В 265 лет Петропавловск по-прежнему "город-порт, город-спорт, город-аэропорт": обзор камчатской прессы за 3-9 сентября
"Комсомольская правда на Камчатке" в номере от 8 сентября публикует статью "Спасатели показывают пример". Камчатцы, которые сперва с опаской восприняли новость о прогнозируемом мощном землетрясении, с большим интересом наблюдают ход учений, очевидно, уповая на народную мудрость "тяжело в учении - легко в бою". Однако, все прекрасно понимают, что в реальности не будет времени на репетиции и повторные попытки. Собравшиеся 5 сентября на Озерновской косе горожане ожидали увидеть шоу - самолет-амфибию, приводнившийся на поверхность бухты. Огромный серебристый красавиц кружил над центром Петропавловска на радость зевакам, но посадку так и не совершил: мешал сильный ветер и волны. Репетицию пришлось отложить на следующий день. За исключением этой задержки, учения проходят без сучка и задоринки. Высадка десанта, эвакуация условно-раненых, мобильные палаточные лагеря, проверка систем оповещения - это не полный список проводимых мероприятий, доказывающих полную серьезность ситуации. Если уж стихия сыграет с полуостровом злую шутку - мы встретим ее во всеоружии, обещают спасатели. Постоянное дежурство несут 30 федеральных спасателей, офицеры Дальневосточного регионального Центра МЧС РФ. Все силы и средства региональной подсистемы МЧС на Камчатке находятся в состоянии повышенной готовности. На взлетной полосе Халактырского аэропорта развернут мобильный госпиталь Центроспаса, доставляются дополнительное оборудование и медикаменты. В активной фазе учений задействованы 200 спасателей и 100 единиц техники. Итак, спасатели делают свое дело, а что остается нам? Без паники и суеты так же заняться "превентивными мероприятиями": укрепить мебель, собрать рюкзачок с необходимым набором продуктов, воды и лекарств, не забыть свисток или дудку и - с оптимизмом встречать каждый новый день.
"Энергетики к зиме готовы" - так называется статья, которую в номере за 7 сентября публикует газета "Камчатское время". 5 сентября в Приморском крае и на Камчатке состоялась видеопресс-конференция генерального директора ОАО "Двуэк" Виктора Мясника. Главные вопросы, затронутые Мясником, - предстоящий отопительный сезон, ход ремонтных работ и готовность всей энергосистемы. Первое, на чем заострил внимание глава "Двуэк", то, что в этом году ремонтная кампания была сосредоточена на увеличении надежности работы и недопущении каких-либо аварий в будущем. На выполнение этой задачи были брошены основные силы и средства. Как отметил Виктор Мясник, "Камчатскэнерго", как основной производитель электро- и теплоэнергии на Камчатке, со своей задачей справилось. Причем, как по ремонтным работам, где все проходит на высоком уровне, так и в накоплении запасов топлива, где выдерживается соответствующий график. На 30 августа запасы топлива на складах камчатских ТЭЦ составили 47 тысяч тонн, в то время как норматив накопления на 1 октября для "Камчатскэнерго" определен в размере 50 тысяч тонн. В течение сентября оставшиеся 3 тысячи тонн будут закачаны в емкости. На период 2005-2006 годов в "Камчатскэнерго" разработан план ремонтных мероприятий, состоящий из 150 пунктов. Из них выполнены 12, что соответствует графику. К текущему месяцу точно по графику отремонтированы пять котлов и шесть турбин, а также сверх нормы отремонтированы 2,4 километра трубопроводов при плановых 1,75 километра. Руководство энергокомпании с полным основанием имеет право утверждать, что ОАО "Камчатскэнерго" после завершения годового ремонта сетей 15 сентября будет готово начать отопительный сезон именно с этой даты. Однако, как всегда, существуют подводные камни. Вернее, один - хронические неплатежи энергетикам со стороны потребителей. Постоянно растущая цена на топливо не может не отражаться на стоимости энергии. Только за последнее время топливо поднялось в цене на 45%. Естественно, что в конечном счете это отражается на потребителях. Но объективные факторы не всегда находят понимание, преимущественно, у населения, которое просто перестает платить за тепло и электроэнергию. Результат - нехватка средств на ремонтные и текущие работы, что в итоге может сыграть злую шутку с самими неплательщиками. При этом, как отметил Мясник, энергетики делают все возможное для сдерживания роста тарифов. По его словам, уже второй год "Двуэк" удерживает их рост на уровне ниже инфляционной составляющей. Вместе с этим, население свои обязательства часто не выполняет. Задолженность жителей Камчатской области перед "Камчатскэнерго" на текущий момент составляет 37 млн рублей. Эта задолженность ежемесячно увеличивается. Конечно, это не приведет к срыву отопительного сезона, заявил глава "Двуэк", но может серьезно осложнить работу "Камчатскэнерго", а в дальнейшем, если ситуация не изменится, энергетики просто вынуждены будут прибегнуть к крайним мерам. Другого выхода, чтобы не допустить аварий, у них просто не останется. Обращаясь к населению регионов, главный энергетик региона сказал, чтобы люди расценивали демарш неплатежей, в первую очередь, против себя. "Или мы будем в тепле и со светом, или с жаркими речами в защиту неплательщиков и холодными батареями в квартирах", - отметил Мясник. Беспокойство руководителя "Двуэк" вполне понятно, если учесть, что значительный объем ремонтных работ был проведен энергокомпаниями за счет взятых кредитов, возврату которых как раз и мешают неплатежи. Еще более напряженная ситуация с ними складывается традиционно по военным. По всем группам потребителей недоплата по текущим платежам составляет 188 млн рублей, 144 млн рублей - долг военных, а именно - ФГУП "44 ЭС ВМФ" МО РФ. На словах военные платить не отказываются, но дальше обсуждения дело не доходит. Поэтому в ближайшее время, если отношение не изменится, следует ожидать ужесточения мер за неоплаченную электроэнергию в отношении Министерства обороны. Отвечая на вопросы журналистов о реальных перспективах начала отопительного сезона на Камчатке, Мясник заметил, что его ведомство готово. Дальнейшее зависит от оплаты со стороны администрации и готовности котельных. "Поскольку в этом году у нас не получилось сформировать единую зону ответственности на Камчатке за подготовку всего жилищно-коммунального комплекса по причине отказа со стороны администрации города, то мы на себя ответственность за обеспечение безаварийного прохождения отопительного сезона со стороны муниципальных предприятий ЖКХ города не берем. Хотя, по моим данным, работы проводятся, правда, не в тех объемах и темпах, в каких хотелось бы".
В статье под названием "120 км/ч по встречной" газета "Аргументы и факты Камчатка", в номере за 6 сентября, вспоминает трагедию 3-летней давности, когда на Камчатке разбился кортеж секретаря Совбеза РФ Владимира Рушайло. Напомним, что авария произошла на 16 километре объездной дороги. Кортеж мчался в сторону Елизова. Слева, двигаясь по встречной полосе, его сопровождала "Волга" с сотрудниками ФСБ. Завидев ревущую и мигающую кавалькаду, подвыпивший житель Петропавловска Петр Чистяков на джипе "Тойота Раннер" стал прижиматься к обочине, но машину повело юзом и вновь выбросило на дорогу, где ее на полном ходу протаранила "Волга" ФСБ. По невероятному стечению обстоятельств после сильнейшего удара джип перелетел через автомобиль сопровождения и угодил прямиком в микроавтобус, где находились В.Рушайло, М. Машковцев (Михаил Машковцев - губернатор Камчатской области, - прим. ИА REGNUM) и Н.Токманцев (Николай Токманцев, председатель областного совета, - прим. ИА REGNUM). В автокатастрофе 5 человек погибли и 9 получили ранения. На место происшествия съехалось все руководство камчатских силовых структур. Потом они делали громкие заявления, обещали во всем досконально разобраться, наградить героев и наказать виновных. Героев определили довольно быстро - ими стали четверо чекистов из "Волги" сопровождения (трое из них посмертно). А вот найти виновных прокуратуре никак не удавалось. Изначально на роль "козлов отпущения" претендовали областное ГАИ и водитель джипа П.Чистяков. Однако, дело против автоинспекции как-то само по себе развалилось. Следствие же в отношении Чистякова длилось на удивление долго. Прокуратура проводила множество экспертиз, отправляла их в Москву, потом месяцами ждала результатов. Но кончилось все это ничем - Чистякова оправдали. Сложилась парадоксальная ситуация: есть 5 трупов, есть раненые первые лица Камчатки и госсекретарь Совбеза России, есть герои-чекисты, погибшие их защищая, а виновных в аварии нет. То ли осознав нелепость момента, то ли получив указание "центра", облпрокуратура завела против водители джипа новое уголовное дело. На этот раз никто не сомневался, что избежать наказания ему не удастся, должен же быть кто-то крайний. Так и произошло, Чистякову присудили 5 лет колонии поселения. Формально в деле об аварии кортежа Рушайло была поставлена точка, правда не очень убедительная. Казалось бы, после столь громкого ЧП наши силовики должны были основательно проанализировать его причины и предпринять меры, чтобы подобное никогда не повторялось. Но, судя по всему, выводов они так и не сделали. Минувшее лето на Камчатке выдалось "урожайным" на визиты очень важных персон. Приезжали к нам и митрополит Кирилл и полпред Пуликовский (Константин Пуликовский, полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, - прим. ИА REGNUM), и министры Иванов (Сергей Иванов, министр обороны РФ, - прим. ИА REGNUM) и Яковлев (Владимир Яковлев, министр регионального развития, - прим. ИА REGNUM). В редакцию обращались люди, которым довелось повстречать на трассе дорогих гостей. Они были возмущены тем, что кортежи создают на дорогах неразбериху и аварийные ситуации. Например, Елена Д. рассказала, что у нее на глазах, уворачиваясь от милицейской "Волги", чуть не перевернулся микроавтобус, который сильно занесло на обочине. Еще немного - и он вылетел бы на дорогу, как когда-то джип Чистякова. Корреспондент газеты поинтересовался в областном УВД, почему высоких должностных лиц охраняют столь экстремальным способом? Выяснилось, что существует специальная инструкция, по которой правительственных чиновников необходимо сопровождать именно так: по встречной с сиренами и мигалками. Документ этот призван обеспечивать безопасность представителям верховной власти. Хотя логика подсказывает: езда по встреченной полосе безопасности явно не способствует - это грубейшее нарушение правил, которое моет привести к трагедии.
265-летию Петропавловска-Камчатского посвятила газета "Камчатское время" в номере за 8 сентября статью под названием "Город-порт, город-спорт, город-аэропорт". В этом году исполнится 265 лет со дня образования на месте первого русского поселения - базового лагеря экспедиции Беринга, открывшей для России путь к берегам Америки, современного города. Два столетия Петропавловск прижимался к берегам породившей и давшей ему имя гавани, а однажды отступив, стремительно раскинулся на десятки километров. Все изменения, связанные с расширением города, произошли на глазах одного поколения, а потому небезынтересно оглянуться на то, каким он остался в памяти горожан в канун стремительного роста. До конца сороковых в границах Петропавловска тех лет (от пл. Щедрина до Култучного озера) единственным крупным предприятием был порт, а с 1943-го - два порта с их судами и грузами, обеспечивавшие работу горожанам. Свободное время в довоенные годы посвящалось рыбалкам, огородничеству и сбору ягод в прилегающих лесах. Зимой город был завален снегом, но жизнь не замирала. Все население становилось на лыжи. Снежный покров, превышающий тот, который мы сегодня наблюдаем, обуславливал такую необходимость. Тем более, что улицы никогда никем не чистились. Традиционно по краю улицы Ленинской пролегала магистральная лыжня от СРВ (с 1940 г.) до Пионерского совхоза и дальше до Елизово, которая свято сохранялась. Были и заслуживающие внимания спортивные сооружения. Так, от развилки улиц Советская и Партизанская в сторону областного музея (где сейчас подпорная стена) еще в 50-е годы был естественный крутой откос, у основания которого над полотном дороги метрах в 15-ти от перекрестка каждую зиму сооружался из снега большой трамплин. Стартовая площадка была на улице Чирикова. Траектория полета лыжника перпендикулярна осевой линии улицы. Аналогичный трамплин был и на улице Набережная. Примерно там, где сейчас стоит здание КамчатНИРО, в маленьком домике базировалась лыжная станция, а рядом, немного ближе к городу, на горном склоне устраивался трамплин. Прыжки с него требовали большего опыта в силу того, что на другой стороне дорожного полотна устраивался как бы встречный трамплин - такое же сооружение, но повернутое вертикальным уступом в сторону прыгающего лыжника. Соответственно траектория полета должна быть достаточно высокой, чтобы не врезаться лыжами в стенку уступа. Лыжная станция была местом стартов для любителей бега. Мужская 10-километровая дистанция начиналась на месте памятника Ленину: тогда эта территория была водной акваторией озера, огибала сопку Зеркальную и по противоположному берегу озера возвращалась к месту старта. В те годы специальных лыж для скоростных спусков и прыжков с трамплинов не было. Ключевской деревокомбинат на реке Камчатка изготавливал лыжи из обычных досок, которые крепились к обуви (сапоги, валенки) яловыми ремнями. Лыжной мази тоже не существовало. Скользящую поверхность создавали стеариновыми свечами. В тридцатые на льду Култучного озера базировался и планерный спорт. Планер доставлялся по частям в район лыжной станции и там собирался. Пилот занимал свое место. Группа энтузиастов впрягалась в резиновый канат и тянула его до предела сил. Отпускались "тормоза" (обрезалась веревка, которой планер был привязан за кол), и аппарат взлетал - как из рогатки выстреливал. Воздушный спорт не ограничивался планеризмом. 1 августа 1937 г. на перешейке между Сигнальной и Никольской сопками была открыта парашютная вышка. Правее и выше, где сейчас телецентр с вышкой, располагался городской стадион. Футбольное поле, вытянувшееся вдоль сопки, со стороны склона к Авачинской губе было огорожено высокой стальной сеткой, а на возвышенностях, за вратарскими площадками, размещались трибуны для болельщиков. На следующей, в сторону перешейка, седловине была танцплощадка. Танцы проходили под музыку духового оркестра. Вообще Никольская сопка была территорией городского парка культуры и отдыха. Вход - один рубль. Входные ворота, тогда с кассами, и сейчас занимают свое место на улице Красинцев. Если мы от развилки улиц Советская и Партизанская посмотрим на противоположный берег гавани (ковша) и проследим взглядом путь в сторону мыса Сигнального до грузовой площадки порта, то увидим образованный причальным выступом заливчик, заполненный портовыми катерами (портофлот). Раньше причальный выступ был меньше, а заливчик занимал аэропорт. Здесь швартовались пассажирские гидросамолеты - 50-местные "Глен Мартин" и "ПС-30", с 1937 года совершавшие регулярные рейсы в Хабаровск. Взлетно-посадочной полосой служила водная поверхность Авачинской губы. Совершивший посадку самолет подруливал к пассажирскому причалу, оповещая граждан о своем прибытии ревом четырех моторов. На самой грузовой площадке порта, где сейчас громоздятся горы металлолома, тоже базировались гидросамолеты. Это были одномоторные машины пограничных войск. После посадки их вытаскивали на берег. Если возникала необходимость взлета в штормовую погоду, когда крупная зыбь не позволяла этого делать с водной поверхности, самолет выстреливали катапультой, которая была установлена на берегу. Не только рев авиамоторов нарушал покой горожан. Очень трогательным был ритуал провода пароходов. В 30-40 годах на судах еще не было эхолотов и радаров. Моряки, находясь в плаванье, метеосводок не получали. Если в течение нескольких суток плотный туман не позволял увидеть ни светил, ни берегов, то определить местонахождение судна было практически невозможно - радиомаяков не было. Прогноз погоды штурманы для себя определяли сами. В мореходных училищах тех лет им преподавали методику прогнозирования погоды по множеству примет. Для более легкого запоминания материал давался в стихотворной форме: Если солнце красно к вечеру - Моряку бояться нечего. Если красно по утру - Моряку не по нутру. Если солнце сядет в воду - Жди хорошую погоду. Если солнце сядет в тучу - Жди, моряк, большую бучу. Если чайка лезет в воду - (пытается нырнуть) Жди хорошую погоду. И еще: в 30-40-е годы в Петропавловске у горожан не было фотоаппаратов. Одновременно свою роль в этом очень "белом пятне" истории сыграли дефицит и секретность.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Выживший в авиакатастрофе в Актау: экипаж до последнего помогал пассажирам
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Крупное ДТП произошло в Лефортовском тоннеле в Москве
- Рогов заявил об уничтожении самолёта F-16 в Запорожской области