Кровавый траур на Украине: псевдогражданский "Майдан" - инструмент агрессии Запада на постсоветском пространстве
Объявленный президентом Януковичем на 20 февраля день траура на Украине по погибшим 18 февраля 2014 года был забыт не начавшись. "День траура" был отмечен кратным ростом числа убитых на улицах Киева. С утра 20 февраля на Евромайдане мятежники в ход пустили боевое оружие. Лидер "Правого сектора" Дмитрий Ярош назвал внезапную атаку на "Беркут" "акцией принуждения режимоохранителей к миру". Враждебные стороны - силы правопорядка и отряды мятежников стали стравливать стрельбой неизвестные снайперы. "Краткое перемирие в Киеве нарушено вспышками выстрелов", - написала в четверг New York Times. При этом американское издание несправедливо возложило ответственность за использование огнестрельного оружия на обе стороны, как на "протестующих", так и отряды милиции особого назначения. Известно, что бойцы "Беркута" утром 20 февраля не были вооружены боевым оружием. "Широкое применение огнестрельного оружия в центре города стало новой и зловещей фазой для протестного движения", - констатировало американское издание. В западных СМИ сейчас ищут рациональные причины для оправдания нарушения "перемирия" мятежниками. New York Times написал, что начавшие боевые действия в Киеве "молодые люди в масках" полагали, что следует сорвать маневр президента Виктора Януковича, который пытается выиграть время "для развертывания войск в столице после того, как власти решили, что полиция не располагает достаточными силами, чтобы очистить площадь". "Украинцы сражаются и умирают за право быть европейцами. Ими движет наивная вера в добродетели ЕС и глубокое убеждение, что свобода, законность и порядок лучше, чем клановый капитализм и неосоветский пафос Кремля Путина. Они верят в наши ценности больше, чем мы сами. Почему мы позволяем им это?", - написал в недоумении британский Telegraph.
Во второй половине "дня траура" в 16:00 министр внутренних дел Украины генерал Захарченко публично объявил о выдаче милиции боевого оружия. Дело шло к развязке. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев призвал украинскую власть "не быть тряпкой".
В среду, накануне наступления отрядов Майдана, с президентом Украины вновь по телефону разговаривал вице-президент США Джо Байден. Президент США Барак Обама в среду публично пообещал усиление внешнего давления в том случае, если Янукович применит армию для подавления мятежа в столице Украины. Обама призвал украинских военных не вмешиваться в политический кризис и предупредил о последствиях для тех, кто "перейдет черту". Генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, в свою очередь, несколько раз призвал прекратить конфликт на Украине. При этом "особую ответственность" за использование "чрезмерной силы" он возложил на правительство Украины.
Остановка в среду начавшейся было развертываться в Киеве антитеррористической операции и заключение "перемирия" между президентом и оппозицией однозначно трактуется в международных СМИ, как результат ультиматума Запада президенту Украины.
Советник по национальной безопасности США Бен Родс в тот же день объявил прессе: "Мы находимся в консультации с Европейским Союзом по вопросу о том, что некоторые люди должны нести ответственность за насилие, и в рассмотрении вопросов, связанных с введением санкций в ответ на продолжающееся насилие". Стало известно, что министерство финансов США проводит расследование в отношение международных активов украинского руководства, хранящихся в финансовых учреждениях Европы. ЕС приостановил деятельность украинского отделения Европейского инвестиционного банка на Украине. Было остановлено финансирование государственных проектов Европейским банком реконструкции и развития, отменен листинг украинских суверенных евробондов на Ирландской фондовой бирже.
В "день траура" госсекретарь США Джон Керри сделал заявление, в котором виновным в кровопролитии на Украине грозил привлечением к ответственности. Весь этот день оппозиция действовала, постоянно консультируясь с послом США в Киеве Джеффри Пайеттом.
"День траура" 20 февраля отмечен беспрецедентной акцией международного давления Запада на то жалкое, что осталось от президента Украины. Европейский совет министров иностранных дел государств-членов Евросоюза в тот день принял резолюцию по ситуации на Украине. Текст сводится к нескольким основным положениям:
- никакие обстоятельства не способны оправдать репрессии;
- лидерам оппозиции следует дистанцироваться от тех, кто прибегает к радикальным действиям, в том числе, насилию;
- необходимо избежать дальнейшей эскалации конфликта, в том числе, введения чрезвычайного положения или применения силы против протестующих;
- для выхода из конфликта следует провести конституционную реформу, сформировать новое "инклюзивное правительство" и создать условия для демократических выборов;
- предложение ЕС Украине по политической ассоциации и экономической интеграции остается в силе;
- соглашение об ассоциации, включая зону свободной торговли, не является конечной целью сотрудничества между Украиной и ЕС (намек на возможность вступления когда-то в будущем Украины в ЕС);
- применить "целевые санкции", включая замораживание активов и визовые санкции, против тех, кто несет ответственность за нарушения прав человека, насилие и применение чрезмерной силы;
- приостановить лицензии Украине на оборудование, которое может быть использовано для внутренних репрессий;
- оптимально воспользоваться соглашением об упрощении визового режима (речь об отмене виз для украинцев для "частных поездок" в Европу, как видим, не стоит).
Наступление "отрядов самообороны" на Майдане точно совпало по времени с прибытием в Киев министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. В "день траура" в Киеве он работал в коллегии из трех министров иностранных дел из Евросоюза. Основным напарником Штайнмайера стал главный эксперт по "Восточному партнерству" - министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Глава МИД Франции Лоран Фабиус отметился в Киеве и после чего был вынужден в связи с запланированным визитом в Китай покинуть Украину. График работы министров был достаточно плотным: встреча с лидерами оппозиции, многочасовые беседы с президентом Украины Януковичем, потом вновь с лидерами оппозиции. Ночью на Банковой в резиденции президента министры согласовывали текст документа об урегулировании украинского кризиса. Переговоры с Януковичем длились более восьми часов. Кроме президента, лидеров оппозиции и трех министров иностранных дел Германии, Франции и Польши в них после часа ночи участвовали: посол РФ на Украине Михаил Зурабов и уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, которого в Киев со специальной миссией направил президент России Владимир Путин. Первым о согласии Януковича на проведение досрочных выборов уже в 2014 году еще вечером в "день траура" сообщил польский премьер-министр Дональд Туск. И в Киеве, и в Москве недоумевали, что важнейшую внутриполитическую новость Украины сообщил миру глава правительства соседнего государства, имеющего исторический интерес к Украине.
В пятницу министры иностранных дел Польши Радослав Сикорский и Германии Франк-Вальтер Штайнмайер встретились с активистами Майдана, чтобы обсудить с ними проект соглашения по урегулированию кризиса на Украине.
Параллельно с работой на Банковой, основную интригу американцы вели в Верховной раде. Ее экстраординарное заседание было собрано по призыву с Майдана радикала, внефракционного депутата Олега Ляшко. Регионалы и коммунисты бойкотировали заседание Рады, которое должно было легитимировать государственный переворот. Посол США торопил Раду из оппозиционных депутатов в принятии решения.
Вечернее и ночное заседание Верховной рады проходило при полупустом зале с присутствием одиночных депутатов в левом секторе. Фракции ПР и коммунистов отсутствовали на заседании. Достаточно долго было неясно, существует ли кворум в 226 депутатов. Вначале заседания не работала система электронного голосования. На изменение Конституции и формирование правительства в подобном составе Рады оппозиция не решилась. Однако был сделан самый верный ход. Верховная рада 236 голосами народных депутатов из 238 проголосовала за запрет на проведение контртеррористической операции и за вывод подразделений милиции специального назначения и внутренних войск из центра Киева. Постановление не могло вступить в силу без подписи председателя Верховной Рады Владимира Рыбака (ПР), под предлогом болезни отсутствовавшего на заседании. Утром на следующий день Рыбак подписал постановление. Таким образом, Верховная рада в "день траура" передала реальную власть в центре столицы Украины "комендатуре Майдана" с ее вооруженными отрядами. На следующий день было объявлено, что управление внутренних дел Киева полностью координирует свои действия с силами "самообороны Майдана" и "штабом национального сопротивления". Легитимность революционной власти в тот же день подтвердил прибывший из Львова отряд львовской милиции с высокими чинами во главе. Львовские милиционеры со сцены Евромайдана подтвердили свою готовность служить "народу". В нарушение Конституции Украины, во второй половине дня 21 февраля Верховная рада отстранила от исполнения обязанностей главу МВД генерала Виталия Захарченко.
Силовики в результате постановления Верховной рады и президентского соглашения с оппозицией 21 февраля стали покидать центр Киева. Реальная власть в городе все более сосредотачивается в руках "комендатуры Майдана" и т. н. "Штаба национального сопротивления". В частности, стало известно, что метрополитен в Киеве полностью заработает по согласованию с этой самой "комендатурой".
Умаление легитимных институтов продолжалось весь день 21 февраля. С утра на заседание вновь собралась на этот раз в полном составе Верховная рада. Ее заседание до полудня проходило весьма бурно. Из-за споров между оппозицией и регионалами оно едва не превратилось в обычную для украинского парламентаризма потасовку между депутатами. Председатель заседания часто отключал микрофон. Выступающим мешали депутаты, собравшиеся у трибуны. На фоне Евромайдана Верховная рада превращалась еще в один революционный балаган.
Тем временем 21 февраля во второй половине дня было подписано очередное соглашение президента Украины Виктора Януковича с лидером Политсовета "Батькивщины" Арсением Яценюком, лидером партии "УДАР" Виталием Кличко и лидером ВО "Свобода" Олегом Тягнибоком. Главы МИД Германии и Польши Франк-Вальтер Штайнмайер и Радослав Сикорский, а также руководитель Департамента континентальной Европы МИДа Франции Эрик Фурнье засвидетельствовали подписание соглашения. Во второй половине дня стало известно, что Россия не согласна с пунктами соглашения, а Владимир Лукин покинул Киев и вернулся в Москву.
Соглашение предполагает:
- в течение 48 часов после его подписания будет принят специальный закон, восстанавливающий действие Конституции Украины 2004 года;
- в течение 10 дней в Верховной раде будет создана правительственная коалиция и сформировано "правительство национального единства";
- до сентября 2014 года будет проведена конституционная реформа, уравновешивающая полномочия президента, правительства и парламента;
- президентские выборы будут проведены сразу после принятия новой Конституции Украины, но не позднее декабря 2014 года;
- будет принято новое избирательное законодательство, а также сформирован новый состав Центральной избирательной комиссии на пропорциональной основе в соответствии с правилами ОБСЕ и Венецианской комиссии;
- расследование актов насилия будет проведено под общим наблюдением власти, оппозиции и Совета Европы;
- власть не будет вводить чрезвычайное положение;
- власть и оппозиция воздержатся от применения силовых мер;
- Верховная рада примет третий закон об освобождении от ответственности участников Евромайдана;
- будут приложены усилия для освобождения административных и общественных зданий и разблокирования улиц, скверов и площадей в городах по всей Украине;
- незаконное оружие должно быть сдано в органы Министерства внутренних дел Украины в течение 24 часов с момента вступления в силу соглашения.
Можно заранее утверждать, что означенное соглашение выполняться не будет. Оружие участниками бандформирований сдаваться не будет. Таким образом, переговоры и очередное соглашение между президентом и лидерами оппозиции вновь служат делу углубления революционного процесса.
Очевидно, что соглашение не признает реальная сила на Евромайдане - "Правый сектор" и связанные с ним отряды. Чего не хватает для дальнейшего углубления и без того катастрофической ситуации в Киеве? Новым аргументом в полосе насилия может стать применение на улицах более убийственных вооружений. Кроме того, для углубления революционного движения нужны более существенные по своим именам сакральные жертвы, на роль которых и подходят не имеющие поддержки у боевиков лидеры оппозиции. Ведь они, подписывая соглашение с президентом, с их точки зрения, предают "интересы нации и национальной революции". Кроме того, Майдан ждет физической расправы над президентом Януковичем. Правовых оснований для досрочных выборов - отставки президента сейчас нет. По Конституции хоть 10-го, хоть 4-го года досрочные президентские выборы могут последовать в результате импичмента, добровольной отставки или смерти президента.
Спустя несколько минут после подписания соглашения Верховная рада проголосовала за возврат к Конституции 2004 года, которая будет действовать, пока политики будут работать над проектом новой. Легитимность действующих ветвей власти была вновь нарушена. В пятницу международное рейтинговое агентство Standard & Poor's во второй раз за три недели понизило кредитный рейтинг Украины до преддефолтного уровня.
Что касается международного аспекта, то оказались несостоятельны надежды наших экспертов "на особую позицию" Германии в отношении украинского конфликта. Вооруженный мятеж 18 февраля был подчеркнуто начат после поездки Яценюка и Кличко в Берлин и приема их там канцлером Германии. В "день траура" Германия вновь подтвердила, что следует курсом "евроатлантической Европы". Меркель в духе предшествующего периода потребовала от президента Украины Януковича провести переговоры с оппозицией, в результате которых и было заключено очередное соглашение с оппозицией. В пятницу в интервью Deutsche Welle американский политолог Збигнев Бжезинский высказал дополнительные пожелания Германии: "Я приветствую участие Германии, но считаю, что немцы должны взять на себя лидерство в вопросе, от которого они пока уклоняются, а именно: выделить деньги. В нынешней ситуации невозможно достичь приемлемого для Украины компромисса, отвечающего интересам как Запада, так и России без серьезного финансового участия Евросоюза. А Германия - самая процветающая и экономически сильная страна в составе Евросоюза".
А теперь об определении того, что в настоящее время творится в Киеве и по всей Украине. Довольно типично в СМИ Запада определение: "народное восстание". Немецкие издания пишут о хаосе на улицах украинских городов. Обозреватели газет Die Welt и Frankfurter Allgemeine опасаются гражданской войны и анархии.
Однако, с нашей точки зрения, речь идет не просто о революции или гражданской войне. Происходящее на Украине надо прямо назвать агрессией Запада. И здесь надо уяснить себе, что объектом этой агрессии является не просто Украина или, как часто указывают, Российская Федерация. Надо смотреть шире. Объектом агрессии Запада в украинском случае является все постсоветское пространство. Происходящее свидетельствует, что спустя 20 лет после расчленения Советского Союза процесс "трансформации" Западом постсоветского пространства продолжается. На конкретный момент конца 2013 и начала 2014 года самым слабым звеном в нем оказалась Украина - вторая по численности населения и экономике единица бывшего СССР. Это обстоятельство и этнокультурные особенности означенной территории обусловили специфическое поведение постсоветской элиты Украины и населения этой страны. В течение прошедших двадцати лет Украина слишком старалась дистанцироваться от своих партнеров по СНГ. Элиты Украины и ее население имели иллюзию, что таким образом они приблизятся к Западу, станут частью его. В результате на момент нынешнего спонсированного США и ЕС внутреннего мятежа, Украина оказалась отделенной своим "суверенитетом" от общих структур безопасности СНГ - Организации Договора о коллективной безопасности. Это сделало уязвимой на международном правовом поле Украину с точки зрения безопасности. Случившееся является наглядным уроком для всех бывших "братских советских республик". Революция и начинающаяся гражданская война на Украине не состоялись, не будь активного вмешательства в процесс главного организатора - евроатлантического Запада. Особую свою уязвимость надо осознать правящим кругам Азербайджана, Узбекистана и Туркменистана. Уж слишком наглядно происходящее в Киеве демонстрирует уязвимость любой страны бывшего Советского Союза для искусственного погружения ее в хаос. Это дело внешне простых, а на деле достаточно сложных социальных технологий. При отсутствии гражданского общества в экс-советских республиках, Запад с легкостью на момент переворота и для целей переворота создает псевдогражданское общество по типу Майдана. Агрессивность сторонников Евромайдана, переход по факту реальной власти в Киеве в руки националистических бандитских формирований делает более чем вероятным, что в ближайшие дни и недели вооруженное насилие в Киеве не прекратится. При следующей вспышке военных действий количество жертв увеличится на порядок по сравнению с "днем траура" - 20 февраля 2014 года.
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM
- Мадуро назвал безумием разрешение на удары вглубь России — 998-й день СВО
- Подростка, ударившего ногой в грудь девочку, так и не отчислили из школы
- В ООН прокомментировали разрешение на удары ВСУ вглубь России
- В Госдепе не стали комментировать разрешение Украине бить вглубь РФ
- ФРГ и Финляндия расследуют повреждение подводного кабеля связи