Теперь об этом можно говорить как о свершившемся факте. Хотя еще каких-то пять-семь лет назад подобное казалось невозможным. Но законы развития общества, видимо, отменить не по силам никому. Даже США. И, кажется, они сами, наконец, это начинают понимать. Хотя не похоже, чтобы они смирились с этим. Но это уже другая тема. Итак, все по порядку.

Александр Горбаруков, ИА REGNUM

Шаг первый. Речь, произнесенная президентом России Владимиром Путиным на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года. Тогда было прямо заявлено о невозможности существования однополярного мира. Что однополярный мир противоречит принципам демократии, поскольку мнение одного лица, одной страны насаждается по всему миру как единственно правильное и насаждается силой. А демократия — это воля большинства с учетом мнения меньшинства. Путин обратил внимание мирового сообщества уже тогда, в 2007 году, что суммарный ВВП Индии и Китая в сопоставимых показателях превосходит ВВП США, а суммарный ВВП стран БРИКС превосходит ВВП стран Евросоюза. И что уже тогда, в 2007 году, экономически сформировалось несколько полюсов принятия решения. И что к мнению этих стран следует прислушиваться. И что невозможно обеспечить безопасность одних за счет безопасности других. Думали об этом многие, но тогда об этом открыто было заявлено впервые. Путина услышали. И это не понравилось конструкторам глобального мира, ибо они увидели в этом угрозу собственной монополии.

Шаг второй. Ответ не заставил себя долго ждать — он был дан 8 августа 2008 года. Не следует думать, что это плохой мальчик Саакашвили развязал ту войну. Не он принимал решение. И решение принимал даже не Буш, президент США, а совсем другие структуры и институции, которые используют США (и их президентов) в своих целях как мирового жандарма. Россию предупредили, чтобы она не вмешивалась. Ответ был молниеносный. Операция по принуждению к миру завершилась за 5 дней. Русские войска подошли к Тбилиси и могли просто войти в город и арестовать Саакашвили, но не стали этого делать. Соединенные Штаты получили первую громкую оплеуху. А Абхазия и Южная Осетия в итоге приобрели независимость.

Шаг третий. Сирийское химическое оружие. Сентябрь 2013 года. Башар Асад заявил о готовности уничтожить химическое оружие. Сделано это было по предложению России. И это предотвратило повторение ливийского сценария в Сирии. Соединенным Штатам опять пришлось отступить. Хотя уже все было готово к вторжению в Сирию.

Шаг четвертый. Опять ответный ход — переворот на Украине 22 февраля 2014 года. Если кто-то думает, что это была «революция достоинства» — достоинством там и не пахло. Напомню, что первые погибшие были вообще не украинцы, а наемники из разных стран. Они бросали коктейли Молотова в «Беркут». Они не герои. Они — террористы. Это точно. Еще придет время назвать вещи своими именами. И придет время судить военных преступников. Но пока украинцев использовали как пушечное мясо в войне США против России. Это был самый серьезный удар. Ибо казалось, что любое действие России проигрышно. Русские убивают русских. Украинцы — украинцев. США уже рассчитывали разместить свой флот в Крыму. Однако крымчане решили иначе. И что бы ни говорила киевская пропаганда, Крым всегда считал себя Россией. На Украине многим не хочется в это верить — но это правда. Крым ушел сам. Как только увидел, что творится в Киеве, — не захотел такое у себя. Мог уйти давно. Хотел еще в 1993-м. Но тогда Ельцин был против того, чтобы принять Крым. А потом Кучма очень постарался сделать так, чтобы реальная автономия Крыма превратилась в пустую декларацию.

Шаг пятый.Россия нашла выход — не желая войны с братским народом, перенесла войну на другую территорию. Туда, где США и не ждали. Они думали, что Россию привязали к Украине надолго. Ан нет. Теперь все решается в Сирии. В результате Украина Соединенным Штатам больше не нужна. Поэтому Порошенко, как послушная марионетка, скоро объявит о прекращении АТО. И о победе, разумеется. Киев же не сдали донецким ополченцам.

Ну, а причины, почему Россия поступила именно так, а не иначе, — очевидны. Есть четыре причины действий России в Сирии.

Во-первых, не допустить распространения действий ИГИЛ в самой России. А это было бы неизбежно, если не остановить его здесь. Это была бы уже война на территории России. Это была бы вторая Чечня, только гораздо масштабней.

Во-вторых, перехватить у США стратегическую инициативу. Показать, что США борется с ИГИЛ только на словах. А их истинная цель — свержение Асада.

В-третьих, остановить поток беженцев в Европу и сделать ЕС своим союзником в вопросах мира на Ближнем Востоке.

В-четвертых, перевести стрелки с Украины на Сирию, лишить Украину американской поддержки, сделать ее глубоко вторичной для Вашингтона и последовательно вынудить Украину прекратить АТО.

Это причины политические. А есть еще и экономическая. Как всегда — проклятые углеводороды. Непримиримыми противниками Асада являются Катар и Саудовская Аравия. И это они поддерживают Исламское государство оружием и финансово. И цели их вовсе не политические. Катар — богатая газом страна. Газопровод из Катара в Европу через Сирию мог стать альтернативой российскому «Турецкому потоку». Именно этот проект лоббируют США. Ну, а коли Асада скинуть не удается, то и газопровода через Сирию не будет.

Но все это детали. Это — тактика. Надо смотреть на проблему системно. Мир изменился. Уже изменился. И 70-я юбилейная сессия Генеральной Ассамблеи ООН это подтвердила. Однополярный мир ушел в прошлое. Если прежде без согласия США в мире не делалось практически ничего, то сегодня Обама вынужден был принимать помощь в Сирии на условиях России. США призывали создать коалицию по борьбе с ИГИЛ, но коалиции во главе с США не получилось. Теперь есть коалиция, созданная Россией. И США остается только приветствовать это, скрипя зубами. Теперь Россия, а не США, становится гарантом мира на Ближнем Востоке. Россия взяла на себя ответственность прекратить многолетнюю войну на Ближнем Востоке, причем с выгодным для себя результатом.

В США считали, что путем давления на Россию можно заставить ее изменить внешнюю политику. «Додавили». Все стало возможным благодаря бездарным шагам США. Украинский переворот сделал Крым российским. И теперь Россия может использовать Черноморский флот без оглядки на Киев. Американская «Буря в пустыне» сделала Ирак союзником России. А Иран всегда союзником России был. Решение Иранской ядерной программы развязало Ирану руки. И теперь коалиция Россия—Сирия—Иран—Ирак взялись очистить Сирию и Ирак от боевиков «Исламского государства». И даже Китай свой авианосец в Тартус прислал, чем продемонстрировал поддержку действий России.

История сделала решительный разворот. Но конечный результат еще не определен. Глобализация стала настолько тотальной, что принимается — на всех уровнях и повсеместно — все большим числом политиков, исследователей и особенно обывателей за объективную реальность и закономерный этап в развитии человечества.

Однако же, с другой стороны, очевидно, что характер глобализации и её содержание не предопределены. И сегодня решается вопрос о том, какая модель глобализации станет определяющей. Вопрос сегодня стоит так: либо в результате глобализации будет закреплено планетарное доминирование США или какого-то иного мирового игрока, либо в результате глобализации сформируется-таки многополярный мир, выраженный формулой «Сoncordia in diversitate» (гармония многообразия).

В многополярном мире сегодня объективно заинтересованы все, кроме США и его ближайших сателлитов вроде Британии. Наиболее активно версию «Гармонии многообразия» продвигает сегодня не кто иной, как Россия. Поэтому на Россию такая атака. Поэтому санкции. Поэтому бессильная злоба тех, кто стремится любой ценой встроиться в западную модель и занять там место поудобнее.