ИА REGNUM: Г-н посол, сегодня Россия переживает охлаждение на рынке труда, что стало причиной резкого сокращения квот на привлечение иностранной рабочей силы. Как данное решение повлияло на миграционные тенденции между Арменией и Россией - наблюдается ли сокращение числа пребывающих на заработки в Россию граждан Армении и отток людей в саму Армению из России?

Позвольте, прежде всего, приветствовать коллектив вашего агентства и поблагодарить за ту оперативную актуальную и объективную информационно-аналитическую деятельность, которая столь присуща вашему агентству.

Касательно миграции граждан Армении в Россию и оттока их в Армению хочу сказать следующее. Потоки трудовой миграции из Армении в Россию возникли еще в советское время, их основа была заложена самой государственной экономической политикой, возникшей в годы освоения целинных земель. Трудовая миграция многие десятилетия составляла основу экономической и социальной интеграции всего советского общества, обеспечивала относительную соизмеримость, стабильные (и довольно высокие) темпы и равную скорость экономического развития республик, территорий и регионов огромной страны. Этот процесс никогда не носил одностороннего характера, был (и остается) полезным для всех его участников и, по-моему, в современных условиях абсолютно незаменим для таких стран, как Россия и Армения. Другое дело, что он должен быть программно регулируем с учетом существующей экономической целесообразности (что и происходит в наши дни), должен быть соизмерим с социальными реалиями и полностью лишен идеологизированных и пропагандистских комментариев, приводящих зачастую к деструктивным результатам.

Действительно, мировой финансовый кризис постепенно расширяет свою географию, охватывая новые зоны и сферы. Россия и Армения почувствовали влияние кризиса разновременно и в разных масштабах, в меру своей интеграции в глобальную экономику. В России стагнируют отрасли экономики, в том числе и те, в которых задействованы специалисты и рабочие из Армении. Вследствие этого за последние месяцы зафиксирован значительный отток в Армению ее граждан, работавших в России в рамках различных, замороженных в настоящее время, проектов. Подобное развитие ситуации отслеживалось, и с целью уменьшения ее негативных последствий правительство Армении развертывает в настоящее время крупный строительный проект в северных областях Армении, в зоне спитакского землетрясения, с целью трудоустройства рабочей силы, вернувшейся из России. Мы надеемся, что с возобновлением функционирования в России замороженных проектов и программ армянские специалисты будут вновь востребованы для их реализации.

ИА REGNUM: Как вы прокомментируете ситуацию с девальвацией армянской валюты. Насколько сократились трансферты из России, какие прогнозы существуют в этой части, учитывая важность ситуации в российской экономике для Армении?

Стремительная девальвация национальной валюты, проведенная в Армении в начале марта, было правильным решением - это не дало возможности проведения спекулятивных сделок на валютном рынке, а также исключила ряд негативных последствий в экономике страны.

Кризис показал, насколько экономика Армении связана с экономическим состоянием России, показал, что объемы трансфертов в Армению находятся в сильной и прямой зависимости от состояния ведущих экономик мира, и в первую очередь российской. По имеющимся у меня данным, в январе 2009 года наибольшие поступления средств некоммерческого характера физическим лицам в Армению зафиксированы, как и в предыдущем году, из России и США, на долю которых пришлось 84,2% всех поступлений - против 86,2% за январь 2008 года. Из этих показателей видна степень зависимости экономики Армении от зарубежных некоммерческих трансфертов в целом. Здесь нет ничего неожиданного - всем известна история армянского народа, известны традиции и связи армянской диаспоры со своей родиной.

ИА REGNUM: Армянскую общину в России считают одной из самых дезорганизованных, учитывая ее возраст, скажем в сравнении с диаспорой в США. Реализуются ли какие-либо программы по консолидации потенциала армянской общины России. Какую роль в этом деле играют Союз армян России и новосозданное министерство по делам диаспоры Армении?

Не совсем согласен с определением, включенным в ваш вопрос - я, например, считаю армянскую общину в России одной из самых организованных, стоящей одинаково и максимально близко к Армении и России. При этом она наиболее ясно представляет как задачи, стоящие перед нашими странами, так и пути, методы и средства для их решения. В то же время у нее ряд особенностей. Это, в первую очередь, то, что российская армянская община рассматривает, в своей массе, и проблемы Армении, и проблемы России, как свои, единые и жизненно важные. Это вполне естественно - ведь два последних столетия наши народы прожили в едином государстве, жили одной жизнью, вместе добивались успехов и побед. Такой путь, такие яркие десятилетия совместной жизни невозможно забыть.

При этом Армения не прервала связей с другими армянскими диаспорами и во многом способствовала тому, что сегодня абсолютное большинство армян мировой диаспоры питают самые искренние дружественные чувства к России и российскому народу.

Во-вторых, гражданская самоидентификация и социальная ментальность, традиции быта и общения большей части армянской диаспоры России и основных социальных групп российского общества практически совпадают. Это чрезвычайно важно именно сегодня, когда нашим народам необходимо не разобщиться, сохранить взаимное доверие, достичь нового взаимопонимания, построить, на базе имеющегося неоценимого опыта, новый формат взаимодействия, созвучного геополитическим реалиям и соответствующего взаимным интересам. В-третьих, социальный состав, уровень образования, формы и ощущения по восприятию современных Армении и России, опять же традиции быта и общения большей части армянской диаспоры России идентичны этим категориям в самой Армении, что позволяет считать диаспору надежным мостом, крепко связывающим наши страны и обеспечивающим их стратегическое партнерство.

Таким образом, армянская диаспора России, несмотря на свой действительно молодой "диаспоральный" возраст, является одной из ведущих для Армении диаспор. В то же время, мы хорошо понимаем, что армянская диаспора России является одной из ведущих этнических общин и в самой России, и для самой России. Как и каждая другая армянская диаспора, она живет и трудится с пониманием своей ответственности перед страной проживания и ее народом, не прерывает при этом связей с Арменией, чем всемерно способствует дальнейшему сближению России и Армении.

Роль и значение Союза армян России как основного формирующего ядра этого процесса трудно переоценить. Более того, я уверен, что дальнейшая деятельность САР, проводимая совместно с недавно созданным в Армении министерством по делам диаспоры, станет базовой для формирования концепций единой этнической стратегии. Эта стратегия деятельности армянских диаспор по всему миру будет призвана обеспечить полноценную, необратимую и взаимополезную инкорпорацию диаспор в общества стран проживания, способствовать гармонизации отношений между всеми странами мирового сообщества с учетом современных условий и требований.

ИА REGNUM: Г-н Посол, недавно азербайджанская сторона "разоблачила" безвозмездную передачу Армении вооружения на сумму $ 800 млн. Насколько данная информация соответствовала действительности?

Это (как все предыдущие) азербайджанское "разоблачение" отметаются и Россией, и Арменией, и дополнительные слова здесь излишни. Вместе с тем, следует отметить, что за последние 15 лет, прошедших со дня прекращения огня между вооруженными силами Нагорного Карабаха и Азербайджана поставки вооружений в Армению из России не "разоблачал" разве только самый ленивый азербайджанский журналист или политолог. Подобные искусственно раздутые акции провинциального истеричного характера и целевого внутриполитического применения возникают все чаще, переносятся в информационные пространства других стран и носят в последние годы оттенок покровительства определенных государственных кругов. Более того, сегодня практически все политические, аналитические и информационные институты Азербайджана считают признаком хорошего (и востребованного местными элитами) политического тона и особым патриотическим долгом ознакомиться (и ознакомить аудиторию) с бюджетом своей страны и ограничить, после этого, свои геополитические прогнозы простым сравнением военной части этого бюджета с бюджетом Армении в целом. Как здесь не вспомнить почти забытые советские термины относительно "реваншизма" и "милитаризма", а также мудрые русские пословицы "гладко было на бумаге, да забыли про овраги" и "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы... не было войны!".

Скорее всего, эти ежеквартальные "остросюжетные" спектакли преследуют цель обосновать миллиардные затраты на вооружение в своей стране и попытаться смягчить проблемы во внутренней политике. Вместе с тем, они раскручиваются с целью окончательного и необратимого закрепления в сознании своего населения образа всесильного и страшного, вооруженного и опасного врага. Разрушительные последствия продолжения такой трансформации национального сознания, особенно в новых и, одновременно с этим, многонациональных государствах, имеющих проблему самоидентификации молодых титульных народов, трудно предсказать. Не хочется полемизировать с таким подходом к решению имеющихся проблем, но хочу напомнить нашим соседям, что в их стране постепенно формируется новая, очень серьезная проблема, намного более важная для страны, чем бесперспективная задача построения образа Армении как одиозного и постоянно вооружающегося врага. Это увеличивающаяся активность международных ортодоксальных религиозных групп, представителей которых Азербайджан когда-то приютил, надеясь, что они помогут окончательно "разобраться" с армянами Карабаха. Но, как и следовало ожидать, эти "ландскнехты" не справились с заданием независимого Азербайджана, и, оставшись не у дел, тем не менее, закрепились, пустив крепкие корни, на местной почве, уже распускаются "цветочки" и могут появиться "плоды" их деятельности.

ИА REGNUM: Недавно страны ОДКБ подписали документы, регламентирующие создание сил оперативного реагирования стран-участниц. Какие плюсы несет данное решение для Армении, учитывая напряженную военно-политическую ситуацию в регионе?

Это серьезный документ, и армянская сторона активнейшим образом принимала участие в его разработке. Создание сил оперативного реагирования стран ОДКБ переводит характер взаимоотношений между странами ОДКБ на другую, более стратегическую и тактическую платформу. Принятое решение обусловлено необходимостью укрепления и дальнейшего повышения потенциала коллективной безопасности государств - членов ОДКБ, а также совместного участия в отражении военной агрессии и противодействия другим вызовам. Я уверен, что наряду с другими решающими обстоятельствами, подписанные документы будут иметь решающее значение для сохранения стабильности в регионе и обеспечения перехода к конструктивному взаимоотношению государств и народов.

ИА REGNUM: Поддерживает ли посольство Армении в России контакты с дипломатическими миссиями Азербайджана и Турции в Москве?

Как известно, с Чрезвычайным и Полномочным Послом Азербайджана в России г-ном Бюльбюль-оглы мы старые знакомые и друзья. Благодаря этому нам удается сохранять личные и обеспечивать корпоративные контакты, решать некоторые вопросы, имеющие взаимный интерес, в том числе связанные с армянской и азербайджанской общинами в России. Относительно контактов с посольством Турции могу сказать, что отсутствие дипломатических отношений сегодня, в XXI веке, между двумя соседними странами - Арменией и Турцией - это нонсенс, который мешает нам всем динамично и конструктивно работать, решать общие проблемы. Но, тем не менее, у нас сложились добропорядочные отношения, и нам удается, в рамках аккредитованного в России дипломатического корпуса, осуществлять контакты и создавать предпосылки для диалога.

ИА REGNUM: Россия приняла решение о выделении Армении стабилизационного кредита в размере 500 млн. долларов. В связи с этим в СМИ появилась информация о возможности вхождения Армении в рублевую зону - насколько такая информация соответствует действительности? Какие перспективные экономические проекты между Арменией и Россией, способные облегчить выход армянской экономики из кризиса, вы бы могли отметить?

Национальная валюта для Армении, как и для всех других государств, является одним из символов суверенитета страны, и, как мне представляется, предпосылок - ни политических, ни экономических - для вхождения в рублевую зону пока нет. Данный вопрос на переговорах между Арменией и Россией не поднимался.

Вместе с этим, мы были бы заинтересованы в осуществлении расчетов с Россией не в долларах, а в рублях. Данный вариант расчетов даст нам возможность снизить нашу зависимость от внешних, сформированных за пределами наших стран, шоков, которые мы получаем посредством различных долларовых операций. Такой вариант экономического и финансового взаимодействия был бы, на мой взгляд, интересен и для других стран СНГ, у которых основной товарооборот связан с Россией, и для тех стран, которые заинтересованы в превращении рубля в региональную расчетную валюту.