Мировая премьера в театре «У Моста»: станет ли Дон Нигро известен России?
Уходящий, 2018 год в Пермском театре «У Моста» провожали ежегодными, давно ставшими традиционными Рождественскими встречами.
Уникальный проект, включающий в себя показ очередного премьерного спектакля, а также множество иных мероприятий, является отличным подарком на Новый год. В эти дни гости театра допускаются в святая святых — в мистические лабиринты закулисья, где, по слухам, регулярно пропадают люди. Также у поклонников театра появляется возможность пообщаться с артистами, посетить комнату ужасов и даже выиграть бутылку шампанского.
К сожалению, главный приз не так-то просто заполучить: для этого необходимо максимальное участие в конкурсах и танцах, специально организованных актерами театра. Данный урок должен быть усвоен посетителями театра, чтобы использовать полученные знания уже в декабре 2019 года.
Но все-таки самым главным в театре, конечно же, является спектакль. Именно с него начинаются Рождественские встречи.
В декабрьские дни уходящего, 2018 года театром «У Моста» была представлена премьера спектакля «Мефистофель» по пьесе известного американского драматурга Дона Нигро. Причем премьера стала также и мировой — данное произведение еще не ставил ни один театр на планете.
Нигро, несмотря на огромную плодовитость и известность в мире, российскому зрителю практически не знаком. Таким образом, художественный руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов вновь сыграл роль просветителя и познакомил пермского зрителя с очередным автором.
Ранее театр «У Моста» впервые в России поставил спектакль «Сиротливый Запад» по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха. Тогда, в далеком 2004 году он был совершенно не знаком российскому зрителю, мало знаком зрителю мировому. Сегодня он один из крупнейших драматургов современности, а в России можно насчитать свыше 150 постановок по его пьесам. Быть может, в ближайшем будущем подобная судьба ждет и произведения Нигро?
Читайте также: Русский ирландец: в Перми завершился фестиваль Мартина Макдонаха
Как отмечают специалисты по творчеству американского драматурга, он является большим поклонником российской литературы, особенно Федора Достоевского. Также его страстью является русский психологический театр. Нигро создал целый цикл пьес о великих русских писателях, помимо вышеназванного Достоевского, есть произведения, посвященные Александру Пушкину, Николаю Гоголю.
Таким образом, Федотов каким-то загадочным образом находит в недрах чужих культур что-то созвучное русской душе: русских ирландцев (именно так называют МакДонаха некоторые эксперты по его творчеству), русских американцев и открывает их нам.
Спектакль «Мефистофель» погружает зрителя в Лондон XIX века, ввиду того, что Федотов в своих спектаклях всегда с особым трепетом относится к декорациям, сохраняя их аутентичность, атмосфера в постановке по-настоящему мистическая.
В центре сюжета стоит фигура загадочного персонажа по имени Николас, окружающие его женщины убеждены в том, что он дьявол. Его мистическая власть над героинями повествования на первый взгляд подтверждает эту мысль. Но так ли это обстоит в действительности? Не хотелось бы раскрывать всех секретов спектакля и давать какие-то свои интерпретации — все это не имеет значения, пока не увидишь его вживую. «Мефистофель» должен войти в репертуар театра, а значит, у его поклонников обязательно появится возможность посмотреть эту нетривиальную постановку и сделать свой вывод.
Что касается игры актеров, то она, как всегда, была великолепна, особенно хочется отметить Ильназа Яруллина, исполнившего роль Николаса. Определенно стоит признать, что персонаж идеально подходит для актера, придавшего ему особенный характер и глубину, которая, как мне кажется, не вполне свойственна самому персонажу.
Читайте также: «Палачи» Мартина Макдонаха: манифест против безразличия
Забавно, но за это даже можно покритиковать Яруллина, точно так же, как в свое время великий Бернард Шоу критиковал не менее великого Генри Ирвинга (который, кстати сказать, также присутствует в «Мефистофеле»): гениальная игра Ирвинга, по мнению Шоу, порой приводила к оттеснению самой постановки на задний план. В случае с «Мефистофелем» этого, конечно, не произошло, но образ Николаса однозначно получился выдающимся.
Ещё одним чудом актерского мастерства стала игра Марии Новиченко, здесь невозможно что-то описать словами — нужно просто видеть. Единственное, что отмечу, — это фантастическую способность актрисы сочетать демоническое с комическим, причем комическим очищающего свойства, а отнюдь не снижающего напряжение.
Спектакль «Мефистофель» — это еще своего рода оммаж великому английскому актеру Генри Ирвингу, выступающему в спектакле в роли своеобразного Демиурга. Актер был близко знаком с самим Брэмом Стокером и по распространенной версии был прообразом главного героя его легендарного романа «Дракула», постановку которого пермский зритель также может наблюдать в театре «У Моста».
Произведение Дона Нигро стало очередным дополнением к богатому мистическому репертуару театра. Вместе с «Мастером и Маргаритой» и «Дракулой» оно составляет своего рода трилогию, подтверждающую славу Пермского театра «У Моста» как первого мистического театра в России.
- «Да вроде, все хорошо...» Как живут Миша и Вася, потерявшие родителей в «Крокусе»
- Путин назвал русский язык одной из ключевых и фундаментальных ценностей РФ
- В Курской области перекрыт маршрут прорыва ВСУ — 985-й день СВО
- Кремлёв призвал Баха на коленях извиниться за историю с боксёршей Хелиф
- Путин поручил определить требования к уровню владения языком для мигрантов