Альтернатива России - Турция: интервью министра энергетики Грузии Ники Гилаури ИА REGNUM
ИА REGNUM: Г-н Гилаури, какие изменения произошли в энергетическом комплексе Грузии с приходом на место американской компании AES российского холдинга РАО "ЕЭС"?
На самом деле, американцы сделали очень многое, и их вклад нельзя умалять. Как это ни странно может показаться, они изменили менталитет Тбилиси, в том плане, что люди поняли - за электроэнергию надо платить. Помимо этого, американцы сделали самую трудную и черную работу, изменили практически всю сеть, провели большую техническую и инвестиционную работу. С РАО легче работать в плане решения проблем, связанных с импортом электроэнергии. Когда у нас были американцы, проблемы, в основном, касались именно этого вопроса. Начинались долгие переговоры американской компании с РАО в Москве, и т.д. Сегодня данная проблема легко решается.
ИА REGNUM: Тем не менее, проблемы с энергоснабжением Грузия продолжает испытывать?
Точнее, существуют две проблемы - экономическая и техническая. Первая - это оплата за потребленную электроэнергию, вторая - это сугубо технические проблемы. В этом году мы ожидаем притока серьезных инвестиций для решения, прежде всего, технических проблем. Только из бюджета Грузии на эти цели будет выделено около 200 миллионов лари, что для Грузии, поверьте, внушительная сумма. Мы хотим улучшить и усовершенствовать систему дистрибуции. Речь идет, прежде всего, о реконструкции системы счетчиков, поскольку, очевидно, когда нет счетчиков, то никто и не платит. До конца июня во всех регионах Грузии будут установлены коммунальные счетчики, при этом к каждому из них будут прикреплены, как минимум, 50 абонентов. Кроме того, в этом направлении разработана индивидуальная программа, которую мы намерены осуществить к лету будущего года. Мы также инвестируем большие деньги на реабилитацию ГЭС и ТбилГРЭС. Плюс ко всему мы строим новую ГРЭС, новую газовую турбину. Близятся к завершению переговоры с американской компанией Pratt & Whitney, а финансировать проект будет российский "Внешторбанк", который и станет владельцем нового объекта.
Наша цель - добиться того, чтобы люди были в состоянии платить за потребленную электроэнергию, что позволило бы нам их ею снабжать. Вот таким образом, на мой взгляд, проблема электроэнергии в Грузии может быть решена.
ИА REGNUM: Вы не раз подчеркивали, что турецкая сторона заинтересована в приватизации энергетических объектов Грузии. Не считаете ли Вы, что данная отрасль, представляет стратегическое значение, и ее не следует отдавать в руки иностранным инвесторам?
В приватизации грузинских объектов энергетики заинтересована не только турецкая сторона, но и Россия. К тому же, я не считаю, что ГЭС представляют такую стратегическую важность, что не подлежат приватизации. Существуют объекты, которые я бы не продал сегодня только потому, что мы не можем получить за них максимальную цену, или, иными словами, не можем подписать такой контракт, который бы по всем статьям исходил из интересов грузинского государства. К числу таких объектов относятся, например, ИнгуриГЭС или магистральный газопровод.
ИА REGNUM: Насколько реально для Грузии в будущем обеспечивать свои нужды за счет собственных вырабатывающих мощностей?
Этой цели и подчинена вся наша большая реабилитационная программа. Когда я в прошлом году стал министром, большинство ГЭС в Грузии были остановлены, в том числе, Лачанури и Храми-2. Чья-то работа, направленная на максимализацию импорта, была налицо. Грузия, имеющая собственные источники электроэнергии, в такой ситуации оказалась вынуждена закупать электроэнергию, в противном случае люди выходили на улицы. Кто-то на этом очень хорошо мог заработать. За короткий период мы ввели в эксплуатацию не только эти и другие ГЭС, но и организовали их реабилитацию. Так, по всей Грузии было реабилитировано около 10 агрегатов. Эти реабилитационные программы продолжаются в настоящий момент на всех ГЭС, включая ТбилГРЭС. Мы ставим целью максимально увеличить производительность собственной электроэнергии.
ИА REGNUM: Какова новая стратегия грузинского руководства в плане развития энергетических связей с Россией?
В феврале этого года мы начали серьезные переговоры с РАО. У нас более 20 вопросов, на которые до сих пор не получено исчерпывающих ответов. На следующей неделе состоится двусторонняя рабочая встреча, в ходе которой предстоит обсудить большой круг вопросов. Речь пойдет и о задолженностях, и о ситуации на Теласи, Храми, на 9-м и 10-му блоке. Будут также рассматриваться возможности выработки новых энергетических линий между Россией и Грузией. Я очень надеюсь, что вопросы будут решены комплексно, и нам удастся договориться.
ИА REGNUM: Некоторые грузинские экономисты высказывают опасения по поводу того, что Россия возрождает былое влияние, в частности, используя экономические рычаги, становясь собственников капитала этих стран, и прежде всего в энергетическом секторе. Не считаете ли Вы присутствие РАО ЕЭС в Закавказье, в частности, в Грузии подтверждением реализации этого сценария?
Грузия не собирается ограничиваться присутствием только одной энергетической компании. Мы проинформировали руководство РАО о том, что собираемся привлечь на наш рынок одновременно и другие компании. Наш принцип - на грузинском энергетическом рынке должны присутствовать, как минимум, два игрока - можно и больше, но не меньше. Очевидно, лишь конкуренция может помочь избежать тех явлений, о которых вы говорите.
ИА REGNUM: И кто же потенциальный конкурент РАО в Грузии?
Турция, которая весьма заинтересована в инвестировании грузинских энергетических объектов. Турция может быть большим и хорошим партнером для Грузии в этом плане.
ИА REGNUM: Как Вы прокомментируете намерение Чубайса синхронизировать работу энергетических систем Южного Кавказа, а также Ирана и Турции с российской системой?
Очень положительно отношусь к таким проектам. Грузинская энергосистема не создана для того, чтобы существовать в одиночку. Напротив, любая энергосистема эффективнее оперирует в едином энергорежиме с соседними системами. На случай аварий, природных катаклизм, соседи всегда могут прийти на выручку. Я даже очень бы хотел, чтобы создалась параллельная сеть, в которой были бы представлены Грузия, Россия, Азербайджан, Армения, Иран, Турция. Грузия, например, могла бы использовать максимально свои мощности летом, а зимой максимально использовать мощности других стран.
ИА REGNUM: Вы согласны с мнением министра иностранных дел Зурабишвили, которая сказала, что Грузия уже полностью энергозависима от России?
Летом нет, зимой да. Мы во многом зависим от России, откуда импортируем не только электроэнергию, но и газ, общим объемом около миллиарда кубических метров. А летом, наоборот, мы можем даже сами экспортировать. Мы проделываем большую работу именно в направлении диверсификации энергосистемы, чтобы иметь возможность, к примеру, летом экспортировать энергию в Турцию, а импортировать ее оттуда. Это будет своеобразная бартерная сделка. По поводу этого проекта с турецкой стороной уже подписан меморандум и соответствующий контракт. Такой же вариант работы есть с Ираном, который предлагает нам газ взамен электроэнергии. Переговоры ведутся и с консорциумом Шах-Дениз. Мы полагаем, что с 2007 года нам придется закупать большие объемы газа. Если мы увеличим поставки газа с месторождения Шах-Дениз и наладим сезонные взаимопоставки электроэнергии с Турцией и Ираном то, полагаю, Грузия сможет преодолеть энергозависимость. В то же время, хочу, подчеркнуть, у нас сложились прекрасные отношения и с РАО, и с Газпромом, с ними легко работать, но я, как, впрочем, и любой другой на моем месте, не хочу быть зависимым от одной компании. Конечно, мы будем продолжать скупать российскую электроэнегию и газ, но у нас будет альтернатива.
ИА REGNUM: Известно, что РАО ЕЭС подготовил проект объединения энергосистем Европы, России, стран СНГ и Балтии. Вы видите место для Грузии в этом проекте?
Конечно, если там будет Турция.
ИА REGNUM: А если Турции не будет?
Все равно, пойдем.
ИА REGNUM: В Грузии довольно высокие цены на электроэнергию. Вы не планируете изменить ставку тарифа на электроэнергию?
До тех пор, пока везде не будут установлены счетчики, то есть, до тех пор, пока оплата за электроэнергию не будет обеспечена в полной мере, смысла менять тариф я не вижу. И какой смысл его менять, когда около 30% оплачивают по действующему тарифу, а другие - только фиксированные 3-5 лари в месяц?
ИА REGNUM: Как обстоят дела на ИнгуриГЭС?
Работы ведутся успешно, но нам нужно время. До окончания реабилитации гидростанции нам понадобится 2 года. Мы также намерены ввести в эксплуатацию тот агрегат, который не функционировал с 1994 года.
ИА REGNUM: Каков объем потребленной электроэнергии в Грузии в 2004 году по сравнению с предыдущим годом?
За 2004 год Грузия потребила около 8 млрд. кВт/ч электроэнергии, это на 10% больше чем в предыдущем году. Пик же потребления электроэнергии в Грузии наблюдался в 1989 году, когда мы потребили 17 млрд. кВт/ч электроэнергии.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Датская наёмница, воевавшая под Курском, оказалась профессиональным военным
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Путин на вопрос о победе России ответил словами о вере в Бога
- Будущая администрация Трампа заявила о планах депортировать семьи мигрантов