"Тирасполь ждет расчленения Молдавии и поглощения Бессарабии Румынией": Молдавия за неделю
Приднестровское урегулирование: "Генеральный замысел Тирасполя - расчленение Молдавии и поглощение Бессарабии Румынией". Экономика приднестровского урегулирования: "1+1=3". Выборы-2009: "Кризис и досрочные парламентские выборы приведут к окончательному банкротству молдавского коммунизма". Молдавия - Россия: "Российский посол объявил охоту на молдавского министра". Молдавия - ЕС: "Пока все вступают в ЕС и НАТО, мы гордо вязнем в СНГ и просим милостыню у кремлевских ворот". Демография: "Население Молдавии будет стремительно стареть и сокращаться".
Приднестровское урегулирование: "Генеральный замысел Тирасполя - расчленение Молдавии и поглощение Бессарабии Румынией"
Заявления кишиневских чиновников о возможности предоставления представителям Европейского союза и Соединенных Штатов статуса непосредственных переговорщиков в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) является, безусловно, еще одним шагом к провоцированию новых поводов для нервозности в процессе урегулирования, а также своеобразной проверкой "приднестровской идеологии", что, тем более, представляется пустой тратой времени, пишет "Ника-пресс". Так в МИД ПМР отреагировали на попытку Кишинева выступить с новыми инициативами на "приднестровском направлении". Источник агентства во внешнеполитическом ведомстве напомнил, что согласно регламенту, установленному сразу же после военных действий 1992 года, все изменения в составе групп, так или иначе причастных к урегулированию конфликта на Днестре, осуществляются на основе консенсуса, что дает право и Тирасполю определять в том числе и судьбу статуса всех участников переговоров. Приднестровские власти, убеждены в МИД, ответят отрицательно, если действительно Кишинев официально подтвердит свои намерения "утяжелить переговорный формат", на что у него есть веские причины: во-первых, подобные трансформации в "семерке", которая и без того ощущает трудности в своей работе, выглядит малопродуктивным занятием; во-вторых, с учетом анализа обстановки в Южной Осетии накануне военных действий и после "пятидневной войны", когда представители и США и отдельных европейских государств и структур повели себя не самым лучшим образом, Тирасполь едва ли будет приветствовать даже попытки начать разговоры на данную тему. В ведомстве Ястребчака также предположили, что если власти ПМР и приступят к обсуждению возможностей расширения полномочий представителей ЕС и США в "семерке", то они это будут делать и с оглядкой на общественное мнение в республике, где по-прежнему с настороженностью относятся к чиновничеству из Брюсселя и Вашингтона.
Похоже, в Тирасполе все понимают, пишет в своем комментарии "Ника-пресс". Возможные новые инициативы "кишиневских реинтеграторов", озвученные пока на среднем уровне, - это всего лишь повод заморочить голову всем, кто занят урегулированием конфликта. Причины две, и они тоже на поверхности. Первая. Официальные власти РМ, а точнее сказать, президент Воронин, не заинтересованы в возобновлении полноценных переговоров между Кишиневом и Тирасполем до парламентских выборов в Молдавии (чтобы уже точно "подморозить процесс и с другой стороны" Кишинев и вынул вопрос статуса ЕС и США в переговорах, который - появись он в повестке дня - займет не один месяц обсуждений). Вторая. Смирнов еще в апреле передал Воронину вопрос в виде проекта Договора о дружбе и сотрудничестве между РМ и ПМР, и любой ответ Воронина навлечет на коммунистический Кишинев в преддверии избирательной кампании ненужные ему проблемы. Ответь он на проект отрицательно - значит, подтвердит свой давно и честно заработанный статус недоговороспособного политического деятеля. Примет проект за основу и выступит с некоторыми предложениями к нему со стороны РМ - значит, усилит к себе подозрения как к предателю государственных интересов Молдавии. В этом основные причины предлагаемых Кишиневом пока неофициально перемен в "семерке". И если ЕС и США на самом деле думают, что Воронин собирается всерьез похлопотать об их важной роли в будущих переговорах, то это значит, что они не знают Воронина.
На прошлой неделе Тирасполь вновь обвинил Кишинев в срыве встречи президента РМ Владимира Воронина и главы Приднестровья Игоря Смирнова, которую приднестровская сторона предлагала провести 11 декабря, пишет Moldpres. И это несмотря на то, что просьба молдавской стороны перенести встречу на 17 января была вполне обоснованной - на те дни выпала кончина Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Как президент православной страны Владимир Воронин не мог не отправиться в Москву, чтобы принять участие в похоронах главы Русской Православной Церкви, хотя бы потому, что Молдавская митрополия входит в состав РПЦ.
Такая позиция официального Кишинева должна была вызвать понимание и одобрение Тирасполя, но этого почему-то не произошло, продолжает Moldpres. Да и вообще, складывается впечатление, что наладившиеся в последнее время отношения Молдавии и России вызывают все большее раздражение декларирующего свою пророссийскость Приднестровья. Возможно потому, что такое положение дел только мешает приднестровским руководителям реализовать свой генеральный замысел по расчленению молдавского государства и спровоцировать поглощение Правобережья Румынией.
У Кишинева готов обширный перечень вопросов, который он готов подробно обсудить и принять по ним конкретные решения, пишет Moldpres. Тирасполь, напротив, стремится говорить о чем угодно, кроме политики. И в этом нет ничего странного - Игорь Смирнов и его ближайшее окружение просто не могут действовать иначе. Когда молдавское руководство разрабатывало свой пакет предложений, основанный на Законе от 22 июля 2005 года (22 июля 2005 года на пленарном заседании парламента Молдавии был принят закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM), оно учитывало, что все без исключения участники переговорного процесса в формате "5+2" исходили из принципа сохранности территориальной целостности Молдавии. Тирасполь же 11 апреля внес в ходе встречи первых лиц проект так называемого Договора о дружбе Молдавии и Приднестровья как двух абсолютно независимых стран. И сразу же попал в ловушку, потому что Россия не пожелала "подставляться" и поддерживать проект, способный поссорить ее с остальными переговорщиками. Без ее поддержки предложенный Игорем Смирновым документ не имел ни малейшего шанса быть воспринятым всерьез.
Учитывая это, Смирнов и его команда решили сменить тактику, продолжает Moldpres. Вместо открытого отстаивания проекта договора о дружбе, они прибегли к уходу от личных контактов с молдавскими официальными лицами, в чем они преуспели. Но России после войны на Кавказе нужны позитивные дипломатические результаты своей миротворческой деятельности, и потому она требует от Тирасполя возобновления диалога с Кишиневом. Приднестровские руководители, неготовые к этому, могут лишь постараться сорвать все возможные переговоры в надежде на то, что в результате выборов 2009 года в Кишиневе сменится власть, подводит итог агентство.
Экономика приднестровского урегулирования: "1+1=3"
О возможном скором объединении двух берегов Днестра в последнее время говорят все настойчивее, пишет "Экономическое обозрение". Реальность такого сценария в политическом аспекте не будем обсуждать, а попробуем поразмыслить над тем, как могло бы сказаться урегулирование застарелого конфликта на экономике единой страны. Прежде всего, с точки зрения взаимодействия с внешними рынками. "Эта задача не из легких, - отметила эксперт Центра стратегических исследований и реформ (CISR) Галина Шеларь. - Мы на протяжении долгого времени занимаемся исследованиями экономики Приднестровья, и неоднократно пытались "проецировать" экономические процессы на двух берегах Днестра один на другой с целью получить суммарный результат. Но это не более чем предположения и возможные варианты развития ситуации. К сожалению, правый и левый берег в условиях конфликта в экономическом плане не сближались, а все более отдалялись друг от друга. И сегодня это две параллельно функционирующие экономические системы, связанные только смежным транзитом, и то в усеченной форме. Поэтому если говорить о потенциале объединенной страны, тем более с точки зрения экспорта, надо не механически суммировать объемы поставок за рубеж или даже возможности предприятий, а рассматривать весь комплекс взаимоувязанных проблем, барьеров, кооперационных связей и многого другого. И по возможности просчитать возможный эффект от снятия барьеров или использования совместного потенциала. Но при этом сам факт объединения станет всего лишь первым шагом к новым возможностям".
Источники в министерстве реинтеграции Молдавии отметили для "Экономического обозрения", что в процессе переговоров с Тирасполем применяется комплексный, пакетный подход, учитывающий все аспекты урегулирования - политический, социальный, экономический, гуманитарный и т.д. Но при этом отдельного исследования о потенциале объединенной страны или новых перспективах на внешних рынках не проводилось. Между тем, подобный анализ мог бы стать серьезным аргументом в переговорном процессе, считают европейские эксперты. При этом опираются на собственный опыт. Несмотря на внедрение принципов общего рынка, в начале 1980-х годов процесс европейской интеграции все еще носил довольно ограниченный характер. В 1985 году был подготовлен специальный доклад, в котором была предпринята попытка подсчитать цену незавершенности создания единого рынка ЕС. По итогам исследования были предложены около 300 различных мер по дальнейшей либерализации торговли и укрепления единого рынка. Проведенный через десять лет анализ реализации этих мер показал, что только благодаря им ВВП стран ЕС вырос на 2%, занятость - на 1,5%. Вроде бы немного. Но это для стран ЕС, где уровень развития экономики уже тогда был на довольно высоком уровне.
Весной этого года главное управление по экономическим и финансовым вопросам Европейской комиссии (DG ECFIN) проделало аналогичную работу в отношении Молдавии и Приднестровья, продолжает "Экономическое обозрение". Даже с учетом скудности информации об экономике левого берега Днестра и происходящих там процессах, европейские эксперты пришли к ряду довольно любопытных выводов. Самые большие выгоды для обеих сторон, отмечается в исследовании, может представлять объединение энергетической и транспортной инфраструктуры. Благодаря географическому положению и существующему потенциалу (две международные трассы, три газопровода, железная дорога) регион в целом обладает значительными конкурентными преимуществами в качестве транзитной территории. Но пока экономическое пространство остается разделенным, инфраструктура разделена, недоразвита и даже разрушается, это преимущество никак не используется. Более того, неурегулированность отношений между Кишиневом и Тирасполем служит дополнительным препятствием для привлечения транзитных потоков, а лишние бюрократические процедуры и выплаты при пересечении разделительной линии только усугубляют ситуацию.
"Главным фактором ускоренного развития экономики и внешней торговли обеих берегов Днестра станет укрепление стабильности в результате урегулирования конфликта, - подтверждает другой эксперт CISR Елена Горелова. - Иностранные инвесторы среди главных барьеров для вложения капиталов называют недостаточно развитую инфраструктуру, ограниченность внутреннего рынка, да и сам факт наличия конфликтного региона. Если представить, что Кишинев и Тирасполь завтра придут к политическому согласию, новые возможности появятся во многих направлениях. Пусть незначительно, но расширится внутренний рынок, эффективнее можно будет использовать энергетические мощности, связь, дороги. Естественно, все это будет способствовать новым инвестициям, в том числе в реальный сектор экономики. Тогда можно будет говорить о наращивании экспортного потенциала, расширения ассортимента выпускаемой продукции, изменению негативных тенденций в торговом балансе. Один только пример. Сегодня Молдавия более чем на 70%, обеспечивается электроэнергией за счет импорта из Украины, что увеличивает отрицательное сальдо. Если стороны договорятся и Молдавская ГРЭС (расположена в г. Днестровск Приднестровской Молдавской Республики - прим. ИА REGNUM) будет задействована на полную мощность, вместо импортера электроэнергии Молдавия станет экспортером. Но для такого сценария нужна политическая воля и заинтересованность сторон решать подобные проблемы в своих экономических интересах". ("Экономическое обозрение")
Этот пример, как и многие другие, можно рассматривать только как возможные варианты, пишет "Экономическое обозрение". Но их набирается довольно много, что говорит о необходимости их осмысления. Тираспольский "Молдавизолит" использует при производстве картон, импортируемый из Йошкар-Йолы. Хотя на правом берегу Днестра два крупных картонных комбината. Завод "Точлитмаш" в прежние годы изготавливал пресс-формы для литья подошв из полиуретана для обувных предприятий Молдавии. В Приднестровье также производили хлопчатобумажные ткани, которые использовались в швейной промышленности всей республики. Активно взаимодействовали и эффективно дополняли друг друга машиностроительные, мебельные предприятия. Восстановление кооперационных связей, убеждены эксперты, тоже благотворно скажется на экономическом росте предприятий, их конкурентоспособности и потенциале.
Есть и другой аспект этой проблемы, продолжает "Экономическое обозрение". Сегодня молдавские производители практически отсечены от приднестровского рынка 100-процентной пошлиной, взимаемой тираспольской администрацией (хотя на часть товаров она отменена). В то же время левобережные предприятия вынуждены работать на внешних рынках при двойном таможенном оформлении - у себя в регионе и в государственных структурах Молдавии. И пусть Кишинев создал максимально либеральные условия для приднестровских предприятий, открыл им доступ к преференциальному экспорту в страны ЕС, двойное таможенное оформление и временное отвлечение значительных сумм под залоги при импорте отнюдь не способствуют более эффективной работе. Ликвидация такого дублирования и снятие лишних барьеров - это тоже дополнительные возможности для наращивания экспорта в рамках единой страны.
Для приднестровского региона объединение страны - это еще и путь для получения массированной финансовой помощи со стороны ЕС и других доноров в рамках политики добрососедства, американской программы "Вызовы тысячелетия" и т.д., пишет "Экономическое обозрение". Нормализация отношений Тирасполя с международным сообществом, безусловно, станет ключевым фактором для привлечения инвестиций в регион, восстановления потенциала предприятий и инфраструктуры, экономического роста региона в целом. Приднестровские предприятия смогут эффективнее интегрироваться в экономические процессы в регионе, без лишних барьеров и затрат пользоваться торговыми преференциями и возможностями кооперации.
В исследовании DG ECFIN подчеркивается, что экономика как Молдавии, так и Приднестровья относятся к максимально открытым в плане внешней торговли, продолжает "Экономическое обозрение". Доля экспорта и импорта превышает объемы ВВП. Это означает, что реализация новых торговых возможностей, особенно при экспорте, может оказать значительное влияние на общий экономический рост. Этому есть и конкретное подтверждение. Расчеты европейских экспертов показывают, что каждый дополнительный рост экспорта на 1% в Молдавии ведет к дополнительному росту ВВП на 0,46%. С учетом более быстрых темпов развития экономики на правом берегу, в том числе и экспорта, за период с 1997 по 2006 год рост ВВП Приднестровья в условиях единой страны был бы на 17% выше по сравнению с нынешним состоянием.
Это то, что мы уже потеряли и продолжаем терять, пишет "Экономическое обозрение". На обоих берегах. "Единство внутреннего экономического пространства Молдавии и Приднестровья может создать предпосылки для реализации нелогичной арифметической формулы 1+1=3, - говорит Елена Горелова. - Если к решению экономических проблем не будут подходить с политических позиций, можно эффективность единой экономики за короткий срок даже не удвоить, а утроить. Безусловно, реинтеграция страны имеет свою цену, в том числе в денежном выражении. Не представляется возможным до конца просчитать издержки, связанные с объединением валютной и банковской систем, унификацией законодательства, пенсионного обеспечения и решения многих других вопросов. Если, конечно, договоренность об этом будет достигнута. Но любая цена будет мизерной по сравнению с тем несомненным выигрышем и экономическим ростом, который обеспечит каждой из сторон реинтеграция страны".
Выборы-2009: "Кризис и досрочные парламентские выборы приведут к окончательному банкротству молдавского коммунизма"
В кулуарах парламента РМ называют предположительные даты проведения парламентских выборов - от третьей декады марта до второй декады апреля следующего года, пишет "Ника-пресс". Здесь также не исключают, что она будет озвучена до ухода молдавских законодателей на зимние каникулы. Заместитель председателя парламентской фракции ХДНП Штефан Секэряну, впрочем, не видит в назначении самой даты сколько-нибудь решающего значения, которая и на этот раз будет играть лишь исключительно техническую роль. Он также напомнил, что власти РМ в последние годы не проявляли интереса к тому, чтобы максимально оттянуть наступающие строки голосования с целью искусственно продлить время своего правления, а наоборот стремились встретиться лицом к лицу с "часом истины".
Между тем, в некоторых партиях - участницах будущей кампании обсуждаются и аспекты, связанные с постэлекторальной ситуацией в Молдавии и влияние на судьбы вновь сформированных высших законодательных и исполнительных органов власти мирового экономического кризиса, продолжает "Ника-пресс". Так, прогнозируется недолгое существование правящей роли ПКРМ или коалиции, сформированной при главенствующей позиции коммунистов во время тяжелого экономического состояния, в котором окажется Молдавия в 2009 году. Далее после социальных потрясений последует череда событий, способных спровоцировать досрочные парламентские выборы, что приведет к окончательному банкротству всех идей "молдавского коммунизма" и поставит ПКРМ в ряды вечных оппозиционеров. Для терпеливых политиков-антикоммунистов, готовых ради своего устойчивого будущего пожить год-другой в ожидании окончательного краха партии Воронина, это, конечно, может послужить сигналом к тому, чтобы не тратить усилия в победе над ПКРМ на выборах-2009. Однако в этом же, возможно, скрывается и один из предвыборных ходов "красных политтехнологов", ищущих даже самые незначительные с виду способы ослабить активность своих противников в период предвыборной агитации, подводит итог агентство.
Молдавия - Россия: "Российский посол объявил охоту на молдавского министра"
Сафари - это такое путешествие, которое происходит в основном в восточной Африке, во время которого ведётся охота на крупных млекопитающих (слонов, львов, носорогов), пишет Timpul. Так вот, посол России в Молдавии Валерий Кузьмин решил расширить значение этого слова и объявил настоящее преследование главы МИДЕИ Андрея Стратана с целью поймать его. Вот что заявил Кузьмин в беседе с российскими журналистами, состоявшейся 12 декабря: "Я хотел бы поговорить с господином Стратаном. Более того, у меня есть соответствующее поручение из Москвы. Но господин Стратан пока прячется, вот уже пять дней".
Не стоит комментировать подтрунивание, которое позволил себе этот посол, продолжает Timpul. Важнее понять сам мотив охоты за министром. А мотив один, насколько известный, настолько раздражающий русских - те два тезиса, озвученные Стратаном в рамках 16 Совета Министров ОБСЕ, состоявшегося в Хельсинки, из которых мы приведем лишь несколько моментов. "...Вынуждены с сожалением признать, что, несмотря на предпринятые за последние 17 лет усилия,... до настоящего времени приднестровская проблема остается нерешенной. Мы считаем, что неудачу всех наших усилий можно объяснить, прежде всего, отсутствием политической воли со стороны некоторых участников переговоров и геополитическим характером приднестровского вопроса. Вывод российских войск и вооружения из РМ, в соответствие с существующими обязательствами должен быть полным, прозрачным и безусловным... Мы ценим роль ЕС и США в обеспечении положительного хода разрешения приднестровского конфликта, а также в более широком региональном контексте. Призывам все участвующие стороны к активному обсуждению возможности замены воинского контингента в зоне безопасности на международную гражданскую миссию, действующую на основе международного мандата".
Приведенные цитаты позволяют понять, что мог хотеть обсудить российский посол с молдавским министром, пишет Timpul. Из заявлений, сделанных перед российской прессой, узнаем, что Валерий Кузьмин "имеет поручение из Москвы" сообщить, что "позиции Кишинева не содержат ничего нового", что миротворческая миссия в Приднестровье является "самой успешной за последние 20 лет - от Дарфура до Восточного Тимора". Здесь стоит остановиться и обратить внимание на то, что желая придать важность российской оккупации и блеснуть знаниями, Кузьмин прибегает к лживому и оскорбительному для молдаван сравнению. То, что случилось на упомянутых Кузьминым территориях не имеет ничего общего с приднестровских конфликтом: в Дарфуре, сепаратистской провинции Судана, вследствие межэтнического и межрелигиозного конфликта стали беженцами два из пяти миллионов человек, а боевые действия унесли жизни 400 тысяч человек; во время оккупации Восточного Тимора со стороны Индонезии, были убиты сотни тысяч людей, а миротворческая миссия была послана туда в 1999 году и имела мандат ООН.
Если российский посол делает такие сравнения, то может министру Стратану следует выйти из своего "укрытия" и спросить у "охотника", сколько русских перебежало с правобережья в Приднестровье и сколько молдаван, спасаясь от репрессий Смирнова, перешло в Молдавию, продолжает Timpul. Скольких русских солдат и казаков, вооружавших сепаратистский режим, убили молдаване. И какой статус имеют войска, сражавшиеся на стороне сепаратистов. Это актуальные вопросы, тем более что посланник Москвы продолжает озвучивать ложь и угрожать в стиле: "миротворческий контингент является интернациональным, а не российским. Военное присутствие России чисто символическое, оно обеспечивает нераспространение вооружения в условиях, когда... Тирасполь не позволяет России его вывезти". И пусть Стратан вручит российскому послу вербальную ноту, в которой попросит дать разъяснения о найденном вооружении в гараже Бургуджи, а также о сделанных в Комрате заявлениях, в которых дипломат поощряет некоторые сепаратистские элементы автономии, подводит итог издание.
Молдавия - ЕС: "Пока все вступают в ЕС и НАТО, мы гордо вязнем в СНГ и просим милостыню у кремлевских ворот"
Любой двоечник знает, что Республика Молдова с географической точки зрения находится в Европе, пишет интернет-издание Azi.md. Более того, свыше 70% молдаван в ходе возможного референдума готовы проголосовать за вступление Республики Молдова в ЕС. Любой иностранец, исходя из этих двух бесспорных истин, может предположить, что дверь в ЕС для Республики Молдова широко открыта, и что уже охлаждается криковское шампанское, чтобы отпраздновать формальное вступление страны в ЕС.
В действительности же, молдавские политические реалии невозможно описать на базе лишь этих двух параметров, продолжает Azi.md. Тем более что пример вступления в ЕС Прибалтики - наших бывших коллег из СССР - показал, что стать членом ЕС лишь по результатам итогов референдума невозможно. Латвии, Литве и Эстонии удалось избежать региональных конфликтов, а их жители, даже те из них, кто не обладает правом на гражданство, были объединены идеей восстановления государственности, утраченной в 1940 году. Эти три государства осознанно стали членами НАТО и в 2004 году были приняты в ЕС.
Республика Молдова же все эти годы стояла на месте, пишет Azi.md. При всех трех президентах страны - бывших членах ЦК КПСС - мы гордо вязнем в СНГ и просим милостыню у кремлевских ворот в надежде получить из щедрых рук русского царя свою реинтегрированную маленькую страну. Комсомольцы, взращенные и воспитанные патриотами Homo Sovieticus из ПКРМ, бросаются с кулаками на тех, кто пытается привлечь внимание к незаконному пребыванию российских войск на территории Республики Молдова, в то время как около 77% опрошенных молдавских граждан заявляют, что испытывают "некоторое доверие" и "очень большое доверие" к Владимиру Путину.
В то же время другие страны шли на сближение с ЕС, в том числе и Румыния, которая, с опозданием преодолев наследие режима Чаушеску, успела вскочить в поезд, идущий в ЕС, продолжает Azi.md. Благодаря этому достижению соседней страны, и мы стали соседями ЕС, что заставило Брюссель задаться вопросом: а что же нам делать с Республикой Молдова? Будучи по своей природе дипломатами, европейцы изобрели так называемую Европейскую политику добрососедства. В случае Республики Молдова, заявленная цель данной политики была продиктована интересами ЕС, который прекрасно осознает тот факт, что соседство с бедной, нестабильной страной с неразрешенным региональным конфликтом представляет угрозу для самого ЕС. План действий ЕС-Республика Молдова, подписанный 22 февраля 2005 года, ставил перед собой именно эти цели: стабильность, безопасность и благополучие Республики Молдова - страны, соседствующей с ЕС. Это означало, что молдавское общество, и никто иной, должно было засучить рукава и приняться за реализацию этого Плана с тем, чтобы три года спустя, в 2008 году, отчитаться перед ЕС о своих успехах во внедрении европейских ценностей.
При подписании Плана все выглядело довольно оптимистично, пишет Azi.md. И все же оставалось одно неизвестное. Ведь полная реализация этого Плана должна была привести к политическому краху ПКРМ с Владимиром Ворониным во главе. Это означало, что ПКРМ должна будет соперничать на равных со всеми остальными партиями, что журналисты смогут разоблачать всех политиков, начиная с Владимира Воронина, в независимых средствах массовой информации, что правосудие в Республике Молдова не будет зависеть от власти, что у нас в стране наступит привлекательный инвестиционный климат и проч. Иными словами, будучи правящей партией и занимаясь реализацией данного Плана, ПКРМ должна была добровольно отказаться от всего, что делает пребывание у власти в Республике Молдова столь "сладким" и что позволяло ей относиться к молдавскому обществу как к стаду, лишенному достоинства, памяти и разума.
Выращенную свинью можно однозначно оценить по живому весу, продолжает Azi.md. Результаты же реализации данного Плана к концу 2008 года довольно запутанны. С коррупцией дела у нас обстоят просто отлично, коль сам президент страны, для того чтобы найти честных чиновников, вынужден использовать полиграф. И хотя общественное телевидение хранит по этому поводу молчание, известно, что правительство Республики Молдова не сделало совершено ничего для того, чтобы обеспечить соответствие продукции животноводства и пищевой промышленности европейским стандартам. В своих заявлениях послы стран-членов ЕС дипломатично дают понять, что в Республике Молдова, в целом, не все так гладко с демократией. Однако не похоже, чтобы молдавское общество было слишком обеспокоено этим. Количество дел, проигранных молдавским государством в ЕСПЧ, растет, равно как и хорошо всем известная сумма, которую необходимо заплатить за поддельную шенгенскую визу.
Вопреки этим запутанным результатам неугомонные европейцы не отказываются от идеи демократизировать соседей, сделать их стабильными, процветающими и предсказуемыми, пишет Azi.md. Очевидно, что Россия своими действиями в Грузии предоставила им для этого сильные "аргументы". И вот 3 декабря 2008 года была запущена программа Восточного партнерства - "новая амбициозная глава в отношениях ЕС со своими восточными соседями". С самого начала следует уточнить, что это партнерство отнюдь не предусматривает перспективы вступления Республики Молдова в ЕС. Речь снова идет о непрерывной интеграции в экономику ЕС, об облегчении перемещения по территории ЕС при условии соблюдения критериев безопасности, об укреплении энергетической безопасности и проч. И вновь речь идет о партнерстве, а это предполагает, что мы, граждане Республики Молдова, должны суметь привести Европу к нам! Можно силой лишить кого-то свободы. Но невозможно заставить кого-либо бороться за свободу, если он сам того не желает. Иными словами, ЕС дает еще один шанс странам, отстающим в вопросах соблюдения прав человека, функционирования правового государства и создания конкурентоспособной рыночной экономики.
В математике существует понятие "асимптота" - прямая линия, постоянно приближающаяся к кривой, но никогда с нею не пересекающаяся, продолжает Azi.md. Похоже, что молдаван, которые готовы дать взятку в 4 тысячи евро, чтобы незаконно попасть в ЕС, которые даже и не отдают себе отчета в том, что избранные ими правители над ними же и издеваются, и кумиром которых является Путин, устраивает такой "асимптотический путь" интеграции в ЕС. Пока ЕС заявил, что не будет вести переговоры относительно условий Соглашения о присоединении для Республики Молдова до парламентских выборов 2009 года. Вероятно, таким образом, европейцы еще раз пытаются дать молдаванам понять, что ПКРМ с Владимиром Ворониным во главе несовместимы с европейскими ценностями. Но что же станут делать наивные европейцы, если молдаване путем свободного и демократического волеизъявления вновь приведут к власти ПКРМ? - задается вопросом издание.
Демография: "Население Молдавии будет стремительно стареть и сокращаться"
В ближайшие десятилетия население Молдавии сохранит динамику сокращения и старения, пишет интернет-издание MoldovaNova.md. Такой прогноз содержится в докладе Всемирного банка и Фонда ООН по населению, который был представлен 16 декабря в Кишиневе. В докладе говорится, что к 2051 году число пенсионеров в Молдавии удвоится и составит около 35%. Параллельно с процессом старения, население республики будет сокращаться, особенно после 2015 года, когда поколение 90-х годов войдет в период репродуктивного возраста, - отмечается в исследовании. Согласно данным Национального бюро статистики, численность населения Молдавии (без Приднестровья) на 1 января 2007 года составила 3 млн 581 тыс. человек, сократившись с 2001 года более чем на 50 тыс. человек. Естественный прирост населения последние 10 лет остаётся отрицательным. Ежегодно, число умерших детей примерно на 5 тыс. превосходит число родившихся.
Под конец года в Кишиневе прошел ряд мероприятий, посвященных проблемам демографической безопасности республики, пишет "Экономическое обозрение". Международные и национальные эксперты вновь заговорили о катастрофической ситуации в этой области. К 2025 году страны бывшего СССР потеряют огромное количество населения: Россия - 17,3 млн (12% населения), Украина - 11,8 млн (24%), Белоруссия - 1,4 млн (14%), Грузия - 0,8 млн (17%), Молдавия - 0,3 млн (7%) и т.д. В обнародованном докладе Всемирного банка говорится, что к 2025 году в странах региона может сложиться "катастрофическая" ситуация, когда практически "остановится развитие". Это единственный регион мира, где образовалась взрывоопасная смесь из стареющего населения, относительно низкого уровня жизни и незавершенных экономических, социальных и политических реформ. Государства могут оказаться неспособными выполнить свои обязательства. Единственный путь, способный предотвратить надвигающийся коллапс экономик стареющих государств - повышение производительности труда, а также кардинальное изменение социально-экономической обстановки.
На этой неделе Всемирный банк представил более подробные результаты регионального исследования по Молдавии "От красного к седому: третий переходный период стареющего населения в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза", продолжает "Экономическое обозрение". До 2016 года население Молдавии явно состарится, что обусловит острый демографический кризис, утверждают эксперты. В следующие 20 лет в Молдавии доля населения старше 65 лет увеличится в два раза. Такой прогноз содержится в региональном докладе Всемирного банка и Фонда ООН по народонаселению. Основным фактором старения населения республики специалисты считают снижение рождаемости. Численность населения школьного возраста в скором времени может сократиться на 20-30%.
В географическом плане самый неблагополучный регион республики с точки зрения возрастного состава - Север, пишет "Экономическое обозрение". Самый "молодой" - столичный регион. По словам научного сотрудника Академии наук Молдавии Ольги Гагауз, параллельно с процессом старения, население Молдавии будет сокращаться, особенно после 2015 года, когда поколение 1990-х годов войдет в период репродуктивного возраста. Так, по прогнозам, в 2051 г. доля граждан старше 60 лет составит около 35% от всего населения страны. Старение населения в бывших советских республиках происходит в контексте слабого приспособления к экономическим изменениям. В качестве рекомендаций для улучшения демографической ситуации Всемирный банк предлагает индексировать пенсии в соответствии с уровнем инфляции, уравнять возраст выхода на пенсию мужчин и женщин. Кроме того, размер социальной пенсии должен составить 10% от ВВП на душу населения.
В феврале 2007 года в Молдавии была создана Национальная комиссия по народонаселению и развитию, в которую входят члены правительства, представители Фонда ООН по народонаселению и ученые демографы, продолжает "Экономическое обозрение". Был разработан план мероприятий по внедрению демографической политики. Среди них - "Зеленая Книга", проекты Концепции и Стратегии демографической безопасности Молдавии. На прошлой неделе на заседании Национальной комиссии под председательством вице-премьера Виктора Степанюка прошло обсуждение проекта Стратегии демографической безопасности. Как сообщил член комиссии Борис Гылкэ, документ нуждается в доработке и будет представлен на широкое общественное обсуждение. Стратегия рассчитана на период до 2023 г. Среди мер по преодолению демографического кризиса - строительство социального жилья, развитие инфраструктуры, энергоснабжения и водоснабжения населенных пунктов. А также меры моральной и экономической поддержки населения, непосредственно влияющие на демографическую ситуацию (сокращение миграции через воссоединение семей, воспитание молодого поколения, поощрение рождаемости и т.д.). Не исключено введение такого финансового инструмента, как "материнский капитал", подчеркнул Борис Гылкэ. В какой форме это будет осуществлено - вопрос дальнейшего обсуждения документа со стороны гражданского общества и всего населения. Проект Стратегии будет рассмотрен не ранее весны следующего года уже новым составом парламента.
На том же заседании Национальной комиссии по народонаселению и развитию был рассмотрен проект Зеленой Книги населения, которая, по ожиданиям, будет вскоре одобрена правительством и издана при помощи Фонда ООН по народонаселению, пишет "Экономическое обозрение". Зеленая Книга представляет собой первый демографический среднесрочный прогноз, разработанный Академией Наук Молдавии. Согласно прогнозу, численность населения Молдавии может снизиться до 2025 года примерно на 270 тыс. человек. С 2005 по 2025 год будет отмечаться медленное сокращение численности населения репродуктивного возраста, а также женщин до 24 лет. Число детей снизится по сравнению с 1990 годом с 28% до 15% в 2025 году. Даны миграционные характеристики, результаты исследования и моделирования ситуации в сфере мобильности рабочей силы, различные сценарии развития событий.
Особое внимание уделено мерам, которые может предпринять государство для возвращения в страну мигрантов, продолжает "Экономическое обозрение". Недавно своим опытом с Молдавией в этом вопросе поделилась Польша в рамках проекта, финансируемого Евросоюзом, по анализу ситуации миграционных процессов в сельских районах республики. В рамках проекта были исследованы социально-экономические условия, в которых проживают сельские жители, составлена карта миграции по районам республики, в которой отражены демографический и экономический срез, мотивы миграции, ее направление (Запад - Восток), финансовое состояние семей мигрантов, размер перечислений и способы их вложений (расходы, сбережения, открытие бизнеса). По результатам исследования, 93% мигрантов выехало из страны в поисках работы и получения дохода. Около половины из них нашли только сезонную работу в принимающих странах. Около 70% мигрантов из сельской местности трудоустроено легально. Интересно, что 80% опрошенных намерены вернуться домой через некоторое время.
Схожие проблемы испытывает Польша, которая после вхождения в ЕС столкнулась не только с массовым оттоком рабочей силы в более развитые экономики Европы, но и с переориентацией миграционных процессов - если ранее большинство поляков трудилось в Германии, то сейчас в Великобритании и Ирландии, пишет "Экономическое обозрение". Одновременно возрос уровень безработицы и количество невостребованных рабочих мест, которые не привлекают местное население. Как рассказала польский эксперт Беата Матусевич, сегодня в Польше ведутся активные дискуссии - станет ли Польша, потерявшая часть своих производительных сил, страной, принимающей мигрантов из более бедных стран бывшего соцлагеря. В порядке эксперимента вводятся квоты на ввоз в страну иностранной рабочей силы. Число легальных временных иммигрантов в Польше не превышает 50 тыс. в год, нелегальных - 100-600 тыс. человек. Но это не решает всех проблем. Страна проводит активную политику по возвращению поляков на родину. К примеру, каждому возвратившемуся в течение двух лет выплачивается 25 тыс. евро. Немалая роль отводится фактору патриотизма и возрождения экономики страны. Эксперты проекта не могут пока оценить эффективность тех или иных мер по отдельности, но тренд снижения миграционной составляющей в Польше уже ощутим. Специалисты рекомендуют молдавским властям как можно скорее начать проводить аналогичную политику среди молдавских диаспор в странах реципиентах, используя все имеющиеся для этого возможности, подводит итог издание.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Бывшего генсека НАТО Столтенберга избрали главой Бильдербергского клуба
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- В ФРГ спасательная служба устроила соревнование по числу погибших за смену
- У хоккеиста Кузнецова диагностировали закрытую черепно-мозговую травму