ничего не получилось.
ИА REGNUM Новости: А если сделать это с прицелом на долгосрочную перспективу?
Потенциала такого у казахского общества нет. Надо было сожительствовать нормально, и русские бы всегда, как идеократическая нация, платили бы добром. Но когда попытались культуру навязать силой, когда попытались создать условия для того, чтобы, как выразился президент Назарбаев, казахская культура стала базовой для всех народов, живущих в Казахстане, получили скрытый отпор. Но нельзя сказать, что неприятие было вызвано только протестными настроениями. В большей степени, повторюсь, просто не смогли сломать хребет русской культуре. Ну нет такого потенциала у казахского общества. Поэтому надо было просто сожительствовать.
ИА REGNUM Новости: Есть такое мнение, что у малочисленной нации не может быть большой литературы. Могут быть отдельные великие произведения, но литературы быть не может. Это тот случай?
Да, именно так. Чтобы создать альтернативу русской культуре, нужен большой потенциал. В свое время так немцы ассимилировали славян, когда расселялись в сторону Польши. Но даже они воздействовали постепенно - своей мощной культурой, смешением. И потомки славян превратились в немцев, приняли немецкую культуру, утратили свой язык. Но у казахского общества такого потенциала нет, и поэтому нам надо взаимно дополнять друг друга и сожительствовать. И тогда все будет безопасно.
Но вот сыграть на этом напряжении, когда пытались с помощью административного ресурса русскую составляющую выдавить, пытались часто. Даже сейчас это могут продолжить. Но лучше все исправлять, потому что нет большого недовольства, и на бытовом уровне вполне отношения вполне нормальные. Чиновники однозначно проиграли битву цивилизаций. Особенно - на языковом поле. Скоро будут отмечать 20-летие закона о языках. Но даже в перспективе, даже если уедут все русские, казахский язык не сможет заменить русский в техногенной цивилизации. В юриспруденции, технической литературе.
ИА REGNUM Новости: Казахские националисты, даже конструктивные, считают иначе - что на смену русскому придет английский, например. Или даже китайский.
Да, я читал. Это "украинский синдром". На Украине сейчас уже не говорят, какая будет Украина во всем украинская. Сейчас говорят - быть независимыми от России и зависимыми от кого угодно. От НАТО, от Ватикана, от ЕС, но только не быть в родстве с москалями, потому что где не "поскребешь" Украину, везде проявляется святая Киевская Русь и связь с Московией. Националисты понимают, что проиграли битву цивилизаций и все равно хотят, чтобы русский язык исчез. Поэтому они громко угрожают, что будет китайский, узбекский, даже "общетюркский", хотя последний - для меня вообще непонятный термин. Налицо отход от логики и создание культа, самовнушение, что все равно неприятный им язык исчезнет. Ярким проявлением этого культа является создание полноценными казахскими политиками "европейского клуба". Когда они заявляют, что будут ориентироваться на европейские ценности. Заметьте, они уже не хотят ориентироваться на свои ценности, быть полноценными казахами. И готовы поэтому ориентироваться на все, только не на русское. И так же на Украине. Ориентироваться на все, только не на москалей. Там тоже чувствуют, что проигрывают битву цивилизаций. Что остается русский язык, что русская культура доминирует. Русскоязычная пресса на Украине самая массовая. И поэтому начинается что-то вроде истерики. И если люди постарше - сдерживаются, то молодежь начинает говорить нелогично. Начинает заявлять, что будет распространяться китайский, но не говорит, что казахский займет лидирующее положение. По идее, если русских становится меньше, русский язык будет уступать. Но никто не говорит, кому именно он будет уступать. Дескать, всем будет уступать. Главное, что он будет уступать. И китайскому, и казахскому. Но главное, чтобы он уступал. На деле все понимают, что русский язык не уступит. Националист сам пишет на русском языке, утверждая, что этот язык умрет. Он сам показывает проигрыш своей позиции. И другие политики, видя, что казахская цивилизационная составляющая не может здесь доминировать, не желая признавать, что русский язык, как осаждаемую крепость не удалось взять штурмом, объявляют об ориентации на любые другие ценности. Но у них вряд ли что-то получится. Потому что никто из них не учит те же европейские языки, никто не знает подробную историю ЕС, если уж они такие поклонники Старого света. Это синдром в чистом виде, когда создают культ, новый культ, на который политически молятся, чтобы в упор не видеть реальности политики и своего проигрыша в битве цивилизаций.
ИА REGNUM Новости: То есть для формирования национальной идеи необходимо исключить из нее национальные факторы?
Власти вполне могут сформулировать национальную идею, но в ней обязательно должно признаваться наличие и влияние других этносов. На это казахская интеллигенция не готова и не хочет идти. Даже реально понимая, что за 20 лет независимости ничего из национальной идеи не получилось. Вся идея Казахстана сейчас - казахи и все остальные. Это уродливая идея. А в плоскости "мы - казахстанцы" ничего не получилось, потому что никто "в упор" не хочет признавать фактора не только русской, но и массы других цивилизаций, влияющих на жизнь Казахстана.
ИА REGNUM Новости: Но согласитесь, вся масса русско-культурного населения, живущая в Казахстане, за двадцать лет даже не предприняла хоть сколько-нибудь значимой попытки осознать пространство, в котором живет. Понять, например, богатство казахского языка. И даже не понять - хотя бы признать.
Желания ни у кого нет, потому что в первые годы независимости все человеческое было убито агрессивным требованием - изучай язык, а то тебе будет плохо. Кроме того, казахский язык пропагандируют очень топорно, навязывая. А надо не запрещать тем же телеканалам вещать на языке потребителя, а проводить политику, начиная со средней школы - делать это более мягко, ненавязчиво. Тогда люди будут интересоваться. И главное - чтобы заинтересовать людей, надо язык сделать более привлекательным. Надо этим заниматься с душой, и люди потянутся. Но если проводить декларативно, как это делает Ассамблея народа Казахстана, когда выставляет напоказ двух-трех человек с заученными стихами, все видят в этом повторение уроков марксизма-ленинизма. Надо подходить к языковым проблемам с душой. В казахском обществе нет людей, кто бы предлагал с душой свой язык и свою культуру неказахам. Но чиновники подходили к этим вопросам либо декларативно, либо с приказом, либо формально. А ведь это очень тяжелый труд: ходить по другим национальностям и предлагать культуру именно от души. Многие считают это унизительным. Дескать, вы живете в нашем государстве и вы должны. И сразу встречают противодействие. А у нас этносы в основном идеократичны. Люди выучили бы язык не ради должностей, а ради того, что у тебя есть сосед.
ИА REGNUM Новости>: Мне кажется, вы не учитываете процессов вымывания языка, потерю его качества.
В Казахстане русское поле ослабили геополитикой, но оно еще очень сильно. Я считаю, повторюсь, что оно здесь останется, потому что ему нет мощной альтернативы. Если бы в Казахстане жили три миллиона китайцев, то русских бы вытеснили.
ИА REGNUM Новости: Может, властям этого просто не нужно? В Казахстане никогда не было антагонизма на бытовом уровне, в отличие от той же Прибалтики. Но правящая элита не может смириться с тем, что здесь остается сильное влияние так называемого русского фактора. Отсюда - процесс выдавливания русского языка, русской культуры и в целом России. Хочу сразу заметить, что это не принесло хороших результатов, принесло массу проблем и скрытое недовольство русского населения внутренней политикой государства.
ИА REGNUM Новости: О каких рычагах выдавливания языка и культуры вы говорите?
Например, двойное толкование статуса русского языка. В Конституции он у нас указан официальным, но в то же время существует программа о переводе всего делопроизводства на государственный язык. Перевести не получилось, но это вызвало недовольство. Естественно скоро появится хроническое недовольство, которое могут использовать любые заинтересованные силы в будущем. Еще надо упомянуть этноориентированную кадровую политику в госструктурах. Раньше, в советское время, все регулировалось. Людей переводили куда-то, давали им другие должности. Государство должно более-менее соблюдать этнический баланс в структурах власти, демонстрируя населению социальную справедливость. Но этого абсолютно нет. Более 90% госслужащих, чиновников, у нас казахи. Все это видят. Воспринимают более-менее спокойно, но в какой-то мере и критично. Отсюда - внутреннее недовольство.
- Рогов: армия РФ зачистила котёл ВСУ южнее Курахово — 1028-й день СВО
- Врач предупредила об опасных паразитах в красной икре
- При столкновении двух поездов под Мурманском с рельсов сошли 19 вагонов
- Появился список пострадавших при столкновении поездов под Мурманском
- В Госдуме заявили о неизбежном ответе России за убийство Кириллова