«Когда я захотел стать звездой кино, голливудские агенты, к которым я обращался, в один голос советовали выбросить подобные мысли из головы — мое тело, моя фамилия и мой акцент были слишком странными и непривычными. Я работал над произношением и актерским мастерством так же упорно, как до того занимался культуризмом, добиваясь того, чтобы меня приглашали на главные роли. С «Конаном» и «Терминатором» пришел прорыв: всё то, что, по словам агентов, было моими недостатками и закрывало мне путь в кино, внезапно превратило меня в звезду кинобоевиков».

Иван Шилов ИА REGNUM
Арнольд Шварценеггер

Арнольд Шварценеггер прилетел в США с явно выраженным акцентом, гигантской мускулатурой и зорким прицелом на американскую мечту — разбогатеть и оставаться богатым. И прославляющий по сей день культуризм «железный Арни», самый молодой «Мистер Олимпия», на которого внимание обратили после «Оставайся голодным» и «Качая железо» и которого называли нацистом (отец служил у нацистов и был членом партии), не только превратился в одного из популярнейших голливудских актеров и брендов на планете, но еще залез в политику и сделался «губернатором-терминатором» Калифорнии. Однако сегодня не о политике Конана-республиканца и «главного специалиста здорового образа жизни» при Буше-старшем, а о лучших ролях Шварценеггера. Короче говоря, как сказал бы кумир моего детства: «Enough talk!» и «Listen to me very carefully».

Цитата из к/ф «Терминатор» реж Джеймс Кэмерон. 1984. США
Т-800

«Терминатор» (1984)/ «Терминатор 2: Судный день» (1991)

Именно дебют Джеймса Кэмерона прославил Арни. Правда, первый «Терминатор» больше про Сару Коннор, чем про киборга-убийцу. Кстати, изначально Шварц должен был сыграть солдата Кайла Риза, но Кэмерон убедил исполнить роль робота, и австриец воплотил этот образ великолепно. В этом фантастическом слэшере Шварц — самый большой, страшный и крутой («I'll be back» — классика), но надо признать, самый неинтересный. Злодей с холодным взглядом, мощный и грозный, настоящее воплощение антигуманистического разума. А что, отсутствие эмоций — тоже эмоции. Зато позже появилось продолжение истории о сопротивлении против восставших машин. «Судный день» — грандиозный сиквел, похожий на ремейк. Кэмерон превратил мрачный ретро-хоррор в зрелищный «семейный» блокбастер о мальчике и роботе. В самом дорогом на тот момент фильме в истории кино Шварц переоделся из киллера, который не думает, не рассуждает, а только действует, в очеловеченную машину с обрезом в руке верхом на «Харлее» и стал, по сути, отцом для хулиганистого пацана, будущего революционера, который приказывает железяке не убивать и учит улыбаться. Наш мир, который обречен на гибель, выжил, потому что робот понял, почему люди плачут, и сгорел в раскаленном металле за наши грехи, подняв вверх большой палец. «Терминаторы», проторившие дорогу «Матрице», определяют Арнольда. «Come with me if you want to live».

Цитата из к/ф «Терминатор 2» реж Джеймс Кэмерон. 1991. США
«Идем со мной, если хочешь жить»

«Вспомнить всё» (1990)

Шварценеггер не величайший актер, и будь в главной роли этой фантастики Брюс Уиллис или Харрисон Форд, экранизация короткого рассказа Филипа К. Дика получилась бы совсем другой. Умнее, что ли. Однако Шварц силен харизмой, и его раздувающееся лицо на Марсе забыть невозможно, как и гротескного лидера мятежников, который врос в тело человека. «Вспомнить всё» — не «Блейдраннер», но голландский мастер Пол Верховен, поставивший «Робокопа», мощнейшую фантастическую сатиру всех времен, сделал выдающуюся остросюжетную антиутопию про пролетария (да, Арни в образе работяги — уже что-то), который мечтает о полете на Марс. И однажды выясняется, что фантазирующий о судьбе героя уже был на Марсе, где он работал тайным агентом в рядах сопротивления. Шварц узнает, что «ты не ты. Ты — я», и становится революционером, борцом за свободу порабощенных проклятыми капиталистами, которые имеют полный контроль над новыми технологиями. Вживление воспоминаний, вечное «кто я?», межпланетный заговор, паранойя, трехгрудая проститутка, кровавые перестрелки, потрясающие грим и спецэффекты и арнольдовские «one-liners» вроде «SCREW YOU!». А финал заставляет задуматься: может, всё это «Get your ass to Mars» — бред сумасшедшего? В этой каноничной версии рассказа Дика про то, что памятью можно манипулировать, не один, а сразу два Шварца. «Вспомнить всё» — последняя великая роль Арни, прежде чем живая легенда бодибилдинга ушла в политику и превратилась в пародию.

Цитата из к/ф «Вспомнить все» реж Пол Верховен. 1990. США
Борьба за свои воспоминания

«Коммандо» (1985)

Здесь обязан быть этот боевик под патронажем знаменитейшего продюсера Джоэла Силвера. «Коммандо» — неубиваемая, как Джон Мэтрикс, классика жанра. И одна сцена точно выражает смысл этой картины — герой по-солдатски надевает армейский жилет и ботинки, вооружается до зубов, наносит на лицо боевой раскрас и эпично позирует, а потом идет стрелять и взрывать. Или взять начало, где Шварц несет на плече здоровенное бревно, а в руке — бензопилу под напористый саундтрек Джеймса Хорнера. Мощно и уверенно. Арнольд создал культ гипермаскулинности, идеал белого сверхчеловека, не отягощенного раздумьями и легко пускающего в ход и кулак, и меч. Мудрость Шварца очевидна в уничтожающей силе. «Коммандо» остается квинтэссенцией американского милитаризма, который продолжил «Хищник», закрепивший популярность австрийского великана. В общем, Шварценеггер — страшная машина с горой мускулов, поэтому главный урок — как и во многих фильмах с Арнольдом Шварценеггером — не грози Арнольду Шварценеггеру. Герой этого ироничного олдскульного боевика в одиночку косит из автомата целую армию. Тут вам и погони, и пальба, и рукопашка на ножах. Джон Мэтрикс оставляет только трупы. Правда, мышцы Шварца чаще играют лучше Шварца, который стреляет короткими остротами как из пулемета. «Let off some steam, Bennett».

Цитата из к/ф «Коммандо» реж Джоэл Сильвер. 1985. США
Сообщение

«Последний киногерой» (1993)

Джон МакТирнан знает, как делаются боевики. Режиссер поставил подряд две классики: «Хищник» и «Крепкий орешек». А еще «Крепкий орешек 3», по-моему, тоже отличный. Разумеется, говоря о Шварце, напрашивается «Хищник», где монстр охотится на спецназовцев и вроде бы побеждает, пока не напарывается на большого Арни. Однако этот выбор слишком попсовый, хотя абсолютно справедливый. Впрочем, внимания требует пародия на жанр, где нью-йоркский мальчишка, страстный фанат боевиков, благодаря волшебному билету попадает прямо в фильм с его кумиром. Только здесь вы узнаете, что «Терминатора» играл Сталлоне, которым персонаж Арни восхищается, а Шварц — Гамлета. «Ты убил моего отца… Большая ошибка» и «Быть или не быть? Не быть» (взрыв) — бесценно. «Последний киногерой» — крутая издевка над боевиками, где комиксовый герой Шварценеггера (а бывают другие?), дымящий сигарой и шагающий в казаках по крышам машин, узнает, что он вымышленный, и впадает в депрессию. В этом сказочном приключении под тяжелый рок герои не умирают, детей не убивают, кругом красотки, а плохие парни имеют шанс на победу, и Арни снова произносит «I'll be back!», но в шутку. Название фильма — это и сам Шварц, и рубеж времени, когда республиканцы остались в прошлом, как боевики «для настоящих мужчин».

Цитата из к/ф «Последний киногерой» реж Джон Мактирнан. 1993. США
При свете луны

«Подарок на Рождество» (1996)

Шварценеггер выступал в образе и робота из будущего, и советского офицера, и мифологического самурая, жаждущего мстить и покорять, и американского 007. Арни шпионил на Марсе, боролся с космической тварью, террористами, детьми и спас человечество от Сатаны. Однако в хитовых «Близнецах» актер доказал, что он прекрасен в комедии. «Подарок на Рождество» тоже позволил «железному Арни» избавиться от образа T-800 — герои-тяжеловесы остались в 80-х — и сыграть порядочного семьянина, который пытается спасти праздник обиженного сына. Отец забыл купить модную куклу, а найти уже негде, и охота за игрушкой превращается в войну сумасшедших потребителей. «Нас подставили монополии по производству игрушек. Эти жирные коты сидят себе и эксплуатируют рабочий класс! Тратят миллиарды на телерекламу и посылают сигналы в подсознание, которые выедают у твоих детей мозг. А купишь игрушку — она тут же сломается, потому что это только дешевый пластик!». «Подарок на Рождество» — милая комедия и сентиментальная сатира. Арни дерется с Санта-Клаусами-аферистами и выпивает с оленем. Фильм вроде бы безделушка, но очаровательная. Такие сказки под зимние праздники создают нужное настроение. «Put the cookie down! NOW!»

Цитата из к/ф «Подарок на Рождество» реж Брайан Левант. 1996. США
Папа с сыном