Красноярцы стали меньше ездить за границу: Обзор местных СМИ за 18 марта 2009
Невзлетная полоса
(Евгений Волошинский, "Вечерний Красноярск", 18.03.2008)
Федеральной власти не нужны региональные аэропорты
На сегодняшний день в Красноярском крае насчитывается 24 аэропорта малой авиации. Это лишь малая часть существовавшей когда-то воздушной инфраструктуры региона. Да и та при существующих условиях в ближайшее время может исчезнуть.
Расходные несоответствия
Максимальную значимость малая авиация и обслуживающие ее аэропорты имеют в северных районах края. Неудивительно, что именно там и расположена их большая часть. Эксплуатация в столь суровых условиях накладывает большой отпечаток на техническое состояние портов, большинство из которых сегодня находятся в весьма плачевном состоянии. Разрушающиеся взлетно-посадочные полосы, ветхие, а зачастую уже и разрушенные здания вокзалов, слабое развитие сервисных служб - вот портрет типичного северного аэропорта.
- Содержание аэропортов всегда было самым дорогим в малой авиации, - говорит генеральный директор авиакомпании "КАТЭКАВИА" Сергей Родькин, - особенно это касается северных районов, где в связи с условиями траты на поддержание работоспособности порта очень высоки. Все аэропорты малой авиации, за исключением двух, находятся в федеральной собственности, однако денег от власти они почти не видят. Тех же, что выделяются, явно недостаточно.
- На сегодня основные дотации получают авиакомпании, - сетует и. о. генерального директора авиапредприятия "Черемшанка", объединяющего 6 малых портов края, Николай Штанько. - Из портов же только северные и приравненные к ним аэропорты могут на них рассчитывать, правда, только при условии соблюдения определенных правил. Основное из которых - это неподнятие ставки перевозки выше заданной цифры. Парадокс дотаций заключается в том, что они даются на заявленное количество рейсов, т. е. если аэропортом Мотыгино в 2009 году запланировано 23 рейса, то только на них и будет дотация.
- Когда в 2004 году создавалось наше предприятие, - говорит Штанько, - вообще стоял вопрос о закрытии ряда аэропортов, включая Игарку и Кодинск, но потом были введены дотации на покрытие убытков портов. Впоследствии же систему изменили, переведя на порейсовое субсидирование, причем в размерах, явно не соответствующих реальному положению дел.
Например, аэропорту Мотыгино в этом году выделено дотаций на сумму 80 тысяч рублей, а Североенисейску - 400 (на 123 рейса). Это явно не соответствует реальным расходам портов.
- По одному только порту "Черемшанка", - рассказывает директор аэропорта Григорий Килепо, - один только капремонт в прошлом году обошелся в сумму более 10 млн руб., а расходы по эксплуатации вообще составляют около 30 млн руб. в год.
Заработать такие деньги для небольшого регионального аэропорта задача непосильная, ведь основной источник дохода - это плата за так называемую взлет-посадку, которая берется с тонны взлетной массы (для больших аэропортов доля взлет-посадки в доходах не превышает 10%). Для Ан-24 - самого распространенного на сегодня самолета на внутренних краевых рейсах - она составляет 30 тыс. руб. Несложно посчитать, сколько заработает тот же Мотыгино со своих 23 рейсов. При этом один только фонд заработной платы по ГУП "Черемшанка" составляет более 10 млн руб.
Сертификационный тормоз
Маленький остров в Ледовитом океане. Аэропорт, полярники, пограничники. Из случайных гостей здесь уже много лет лишь тюлени, да забредшие белые медведи. По полосе идут двое: один - начальник аэропорта, другой - представитель сертификационной комиссии. Металлические нотки в голосе проверяющего не дают усомниться в его словах:
- Вам нужно, - говорит он, - поставить забор, привести в соответствие светотехническое оборудование, построить аэровокзал, чтобы смог принять вдвое больше человек, чем вместимость самолета, организовать раздельную выдачу багажа, а также довести до ума работу пожарных и технических служб. Эта история - не анекдот, а реальный случай из практики того самого проверяющего. Дело в том, что сегодняшние федеральные авиационные правила, принятые еще в 2002 году, составленные, кстати, на основе международного стандарта ИКАО, не дифференцируют аэропорты между собой. Т. е. в маленьком аэропорту необходимо содержать такие же службы, что и в большом, а это означает, что только штат технических служб в порту с проходимостью примерно 1 самолет в сутки будет около 100 человек. А это как минимум достаточно большой для малой авиации фонд оплаты труда.
- Кроме того, само приведение ВПП и площадок руления к требованиям ИКАО стоит немалых денег, - говорит генеральный директор авиакомпании "КрасАВИА" Николай Фатьянов, - строить же вокзалы, а их придется именно строить, потому что ремонтировать там уже практически нечего, также обойдется в круглую сумму.
Приведение аэропортов в соответствие с летными правилами и расходы на это - еще полбеды. Вторая проблема - это сама процедура, а точнее, ее платность.
- В прошлом году только сертификация "Черемшанки" обошлась нам примерно в 2,5 млн руб., - рассказывает Килепо, - что приблизительно равно месячному фонду оплаты труда.
В отличие от развитых стран Европы и Америки, где сертификат выдается пожизненно и дальше его нужно только подтверждать, у нас аэропорты обязаны проходить сертификацию раз в два года, а между ними еще одна проверка. Кстати, тоже платная - 60 тысяч рублей за одну службу (в "Черемшанке" их восемь).
- В нашем аэропорту пассажирооборот составляет около 300 человек в сутки, - говорит Килепо, - и здесь действительно нужны и охрана, и пожарные, и другие службы. Но почему тот же Мотыгино должен соответствовать аналогичным требованиям, что и Шереметьево, мне совершенно не понятно.
- К тому же малая авиация традиционно привлекает очень большое внимание со стороны силовиков, - рассказывает Штанько, - только запросов от прокуратуры и ЛОВД в прошлом году было столько же, сколько и рабочих дней. И это еще без Санэпиднадзора, Роспотребнадзора и других подобных служб. Мы просто вынуждены держать штат людей, которые занимаются только ответами силовикам. В такой ситуации ни о какой оптимизации персонала речи идти не может.
Конец близок
Будущее региональных аэропортов сегодня вызывает сомнения. Большая часть сооружений датируется 60-70-ми годами прошлого века, капитальных ремонтов не было уже более 20 лет - неудивительно, что в таких условиях из 120 аэропортов края на конец ХХ века сегодня осталось только 24, да и из них более-менее работают и сводят концы с концами только 11. Им приходится не столько зарабатывать, сколько выживать за счет деятельности других подразделений компаний.
- Если бы в свое время мы не объединили шесть аэропортов, - говорит Николай Штанько, - то около половины из них сегодня уже не было бы. В "Черемшанке" базируется 5 авиакомпаний. Проходящие через наш порт потоки грузов и пассажиров достаточно высоки, и нам удается зарабатывать, а за счет этих средств поддерживать остальные наши аэропорты.
Примерно о том же говорит и Фатьянов из "КрасАвиа":
- Сами аэропорты сегодня почти ничего не зарабатывают, - говорит он, - единственный путь выживания - это мизерные зарплаты и небольшие вливания из доходов нашей летной деятельности. Однако этого все равно недостаточно для нормальной работы. Мы за свои деньги можем только проводить ситуативный ремонт, а капиталить - это дело собственника - т. е. в большей мере Федерации.
Тут надо отметить, что ни взлетно-посадочные полосы, ни площадки руления не подлежат приватизации, а значит, находятся в федеральной собственности (все, кроме двух аэропортов, принадлежащих краю). Однако ни о каком нормальном финансировании сегодня речи не идет. А деньги нужны немалые: по оценкам ГУП, только на приведение к адекватному состоянию 6 аэропортов предприятия (капитальный ремонт ВПП и рулежек, замену спецтехники, установку современного светотехнического оборудования и т. д.) необходимо свыше 4,5 млрд руб.
- Для решения этих задач необходимо взаимодействие края и Федерации, - говорит Фатьянов, - конечно, в последнее время на северном направлении активизировался бизнес, но ждать помощи от него можно будет лишь тогда, когда в этих районах начнется освоение существующих там месторождений (как это было с Игаркой и Роснефтью), до этого же ничего происходить не будет.
Все опрошенные "ВК" эксперты сходятся в одном - если в ближайшее время не будет решена проблема финансирования малых аэропортов, то уже через 5 лет все сегодня существующие объекты придут в полную негодность, а это означает конец малой авиации в крае.
Край не просит милостыню
(Михаил Маркович, "АиФ на Енисее", 18.03.2008)
На прошлой неделе Министерство регионального развития РФ опубликовало данные о финансово неблагоприятных территориях, в число которых угодил и Красноярский край. Председатель правительства края Эдхам Акбулатов и министр финансов Михаил Котюков летали в столицу объясняться.
Как оказалось, в неблагополучный список попали практически все регионы страны, где в последние три года отмечался промышленный рост. В условиях кризиса именно они и получили удар от свободного рынка. Ориентированные на экспорт территории получили реальные проблемы с реализацией своей продукции, да ещё и по ценам существенно ниже заложенных в оптимистичные трёхлетние бюджеты. Естественно, в таких условиях показывать те же результаты, что и в предыдущие годы, они оказались не в состоянии. Столице это, видимо, не нравится, ей хватает забот о дотационных регионах. Тем не менее министр финансов края в данной ситуации не видит повода для пессимизма.
- Я бы не стал говорить, что у нас всё очень плохо, - заявил Михаил Котюков. - Мы говорим о том, что промышленно развитым регионам нужна поддержка, что в регионах есть налогооблагаемая база, которая пока испытывает некоторые затруднения. По словам министра, край не просит милостыню, а готов взять деньги в долг (бюджетные кредиты), чтобы вернуть их в течение трёх лет. За два месяца 2009 года доходы в краевой бюджет поступили в соответствии с ожиданиями. Участие федерального бюджета в краевых проектах продолжится, но уже с перераспределением долей, Москва планирует наращивать свою часть. О конкретных цифрах можно будет говорить, когда поправки в федеральный бюджет будут утверждены, а это случится не раньше мая.
Культурное ускорение
(Елена Коновалова, "Вечерний Красноярск", 18.03.2008)
В крае началась реализация долгосрочной стратегии культурной политики
Краевые слушания "От стратегии культурной политики к тактике управленческого взаимодействия", состоявшиеся в Красноярске на прошлой неделе, стали очередным этапом претворения этой политики в жизнь. Напомню, что долгосрочная целевая программа "Культура Красноярья" рассчитана до 2020 года. Перспективы у нее глобальные, и подобный размах может показаться несколько чрезмерным, особенно в условиях финансового кризиса. Но невозможно не признать, что отношение краевой власти к культурной сфере становится более внимательным. Что весьма отрадно - тем более в условиях кризиса.
Ветер переменился
Как заметил по этому поводу министр культуры края Геннадий Рукша, чем дольше руководитель возглавляет какую-то территорию, тем сильнее меняется его отношение к культуре: "Появляется понимание, что именно она - цементирующая основа в гармонизации жизни населения. Такова общемировая практика". Нашла она подтверждение и в Красноярском крае. Собственно, и разработка стратегической концепции культурной политики региона, и программа ее дальнейшей реализации, которая сейчас находится в работе, - это инициировано лично губернатором Александром Хлопониным. Подход был такой: если на федеральном уровне нет внятной стратегии по столь важному вопросу, незачем ждать у моря погоды - разработаем свою.
Если же говорить о конкретных практических примерах, то уже в бытность этого главы края и по его инициативе началась реконструкция БКЗ (и на очереди театр оперы и балета и краевая драма). Поддержан международный этнофестиваль "Саянское кольцо", возрожден социально-творческий заказ на театральные постановки, учреждена и стабильно финансируется система грантов для деятелей культуры и искусства и многое другое.
В финансовом эквиваленте это выглядит еще более внушительно. В прошлом году в отрасль было вложено 2,4 млрд рублей в рамках ведомственной целевой программы "Развитие культуры Красноярского края". Дополнительно к ним 45 млн рублей по грантовой программе губернатора пошло на 45 социокультурных проектов учреждений культуры края. Плюс свыше 25 млн рублей было привлечено в виде грантов из Фонда Михаила Прохорова, Фонда Владимира Потанина, Международного благотворительного фонда "СМ Черити", краевой программы "Социальное партнерство по имя развития" и др. Эти цифры говорят сами за себя.
От стратегии к анализу
Но вернемся к слушаниям. В чем их значимость для дальнейшего развития культурной отрасли края? Если в Минусинске в декабре прошлого года были утверждены направления долгосрочной стратегии культурной политики в регионе, то сейчас уже началась их практическая реализация. Первый этап - анализ ситуации, выявление существующих проблем и потенциала, их осмысление. Министерству культуры предстоит дойти до каждого поселения и муниципалитета, чтобы четко представлять: где есть клуб, где библиотека, как они должны работать, с кем взаимодействовать и т. д. Любые проекты по культурному развитию территорий будут рождаться (и уже рождаются) исходя из индивидуальных особенностей каждой. Эту работу краевому минкульту необходимо завершить в первое полугодие 2009 года.
Проблем на пути воплощения в жизнь обозначенной стратегии немало. Что озвучил и в базовом докладе слушаний министр культуры края, и представители самих территорий. Начать с того, что в России до сих пор нет ни одного документа, который бы утверждал внятную модель культурной политики в стране. Есть некие основные принципы и подходы, но они не определены законодательно. Проект федерального закона о культуре в настоящее время только разрабатывается. И сложность его разработки еще и в том, как пояснил в своей лекции на второй день слушаний Геннадий Рукша, что этих моделей в мире великое множество - в каждой стране культура развивается по-своему. Четкого понимания, что же наиболее оптимально для России, на сегодня нет. Но для начала необходимо хотя бы сориентироваться в уже существующих концепциях. Кстати, участники слушаний (а на них собралось более 150 руководителей и специалистов органов управления культуры муниципальных образований края) сошлись во мнении, что подобную лекцию просто необходимо послушать главам территорий.
И не только для общего развития. 131-й ФЗ об организации местного самоуправления, к сожалению, не лучшим образом сказался на существовании культурной отрасли во многих поселениях. О чем говорить, если еще до начала общемирового финансового кризиса в ряде территорий было сокращено финансирование учреждений культуры? Скажем, некоторые районные главы выделяют на свои библиотеки меньше 3 тысяч рублей - в год! Вот и получается - хотели как лучше, предполагалось, что децентрализация культурного процесса пойдет ему на пользу. А получилось как всегда...
По-прежнему острой в Красноярском крае остается и проблема с обеспечением культурными кадрами. Директор краевого колледжа культуры Валентина Барабаш посетовала, что главы территорий не проявляют должной заботы о кадровом обеспечении своих учреждений культуры.
- В прошлом году мы выпустили 120 специалистов. Только три руководителя из районов края приехали их посмотреть. Плохо то, что мы очень поздно получаем от министерства культуры заявки на тех или иных специалистов. Но вообще-то такие заявки должны делать сами территории. А заказ поступает от немногих, - заметила Барабаш.
Ее поддержала и ректор Кемеровской академии культуры и искусств профессор Екатерина Кудрина. По ее словам, базовые площадки для подготовки работников культуры сегодня в Сибири есть (в одном только Красноярском крае два вуза и шесть средних специальных учебных заведений). Готова удовлетворить спрос и Кемеровская академия. Но проблема, что этот спрос падает. Что, кстати, заметно и на примере обеспечения творческих коллективов края: уже сегодня становится сложно набрать музыкантов для оркестров (особенно духовиков) - на многие специальности просто нет набора. А об обеспечении кадрами сельских учреждений культуры и говорить не приходится... Мало кто из специалистов поедет туда работать на нищенскую зарплату и без твердой перспективы на жилье.
Акцент на просвещение
Каков же выход из сложившегося положения? По мнению министра культуры, в крае, претендующем на устойчивое развитие, должно быть сформировано единое культурное пространство, благоприятное для продвижения творческих инициатив.
- Профессиональная убежденность в приоритетности культуры обеспечила сохранение отрасли в кризисные 1991 и 1998 годы. И сейчас, оставляя развлекательную функцию, стратегическим компонентом культурной политики мы выбираем просвещение. Это основополагающая функция культуры в различных ее формах, - подчеркнул Рукша.
Как добавила Екатерина Кудрина, важно помнить и о межрегиональном взаимодействии. Строя культурную политику в одном регионе, было бы нелогично ограничивать себя, забывая о культурном пространстве Сибири.
С 1 апреля отменяют бумажный проездной для льготников
(Елена Радионова, КП в Красноярске, 17.03.2008)
Красноярские льготники, которые пользуются пластиковыми социальными картами, с 1 апреля смогут ездить на всех городских автобусах и маршрутках. В это же время бумажные проездные исчезнут из продажи и будут недействительны.
- На данный момент более 60 городских маршрутов перевели на обслуживание пассажиров по пластиковым картам, -рассказывает Светлана Арсентьева, консультант департамента транспорта администрации Красноярска, - только на 9 маршрутах осталось завершить некоторые технические моменты, и к 1 апреля соответствующим оборудованием будут оснащены все городские маршруты.
Соцкарта выдается бесплатно (в районном отделении соцзащиты), но на ее изготовление уйдет не менее 40 дней. Поэтому тем красноярцам, которые еще не получили проездные "пластики", нужно позаботиться об этом заранее.
Оптимизм на голубом газу
(Алексей Зайцев, "МК в Красноярске", 18.03.2008)
Экономика России сырьем поросла
Красноярский край вошел в число 25 российских регионов, которые, по оценкам Минрегионразвития, столкнутся с проблемой недофинансирования текущих расходов в 2009 году. В краевом правительстве считают, что оснований для паники нет, и надеются на помощь Федерации.
"На сегодняшний день регионы достаточно оптимистично подходят к планированию собственной доходной базы", - говорится в материалах Министерства, оценившего параметры бюджетов субъектов Российской Федерации. К числу оптимистов отнесено и Красноярье. При разработке и принятии бюджета на 2009 год краевые власти исходили из таких цен на цветные металлы, каких уже не было и, судя по всему, в ближайшее время не предвидится.
"Даже на момент принятия бюджета цены на Лондонской бирже были ниже, чем закладывались в этот бюджет, - вспоминает депутат краевого Законодательного собрания Валерий Сергиенко. - Наш регион, чье благополучие зависит от цен на экспортные товары, попадает в очень неблагоприятную ситуацию в связи с падением цен на сырьевые товары".
То же можно сказать о России в целом: когда Госдума принимала под давлением правительства бюджет и записывала цену на нефть в 92 доллара за баррель, нефть уже стоила 70 долларов. Так что оптимизм не чужд и федеральным властям. Вероятно, за последние годы сформировалась привычка ждать от цен на природные ресурсы исключительно роста. На том вся российская экономика и строилась, и именно здесь некоторые аналитики видят причины сегодняшних проблем.
Так, известный экономист Михаил Хазин уверен, что кризис в России - самостоятельное явление, а не следствие мировых финансовых катаклизмов. "Наш кризис произошел бы, даже если кризиса на Западе вообще не было, - считает Хазин. - Начало кризиса на Западе несколько ускорило начало нашего. Кризис здесь. И этот кризис на протяжении последних пяти-шести лет маскировался перераспределением нефтяных доходов".
Да, мы оказались заложниками мировых цен на полезные ископаемые. Но есть же у нас что-то кроме цветной металлургии?
"У нас ничего нет, - сетует Сергиенко. - Телевизорного завода - нет, Экскаваторного - нет, Судостроительного - нет, Химволокна - нет, Шелкового комбината - нет, Сибстали - нет, завода "Квант" - нет, Химкомбината - нет, Биохимзавода - нет. А чем их заместили? Малый бизнес, в основном, загнан в торговлю. Оттуда его еще не успели выкурить. В производство его так и не пустили. У нас нет ничего, что могло бы заместить цветную, черную металлургию и нефтегазовый комплекс. Ни в стране, ни в крае. Поэтому мы так и уязвимы. Если Китай продает детских игрушек на сумму большую, чем наша выручка от нефти, то, конечно, он более легко переживает этот кризис. А у нас заместить нефтедобычу и металлургию нечем. Мы потеряли время, упустили возможности этого нефтедолларового дождя". Власти всех уровней работают над антикризисными планами. В нашем крае также принят пакет соответствующих законов. Будет ли эффект?
На данный момент ни одно из предприятий Красноярского края по широко разрекламированному закону о государственных гарантиях этих гарантий не получило. Тем временем у нас по итогам двух месяцев наблюдается 10-процентное падение индекса промышленного производства, 29 % - строительства, 30 % - грузооборота и 5 % - падение объема платных услуг. При том что индекс потребительских цен вырос на 12,5 %.
По неофициальным данным, цифры, заложенные в доходную часть краевого бюджета, не сходятся с реалиями на 40 миллиардов рублей. То есть доходы оказались завышенными на треть! На что же надеются краевые чиновники? Похоже, на то, что цены на цветные металлы пойдут когда-нибудь вверх. А пока - на помощь Федерации.
Именно об этом заявил краевой министр финансов Михаил Котюков. "Мы не говорим, что нужна какая-то специальная помощь, мы готовы получать ее на возвратной основе, - сообщил он. - Мы рассчитываем получать бюджетные кредиты сроком до трех лет и по мере восстановления ситуации с мировой конъюнктурой возвращать их".
Сколько дадут денег - будет ясно в мае, после корректировки федерального бюджета. Тогда и появится окончательная ясность в вопросе о том, какой суммы нам не хватает. А дальше? Дальше и край, и Федерация будут ждать "восстановления ситуации с мировой конъюнктурой".
О том, что выводы из последствий политики сырьевого экспорта не сделаны, свидетельствует и недавнее высказывание Владимира Путина о богатых запасах. "Газ либо есть, либо его нет. В России он есть, - заявил премьер-министр с нескрываемым удовольствием. - Нам достаточно этих ресурсов, чтобы удовлетворить свои растущие потребности и потребности наших европейских потребителей, как минимум, лет на сто".
Нефти и цветных металлов тоже хватит надолго. Только нужно ли ориентироваться на жизнь за счет этих ресурсов? Подарит ли нам "мировая конъюнктура" желаемые цены?
...Оптимизм - хорошее качество. Правда, наш оптимизм больно напоминает маниловщину.
Нужен им берег турецкий
(Марк Захаров, "Вечерний Красноярск", 18.03.2008)
Красноярцы стали меньше ездить за границу
Красноярские туроператоры после традиционного постновогоднего спада так и не дождались притока клиентов. Туристы с опаской относятся к бронированию туров за несколько месяцев вперед, так как ни компании, ни отели не могут гарантировать сохранения прежней стоимости путевки. Наблюдатели прогнозируют, что недоверие туристов может привести к уменьшению количества игроков на рынке.
Постновогодний синдром
Менеджер туристической компании Миra Анастасия Еремеева рассказала "ВК", что в начале этого года количество клиентов снизилось на 50% по сравнению с предыдущими месяцами. Для справки - в докризисные годы в январе-феврале туроператоры фиксировали традиционный постновогодний спад на уровне лишь 30%.
- Эти месяцы всегда были "мертвыми", но все же не настолько. Мы надеемся, что объем покупок вернется на прежний уровень, - отмечает она. Однако Еремеева не смогла сказать, на чем основан ее оптимизм. Ведь объективно - денег у населения становится меньше, а отдых - вовсе не товар первой необходимости.
Менеджер компании "Авалон" Евгения Сверишевская считает, что ничего страшного в снижении клиентского потока нет. По ее словам, в "Авалоне" в начале года всегда уменьшается объем приобретаемых путевок на 40% - для компании это вполне обычное явление и наблюдалось и прежде.
Однако не все туроператоры полны оптимизма. По словам старшего менеджера "Красноярсктуриста" Арины Дроздовой, в начале года действительно всегда было заметно снижение спроса на путевки, но к середине марта поток туристов выходил на прежний уровень.
- Приходится констатировать, что сейчас никакого всплеска не происходит. В марте люди начинали заранее покупать путевки на юга, а сейчас предпочитают откладывать отпуск, - говорит она.
Руководитель отдела рекламы и PR-группы компаний "ДЮЛА" Анна Шишкина связывает сокращение количества клиентов не только с кризисом, но и с уходом с рынка красноярской авиакомпании.
Тем не менее оставшиеся у компаний клиенты предпочитают те же направления, что и год назад. По-прежнему спросом пользуются Таиланд и Египет - зимой и Турция - летом. В "Авалоне" ситуация складывается аналогичным образом. Около 60-65% путевок, как и год назад, приходятся на зарубежные туры. Остальные 35-40% клиентов предпочитают отдых в России.
В "ДЮЛЕ" заметили странную тенденцию - доля покупок зарубежных индивидуальных туров немного возросла.
- Особенно повысилась популярность Европы. Правда, некоторые туристы из экономии средств и времени отказались от зимнего отпуска за рубежом, предпочли выехать на местные базы отдыха. Главный отпуск у большинства красноярцев летом, поэтому более показательным станет летний сезон, - отмечает Шишкина. Однако в некоторых компаниях доля туристов, пожелавших остаться на Родине, значительно выросла. Например, представитель бюро активного отдыха Samalet Диана Кожемякина замечает, что количество желающих покататься на лыжах в Австрии сократилось примерно на 20%. Люди предпочитают Гладенькую в Хакасии и другие места в России, говорит она.
Вместе с тем Кожемякина соглашается, что у туристов, покупающих туры по родному Отечеству, существенно сужается круг выбора курорта. Объясняется это относительно небольшим количеством раскрученных туристических направлений и отсутствием должной инфраструктуры. Еремеева скептически относится к тому, что покупка путевки на отечественный курорт помогает туристам сэкономить средства. По ее словам, поездка в Сочи обойдется существенно дороже той же Турции.
- При соблюдении всех равных составляющих (отель, способ доставки, длительность отпуска) поездка в Сочи будет стоить примерно на 10 тысяч рублей дороже, чем поездка в Турцию, - говорит Еремеева.
Останутся сильные
Уменьшение количества туристов и перераспределение потоков на внутренний рынок может погубить слабые компании. Еремеева считает, что этот процесс уже начался - есть компании, в офисы которых клиенты даже не заглядывают. По ее словам, наибольшей опасности подвергаются фирмы без раскрученного бренда. Дроздова добавляет, что под удар, скорее всего, попадут игроки, не владеющие собственными базами отдыха или долгосрочными контрактами с зарубежными отелями. Она уверена - сейчас такие связи превращаются в более серьезное конкурентное преимущество, чем раньше. Собственная база отдыха позволяет более точно прогнозировать и обеспечивать стабильный поток клиентов.
Сверишевская придерживается противоположной точки зрения. По ее мнению, крупные турфирмы с большим потоком находятся в менее выгодной позиции. По ее словам, потери клиентской базы грозят более солидными убытками в финансовом плане. Правда, у таких компаний существует и более солидная подушка безопасности. Несмотря на различие позиций экспертов относительно живучести туроператоров, нынешняя практика показывает, что наибольшее падение количества турпоездок фиксируется в маленьких компаниях. Как выяснилось из опроса "ВК", крупным фирмам удалось сохранить клиентский костяк и достаточно вольготно чувствовать себя даже при уменьшении объемов продаж. Возможно, в будущем ситуация изменится.
Без гарантий
Одна из причин уменьшения потока клиентов - это нехватка денег. Однако иногда причиной является недоверие туристов к компании, даже если деньги и есть. Сразу в нескольких опрошенных ВК компаниях признались, что клиенты предпочитают не покупать путевки задолго до поездки, опасаясь за сохранность своих кровных.
- Цена зависит от колебаний курса валют и от проблем, которые возникают у принимающей стороны. Они могут запросто поднять цену, и туроператору ничего не остается, как предложить клиенту доплатить. Ни гипотетически, ни практически многие красноярские компании не могут влиять на зарубежных партнеров, - рассказывает Дроздова.
Правда, Шишкина признает, что покупать путевки задолго до поездки все-таки выгоднее как раз из-за растущего курса доллара.
На этом фоне игроки отмечают увеличение конкуренции на рынке.
- Туристические агентства вынуждены искать тонкий баланс между низкой ценой, соблазнительными для клиента акциями и собственной окупаемостью, ведь необдуманный демпинг может потопить весь рынок, - говорит Шишкина.
Карнавала в Красноярске не будет
(Юлия Чарина, КП в Красноярске, 17.03.2008)
Недавно глава города Петр Пимашков заявил, что карнавал, посвященный Дню города, в этом году под большим вопросом. Быть или не быть? Еще накануне в пятницу это предложили решать самим горожанам. Но уже в понедельник официально объявили - карнавала не будет.
- Вместо него на проспекте Мира будет размещено множество тематических площадок: спортивных, танцевальных. С картинами наших местных художников, фотоплощадок, ярмарок, - сказал директор департамента социальной политики администрации Красноярска Василий Куимов. - Проспект Мира превратится в эдакий Арбат по-красноярски. Также в каждом районе города будут работать спортивные площадки и одна большая смешанная площадка на набережной Енисея. День города в этом году пройдет 12 июня, в пятницу. В этот раз он совпал с Днем независимости России, так что будет два повода повеселиться.
Почему же все-таки решено было отменить карнавал?
- Тут дело не в экономии. На карнавал из бюджета не тратится ни копейки, - сказал Василий Васильевич. - Просто этот год не является для Красноярска юбилейным, и вообще мы решили посмотреть - будут ли горожане скучать по карнавалу? А при желании люди могут устроить себе праздник в собственных дворах или кварталах, даже в карнавальных костюмах. Никто не против.
Более понятного ответа, почему же карнавала все-таки не будет, нам добиться, увы, не удалось. Правда, в администрации, как бы извиняясь перед красноярцами, предложили все-таки высказывать свои пожелания по поводу предстоящего Дня города. И снова обещали все учесть.
Инвестиционные дефициты
(Глеб Панфилов, "Вечерний Красноярск", 18.03.2008)
Сроки реализации инвестпроектов откладываются
Реализация в Красноярском крае масштабных инвестпроектов, на которые в свое время возлагались большие надежды, идет не так гладко, как хотелось бы. Причин тому несколько: от мирового финансового кризиса до недостаточного контроля за выполнением работ.
Сегодня в крае реализуется 71 инвестиционный проект, с общим объемом финансирования 3,2 трлн рублей. Все это множество проектов может быть объединено в несколько блоков. Это освоение Нижнего Приангарья, Ванкор, строительство железной дороги Кызыл - Курагино, Железногорская ТЭЦ и проект газификации Красноярского края.
Все эти проекты имеют большое значение для развития экономики нашего региона - только за прошлый год объем привлеченных в край инвестиций по этим проектам составил 184 млрд рублей.
Столь внушительные объемы финансирования не гарантируют, однако, успешности реализации проектов. Так, недавно было объявлено о переносе ввода первой очереди Богучанского алюминиевого завода на 2012 год (первоначальная дата 2010 г.). Казалось бы, ничего страшного, но БоАЗ должен был стать основным потребителем электричества, производимого Богучанской ГЭС, первая очередь которой будет запущена уже в 2010 году. Без него БоГЭС просто не сможет получать плановых доходов, что скажется на отчислениях в бюджет края.
- Соответственно, придется подождать и с теми социально-экономическими последствиями, которые принес бы завод для края, - рассказал министр внешних связей и инвестиционной политики Красноярского края Сергей Верещагин, - а это около 3 тысяч рабочих мест и порядка 2 млрд рублей ежегодных налогов во все уровни бюджета. Помимо отсрочки ввода первой очереди БоАЗа есть и другая проблема. Дело в том, что в большинстве подрядных организаций, работающих на строительстве завода, имеются долги по зарплате.
- Это зона деятельности компании "РУСАЛ", - заявил председатель правительства Красноярского края Эдхам Акбулатов, - и за их действия мы не можем нести ответственности.
Однако долги по зарплате сегодня отмечаются и в подрядных организациях, осуществляющих работы, финансируемые из бюджета. Речь, в частности, идет о ряде объектов, находящихся в зоне затопления Богучанской ГЭС. Некоторые рабочие подрядчиков еще не получили зарплату за декабрь прошлого года.
- Это связано в первую очередь с неэффективным менеджментом в самих подрядных организациях, - заявил Верещагин. - Все платежи, которые мы должны были сделать, мы сделали.
В этом году ситуация по зоне затопления может еще ухудшиться. В связи с экономическим кризисом на 700 млн рублей уменьшено федеральное финансирование по подготовке ложа водохранилища, куда, конечно же, попадает и зона затопления. Но финансирование далеко не единственная проблема подготовки зоны затопления Богучанской ГЭС. Дело в том, что в эту зону попадает ряд населенных пунктов, жители которых должны быть расселены в другие районы края. Пионерами здесь стали Шарыпово и Боготол, где были построены дома для первых переселенцев. Однако их новоселье омрачил брак, допущенный строителями.
- Когда комиссия принимала эти дома, - говорит Верещагин, - никакого брака замечено не было. Но впоследствии все недостатки вскрылись, и сейчас идет проверка работы комиссии.
На сегодня осталось переселить 3899 человек. Для этих нужд будет построено свыше 100 тысяч кв. м жилья. Однако сегодня никто не может дать гарантий качества этой недвижимости. Кроме того, достаточно много вопросов возникает со строительством объектов инфраструктуры для нужд переселенцев. Несмотря на масштабность трудностей, решить их может оказаться достаточно просто. Например, РУСАЛ уже сейчас ищет средства для расчетов с подрядчиками, и есть все основания полагать, что найдет. Что же касается проблем управления, то наладить систему одномоментно вряд ли удастся, а без этого гарантировать эффективную реализацию инвестпроектов в крае вряд ли можно.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- В ФРГ спасательная служба устроила соревнование по числу погибших за смену
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- В Финляндии задержали нефтяной танкер, подозреваемый в обрыве электрокабеля
- У хоккеиста Кузнецова диагностировали закрытую черепно-мозговую травму