Интервью вице-спикера парламента Южной Осетии, главы комитета по внешней политике, обороноспособности и безопасности Юрия Дзиццойты

ИА REGNUM: В последнее время грузинской стороной неоднократно ставится вопрос о замене трехсторонних миротворческих сил в зоне грузино-осетинского конфликта на нейтральные или международные. Каково Ваше видение по данному вопросу?

Российские миротворческие силы по определению являются нейтральными. Другое дело, что Грузия поставила перед собой совершенно определенную цель - выдавить Россию из Закавказья, и ослабить ее позиции как геополитического игрока в этом регионе. Сначала Россию выдавили из Аджарии, затем начался процесс вывода российских баз из Батуми и Ахалкалаки, ну и на очереди, естественно, миротворческие силы в Абхазии и Южной Осетии. Если бы грузинская сторона была бы готова к сотрудничеству, то не было бы вообще никаких проблем. Не было бы и того инцидента, когда погибли четыре осетинских и один грузинский военнослужащий. Ведь грузинский полицейский пост в районе того села, где произошла трагедия, незаконный, его не должно было быть. Но грузинская сторона делает все для того, чтобы усложнить нам жизнь, выдавить и миротворцев, и Россию, и беспрепятственно проводить свою политику.

ИА REGNUM: Грузия в лице США имеет мощнейшую поддержку. Насколько, по-Вашему, велики шансы Грузии на успех в деле претворения указанных целей?

Естественно, Грузия осмелела потому, что чувствует за собой поддержку США. Для нас это означает осложнение борьбы за независимость. Президент США неоднократно заявлял, что Грузия - демократическое государство. Это миф, который создается многими, в том числе и США. Никакой демократии на самом деле в Грузии нет. Саакашвили, увековечивший память грузинского фюрера, не может претендовать на звание демократа. Его действия свидетельствуют, что мы имеем дело с очередным фюрером, гораздо меньших размеров, конечно, чем Гамсахурдия, но, все-таки, фюрером. Какие могут быть в Грузии демократические признаки, кроме демократической риторики...

ИА REGNUM: Во время своей инаугурационной речи Саакашвили поклялся восстановить территориальную целостность Грузии...

Правда? А почему не учитывают тот факт, что и наш президент поклялся отстаивать свободу и независимость Республики Южная Осетия? Такие ссылки на клятвы мало что дают. А на территориальную целостность Грузии мы никогда и не претендовали. Если бы мы хотели отторгнуть у Грузии те территории, где компактно проживают осетины, например, Боржомский район, некоторые районы Кахетии, тогда они могли бы нас обвинить в том, что мы претендуем на территориальную целостность Грузии или в том, что мы являемся сепаратистами. На самом деле нет ни одного документа, в котором было бы написано, что Южная Осетия является частью независимой Грузии.

ИА REGNUM: Наблюдается странная закономерность, которую уже сложно назвать совпадением. И в прошлом, и в этом году обстановка в зоне грузино-осетинского конфликта осложняется с конца мая...

Да, в этот период со стороны Грузии наблюдается обостренная агрессия. Думаю, что и в этом году, все то, что у нас произошло - это начало очередной летней кампании. Почему именно летней? Открыта Военно-грузинская дорога, оползней нет, у них нет риска отделить себя от России, блокировав все подъезды к Южной Осетии. Это, во-первых. Во-вторых, летом обычно южные осетины, находящиеся в России, приезжают в Южную Осетию. И вот, чтобы как-то отвадить их от мысли посещать свою родину хотя бы летом, они и действуют в это время года. Что касается Рокского тоннеля, то захват тоннеля они планировали с самого начала проведения дороги между Северной и Южной Осетией. Грузинская интеллигенция еще во времена СССР ставила вопрос о закрытии тоннеля, тогда, правда называли другие причины - якобы это наносит вред экологии. Теперь причины другие, но цели те же самые. Думаю, ничего у них из этого не получится.

ИА REGNUM: Южная Осетия - часть Кавказа, и всплески напряженности на юге России так или иначе отражаются здесь. Как Вы считаете, возможно ли, чтобы действия мусульманских организаций, ведущих свою деятельность на юге Кавказа, перекинулись на юг Осетии?

Это абсолютно исключено, поскольку Северная Осетия в конфессиональном плане как бы разделена на две части - большая часть - христиане, другая, меньшая, мусульмане. А Южная Осетия моноконфессиональная республика, у нас одна официально зарегистрированная при минюсте конфессия - Православная Аланская епархия. Она одна имеет официальное право проводить религиозную работу. Что касается сект, то ни одна из них официально не зарегистрировалась, поэтому они вне закона, и если они функционируют, правоохранительные органы обязаны пресечь их деятельность. Что касается других конфессий, буддизма, синтоизма, и т.д., они не имеют, во-первых, социальной базы, во-вторых, юридической регистрации. В последнее время на рынке у нас появилось много азербайджанцев-мусульман, которые купили дома и как-то ставили вопрос о том, чтобы организовать в Южной Осетии мусульманскую конфессию. Эта попытка была пресечена, поскольку это нетрадиционная для Южной Осетии религия, а не традиционные направления мы поощрять не будем. Под традиционной я имею ввиду не только православное христианство, но и этнизованное христианство, то есть то христианство, которое было принято здесь давно, и было адаптировано к местной югоосетинской специфике. Это часть традиционной культуры осетинского народа.