"The Barents History Book": скандинавы издают учебник истории для Русского севера
Мы продолжаем цикл наших статей о политике мягкой силы Норвегии в северных приарктических районах Российской Федерации. На этот раз речь пойдет о попытках норвежцев воздействовать на региональные компоненты образования в РФ через культурную политику норвежского Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР).
Проблемой российского постсоветского гуманитарного образования всех уровней по-прежнему остается т. н. региональный компонент государственного стандарта общего образования. Регионализация образования стала одним из стратегических направлений развития просвещения в России. Впервые региональный компонент образования в качестве эксперимента был опробован в 1989 году. Он включал в себя дополнение и корректировку образовательных программ в связи с национально-этническими, региональными и местными социально-культурными факторами. В настоящее время государственный образовательный стандарт регламентирует только федеральный компонент образования, а региональный компонент является прерогативой региональных властей и администраций школ. Федеральным законом он не регламентируется, что оставляет известный простор для творчества, впрочем, не всегда конструктивного.
Особенностью регионального компонента образования в субъектах федерации в Архангельской, Мурманской областях, республике Карелии, республике Коми и Ненецком автономном округе является то, что на него пытается воздействовать такая зарубежная структура, как норвежский Баренцев Евро-Арктический регион. Вклинивание БЕАР в систему регионального образования особенно заметно в Архангельске, поскольку его структуры изначально и давно получили прописку в местном университете, с 2010 года ставшего частью Северного Арктического федерального университета (САФУ). В своих публикациях мы уже фиксировали крайне негативные по своим последствиям примеры воздействия норвежского БЕАР и его идеологии на региональный компонент высшего, среднего и начального образования в Архангельской области. Особенно системный характер имеет попытка воздействия на местную высшую школу. Так, например, в 2001 году в Архангельске под грифом Министерства образования РФ, Поморского университета имени Ломоносова и секретариата Баренцева региона (Норвегия) было издано учебное пособие для высшей школы "Баренцев евро-арктический регион и Архангельская область: международное сотрудничество. История и современность".(1) Авторами его выступили: ректор Поморского университета проф. Владимир Булатов и местный агент влияния Норвегии, директор Баренцева информационного центра в Архангельске Андрей Шалев. В 2006 году в Архангельске было издано (в выходных данных обозначена Москва) учебное пособие для вузов "Русский Север" все того же проф. Владимира Булатова.(2) При ближайшем рассмотрении выясняется, что на концепцию и содержание этого учебного пособия также негативное влияние оказала идеология "баренцева сотрудничества". По-существу, оба учебника являются направленной против интересов России фальсификацией региональной истории.
Однако Баренц-секретариат и его структуры не остановились на достигнутом. На повестке дня реализация фундаментальных проектов издания учебника истории и энциклопедии. С 2006 года идет работа по подготовке "единого учебника" по истории для высшей школы стран Баренцева региона под названием "The Barents History Book".(3) По замыслу авторов этого проекта, учебник будет использоваться в учебном плане в университетах в Баренцевом регионе, в том числе, в России, а также в совместных транснациональных образовательных проектах, вроде программы подготовки "российских бакалавров циркумполярных наук".
Идея написать учебник об общей истории Баренцева региона родилась в 2001 году во время шведского председательства в ЕС. Она возникла у шведского координатора деятельности Баренцева региона Гуннара Ласинатти. Идея была подхвачена Ларсом Элениусом - руководителем факультета социальных наук шведского Университета Лулео. Элениус сформулировал общую концепцию проектируемого для Баренцева региона учебника истории. По его замыслу, книга должна быть посвящена процессу модернизации в странах Баренцева региона. Учебник, таким образом, является еще и завершением исследовательского проекта 2004-2013 годов "Модернизационные процессы в Баренцевом регионе". Этот проект был профинансирован Северным советом скандинавских стран и Финляндии. В декабре 2006 года для определения источников финансирования создания учебника из шведов и норвежцев была создана руководящая группа. После этого собственно проект "The Barents History Book" стартовал 29 августа 2007 года. На следующий год, 11-12 октября 2007 года, в Киркинесе - "столице" Баренцева региона был проведен специальный семинар, посвященный проблеме будущего учебника, в котором приняли участие эксперты из университетов стран Баренцева региона, в том числе, и из России.
Финансирование проекта подготовки учебника обеспечивается несколькими национальными и международными источниками, в том числе, фондами Европейского Союза. Проект, в частности, на национальном уровне оплачивается Шведским исследовательским советом, Шведско-финским культурным фондом, Норвежским исследовательским советом. Поток норвежского государственного финансирования идет через Университет Тромсе, финского - через Университет Оулу. Россия, разумеется, не участвует деньгами в проекте, хотя именно она является главной "мишенью" готовящегося учебника. Стадия подготовки текста "The Barents History Book" началась в 2010 году и сейчас завершается.
Цель проекта - написать учебник университетского уровня для студентов, в первую очередь, для тех, кто изучает историю, а также создать полезное учебное пособие для студентов, изучающих социальные и политические науки, а также для всех лиц, интересующихся историей "Фенно-Скандинавии" и российского Северо-запада. Книга охватывает хронологический промежуток времени с 800 года н. э до 2010 года, с упором на период модернизации ХIХ и ХХ веков. Готовая книга будет содержать 300-400 страниц, в том числе, карты, графики, иллюстрации и т. д. В книге предусмотрена хронологическая таблица и список рекомендованной литературы.
Всего в этом суперпроекте участвуют 35 университетских историков преподавателей из университетов Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Учебник выходит под редакцией четырех авторов: проф. Ларса Элениуса, Университет Лулео, Швеция; проф. Марии Ляхтенмяки, Университет Оулу, Финляндия; асоц. проф. Хальварда Тьелмеланда, Университет Тромсе, Норвегия; доц. Алексея Голубева, Петрозаводский университет, РФ. Каждая из четырех стран Баренцева региона представлена одним соавтором в каждой главе. Всего в процесс написания текста, таким образом, вовлечено 24 историка из университетов Норвегии, Швеции, Финляндии и России. От России в авторском коллективе "The Barents History Book" участвуют: проф. Виктор Семенов (Сыктывкарский университет), проф. Владислав Голдин (САФУ, Архангельск), доц. Илья Соломещ (Петрозаводский государственный университет), доц. Ирина Чернякова (Петрозаводский государственный университет), доц. Александр Пашков (Петрозаводский государственный университет), проф. Алексей Киселев (Мурманский государственный гуманитарный университет), доц. Владимир Карелин (Мурманский государственный гуманитарный университет), доц. Денис Беляев (Мурманский государственный гуманитарный университет). Все названные российские историки в своей текущей деятельности тесно связаны с зарубежной грантовой активностью.
Показателен состав руководителей групп по написанию отдельных глав. Все они, за исключением двух групп - скандинавы и финны. Руководителем групп главы 5 (период 1939-1955) и главы 6 (период 1955-1970) является числящийся по Петрозаводскому государственному университету доц. Алексей Валерьевич Голубев. Одновременно Голубев, напомним, как указывалось выше, является и одним из четырех главных редакторов "The Barents History Book".
Кто такой доцент Голубев? При ближайшем рассмотрении выясняется, что у Голубева нет базового образования историка. Он закончил Петрозаводский университет по специальности филология, английский язык. Голубев с 2002 по 2006 год - преподаватель английского языка в провинциальном Петрозаводском университете. Только после этого он сменил эту стезю и стал "историком".
Алексей Голубев является типичным представителем молодого поколения в наших университетах, которые весь смысл отечественной истории, как "науки", видят для себя в непрерывной череде зарубежных грантов + постоянного научного туризма в страны Запада, оплачиваемого тем же Западом из средств т.н. "трэвел грантов". После защиты в 2006 году диссертации в Петрозаводске по теме НЭПа в Советской Карелии - название диссертации "Влияние экономического сознания на осуществление новой экономической политики (на примере Карелии)", Голубев активно занялся созданием "научных" каналов для получения "признания" на Западе. Для выхода на Финляндию, Канаду и США в 2006-2007 годах Голубев занимался проектом "Североамериканские финны в Советской Карелии". В 2007 году для выхода на Финляндию Голубев занимался проектом "Финская оккупация Карелии" в рамках oral-history. В 2009-2012 годах для выхода на Финляндию Голубев "исследовал" советский туризм в Финляндии. Заявленная цель проекта - изучение советского туризма на Западе, как опыта межкультурного общения. Все это, заметим - не актуальная тематика для отечественной истории. В 2010-2013 годах Голубев работал в проекте американского соросовского Института Открытого общества. Сейчас он активно занят во враждебном идеологически России норвежском проекте "Асимметричное соседство".
Усилия Голубева были вознаграждены за рубежом. В 2011 году он получил четырехлетний грант для написания диссертации Ph. D. в Университете британской Колумбии в Ванкувере в Канаде. Одновременно он преподает в качестве ассистента в этом университете. Сейчас его будущая карьера и возможность постоянной работы на Западе зависят, в том числе, от "усердия" в участии в проекте "The Barents History Book". Поэтому концептуально присутствие этого "вундеркинда от истории" в качестве главного редактора в проекте "The Barents History Book" целиком подчинено ученым из Скандинавии. Разумеется, в означенном проекте Голубев будет отстаивать интересы скандинавов и стоящих за ними США. Голубев - уже не российский историк. И именно этот молодой (в научном плане) человек поставлен скандинавами в качестве главного редактора "The Barents History Book" от "российского сектора" Баренцева региона.
* * *
Теперь об общей концепции подготавливаемого учебника. По определению авторов концепции "The Barents History Book", Баренц регион - это макрорегион эпохи постмодерна, состоящий из частей четырех национальных государств, которые частично находятся в ЕС, т. е. Швеция и Финляндия, а частично вне ЕС - Россия и Норвегия. При этом Баренцев регион состоит из десяти субрегионов, каждый из которых имеет свои отличительные социально-экономические и культурные особенности. Каждый из этих субрегионов играет собственную и определенную роль в своем национальном государстве. Одновременно в Баренцевом регионе сосуществуют различного типа экономические и политические системы: Россия и "Нордическое Содружество". Но как их соединить вместе? По определению авторов концепции "The Barents History Book", история Баренцева региона является историей ее субрегионов. По этой логике, история Баренцева Евро-Арктического региона начинается не в 1993 году, когда он и появился, а 1200 лет назад. Это весьма сомнительный с научной точки зрения подход, поскольку широкого экономического и культурного взаимодействия России и Скандинавии в приарктических областях в эпоху Средневековья и Нового времени не существовало. Между тем, авторы изображают дело таким образом, что единство Баренцева региона было нарушено только в ХХ веке после революции 1917 года и процесса "неправильной" модернизации в России. Период после Первой мировой войны до Второй мировой войны означал, по их мнению, "раскол в современном Баренцевом регионе". Идеологическая поляризация между партийно-политической системой в СССР и демократической системой стран Фенноскандии тогда еще далее отдалили культурные модели России и фенноскандинавских стран. "The Barents History Book" утверждает идею о том, что после 1989 года политика Баренцева региона направлена на преодоление этого раскола и воссоздание существовавшего ранее единства. Поэтому, с точки зрения "баренцева единства", текст будущего учебника получится весьма своеобразным и непривычным для российского читателя. История каждой из стран Баренц-региона будет излагаться не отдельно, а чересполосно сплошным текстом в рамках отдельных периодов. При этом, сказываются вполне размеры скандинавских стран. В тексте авторы при изложении истории северных "субрегионов" Швеции и Норвегии постоянно вынуждены обращаться к событиям в центре политической жизни этих стран. При этом не трудно заметить, что история российских приарктических субрегионов подается более отстраненно от событий в центре России.
Целью учебника истории "The Barents History Book" является сравнение исторического развитие субрегионов в Баренцевом регионе, то есть развития северных административных единиц в рамках Норвегии, Швеции, Финляндии и России, т е. того, что сегодня составляет Баренцев регион. Основной акцент в готовящемся учебнике, как уже указывалось, делается на процессе модернизации в Баренцевом регионе в ХIХ и ХХ веках. При этом "нордическая модель" скандинавов признается в качестве общей универсальной модели и единственно правильной для построения успешного общества. Здесь необходимо указать на фундаментальную погрешность концепции авторов "The Barents History Book" в аспекте модернизационного подхода при описании модернизационных процессов в странах Фенноскандии и России. Географически оставаясь периферией Запада, страны Скандинавии с первой половины ХVI века испытали на себе общий импульс, характерный для ядра Запада. Протестантизм коренным образом изменил сознание индивида и общества, что стало исходной точкой для всех процессов модернизации в Скандинавии и Финляндии. Именно трансформация сознания привела к преодолению в этих странах традиционного общества. Россия, между тем, в силу своей цивилизационной принадлежности, не прошла трансформации общественного и индивидуального сознания, которая бы позволила преодолеть то, что в западной социологии называют "традиционным обществом". Россия и сейчас в социальном плане остается традиционным обществом - т. е. обществом незападного типа. Это не хорошо и не плохо. Это простой факт, который не нуждается в рефлексии. Это данность.
Между тем, процесс модернизации в "The Barents History Book" рассматривается для стран Фенноскандии и России, как параллельный процесс. Один, разумеется, в Фенноскандии - хороший и правильный, другой - в России неправильный. Между тем, на поверку, в России и странах Скандинавии были абсолютно разные по своему характеру модернизационные процессы. В России было явление "догоняющей модернизации", т. е. вынужденной и навязанной извне. В этой связи весьма характерно, что в тексте "The Barents History Book" утверждается, что царизм был препятствием для модернизации в России. На самом же деле, именно царизм - т. е. государственная автократическая власть, была главным двигателем процесса "догоняющей модернизации" в нашей стране в ХVII- начале ХХ века. Другое дело, что хроническая нехватка финансирования и различные чрезвычайные обстоятельства, как то - экономический кризис, войны, революции, стали относительным препятствием в осуществлении государственных проектов "догоняющей модернизации" в России.
Создатели концепции "The Barents History Book" полностью, по понятным причинам, игнорируют и тот факт, что процесс модернизации органически встраивал страны Скандинавии в систему Запада. Для России в силу ее цивилизационной чуждости путь встраивания в Запад был закрыт изначально. Запад определял место для России в качестве своей периферии. Поэтому догоняющая модернизация для России означала ее сопротивление включению в периферию Запада.
Создатели концепции "The Barents History Book" при рассмотрении социально-экономических аспектов современной истории стран Баренцева региона в частностях правильно отмечают, как сходства, так и различия в модернизации у скандинавов и россиян. Сходства, касающиеся процесса индустриализации и сопутствующему ей экономическому развитию северной Норвегии, Швеции и Финляндии, Северо-Запада России, основываются на использовании при старте сырьевой экономики. Начало длительному росту дала все возрастающая с середины ХIХ века нехватка сырья с ростом цен на него в центральных частях Европы - в Англии, Германии, Франции, Голландии, Бельгии и т. д. Создатели концепции "The Barents History Book" определяют и существенные различия в системах индустриализации и модернизации в странах Скандинавии и России. Это касается:
- характера накопления капитала и инвестиций;
- учреждений, регулирующих рынок;
- различий в политической и правовой системах, в системе принятия политических решений;
- роли рабочего класса в индустриализации и процессе модернизации;
- роли средств массовой информации в общественных изменениях.
Здесь заметим, что авторам концепции "The Barents History Book" пришлось сопоставлять северные регионы Швеции, Норвегии и Финляндии с их изначально промысловым и горнодобывающим характером хозяйства с регионами российского Северо-Запада, где со времен Средневековья и в Новое время преобладал аграрный сельскохозяйственный сектор экономики, дополняемый промысловой деятельностью. Поэтому, естественно, что из сферы анализа в "The Barents History Book" совершенно уходят различия в системах земельной собственности в России и странах Скандинавии. В аграрном секторе российского Северо-Запада земля не становилась капиталом, прежде всего, благодаря природному и лишь потом культурному фактору. А, если земельная собственность, не рождает капитал, то и "правильный капитализм" не может возникнуть в подобных условиях. И именно это обстоятельство становится особенностью процесса догоняющей модернизации на российском Северо-Западе - "российском секторе Баренцева региона", по их определению.
В заключение, апологеты Баренцева региона у нас в стране и за рубежом подчеркивают оригинальность, новизну этого образования. Баренцев регион определяют, как "регион нового развития", плод процессов "новой регионализации" в мире и т. п. Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что это трансграничное образование в экономическом плане является фикцией. Это искусственный и в географическом смысле регион, в котором нет внутреннего органического единства. Главным содержанием деятельности Баренцева региона является транслируемая на Россию культурная политика, финансируемая скандинавами, главным образом, норвежцами. Убери это финансирование, и Баренцев регион на следующий день исчезнет. Зачем тогда нужно это искусственное образование? Дело в том, что существующий Баренцев регион играет для скандинавов важную роль в их политике национальной безопасности. Если НАТО в регионе играет роль сдерживания по линии "жесткой безопасности" - hard security, то Баренцев регион выполняет функцию наступательной против России политики "мягкой безопасности" - soft security с известными элементами soft power. Политика "мягкой безопасности" предполагает активное использование в России всякого рода НКО, различных институтов и новых механизмов, т. е. всего многообразия современных акторов с широким набором социокультурного, экологического и иного инструментария.
Подготавливаемый сейчас к изданию для России на деньги скандинавов учебник истории "The Barents History Book" является хорошим примером использования инструментария soft power для воздействия на сознание нового поколения российских граждан, проживающих в северных регионах Российской Федерации. Будет, в конечном итоге, переведен на русский язык "The Barents History Book" или нет - не важно. В любом случае эта книга предназначена для системного формирования сознания будущих российских историков и широкого спектра выпускников университетов, работающих в госаппарате, культуре, на общественной ниве, в СМИ. Более того, вне всякого сомнения, "The Barents History Book" в ближайшем будущем уже станет одним из источников для создания местных региональных компонентов образования. После выхода в свет "The Barents History Book" мы обязательно постараемся осветить с нашей национальной критической точки зрения ее содержание.
(1) Булатов В.Н., Шалев А.А. Баренцев Евро-Арктический регион и Архангельская область: Международное сотрудничество. История и современность. Архангельск: Поморский госуниверситет, 2001. 174 с.
(2) Булатов В. Н. Русский Север: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. 576 с.
(3) http://barentshistory.eu/
В готовом варианте учебник по истории будет иметь следующие выходные данные: The Barents Region: A Transnational History of Subarctic Northern Europe. Oslo: PAX, 2014
Дмитрий Семушин (Архангельск)
- МИД РФ: если ВСУ ударят вглубь России, ответ будет адекватным и ощутимым
- Подростка, ударившего ногой в грудь девочку, так и не отчислили из школы
- Лукашенко лишил званий 21 силовика за их действия в период акций протеста
- Премьер Словакии указал на последствия решения США
- Зурабишвили призвала назначить повторные выборы в парламент Грузии