Впускать всех, не выпускать никого: США не дают Польше уйти из Афганистана
После радикального изменения тона представителей польского руководства по части оценки более чем 10-летнего пребывания польских войск в Афганистане могло показаться, что дальнейшая судьба афганской миссии Варшавы очевидна и предрешена. В соответствии с планами, последний польский солдат должен был покинуть эту страну в будущем году. Однако последние дипломатические шаги США - "самого главного союзника" Польши - ставят под вопрос реальность этих планов.
Напомним, Польша оперативно откликнулась на просьбу американцев поучаствовать в афганской миссии. 22 ноября 2001 года Варшава официально подтвердила свое участие в ней, а уже в марте 2002 года в Афганистан было переброшено первое польское подразделение, в состав которого входили саперы и военнослужащие спецвойск. Сейчас продолжается вывод иностранных войск из этой страны - в соответствии с решением НАТО о завершении в будущем году афганской операции. В Польшу также начали уже прибывать первые транспорты техники.
Между тем, в апреле этого года президент Бронислав Коморовский по предложению правительства в очередной раз продлил сроки пребывания польского контингента в Афганистане до 13 октября 2013 года, но его численность была сокращена до 1,8 тысяч человек на месте и 200 человек, находящихся в резерве в Польше. Рекордным с точки зрения активности польского военного присутствия в Афганистане был период 2010-2012 годов, когда этот контингент насчитывал 2,6 тысячи военнослужащих.
Две войны на антиподах мира
После более 10 лет истории польских "заморских миссий" и "военных экспедиций" радикально изменились оценки разумности таких решений, принятых в прошлом. Сегодня президент Польши Бронислав Коморовский говорит о том, что эти "решения об одновременном участии в так большом масштабе польских солдат и в Ираке, и в Афганистане были по крайней мере рискованны и слабо обоснованны". И добавляет не без иронии: - Отправка польских солдат на две войны на антиподы мира - это своеобразный мировой рекорд. При этом президент, давая понять, что ошибки прошлого не должны повториться, подчеркивает, что назрела необходимость "сделать далеко идущие выводы и изменить польскую экспедиционную политику".
В этой ситуации казалось, что судьба польской афганской миссии предрешена: в будущем году последний польский солдат покинет эту страну, а военные стратеги сейчас, в рамках начавшейся эвакуации, будут ломать головы не над тем, как "принести демократию народу Афганистана", а над тем, как не повторить ошибки эвакуации из Ирака, когда хаос привел к активизации сил противника и в последствии к росту жертв среди персонала выводимых войск.
Первый сигнал о том, что в будущем году Польша может окончательно не попрощаться с Афганистаном пришел от Андерса фог Расмуссена, генерального секретаря НАТО, который пребывал в Варшаве в начале июня этого года. Поблагодарил он польские власти за активное участие в афганской военной операции и отметил при этом, что "рассчитывает на постоянную польскую поддержку после 2014 года".
Это заявление могло остаться незамеченным - тем более, что польский президент ясно ответил своему гостю из НАТО: - Польша хочет, чтобы в практике функционирования Североатлантического союза как можно большее отражение получила подготовка и максимализация реальных возможностей обороны территорий стран-членов альянса.
Американский "визит вежливости"
Однако в контексте визита очередного важного гостя, связанного с НАТО, смело можно утверждать, что слова Расмуссена о "польской поддержке после 2014 года" не были случайными. Под конец июля Польшу посетил "главный американский военный" Мартин Демпси, председатель Объединенного комитета начальников штабов США. Его визит особенно не рекламировался в масс-медиах, а пресса преподносила его как "визит вежливости".
Однако генерал, по внешности напоминающий скорее оловянного солдатика, а не дипломата, был подготовлен к реализации тонкой дипломатической миссии в Польше. Перед лицом собравшихся на его выступлении в подваршавской Академии Национальной Обороны польских военных он кокетничал, что его дети создали семьи с людьми польского происхождения, поэтому ему лично Польша также очень близка.
В Ласке (около Лодзи), посещая базу ВВС Польши, американский генерал также расплывался в комплиментах. Говорил и о том, как прекрасна эта база, и какие отличные возможности для обучения пилотов она дает, и о том, что совместные учения "укрепляют исторические узы между нашими народами" (в течение двух недель в Ласке побывало шесть американских самолетов F-16 из базы в Авиано в Италии, пилоты которых совместно с поляками отрабатывали взаимодействие с подразделениями спецвойск и с самолетом радиообнаружения и наведения системы АВАКС).
Последовательно реализуя американскую стратегию палки и морковки, в качестве морковки американский гость преподносил запланированные на ноябрь этого года маневры НАТО Steadfast Jazz 2013. Впервые эти маневры пройдут на территориях "новых" стран-членов НАТО (в Польше на полигоне в Дравске, в Литве, Латвии и Эстонии, а также на Балтийском море). Кроме 20 стран-членов НАТО в маневрах примут также участие войска Украины, Македонии и Финляндии. При этом пройдут они в непосредственной близости от границ России - в некоторых местах истребитель пролетел бы это расстояние в полминуты. Все это уже вызвало недовольство Москвы. В частности, в тезисах выступления заместителя министра обороны РФ Анатолия Антонова на заседании Совета Россия-НАТО на уровне послов 24 июля отмечалось, что от учений НАТО Steadfast Jazz 2013 веет духом "холодной войны". "Не скрою, что в российском Минобороны вызвала недоумение заявленная цель этого учения, предполагающего задействование статьи 5 Вашингтонского договора по реагированию на агрессию против Польши. От этих учений веет духом "холодной войны". Как такие действия способствуют росту доверия между странами НАТО и Россией?" - отметил он.
По словам генерала Мартина Демпси, ситуация бюджета США вынуждает американскую армию ограничивать участие в маневрах. Но эти ограничения не коснутся маневров Steadfast Jazz. - Мы ищем таких маневров, благодаря которым мы действительно можем повысить оборонные возможности - наши и наших союзников, и которые позволяют нам построить такие взаимоотношения в мирное время, которые могут пригодиться потом, во время вероятной войны - отметил Мартин Демпси.
От лирики к прагматизму
Конечно, эти лирические отступления и создание соответствующего климата контактов нужны были для реализации прагматических целей визита генерала в Польше. А главной целью было оказание давления на польские власти и представление им идеи дальнейшего военного присутствия в Афганистане после 2014 года, причем на неопределенное время и на основе неопределенных принципов.
Несколько раз Демпси все-таки демонстрировал напор настоящего военного, когда напрямую представил планы по отношению к Афганистану и ожидания американцев в этом контексте от польской стороне: - Каждая страна коалиции примет разумные решения относительно своего будущего участия в Афганистане. Для польско-американского сотрудничества и для будущей коалиции было бы хорошо, если бы поляки оставили там столько солдат, сколько только возможно.
Подчеркнул он при этом и свою веру в победу в Афганистане: - Некоторые ставят под вопрос то, что международное сообщество может прийти к успеху в Афганистане. Я к ним не отношусь. Мы можем и придем к успеху. Мы дадим афганцам шанс на лучшую жизнь, мы сделаем регион, а в конце концов весь мир более безопасным.
Реакция политиков и поляков
Характерно, что заядлые политические противники из правящей партии ("Гражданская платформа") и оппозиции ("Право и справедливость") в оценке перспектив продолжения польского военного присутствия в Афганистане выступают в целом с похожими мнениями.
Стефан Несиоловский из "Гражданской платформы", председатель Комиссии национальной обороны Сейма, говорит: - Я за то, чтобы выходить из Афганистана в соответствии с принятым графиком, но чтобы определенные ограниченные силы оставить. По моему мнению, мы повели бы себя очень неуклюже по отношению к нашим союзникам, если бы, как только придет время официального окончания миссии, мы упаковались и быстро уехали. Это было бы бегство, признание поражения. А наша миссия - это не поражение.
Антоний Мачеревич, член Комиссии национальной обороны Сейма, в прошлом заместитель министра национальной обороны и руководитель Службы военной контрразведки в кабинете Ярослава Качиньского, отмечает: - Если союзники просят нас продолжить наше присутствие в Афганистане, а польская армия готова к этому, то в рамках наших возможностей мы должны их просьбу выполнить. Конечно, по принципу взаимности. Что мы могли бы получить взамен? То, что связано с ростом безопасности Польши. Я имею в виду, прежде всего, строительство американского противоракетного щита.
Остро критикует и саму афганскую миссию, и перспективу ее продления Анджей Розенек из оппозиционного "Движения Паликота", заместитель председателя Комиссии национальной обороны Сейма: - Позиция "Движения Паликота" ясна и проста: польскую армию следует вывести из Афганистана как можно быстрее. Для нас рубеж 2014 года непересекаем. Уже появились серьезные проблемы с вывозом техники. Это серьезная транспортная операция, и кажется, что она несколько превышает наши возможности (от автора: по оценкам специалистов в рамках операции необходимо перевезти 500 морских контейнеров). Может быть эти наши транспортные и технические трудности неслучайны, и их цель - задержать нас в Афганистане на какое-то время, а наверняка эти трудности на руку американцам.
При этом политик обращает внимание на то, что чаще всего польские власти идут на поводу американской администрации: - Не знаю, что в этой ситуации сделает президент, премьер-министр и министр национальной обороны, но зная силу воздействия американской дипломатии, скорее всего мы, как обычно, уступим требованиям. Из того, что тысячи польских солдат в течение многих лет принимают участие в военных миссиях за границей, для нашей страны ничего не вытекает. США обещали, что польские фирмы получат контракты на восстановление Ирака на сумму как минимум 500 миллионов долларов, но все закончилось на обещаниях. В Афганистане также не имеем никаких выгод. Аргументы о том, что наша армия, закаляясь в боях, более эффективна, меня не убеждают. Это аргументы милитаристские и не имеют ничего общего с распространением идей мира. И, в конце концов, стоит посмотреть, какие эффекты принесла интервенция НАТО в Афганистане. Никаких! Не удалось ни изменить эту страну, ни привести к миру и стабилизации в этом регионе мира.
Последний опрос общественного мнения показывает, что лишь 16% поляков верят в то, что отправка польских военных в Ирак и Афганистан повысила безопасность Польши. 43% высказывает противоположное мнение, а 31% утверждает, что такие "экспедиции" вообще не имеют никакого значения для безопасности их страны.
Александр Шторм - специально для ИА REGNUM из Варшавы
- Белый дом объявил о самых масштабных санкциях против энергосектора России
- Умерла народная артистка РФ Евгения Добровольская
- В Балтийском море дрейфует потерявший управление танкер с 99 тыс. т нефти
- Трамп заявил о подготовке встречи с Путиным — 1051-й день спецоперации
- Украинские мошенники довели до самоубийства первокурсника из МФТИ