Илья Заславский: Энергетическая безопасность России зависит от конкурентоспособности предлагаемых ею услуг
В ходе визита Владимира Путина в Азербайджан, принимающая сторона, как и можно было предположить, решила сделать приятный публичный жест в отношении России по одному из чувствительных для обеих сторон вопросу - прокачке нефти через российскую территорию. Но жест этот, на самом деле, прагматический, и обусловлен тем, что Азербайджану на сегодняшний день и так выгодно.
В заявлении, которое министр промышленности и энергетики страны Натик Алиев сделал перед журналистами, он пообещал, что Азербайджан прокачает в 2006 году по трубопроводу Баку-Новороссийск не менее 3 млн тонн нефти. Министр не исключил возможности увеличения экспорта нефти через территорию России в текущем году, подчеркнув, что все зависит от ввода в эксплуатацию трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), по которому предполагалось направить основной поток экспортной нефти.
Как известно, транспортировка нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск осуществляется в соответствии с межправительственным соглашением 1997 года. По соглашению, предусмотрена транспортировка до 5 млн. тонн нефти в год. В 2005 году по трубопроводу было перекачано 4,1 млн. тонн нефти. Занимаются прокачкой нефти Госнефтекомпания Азербайджана и Азербайджанская международная операционная компания (АМОК - оператор по разработке блока месторождений "Азери-Чыраг-Гюнешли"). После сдачи в эксплуатацию трубопровода Баку- Джейхан АМОК собирается прекратить транспортировку нефти по маршруту Баку-Новороссийск.
В ходе своего, благожелательного в целом, комментария Алиев сделал существенную оговорку, а именно, что с учетом роста объемов нефтедобычи в стране планируется использовать все возможности для экспорта сырой нефти на мировые рынки, в том числе и нефтепровод Баку-Новороссийск. "В 2006 году мы планируем прокачать по трубопроводу как минимум 3 млн. тонн нефти. Но этот объем может быть и больше. Все будет зависеть от сдачи в эксплуатацию трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Этот процесс немного затягивается, и мы ожидаем отгрузку первого танкера с азербайджанской нефтью из порта Джейхан в мае-июне 2006 года", - сказал Алиев.
Здесь следует отметить, что запуск отгрузки нефти по БТД из Джейхана откладывается вновь и вновь. Первоначально планировалось начать экспорт по этой магистрали (пропускная способность 50 млн тонн нефти в год) в конце 2004 г. Последнее сообщение говорит, о том, что закачанная в основной экспортный трубопровод сырая нефть будет загружена в первый танкер в турецком порту лишь 27 мая 2006г. Об этом 21 февраля 2006 года заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Хильми Гюлер. Министр сказал, что в настоящее время нефть достигла только Эрзинджанского участка трубопровода.
Возвращаясь к заявлению Натика Алиева, важно отметить некоторые условия и замечания, которые он сделал. Так, по его словам, заявки на прокачку нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск делаются поквартально и в будущем возможны корректировки в сторону увеличения. "Сегодня строительство этой магистрали (БТД - авт.) несколько задерживается, и мы используем для доставки своей нефти на мировые рынки разные маршруты, в том числе и северный - через Россию", - подчеркнул Алиев. "Я думаю, что по Баку-Новороссийск будет прокачано более 3 млн тонн нефти", - сказал министр.
Натик Алиев сообщил, что в 2005 г по трубопроводу Баку-Новороссийск, который действует с 25 октября 1997 г, было прокачано 4,1 млн т нефти. Тариф за прокачку одной тонны нефти по трубопроводу составляет $15,67. В предыдущие годы объем экспорта нефти по этой магистрали не превышал 2,5-2,7 млн тонн. Увеличение нефтяных потоков из Азербайджана связано с наращиванием добычи на контрактной площади "Азери-Чираг-Гюнешли", включающей три одноименных месторождения на шельфе Каспия. В 2006 г здесь будет добыто как минимум 21 млн тонн.
С 1999 года транспортировка нефти также осуществляется по трубопроводу Баку-Супса. Тариф за прокачку одной тонны составляет $3,2. Ежегодный объем транспортировки составляет около 6,5 млн. тонн.
По поводу возможности для нахождения компромиссов с "Транснефтью" министр сообщил следующее: "Мы работаем с "Транснефтью" относительно будущего функционирования трубопровода, и есть определенные предложения. Все будет зависеть от экономических расчетов зависимости объемов от цены транспортировки". Нынешняя цена транспортировки по трубопроводу Баку-Новороссийск "нас удовлетворяет", отметил он. "Но если российская сторона предложит увеличить тарифы на транспортировку, то это может привести к резкому сокращению объемов транспортировки нефти. Нам это не будет выгодно, тем более в условиях ввода в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан", - уточнил Алиев.
Министр отметил, что Азербайджан, транспортируя свою нефть по этому маршруту, и так теряет некоторую выгоду. "Из-за смешения высококачественной азербайджанской нефти с более низкокачественными сортами российской и казахстанской нефти в Новороссийске смесь продается под маркой Urals. Разница в цене между Azeri Light и Urals составляет $4-5 за баррель. Конечно, для нас было бы важным отправлять качественную нефть и получать адекватные объемы такой же нефти. Однако это общая проблема в Новороссийске, где не могут определить банк качества и удовлетворить всех производителей и собственников нефти", - сказал он. По его словам, это является общей проблемой России, которая не может наладить банк качества нефти.
При этом министр считает, что Баку-Новороссийск является стратегическим направлением для Азербайджана и "долгое время будет существовать". Наверное, более точно было бы сказать, что Азербайджан видит Баку-Новороссийск лишь одним из стратегических путей экспорта нефти.
Вообще, министр использовал множество фраз, которые можно истолковать как благожелательные, так и не очень для России, как будто речь идет о партнере, которого то ли навязали, то ли он сам навязался.
"Этот маршрут важен для обеспечения гибкости транспортировки нефти на рынки. Пока мощности транспортировки Азербайджана ниже потенциала нефтедобычи. Сегодня мы иногда идем на искусственное ограничение объемов добычи нефти в связи с тем, что мощности трубопроводов не позволяют нам транспортировать всю добычу на мировые рынки", - сказал министр.
Амбивалентность не случайна. Надо сказать, что доходы от нефтяной отрасли Азербайджана составляют порядка 70% ВВП страны, который по итогам минувшего года вырос более чем на четверть по сравнению с предыдущим и превысил 11 млрд деноминированных с 1 января 2006 года манатов (более $12 млрд ). Пока в России решают, как поступить с нефтедолларами, попутно споря о судьбе стабилизационного фонда, в Азербайджане уже пять лет действует Государственный нефтяной фонд, активы которого сегодня превышают $1,3 млрд. Это притом, что огромные суммы тратятся на разные реальные и надуманные социальные программы.
Деньги по-своему, пусть не во всем, но дают некоторую независимость. "Азербайджан уже задействовал свой нефтегазовый потенциал, и недавний энергетический кризис в ряде стран показал, что значение нашей страны как стабильного источника энергоресурсов возрастает", - заявил на минувшей неделе в Баку азербайджанский лидер Ильхам Алиев. "Это шанс для Азербайджана, которым надо воспользоваться сполна", - сказал он.
При этом, договариваясь с Москвой о различных компромиссах в энергетике, в Баку со всей серьезностью и готовностью воспринимают заинтересованность Евросоюза в диверсификации газопотоков, четко подтвержденную недавно в ходе визита в Азербайджан комиссара Евросоюза Бениты Ферреро-Вальднер, а также многих высказываний отдельных комиссаров ЕС и национальных министров энергетики. Одна из возможных тем - вопрос реанимации Транскаспийского газопровода, идея которого была впервые озвучена в середине 90-х годов минувшего столетия. Она заключается в прокладке по дну Каспия газовой трубы, которая соединила бы газовые потоки Казахстана, Туркмении и Азербайджана и, соединив восточное и западное побережье Каспия, вывела бы "голубое топливо" из этого региона через Турцию напрямую на европейские рынки. По расчетам специалистов, пропускная способность этого газопровода может составить на первых порах до 30 млрд кубов газа в год. Ориентировочная инвестиционная емкость этого проекта составляет порядка $4 млрд, привлечь которые для Азербайджана, Казахстана и Туркмении, обладающих значительными запасами нефти и газа, особого труда не составит.
Неудивительно, что реакция России была незамедлительна. 22 февраля 2006 года глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко завил, что строительство транскаспийского трубопровода возможно только после определения статуса Каспийского моря. "В любом случае, для решения вопросов о создании транскаспийской системы, в том числе прокладки трубопровода, требуется ясное понимание урегулирования статуса Каспийского моря", - сказал Христенко журналистам в Баку.
По его словам, над решением этого вопроса работают все государства региона, но на сегодняшний день достигнута договоренность только о проведении разграничительных линий в целях недропользования между Казахстаном, Россией и Азербайджаном. "Что касается реализации других проектов, то это потребует существенной международной правовой базы, связанной с ситуацией на Каспии", - отметил Христенко.
Глава Минпромэнерго РФ подчеркнул, что строительство трубопровода не является самоцелью. "С одной стороны, нельзя упрощать вопросы технические, с другой стороны, нельзя переводить все в ранг чистой политики, потому что здесь достаточно много экономики", - заявил Христенко.
Однако России, на мой взгляд, не нужно ограничиваться исключительно ограничительными мерами, ссылаться на экологию и т.д. Ключ к решению вопроса конкуренции на мировом энергетическом рынке - в балансе между силовыми по своей сути и блокирующими методами, с методами чисто экономическими на западный манер. Если развивать, например, конкурентосопобность трубопроводов из России, то это позволит предлагать более низкие тарифы нашим соседям по СНГ. Россия должна использовать свой шанс председательствования в "большой восьмерке" в этом году, для того, чтобы на самом деле дать новые определения и задать новые векторы по вопросу энергетической безопасности, более понятные западным потребителям энергии. Иначе страны СНГ и ЕС найдут собственные пути решения этих вопросов. Так, стало известно, что 26 февраля 2006 года Казахстан согласовал с Азербайджаном документ о подключении казахстанской нефти к транспортировке по нефтепроводу БТД, и срок его подписания будет в ближайшее время определен президентами двух стран. Об этом сообщил исполнительный директор госкомпании КазМунайгаз Каиргельды Кабылдин.
Как сообщалось выше, пуск БТД первоначальной мощностью в один миллион баррелей нефти в сутки намечен на 27 мая 2006 г., причем на долю казахстанской нефти может быть выделена половина пропускной способности этого нефтепровода. Реально мощность БТД может быть расширена до 1,7 млн. баррелей нефти в сутки.
Первые поставки нефти из Казахстана по БТД могут начаться уже в 2007 г. с транспортировки части добываемой TengizChevroil нефти с месторождения Тенгиз, однако масштабный экспорт казахстанской нефти по БТД ожидается с 2010 г. с месторождения Кашаган, в разработке которого участвуют и четыре участника операционной компании БТД, а именно, ENI (5% в БТД), ConocoPhilliрs (2,5% в БТД), Inрex (2,5% в БТД) и Total (5% в БТД).
Казахстан, потребляющий не более 30 млн. тонн нефти в год, уже к 2010 г. будет добывать 100 млн. тонн нефти в год, а к 2015 г. - 150 млн. тонн в год, и планирует весь остаток отправлять на экспорт. Пусть эти цифры, на мой взгляд, несколько завышены, все равно, "большая нефть" действительно пойдет из Казахстана в очень значительных объёмах.
Азербайджан в 2006 г. добудет свыше 30 млн. тонн нефти, а к 2008-09 гг. может попытаться удвоить этот показатель. Из общей добычи Азербайджан 6,2-6,4 млн. тонн нефти отдает на переработку, остальное опять-таки экспортирует.
Как сообщил журналистам министр промышленности и энергетики Азербайджана Hатик Алиев, для "большой" нефти из Казахстана будет создана специальная инфраструктура, в частности, построен новый терминал в Атырау мощностью до одного миллиона баррелей нефти в сутки, отлажена система морских перевозок, а также пункта перевалки нефти в Азербайджане с подключением его к БТД. "Возможно, что и в Азербайджане будет построен новый нефтеналивной терминал для нефти с Кашагана. Решение этого вопроса зависит и от анализа имеющихся в стране терминальных мощностей", - сказал Алиев.
В Азербайджане в настоящее время есть мощности по нефтеперевалке в Дюбенди, Лесной гавани, Azpetrol, в целом, на 25 млн. тонн в год. Также есть отдельный терминал БТД в Сангачалах, способный переваливать 50 миллионов тонн нефти в год. И по необходимости все затраты и риски по строительству и эксплуатации дополнительной инфраструктуры для создания эффективной работы коридора Актау-Баку для экспорта казахстанской нефти по территории Азербайджана на мировые рынки могут взять на себя компании, которым будет принадлежать это сырье (для создания коридора Актау-Баку, в частности, понадобится строительство танкеров дедвейтом 63 тыс. тонн, выносных причалов, берегового терминала и многое другое). Владельцы нефти - компании Total, Eni, ConocoPhillips, Inpex обладают значительным опытом по морским перевозкам сырья. И если им не будет выгодно или им просто не дадут транспортировать нефть через Россию, то они найдут пути экспорта в обход России.
Илья Заславский - эксперт в области ТЭК
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Временные ограничения на полёты ввели во всех аэропортах Москвы
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Выживший в авиакатастрофе под Актау рассказал о храбрости бортпроводницы