Андрей Полухин: Центры и столицы Сибири в аспекте геополитической традиции
Недавние заявление президента Владимира Путина о возможности переноса ряда федеральных органов в Сибирь, например, в Красноярск, подняло на новый уровень обсуждение этой темы, которая не раз актуализировалась многими российскими регионоведами. Теперь это вопрос государственной важности. Интересно в этой связи изучить геополитическую логику расположения сибирских столиц. Ведь здесь важно предусмотреть всевозможные нюансы и возможные последствия.
Весомая часть геополитических центров, столиц Сибири — это «геополитические Киевы». Что это такое? «Геополитический Киев» — это место, где существует стык двух масштабных природных зон, леса и степи (в «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» всё это названо Южный пояс развития и Северный). Также в этом месте должен быть существенный речной узел, который вместе с притоками организует важный логистический центр, позволяющий осуществлять коммуникации между степью и лесом, а через морское пространство — с отдалёнными территориями.
Часто «геополитический Киев» как удобный центр управления, логистики выбирается и назначается со стороны. Он редко является колыбелью государственности, территорией, от которой исходят импульсы настоящей исторической централизации. Как известно, древнерусское государство образовалось по речным торговым путям, а не на племенной основе. Племя полян не завоёвывало территорию от Чёрного до Балтийского моря. Киев стал «матерью городов русских» с 882 года, когда пришедший из Новгорода князь Олег его захватил обманом. Именно предприимчивые новгородцы организовывали продвижение своих князей в Киеве: Владимир Святой, Ярослав Мудрый… С прекращением функционирования важного международного пути «из варяг в греки», в XII-XIII веках, Киев как центр Руси пришёл в упадок на многие столетия. П.Н. Савицкий видел в геополитике России сквозную традицию формирования сильной самодержавной власти на территории Северо-Восточной Руси, которая затем так ярко проявилась при большевиках в период Гражданской войны, и такую же традицию рыхлого государственного начала на территории современной Украины. Нынешняя ситуация на Украине, слабость её государственности является дополнительным доказательством этих геополитических обобщений.
Естественно, что «геополитические Киевы» имеют в Сибири отличия. Климат в сибирской лесостепи более суровый, замерзающие надолго реки текут не на юг и к тёплым морям, а на север к Северному Ледовитому океану, что снижает их транспортное значение. Важно и то, что изменения условий социально-экономической и политической жизни заставляли эту сибирскую столицу постоянно мигрировать. Тут ни один из сибирских городов не может похвастаться монополизмом.
Первая историческая столица Сибири (точнее Сибирского ханства) — Кашлык и затем его правопреемник Тобольск (он на 17 км стоит ниже по течению, чем Кашлык). На их широте степь углубляется далеко на север. Это помогало доходить до этих городов степным торговым караванам из далёких стран. Сочетание крупных рек Иртыша и Тобола, близость Оби позволяло в XVI-XVIII вв. использовать эту территорию как важнейшее место управления всею Сибирью. Такой «геополитический Киев» как Тобольск был весьма удобен в период первоначального освоения Сибири, так как он ближе всего лежал к Европейской России. Затем его значение упало. Как и Киев, Тобольск сохранил остаток древнего величия через форму окостеневшей культуры и своеобразное духовное лидерство в Русской Православной Церкви. Их митрополичьи кафедры, богатое культурное наследство тому свидетельство.
Губернский с 1804 года город Томск, ставший до начала XX века настоящей столицей Сибири (тут он правда конкурировал с далёким Иркутском, исключительное местоположение которого в безжизненной Восточной Сибири объяснялось климатическими и географическими причинами), — это также геополитический Киев и собрат Тобольска. До XX века русские побаивались размещать крупные региональные центры на Оби, которая славилась бурными и широкими весенними разливами. Поэтому Томск стоит недалеко от Оби на более спокойной Томи. Стоит ли говорить, что местоположение Томска — это территория сочетания важных водных потоков: Обь, Томь, недалеко Кеть, Чулым. Все они использовались для транспортировки грузов из Западной Сибири в Восточную и обратно. Томск был важнейшим перевалочным пунктом. Степные районы начинаются чуть южнее Томска, но это не мешало кочевникам регулярно пригонять в Томск лошадей для продаж. Томские купцы-прасолы (прасол — оптовый скупщик скота и сельхозпродукции) как раз прославились этой стороной дела. Томск — это и северная граница земледелия. Корона на печати Томска XVII века, в дальнейшем лошадь, животное, которое в культуре разных народов обеспечивает связь между различными мирами, способность к изменениям, все с точки зрения аксиологического подхода символизировало будущее величие этого города.
Енисейск — также важный водный узел, своеобразный сибирский Киев, в районе впадения Ангары в Енисей. Но из-за сурового климата (среднегодовая температура -4°C) и отдалённости лесостепных и степных районов город не получил существенного развития.
Красноярск расположен южнее, рядом лесостепь и степь. Когда прошёл Транссиб, который существенно изменил логистику грузопотоков, он компенсировал Красноярску отсутствие важного узла — соединения нескольких крупных судоходных рек. Город стал стремительно развиваться. Наверное, его древний символ, единорог, изображённый на городской печати и потом на гербе, что есть эмблема царской власти в Московском государстве, в аксиологическом смысле предугадывал его будущее значение и возможные столичные функции.
Важнейшее значение в геополитике Сибири занимает Омск. Этот город не есть «геополитический Киев». Он изначально возник как центр русской экспансии в южные глубинные районы Азии. Он был основан в 1716 году в ходе неудачного похода на юг (гегемонистские планы Петра I по проникновению в Индию и Китай, поиск удобных путей). Отступая, русское войско дошло до первой речушки (Омь), которая после длительных степных районов впадает в Иртыш, там и обосновались. В дальнейшем город выполнил своё историческое предназначение, став центром русской экспансии в районы современного Казахстана и Средней Азии.
С 1822 года Омск — резиденция Западно-Сибирского генерал-губернаторства, а затем и Степного. Именно отсюда руководили распространением русского влияния в Казахстане и Средней Азии (правда, не будем забывать тут о роли Оренбурга). В годы Гражданской войны при А.В. Колчаке Омск был столицей России. Наверное, в геополитических изысканиях российского регионоведа Ю.В. Крупнова, который разрабатывает проекты выстраивания логистических коридоров по маршруту Север-Юг на Евразийском материке, и где особое место отводится Западной Сибири, Омску предстоит сыграть выдающуюся роль в случае реализации этих интересных замыслов. Сложно найди более удобное место для руководства столь наступательным проектом промышленной экспансии, чем Омск, перед воротами которого начинают разворачиваться глубинные просторы Азии. Такова геополитическая традиция.
Нынешняя столица Сибири город Новосибирск в геополитической плоскости — зеркальное отражение, проекция Томска. У них практически общий речной узел. Если Томск — это центр водных путей и место, где Московский тракт (главная транспортная артерия в Сибири XVIII-XIX вв.) поворачивает от реки на восток в сторону Иркутска, то местоположение Новосибирска — это район, где тот же Московский тракт поворачивает от реки на запад (не исключаю, что подобную схему следует применять к городам Тобольск и Тюмень). Территория Новосибирска южнее Томска, ближе к промышленному Алтаю и ближе к Европейской России. Правительство императорской России несколько раз административным путём пыталось перенести региональный центр в район будущего Новосибирска. Первый раз — при Екатерине II. Южное предместье Новосибирска город Бердск в 1783-1797 годах был центром обширной Колыванской губернии и именовался Колыванью. Однако саботаж томских чиновников, нежелание их переезжать в Колывань, многочисленные их депеши в столицу с указанием на угрозу разлива Оби сделали своё дело. Павел I многие начинания своей матушки пресёк. В 1822-1823 годах при Александре I по реформе М.М. Сперанского и Г.С. Батенькова городок Колывань северней нынешнего Новосибирска провозглашали центром губернии вместо Томска. Власть собиралась даже строить новый город на возвышенности. Однако дружный саботаж томских чиновников и купцов провалил этот очередной перенос региональной столицы. Лишь строительство Транссиба в конце XIX века и ломка государственной власти в ходе революции и Гражданской войны нарушили монополию Томска как регионального центра и главного города в Сибири.
Важную роль для Сибири играют Барнаул, Тюмень, Кемерово, Абакан. Это нынешние административно-хозяйственные центры субъектов федераций. Но играли ли они когда-либо в истории ту или иную роль общесибирских центров, столиц? Вряд ли. Также их сложно причислить к видным городам военно-политической экспансии, которые организовывали присоединение и освоение новых земель.
Особое место в геополитике Сибири занимает город Новокузнецк. Сейчас это не региональный административный центр, хотя по численности населения он превосходит областной центр Кемерово и формирует вокруг себя одну из крупнейших агломераций в стране (1,15 млн человек). В истории Новокузнецк был центром обширного уезда от района современного Новосибирска и до Монголии. Этот город до начала XVIII века выдерживал с трёх сторон столетнюю атаку агрессивных соседей, а затем руководил заселением Алтая (кузнецкие люди поставили Бердский острог (ныне город Бердск), Белоярскую крепость (современный город Новоалтайск), Бикатунскую и Бийскую (ныне город Бийск) крепости, помогали строить Абаканский и Саянский остроги в Минусинской низменности; даже первое русское поселение на территории современного Новосибирска основал казак Кузнецкого острога Фёдор Криницын по прозвищу «Кривощёк» (отсюда деревня Кривощёковская), позже он основывает ещё одну деревеньку вблизи современного Барнаула, не исключено, что и сам Барнаул был основан не без кузнецких служивых людей).
Новокузнецк расположен на территории северо-восточного Алтая. Отличие этого региона от района Новосибирска, Томска, Кемерово, Красноярска в том, что там более тёплый и благоприятный для проживания человека климат. Томск, Кемерово, Новосибирск имеют среднегодовую температуру в районе 0°C. Они расположены на границе степей, предгорий и таёжных болот (Транссиб аккуратно проводили по этой природной линии). 200 км южнее — и среднегодовая температура увеличивается на 1 градус, а далее ещё на один. Это прибавка к вегетационному периоду 20-35 дней. Стоит ли говорить, что для условий Сибири это имеет колоссальное значение. Более того, саяно-алтайская горная страна вместе с Камчаткой, по признанию известного путешественника Ю.А. Сенкевича, — самые красивые места на Земле. Недаром эти места столь притягательны для туристов, а горный курорт Шерегеш на юге Кемеровской области — самый посещаемый в стране.
Проблема в том, что конструкция жизненных пространств в Сибири представляет собой систему «висюлек», нанизанных на ниточку Транссиба. Это весьма неудобно для полноценного и гармоничного развития региона. Благодатный и курортный юг в этой системе оказывается на отшибе. Существующая транспортная система не позволяет связывать его воедино, комплексно и гармонично развивать. Отсутствует, например, автомобильная дорога по линии Барнаул — Новокузнецк — Абакан. Она есть в проектах и программах развития Сибири, но на неё никак не могут найти денег.
Естественным центром огромной Саяно-Алтайской горной страны является Новокузнецк. С советских времён существовали геополитические проекты объединения этих территорий с центром в Новокузнецке. Есть и другие смыслы наделения Новокузнецка региональными административными функциями (возможен перенос туда центра Сибирского федерального округа или ряда федеральных ведомств). В исторических условиях России это особенно актуально для континентальной Сибири, лишение города статуса регионального административного центра приведёт к его неминуемому упадку. Любой город будет противится этому. Так случилось, что геополитическая мощь Новокузнецка в период индустриального общества и модерна была выше областного центра. Однако в эпоху деиндустриализации и постмодернизма индустриальная Новокузнецкая агломерация нуждается в новых смыслах. Ничего неделание приведёт к её разгрому. Вековая работа по благоустройству этих земель пойдёт прахом.
Новокузнецк занимает по отношению к другим городам Южной Сибири наицентральное место. Широченная четырёхголосная магистраль связывает Новокузнецк с Кемерово и далее с Томском, Новосибирском и Красноярском. Это удобно для логистики. Ремонт и строительство дорог к югу и к востоку удобно свяжет город с Барнаулом, Бийском, Горно-Алтайском и Абаканом. Новокузнецк равномерно от них всех удалён. Интересно и то, что частично построена прямая дорога на Красноярск через верховье реки Усы. Экология города существенно улучшается. Сейчас в городе осталось лишь 27-28% промышленных выбросов по сравнению с началом 1990-х годов.
Немаловажную роль играет проблема безопасности. Только обыватель может думать, что мир не может изменяться. Проблема в том, что большинство крупнейших городов Сибири — Тюмень, Омск, Новосибирск, Барнаул, Бийск — расположены на расстоянии 100-350 км от государственной границы с Казахстаном. А что, если война и нападение мирового халифата? Между этими городами и Казахстаном сплошная равнина и никаких естественных преград. Новокузнецк окружён с трёх сторон горными системами и удобен для обороны, что наглядно показала история русской экспансии XVII-XVIII вв. Недаром здесь с конца XVIII века стали возводить мощнейший оборонительный узел с каменой цитаделью. Красноярск же несколько удалён от основного тела сибирских городов по линии Томск-Бийск. Логистика управления и развития региона будет страдать. В этом городе Енисей называют «холодильником», так как он не замерзает даже зимой, парит и создаёт очень влажный климат, что весьма неприятно в морозы. Новосибирск же просто перегружен, как Москва. Наделять его дополнительными функциями — это просто губить город.
Нурсултан Абишевич Назарбаев насыщает свою новую столицу Астану символами каббализма и масонства, видимо, что бы сделать город притягательным для власти и денег. Что интересно, город Новокузнецк почему-то полюбили при Сталине своеобразные подозрительные советские масоны-архитекторы. Треугольная площадь на севере проспекта Металлургов имела «глаз» (эта площадь венчает во многом пирамидальную планировку центра города), Театральная площадь на том же проспекте была выложена шахматной доской, что есть тоже символ масонства. Для полноценного изучения этого вопроса нужны специалисты и дальнейшие изыскания.
Новокузнецк в плане аксиологического подхода и коммуникаций имеет интересные символы: волк и лошадь. Волк (именно он первых два века был изображён на городской печати), а затем лошадь — это животные, которые переносят героев сказаний в иные миры, осуществляют связь с космосом, способствуют изменению мира. Наверное, неслучайно, что Новокузнецк, как и Томск, город в Сибири, который может менять мир. Так оно было для Юга Сибири в XVII-XVIII века, так оно было во многом для истории XX века (город сыграл важнейшую роль в Великой Отечественной войне).
Таким образом, Москва должна решить, что она хочет в Сибири: либо промышленного развития и экспансии на глобальный Юг (тогда центр — это Омск), либо простого переноса столичных функций в Сибирь для разгрузки Москвы (тут подойдёт Красноярск, как и другие сибирские города, в особенности Томск с его обширной интеллектуальной базой), либо проект комплексного и гармоничного развития наиболее благоприятного для проживания человека района Сибири по линии Барнаул — Новокузнецк — Абакан (тогда это город Новокузнецк).
Кандидат исторических наук Андрей Полухин
- Харьковские власти заявили об эвакуации 11 тыс. человек — 1043-й день СВО
- Факельное шествие бандеровцев на Украине стало позором Запада — Рогов
- Спикер Рады заявил о повреждении зданий парламента во время атаки дронов
- Словакия может выдвинуть требования о возмещении ущерба по газу — Фицо
- Цены на газ в Европе выросли до уровня 2023 года, пишет СМИ