Политика. Общество. Экономика. Россия и Эстония. Русские в Эстонии.

Экономика

Президент посетил бизнес-форум в Казахстане. В рамках официального визита президента Эстонской Республики Арнольда Рюйтеля в Казахстан 2 июня в Астане открылся бизнес-форум с участием представителей эстонских и казахстанских деловых кругов.

Организаторами бизнес-форума выступают Комитет по инвестициям Министерства индустрии и торговли Казахстана и казахстанский центр содействия инвестициям "Казинвест". Открывая бизнес-форум, вице-министр индустрии и торговли Асет Исекешев подчеркнул, что на сегодняшний день между Казахстаном и Эстонией заключено порядка 12 международных договоров. Вместе с тем, несмотря на активное экономическое сотрудничество, товарооборот между двумя странами остается низким. Так, в 2004 году он составил 13,7 млн. долларов. В Казахстан из Эстонии импортируются продукты животноводства, пищевой промышленности. Но наиболее перспективной областью двустороннего сотрудничества, как отметил вице-министр, является нефтегазовая отрасль - транспортировка нефти и нефтепродуктов. А.Исекешев ознакомил эстонских гостей с ходом экономических реформ в Казахстане. В свою очередь, глава эстонской бизнес-делегации, президент Торгово-промышленной палаты Эстонии Тоомас Луман сделал доклад об экономическом и социальном развитии Эстонской Республики.

2 июня по завершении переговоров президентов Казахстана и Эстонии Нурсултана Назарбаева и Арнольда Рюйтеля был подписан ряд двусторонних документов. ("Молодежь Эстонии" со ссылкой на Казинформ)

Госбюджет 2004 года исполнен на 36,5%. Согласно предварительным данным, за первые пять месяцев текущего года в государственный бюджет Эстонии поступило 17,364 млрд. крон. Тем самым госбюджет исполнен на 36,47 процента. За аналогичный период прошлого года госбюджет был исполнен на 39,85 процента. В мае в госказну поступило 2,897 млрд. крон, что составляет 6,1 процента бюджета. За первые пять месяцев государством израсходовано 16,141 млрд. крон, что составляет 33,84 процента объема госбюджета. В мае было израсходовано 3,529 млрд. крон или 7,40 процента объема госбюджета. Объем государственного бюджета на 2004 год вместе с дотациями составляет 47,6 млрд. крон. Объем расходов, учитывая дотации, составляет 47,7 млрд. крон. (BNS)

Поступления в госбюджет упали в мае на 2%. В мае в госбюджет поступило 2,897 млрд. крон или 6,1% от запланированных на год доходов. Это почти на 2% меньше, чем за тот же период прошлого года. В прошлом году в мае в госбюджет поступило 7,89% запланированных на год доходов. За пять месяцев 2004 года в госбюджет поступило, согласно предварительным данным Минфина, 17,364 млрд. крон или 36,47% от запланированных на год доходов. В прошлом году за пять месяцев госбюджет был выполнен на 49,85%. Бюджетные расходы профинансированы за пять месяцев на сумму 16,141 млрд. крон - это составляет 33,84% от общей суммы запланированных на год бюджетных расходов. Объем доходной части госбюджета 2004 года вместе с иностранной помощью составляет 47,6 млрд. крон, объем расходной - 47,7 млрд. крон, пишет газета "Деловые ведомости".

Страны Прибалтики делают первый шаг к евро. Министры финансов стран еврозоны на предстоящей встрече рассмотрят просьбы Прибалтийских стран и Кипра, недавно вступивших в ЕС, о присоединении к так называемому второму механизму валютных курсов (ERM II), который считается первым важным шагом на пути переориентации национальной валюты на евро. Официальные просьбы о присоединении к ERM II, который является необходимым для желающих присоединиться к еврозоне, как сообщают источники ЕС, подали Литва, Эстония, Словения и Кипр. Из других источников стало известно, что этот вопрос будет изучаться, но окончательные решения, скорее всего, пока приняты не будут. Пресс-атташе Еврокомиссии Герассимос Томас отметил, что этот вопрос будет рассматриваться на фоне обзора ситуации в новых странах ЕС. По его словам, это не будет частью обсуждения официальных просьб о членстве в ERM II. "На встрече не будет рассматриваться вопрос, принять ли какое-либо из государств в ERM II", - подчеркнул Томас. Однако, как сообщают источники в ЕС, новые члены ЕС смогут присоединиться к ERM II уже в июле.

Правила механизма ERM II предусматривают, что валютный курс стран, которые стремятся присоединиться к еврозоне, в отношении евро не может меняться более чем 15% в одну или другую сторону. Кроме того, желающие ввести у себя евро страны должны обеспечить, чтобы дефицит бюджета в течение двух лет не превышал 3% ВВП и пр. Сейчас евро введен в 12 странах ЕС из 25. (BNS)

К Пярну тянут газопровод. Компания AS Eesti Gaas начала близ поселка Вяндра Пярнуского уезда строительство газопровода, по которому природный газ будет поступать в Пярну. Как пишет "Пярну Постимеэс", первыми клиентами этого газопровода станут уже в этом году жители Вяндра. Для снабжения поселка газом будет построена распределительная станция, проложена местная сеть. Пресс-секретарь компании Eesti Gaas рассказал, что строительство газопровода до Пярну планируется завершить к концу 2006 года. Сооружение ветки газопровода протяженностью около полусотни километров обойдется фирме в 50-60 млн. крон. По словам пресс-секретаря, в переводе своих котельных на газовое отопление заинтересованы многие предприятия Пярну, ждут подачи газа поселки Синди и Пайкузе, обсуждается проект газификации населенных пунктов Сауга и Аудру.

Раквереский мясокомбинат начал экспортировать свою продукцию в ЕС. Раквереский мясокомбинат начинает экспорт своей продукции в страны Европейского Союза, граничащие с балтийским регионом. До сих пор продукция мясокомбината экспортировалась в основном в Литву и Латвию. В четверг 3 июня мясокомбинат отправил в Грецию в 40-футовом морском контейнере 21 тонну замороженной свинины без костей. "До вступления Эстонии в ЕС экспорт замороженной свинины осуществлялся через холодильный терминал, находящийся в Хельсинки. После 1 мая 2004 года возможности экспорта продукции возросли. Сейчас объем экспорта составляет 60 тонн в месяц", - сказал председатель правления комбината Олле Хорм. Замороженная свинина без костей экспортируется также в Италию. По словам Хорма, мясокомбинат реализовывает свою продукцию через посредников, которые перепродают ее в торговые сети. Экспорт составляет 30 процентов оборота предприятия.

Эстония без боя отдала транзит продтоваров Литве и Латвии. С начала мая иссяк поток продовольственных грузов, шедших через Эстонию на восток. Причина - отсутствие пунктов ветеринарного контроля как в порту, так и на железной дороге, сообщает газета "Арипяэв". Замдиректора Ветеринарно-продовольственного департамента Раймонд Страстин сказал, что "может быть тысяча причин, почему этот вид грузов ушёл из Эстонии". Но главная причина, по его мнению, в неподготовленности Таллиннского порта, который тянул с постройкой пункта ветконтроля до последнего момента. Теперь приходится ждать решения Еврокомиссии, которая должна дать на него "добро". А на это может уйти до двух месяцев. "Нам остаётся лишь смотреть на то, как продовольственные грузы идут мимо Эстонии", - сетует Страстин. По словам исполнительного директора Союза портовых операторов Аго Тиймана, практически невозможно будет вернуть себе грузы, ведь клиентам нужны гарантированные долгосрочные контракты по обеспечению транзитного коридора. А это можно сделать лишь в связке с железной дорогой, так как клиентов не устраивает перевозка автомобильным транспортом. Даже при наличии ветконтроля в порту, считает Тийман, в движении продовольственных товаров ничего не изменится, так как на железной дороге нет и в ближайшем будущем не предвидится строительство подобного пункта. А европейская директива ясно говорит, что ветконтроль продтоваров должен осуществляться как на входе, так и на выходе. Сейчас транзитный поток продтоваров в основном идёт через Литву. Литовцы ловят момент и строят дополнительные склады в порту Клайпеда. Латвия тоже начинает суетиться, там собираются открывать пункт ветконтроля на железной дороге уже нынешней осенью и планируют строить холодильник в порту. Исполнительный директор Reval Logistik Куно Вяйн удивляется бессмысленной суете вокруг пункта ветконтроля в порту Мууга, если такого же контроля нет на железнодорожном погранпункте, как того требует ЕС. По словам Вяйна, Эстония не использует благоприятную ситуацию - сейчас Клайпедский порт забит контейнерами, он не может их обработать. Латыши "только-только начинают двигаться в этом направлении, а мы не можем воспользоваться выгодной ситуацией, так как у нас нет и неизвестно когда будет ветконтроль на железной дороге". Председатель правления АО KS Stivideerimise Тойво Промм говорит, что ситуация на сегодняшний день очень плохая - все продовольственные транзитные грузы после первого мая из Эстонии ушли, а это, по его оценке, более 300 тыс. тонн в год. Только на разгрузке судов и хранении продтоваров на специализированных складах эстонские предприниматели могли бы ежегодно зарабатывать более 100 млн. крон, считает Промм, а сейчас эти деньги проходят мимо Эстонии. Директор АО Refetra Тойво Ниннас видит выход из сложившейся ситуации в совместной работе с литовцами - по документам товар входит в Эстонию, а физически проходит через Литву, до тех пор пока не будут построены пункты ветконтроля на железной дороге. Ниннас считает это направление, даже при небольших объёмах - 20 тыс. тонн в месяц, очень важным для транзитного сектора Эстонии, так как даёт выход и присутствие на азиатском рынке - Китай, Казахстан, Узбекистан. Руководитель по связям с общественностью АО Eesti Raudtee Прийт Кофф сказал, что у компании нет планов по строительству пункта ветеринарного контроля. Этот вопрос обсуждался, но требующиеся инвестиции в размере 10-20 млн. крон несоизмеримы с количеством продтоваров, перевозимых по железной дороге. По имеющимся расчётам, по железной дороге перевозилось около 40 тыс. тонн продтоваров - это капля в море транзита, если сравнивать с общим объёмом перевозимых железнодорожным транспортом грузов - 42 млн. тонн.

Буксирная кооперация. На верфи Таллиннского морского завода был торжественно спущен на воду первый типовой буксир "Эридан", построенный эстонскими и литовскими судостроителями по заказу операторской компании PKL. Предполагается, что флагманское судно "Эридан" будет использоваться в порту Мууга для сопровождения крупнотоннажных танкеров, буксировки несамоходных судов и плавучих сооружений, а также для их проводки и буксировки к причалам. Строительство нового буксира, которое осуществлялось совместно с Клайпедским судоремонтным заводом, в очередной раз продемонстрировало возросшие возможности эстонских и литовских судостроителей, способных оперативно реагировать на малейшие изменения в рыночной конъюнктуре и быстро выполнять любые самые сложные технические проекты, пишет "Молодежь Эстонии". "Спуск на воду первого многофункционального судна станет своеобразным символом корпоративного единения и общей профессиональной гордости эстонских и литовских судостроителей", - сказал во время торжественной церемонии председатель правления BLRT Laevaehitus AS Олег Фирсов. Традиционно разбить бутылку шампанского о борт нового судна было доверено инженеру Таллиннского морского завода Ольге Синчуковой. ("Молодежь Эстонии")

Эстонская электроника становится популярной. Принадлежащая теперь в основном иностранному капиталу и выполняющая подрядные работы эстонская электронная промышленность возрождается из небытия, быстро наращивает производственные обороты и создаёт новые рабочие места, пишет газета "Арипяэв". Расположенное на острове Сааремаа предприятие Incap Electronics планирует утроить производственные мощности, построить новый завод и довести к осени число работников с нынешних 90 до 210. "Застой, начавшийся в 2000 году, кончился", - говорит директор завода Аллан Липу. Возглавляемый им завод - одно из трёх предприятий электронной промышленности в крохотной островной столице Курессааре, на которых работает в общей сложности свыше 300 человек. Руководители примерно двух десятков предприятий электроники Эстонии в один голос утверждают, что разразившийся в 2000 году кризис в телекоммуникационной отрасли, связанный с лопнувшим биржевым пузырём, становится уже вчерашним днём, а впереди - подъём. Крупнейшее предприятие отрасли - Elcoteq Tallinn, на котором работников больше, чем на всех остальных вместе взятых, планирует к осени вдвое нарастить производственные мощности и набрать новых сотрудников. Времена, когда коллективу в 3300 человек пришлось "усохнуть" до 1700, прошли. "Мировая экономика вновь растёт, люди больше покупают, на это мы и рассчитываем", - говорит член правления предприятия Ильмар Петерсен. Глава и совладелец одной из самых маленьких в Эстонии фирм электроники, кейлаской AL Electronic, Андрее Леэдо тоже убеждён в грядущем росте отрасли, о чём свидетельствует хотя бы тот факт, что заказы не приходится больше искать, они сами находят исполнителя. По словам шведа Пера Линдберга, директора производства таллиннского предприятия Stoneridge Electronics, которое выпускает электронику для автомобилей Volvo, Mercedes-Benz и Daimler Chrysler, автомобильная промышленность стабильнее телекоммуникационной, при этом прогнозы указывают на рост сектора. Эстонские предприятия электронной промышленности принадлежат финским или шведским компаниям и выполняют субподрядные работы либо для материнских предприятий, либо непосредственно для заказчиков. Своей собственной продукции у них, как правило, нет. За последние годы обанкротилось только одно предприятие отрасли - основанный в прошлом году завод Intrinsic Electronics. Создавший в своё время эстонское предприятие Стен Могард не смог найти достаточного количества заказов для нового завода.

ЭЖД осталась у американцев. На должность председателя правления и исполнительного директора компании Eesti Raudtee (Эстонская железная дорога, ЭЖД) советом предприятия утвержден гражданин США Кристофер Ааднесен. И.о. исполнительного директора Рийво Синиярв продолжит работу на посту заместителя Ааднесена. По словам председателя совета Eesti Raudtee Эдварда Буркхардта, Ааднесен имеет многолетний опыт управления приватизированной железной дорогой в Мексике. "Проведена большая и длительная работа по реструктуризации Эстонской железной дороги. Теперь мы нуждаемся в руководителе, который сможет придерживаться намеченной линии".

Предыдущий председатель правления Герберт Пэйн сложил свои полномочия в апреле по семейным обстоятельствам. (BNS)

Использовать преимущества "страны-границы" сообщества. Основной целью выполненного Центром стратегических инициатив исследования "Конкурентная способность Эстонского транзитного коридора и возможности её повышения" был анализ перспективы роста конкурентоспособности транзитного коридора Эстонии в условиях ЕС. На эту же тему на страницах газеты "Деловые ведомости" рассуждает и исполнительный директор Союза портовых операторов Аго Тийман. Он пишет: "Уже много говорилось о том, что ЕС окажет положительное влияние на общее развитие экономики всей Эстонии. Однако в сфере транзита влияние ЕС не просматривается так ощутимо из-за наличия существенных особенностей по сравнению с другими отраслями экономики. В результате исследования было определено, какое влияние окажет ЕС в ближайшее время и в более отдалённом периоде: 1. Общая стабильность и повышение прозрачности в экономике сделают Эстонию более атрактивной с точки зрения места производства и предлагаемых транзитных услуг. 2. Большая часть инвестиций ЕС, направленная на развитие инфраструктуры, создаст возможности для лучшего обслуживания транзитных потоков. 3. Исчезнут оказывающие сдерживающее влияние границы между Эстонией и другими странами ЕС, что вместе с вышеперечисленными пунктами укрепит позиции Эстонии в конкурентной борьбе с соседями за транзитные потоки в направлении Восток-Запад и Запад-Восток. 4. Став членом ЕС, Эстония сможет улучшить свои позиции, чтобы догнать Финляндию в решении вопросов ускорения прохождения товаров через восточную границу, совместной работы таможен, продвижения инфраструктуры России в направлении Эстонии. 5. Членство Эстонии в ЕС меняет всю совместную работу таможни с Россией. Увеличивается возможность противостояния дискриминационной политике России в отношении транспортного коридора Эстонии. В процессе объединения становятся более актуальными такие области, как законодательство, вспомогательные фонды и конкурентная политика. Важной проблемой сейчас является то, что в транзитной цепочке Эстонии у каждого звена в отдельности, будь это Эстонская железная дорога, Таллиннский порт, Союз портовых операторов или государство, совершенно разные цели, независимо от того, что они имеют общий знаменатель - успешное развитие транзита. В то же время общие цели, как у отдельных звеньев, так и в целом у транзита Эстонии, отсутствуют. Это как раз и является основным препятствием для эффективного использования всех тех возможностей, которые предлагает ЕС".

Мелкие предприятия замораживают зарплату. Годовой рост зарплаты на предприятиях с числом работников до 50 человек, как свидетельствует статистика, был мизерным - всего 1,4%. "Зарплата стоит, - замечает исполнительный директор издательства Elmatar Ало Мурутар. - Если не появится какая-то неординарная идея, которая даст большой рост зарплаты, то так всё и останется". В последний раз зарплату повышали в издательстве 2 года назад. "Цены на книги больше поднимать нельзя, а значит, и дополнительного дохода взять неоткуда", - объясняет Мурутар. При этом он не боится, что работники сбегут в оплачиваемый лучше госсектор: "В гуманитарной сфере людей больше, чем нужно, так что конкурентное преимущество пока на моей стороне". Директор швейной фирмы Lenne Урмас Леэман говорит, что зарплата в первом квартале этого года по сравнению с тем же периодом прошлого у них не выросла. "Видимо, спрос и предложение сбалансированы, раз не было необходимости повышать зарплату", - считает он. Фонд заработной платы кондитерской фирмы Europagar вырос в этом году на 5%, но при этом расширился и штат, а поэтому роста зарплаты практически не было. "Мы напираем на то, что более высокая зарплата означает и больше работы. Никакого автоматического повышения зарплаты нет и не будет. Мы не станем повышать зарплату за приход на работу", - поясняет глава фирмы Тыну Лаурсоо. Не собирается просто так повышать зарплату и информационно-технологическая фирма Columbus ГГ-Partner Eesti. "У нас рост зарплаты связан с ростом эффективности. Зарплата зависит от того, сколько денег ты сумел принести предприятию", - обосновывает свои принципы собственник фирмы Иво Суурсоо. Занимающаяся оптовой продажей больничного оборудования фирма B.Braun Medical повысила в апреле зарплату в среднем на 3%. "Хотелось бы больше, но мы взяли на работу новых людей, и это съело фонд зарплаты", - говорит председатель правления предприятия Юри Прооса. Он полагает, что прошли времена, когда 5-10-процентный рост зарплаты был обычным явлением. "Эстония хочет сохранить свою привлекательность как страна со сравнительно дешёвой рабочей силой", - рассуждает Прооса, добавляя при этом, что рост зарплаты будет всё же немного опережать инфляцию. Крупный бизнесмен Юло Пярнитс считает, что мелким предприятиям просто не хватает денег. Ситуация в экономике достаточно напряжённая. Вопрос зарплаты скоро станет, по его мнению, критическим. Всё больше и больше финских и шведских фирм начнут открывать в Эстонии свои представительства и нанимать местных жителей. Если эстонские предприятия не будут повышать зарплату, то скоро останутся без квалифицированной рабочей силы. Экономист Яак Лейманн перечислил три причины скромного роста зарплаты на мелких предприятиях. Первая. Видимо, те, кто решил в последние годы отказаться от оплаты "по-черному", это уже сделал, а поэтому искусственный рост зарплаты перестал отражаться в статистике. Вторая. Инфляция была столь мала, что не было причин повышать зарплату. Третья. Многие мелкие предприятия, на которых работают четыре-пять человек, причём половина из них - собственники, вовсе не платят зарплат, предпочитая дивиденды. ("Арипяэв").

Ездить в Германию за автомобилями теперь невыгодно. Пару лет назад цены на подержанные автомобили в Германии и в Эстонии различались настолько, что съездив туда, покупатель существенно выигрывал в цене. Сегодня соотношение цен совсем иное. Сравнение цен на подержанные машины в Германии и в Эстонии показывает, что ехать в Германию за машиной не имеет смысла. Например, за Toyota Corolla конца 80-х годов там просят 2000 евро (более 30 000 крон). А в Эстонии такую машину можно приобрести за 20000 крон. Конечно, можно найти и примеры иного рода. Например, Toyota Carina E, выпущенная в 1995 году, там стоит 2200 евро, то есть 35000 крон. В Эстонии же цены на приличную Carina по-прежнему начинаются с 50000 крон. Однако отправляющимся за ней в Германию следует к стоимости машины добавить ещё и дорожные расходы, которые вместе с ночлегом составят 10000 крон. То есть в целом Carina из Германии обойдётся в 45000 крон, а за такие деньги нечто аналогичное можно найти и в Эстонии. Если брать машины немецкого производства, то и тут различие в ценах невелико. Зададимся вопросом: что можно купить, имея 150000 крон? В Германии это будет 9500 евро, и на них там можно приобрести VW Golf четвёртого поколения 2001 года выпуска. Так столько же он стоит и в Эстонии. По словам Пеэтера Тоомсоо, фирма которого занимается продажей автомобилей, привозимых из Германии, наценка на машины у них в последнее время упала до 4-5%. Да и её они имеют только за счёт того, что покупают сразу несколько машин, получая за это скидку. "Сегодня там появилось множество посредников, которые отслеживают авторынки, и как только заметят машину, продаваемую по сходной цене, то тут же берут её для последующей перепродажи в других странах. Так что приехавшему туда чужаку не стоит рассчитывать на счастливый случай", - говорит Тоомсоо. ("Деловые ведомости").

Эстонские малоимущие платят больше налогов, чем финские. Согласно исследованию, проведенному Союзом налогоплательщиков Финляндии, низкооплачиваемые категории населения обложены в Эстонии налогом на один процентный пункт выше, чем в Финляндии, сообщает газета "Деловые ведомости". Но это, как считают авторы исследования, к сожалению, слабое утешение для Финляндии, поскольку, во-первых, зарплата в Эстонии в пять раз ниже, а во-вторых, единообразное налогообложение обеспечивает значительно более низкое налоговое бремя людям со средними и высокими доходами, т.е. руководителям и специалистам, которые имеют с точки зрения конкурентоспособности экономики большее значение. Исследование показывает, что после того, как Финляндия десять лет занималась снижением налогов, налогообложение низкооплачиваемых категорий работников там сравнимо со средним по ЕС. В то же время, налоговое бремя, возлагаемое на получающих средние и высокие доходы, в Финляндии по-прежнему велико. Получатели особенно высокой зарплаты облагаются большим, чем в Финляндии, налогом только в Бельгии, Дании и Германии.

Россия и Эстония. Русские в Эстонии

Не стоит строить иллюзий об эстонско-российских отношениях. Газета "Постимеэс" опубликовала интервью с председателем комиссии парламента Эстонии по иностранным делам Марко Михкельсоном. В нем он, в частности, сказал: "Наше вступление в НАТО и ЕС ни в коем случае не разгонит всех туч в отношениях Эстонии и России. Не надо строить иллюзий. Когда в апреле наша комиссия была в Москве, Александр Удальцов (руководитель балтийского направления МИД России - прим. ИА REGNUM) напомнил, что на нормализацию отношений с Польшей, как новым членом НАТО, ушло 6 лет. И это надо понимать как определенный намек. В то время, как президент Владимир Путин говорит в Кремле, что внешняя политика России должна стать динамичной и прагматичной, МИД России обвиняет Латвию и Эстонию в том, что здесь нарушаются права нацменьшинств. Для России этот вопрос - удобная карта, которую там не желают отбросить. Эта тема муссируется уже на протяжении многих лет, хотя жизнь показывает, что это - тупиковый путь. Рано или поздно Россия должна понять, что 1 мая и 29 марта (даты вступления Эстонии в ЕС и НАТО - прим. ИА REGNUM) коренным образом изменили международную обстановку в этом регионе. В начале этого года Еврокомиссия допустила тактическую ошибку в том, что согласилась обсуждать перед самым расширением ЕС претензии, выдвинутые Россией. У эстонских дипломатов и политиков впереди еще много работы, чтобы и в Европе поняли, что с нами случилось в 1940 году и отчего у нас с Россией такие отношения. Это - исходная позиция развития нашего государства и нации. И если Москва постоянно твердит, что не собирается перед нами извиняться, то и трудно предположить быструю нормализацию в эстонско-российских отношениях. Для нас важно, чтобы была признана история и ее события. Случившееся в 1940 году нельзя истолковывать как вздумается. На прошлой неделе в Эстонии побывала российская комиссия по делам нацменьшинств. Этот визит говорит о том, что у нас есть чему поучиться, например, формировать межнациональные отношения. Президент Путин обещал Европе заключить договора о границе с Эстонией и Латвией осенью нынешнего года. Но такие обещания мы слышали и раньше. Поживем - увидим. Эстония к этому готова уже несколько лет. Целью этого договора должны стать добрососедские отношения, но чтобы не пострадали наши национальные интересы".

Сависаара просят отчитаться о договоре с "Единой Россией". Председатель парламентской комиссии по иностранным делам, депутат от правящей в Эстонии Res Publica Марко Михкельсон в открытом письме призвал лидера оппозиционной Центристской партии Эдгара Сависаара отчитаться о договоре о сотрудничестве центристов с партией "Единая Россия". В своем письме Михкельсон предложил Сависаару немедленно обнародовать текст договора. По словам Михкельсона, пока у него складывается ощущение, что речь идет о секретном пакте между двумя партиями. Глава парламентской комиссии в своем открытом письме пожелал, в частности, узнать, намерена ли Центристская партия присоединиться к официальным претензиям России по поводу нацменьшинств в Эстонии, а также соответствует ли действительности информация о том, что одним из условий заключения этого договора было согласие Центристской партии оказать финансовую помощь русскоязычным партиям в Эстонии.

Секретарь Центристской партии по внешним делам Майлис Репс в интервью BNS заверила, что речь идет о самом обычном межпартийном договоре в стиле "будем дружить и сотрудничать". Генеральный секретарь партии Кадри Муст в среду 2 июня сказала BNS, что договор с "Единой Россией" будет еще обсуждаться партийной комиссией по внешним делам, затем вернется на рассмотрение в правление партии, откуда поступит на одобрение в совет уполномоченных. Заместитель председателя Центристской партии и замглавы парламентской комиссии по иностранным делам Энн Ээсмаа отметил, что официальная внешнеполитическая доктрина Эстонии не считает Россию своим противником. В силу этого Марко Михкельсону не пристало выступать с заявлениями, противоречащими интересам Эстонии, добавил Ээсмаа.

Быть своим среди своих. Национальная карта - одна из самых мятых в колоде политических перетасовок, считает кандидат в Европарламент профессор Игорь Грязин. "Накануне вступления Эстонии в ЕС Россия тему вроде бы опять озвучила, вроде бы что-то всколыхнулось... но не выше уровня Жириновского и одного замминистра. Почему? Да потому, что темы-то особенно нет. Вопрос о разноговорящих и разноверующих в Балтийских странах среди действительных проблем сегодняшней России среди самых последних. Когда на юге открыты границы терроризму, взрываются дома и вагоны метро, ведется чуть ли не официальный торг дурманом, убивают поставленных Москвой президентов, свергаются целые режимы, как в Абхазии, обвиненные в "мягкотелости" по отношению к России, изобразить Прибалтику как оплот антирусского национализма не так уж легко. "Общими стараниями" как России, так и Эстонии десятки тысяч человек доведены до одурения вопросом: кто я есть как гражданин? Я от тех, кто чужой среди своих, ведь желание переселиться в Россию сегодня почти отсутствует! Или чужой среди чужих - ведь и Эстония иногда как бы... не совсем своя, что ли. Вступление Эстонии в ЕС упростило проблему психологически. Теперь выбора между российским и чисто эстонским гражданством вроде как и нет. Для иных соплеменников, русских, как-то неудобно было "вступать" в "маленькое государство, тем более когда-то являвшееся частью империи". Ныне гражданин Эстонии становится гражданином Европейского союза, но не наоборот! Прямого, так сказать непосредственного гражданства ЕС не существует и не предвидится. Но определиться можно: гражданство ЕС через Эстонию или гражданство России. Кстати, гражданином той или иной супердержавы можно стать на одинаковых условиях. Тут знание азов Конституции, языка... вот, пожалуй, и все. Впрочем, и без гражданства можно. Имея эквивалент "серого паспорта" и США, и Австралии, я не очень взволнован их политическими событиями. Кенгуру на паспорте - вещь далеко не обязательная. Другое дело, как ты относишься и как ты соотносишься со страной, которая является твоим действительным домом. Как писал Фазиль Искандер: бездомие - самая трагичная тема всей мировой литературы". ("Молодежь Эстонии")

Предприятия вновь открывают российский рынок. Интерес эстонских предприятий к российскому рынку вновь растет после вступления Эстонии в ЕС и исчезновения двойных таможенных пошлин. Председатель совета Эстонского внешнеторгового союза Андрес Тамм сказал газете "Ээсти Пяэвалехт", что пока еще рано делать выводы, насколько активно местные предприниматели намерены торговать с Россией, но интерес явно увеличился. Тамм отметил также, что торговлю на российском рынке скрывает покров некой таинственности. Союз проводил недавно семинар, посвященный возможностям эстонско-российской торговли, оказалось очень трудно найти для выступления на нем представителей предприятий, давно работающих на российском рынке. Прежде таких проблем не было. "Видимо, дело в специфических контактах и приемах, о которых они не хотят говорить перед широкой публикой", - полагает Тамм. Исполнительный директор Союза пищевой промышленности Хелве Реммель выразила надежду на то, что после исчезновения двойных таможенных пошлин товарооборот со стороны Эстонии вырастет. В то же время, резкого скачка, по ее мнению, не произойдет. Такого же мнения придерживается и председатель правления рыбоконсервного предприятия AS Viru Kalatoostus Агу Лаанеметс, отметивший, что в экспорте в Россию заинтересованы также предприниматели Латвии, Финляндии, Польши и других стран.

Эстония денонсировала соглашение с Россией о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях. На своем заседании 3 июня правительство Эстонии приняло решение о прекращении в одностороннем порядке действия эстонско-российского соглашения о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях. Соглашение было заключено 4 декабря 1998 года. Как подчеркнули DELFI в правительстве, прекращение действия этого договора не означает, что российские дипломы становятся недействительными: взаимное признание дипломов со вступлением Эстонии в ЕС регулируется международной конвенцией. Пресс-секретарь правительства сообщил BNS, что односторонняя денонсация документа вызвана необходимостью уравнивания принципа признания дипломов и ученых степеней с принципами образовательного пространства Евросоюза и регуляцией международных документов. В постановлении правительства отмечается также, что многие положения соглашения по существу устарели и не отвечают изменениям, произошедшим в образовательных системах Эстонии и России. Например, выданные в РФ документы отвечают требованиям дипломов о прикладном образовании или степени бакалавра, но не отвечают требованиям к степени магистра, считают эстонские чиновники. В Эстонии также больше нет средних специальных учебных заведений. Прекращение действия соглашения не затрагивает признания дипломов, выданных в Советском Союзе. Оно касается только документов, выданных в РФ и Эстонии. Соглашение не прекращает действия дипломов, а касается только основ их признания, подчеркивается в постановлении правительства.

Лужков пожелал удачи Быстрову. В субботу 29 мая член Попечительского совета стипендий мэра Москвы в Прибалтике, мэр города Маарду Георгий Быстров встретился в Риге с мэром российской столицы Юрием Лужковым, который прибыл в Латвию для открытия Дома Москвы. Как сообщили DELFI в избирательном штабе Георгия Быстрова (Быстров принимает участие в выборах в Европарламент), Быстров поблагодарил мэра Москвы за изготовление и доставку 12 киотов для Маардуской церкви Архистратига Михаила. Также Быстров предложил открыть такой же Дом Москвы в Эстонии в городе Маарду, на что Лужков ответил, что подумает об этом.

На встрече кроме вопросов, касающихся стипендий, Юрий Лужков интересовался ходом в Эстонии избирательной кампании в Европарламент. Быстров дал свою оценку имеющимся возможностям по избранию единого независимого кандидата от русской общины Эстонии, отметив повышенный интерес к выборам у русскоязычного населения республики. Стороны остались довольны встречей, по окончании которой Юрий Лужков пожелал Георгию Быстрову удачи, выразив надежду, что "некоренное население Эстонии должно, наконец, осознать, что они могут и должны иметь своего представителя в Европарламенте".

"Московский комсомолец" завоевывает Прибалтику. 9 июня выйдет в свет новый еженедельник на русском языке - "МК-Эстония". Главный редактор издания Павел Иванов сообщил, что речь идет о появлении на эстонском медиа-рынке всемирно известного бренда МК ("Московский комсомолец"). "МК-Эстония" представляет собой газету, которая наполовину состоит из местных материалов, наполовину - из материалов российского издания. "По содержанию "МК-Эстония" - классический еженедельник, который рассказывает о людях и для людей, проясняет и исследует закулисную политику, пишет об экономике, развлечениях и предоставляет полезную информацию в разных рубриках, - заявил Павел Иванов. - Издание состоит из трех частей: из эстонских материалов, представляющих интерес развлекательных материалов из России и мира и телепрограммы. Никакой политической идеологии издание не несет. Целевая группа газеты - русскоязычные жители Эстонии, независимо от возраста, вероисповедания и политических убеждений". "МК-Эстония" станет выходить по средам. Основной объем - 40 полос, плюс 32 полосы телепрограммы. Газета в формате А3, примерно четверть полос цветная. В рознице будет стоить 12 крон. На издание можно будет подписаться еще до осени. Тираж первого номера составит 5000 экземпляров. Купить газету можно будет по всей стране.

МК - одна из крупнейших ежедневных газет России. Издание выходит в виде еженедельника также во многих странах с большим количеством русскоязычного населения: в Израиле, Германии, Греции, Испании, Канаде и других - всего в 38 государствах. Еженедельник МК выходит, по сути, на основе франчайзинга: в каждой стране существует издатель, который получает право на бренд МК и на значительное количество сверстанного в России материала. Местная редакция отбирает из материалов МК те, что годятся на местном рынке, кроме того, готовит собственные материалы - составляет газету, являющуюся симбиозом российской и местной. Новый еженедельник издает латвийская медиа-компания SIA MK-Baltija, которую в Эстонии представляет Telereklaami OU. У MK-Baltija есть лицензия на все три страны Прибалтики. Еженедельник "МК-Латвия" выходит с начала 2003 года, и с этого времени тираж вырос с первоначальных 15 до 30 тысяч экземпляров, и рост продолжается. "МК-Латвия" - один из самых покупаемых русских еженедельников в Латвии. "Логическим продолжением бизнес-деятельности MK-Baltija является приход на эстонский рынок. Версия "МК-Литва" появится, вероятно, еще в этом году, - утверждает Маргус Мерима, представитель MK-Baltija в Эстонии (он также представляет в Эстонии Первый Балтийский канал). - Последние реформы в контенте и аудитории русскоязычных газет создали благоприятную почву для появления новой фигуры. "МК-Эстония" надеется найти новых читателей, но также и переманить часть у других изданий". (DELFI)

Призерами викторины МИД Эстонии стали жительницы Бельгии и России. Главные призы викторины в интернете, посвященной Эстонии, достались победительницам из Бельгии и России, сообщила пресс-служба устроителя игры - Министерства иностранных дел Эстонии.

В этом году главные призы второй викторины об Эстонии под девизом "Добро пожаловать в мир музыки" достались Фанни Маршал и Марине Солововой. Имена победителей были определены в ходе лотереи, которую провела министр иностранных дел Эстонии Кристийна Оюланд. На все вопросы викторины правильно ответили по-английски 696 человек и по-русски - 172. Главные призы викторины как на английском, так и на русском языке - авиабилеты на двоих в Эстонию, билеты на XXIV певческий праздник и XVII праздник танца, экскурсии по Таллинну, путешествие в Пярну, места в гостинице. Всего в викторине МИД Эстонии приняли участие 1108 человек из 56 стран мира, среди них жители США, Бельгии, Испании и Великобритании, а также Эритреи, Микронезии и ЮАР. Посетили страницу викторины в интернете около 22 тысяч человек. Вопросы викторины на русском языке размещались с начала апреля до конца мая на страницах дипломатических представительств Эстонии в Москве, Петербурге и Киеве. Тематика вопросов затрагивала различные стороны жизни Эстонии, ответы на них можно было найти в перечисленных там же ссылках. Устраиваемая дважды в год викторина ставит своей целью пробудить интерес к Эстонии, в том числе как к стране Европейского Союза. (BNS)