России не нравится воодушевление Еревана европейскими перспективами: интервью с экс-главой МИД Армении
Наша беседа с депутатом парламента Армении от фракции оппозиционной партии "Наследие" Александром Арзуманяном началась с оценки сложившейся после выборов внутриполитической обстановки. Наступившее затишье во внутренней политике он назвал обманчивым явлением, поскольку с нового политического сезона следует ожидать передислокацию оппозиции и ожесточенные политические дебаты. Арзуманян, занимавший в 90-ые гг. пост министра иностранных дел Армении, коснулся также весьма актуальной для Армении темы, коим является выбор страны между европейской и евразийской интеграцией. На его взгляд, дискуссии вокруг внешнеполитических векторов Армении сильно привязаны к внутренней повестке страны.
ИА REGNUM: Г-н Арзуманян, полуторагодичный избирательный период уже позади. В политическом поле Армении наблюдается затишье. Как вы оцениваете политическую ситуацию в стране? Какие процессы можно ожидать в будущем?
В целом можно сказать, что власть смогла достичь поставленной цели, ей удалось воспроизвестись за счет фальсификаций на выборах. Механизмы фальсификаций стали, конечно, более гибкими. В этом плане политический истеблишмент чувствует себя очень уверенно, думая, что в ближайшие годы, с учетом пассивности оппозиции, перед ней не возникнет существенных проблем. Оппозиция находится в раздробленном состоянии и пытается передислоцироваться после поражений на выборах. Сколько бы мы не утверждали, что выборы были сфальсифицированы, тем не мене здесь есть доля вины и оппозиции. Во-первых, она (оппозиция) не смогла подготовиться к выборам так, чтобы свести к минимуму вероятность фальсификаций. Во-вторых, оппозиционные силы не смогли консолидироваться и вести протестную волну.
Несмотря на безуспешные попытки оппозиции консолидироваться, избиратели проявили себя более разумно, и сами решили, кто является единым кандидатом оппозиции на президентских выборах в феврале текущего года. В результате лидер оппозиционной партии "Наследие" Раффи Ованнисян только по официальным данным получил больше полумиллиона голосов. Другой вопрос, что не удалось сохранить и капитализировать эти голоса.
В настоящее время, когда избирательный период позади, в политическом поле наступило затишье. Однако, по моему мнению, это обманчивое явления. Такое затишье бывает всегда перед бурей. Думаю, активные и реальные процессы начнутся с новым политическим сезоном - с сентября 2013 года. Оппозиция попытается передислоцироваться и найти свой идеологический модус консолидации. Помимо этого, продолжает усугубляться социально-экономическое положение в стране, и активизируется дискурс по поводу выбора Армении между Таможенным союзом и евроинтеграцией. Дискурс на тему выбора между евроинтеграцией и Таможенным союзом осенью получит более серьезные очертания. На все эти вопросы общественность ожидает получить ответ, как от властей, так и оппозиции.
ИА REGNUM: Вы отметили, что оппозиция находится в раздробленном состоянии. С вашим мнением согласны также эксперты. Многие из них считают бессмысленной тратой времени разговоры о консолидации оппозиции. На их взгляд, в Армении необходимо создавать оппозицию с нуля. Вы согласны с этим мнением?
Я не совсем понимаю фразу "необходимо создать оппозицию". Кто должен создавать оппозицию, власти что-ли? Политические силы рождаются в обществе, пытаясь генерировать существующие в том же обществе требования. Помимо этого в стране идет процесс становления гражданского общества, что станет плодородной почвой для появления новых политических фигур или групп. Однако здесь наблюдается также искусственно созданный дискурс по поводу выбора между форматами борьбы с властями. Предлагается выбор между двумя вариантами - гражданская форма протеста и политическая. Я не принимаю такую постановку вопроса. На самом деле, при сопоставлении указанных вариантов может возникнуть новая политическая сила, внушающая у людей надежду на успех в будущей борьбе. В конце концов, драйверами политики являются партии. Гражданские движения могут заполнить существующие изъяны в деятельности политических сил. Они не противопоставляются друг другу, а, наоборот, дополняют. С другой стороны не обязательно, чтобы все оппозиционные силы объединились. Это миф, которым уже долгие годы кормят народ. Либеральный политик не может объединиться в одном формате с социалистической или националистической силой. То, что все эти силы выступают против власти, еще не значит, что они единомышленники. Я выступаю за формирование оппозиционного блока на идеологической основе. В этом плане мы с коллегами инициировали процесс возрождения партии "Армянское общенациональное движение" (АОД), которая может стать платформой сотрудничества либералов.
ИА REGNUM: Вы упомянули о роли гражданского общества в политических процессах. В Армении только по официальным данным порядка 35% населения находится за чертой бедности. В сложившейся ситуации, как вы думаете, может ли сыграть решающую роль гражданское общество в политической жизни страны?
Армения не развивается в отрыве от мировых процессов. Эти этапы развития проходили все развитые страны мира. Сегодняшние западные государства не были такими в плане защиты гражданских свобод, скажем, 100 лет назад. До этапа индустриализации в Великобритании можно было купить голоса за деньги, поскольку народ голодал. Эти этапы прошли многие, и нам предстоит проделать этот путь. Просто сейчас возможностей стало гораздо больше, поскольку можно использовать опыт других, есть механизмы. Это наши проблемы, и мы должны их преодолевать. Никто не преподнесёт нам хорошую жизнь на подносе. Конечно, 40% населения живёт за чертой бедности. Однако в целом, общество протестует не только из-за отсутствия хлеба. Например, в США, где нет острых социальных проблем, как у нас, также существуют протестные гражданские движения. Турция, по темпам экономического роста, догнала многие страны Европы, однако недовольство в обществе все равно есть, и оно выражается в виде акций протеста. Существующий в обществе протест принуждает власть предпринять меры по улучшению ситуации в стране. В этом плане, я и мои единомышленники выступаем за активизации евроинтеграции Армении, поскольку в этом процессе есть серьезные стимулы развития экономики страны. Экономическое развитие также приведет к тому, что люди не будут нуждаться в подкупах во время выборов. Это усилит гражданское общество. В целом это параллельные процессы и активизация одного стимулирует развитие другого.
ИА REGNUM: Вопрос касается процессов внутри власти. Некоторые комментаторы считают, что внутри правящей Республиканской партии Армении (РПА) существуют различные группы, которые борются друг против друга за сегменты влияния и доминирования в политической силе. В этом плане существует мнение, что в силу раздробленного состояния оппозиции дискуссии в политическом поле могут активизироваться, если произойдёт раскол в правящей партии. То есть раскол в правящей партии, может открыть площадку общественных дебатов. Такой вариант в Армении возможен?
Скажу, что я против процессов по искусственному созданию политических сил. Подобные попытки имели место в новейшей истории Армении. То, что сейчас происходит внутри власти, естественное явление, поскольку власть консолидируется перед процессом воспроизводства. На фоне существующего протеста внутри общества, власти должны быть консолидированы перед выборами. Однако после успешного завершения процесса выпукло демонстрируется конкуренция между различными группами внутри власти. Они борются за раздел постов, кандидатуру следующего президента и пр. Однако эти процессы не имеют ничего общего с видением будущего развития Армении. В этом плане я не принимаю точку зрения о том, что власти сами должны создать себе противовес с целью развития политической системы. На самом деле, власти об этом не думают, их забота - собственное положение и благополучие.
ИА REGNUM: В экспертных и политических кругах фигурирует мнение о том, что столкновение внутри власти - есть свидетельство старта "операции наследник" на президентских выборах 2018 года. Может ли борьба внутри партии власти привести к расколу в политической силе и образованию двух новых партий?
Я, конечно, такой вариант не исключаю. Думаю, что любое столкновение, даже не идеологическое, приведет к развитию. Правящие партии почти во всех государствах постсоветского пространства, являются картельными структурами, своеобразной кормушкой для руководства. Люди туда вступают не по идеологическим соображениям, а для карьерного роста. Идеологический аспект правящей партии многоликий. Там состоят и либералы, и консерваторы, поскольку целью является карьерный рост. В этом плане я не исключаю, что в партии власти могут возникнуть противоборствующие группы, и углубление разногласий между ними может привести к расколу политической силы. Здесь все естественно, ибо политическая система - есть живой организм.
ИА REGNUM: Под занавес весеннего политического сезона имел место скандал вокруг обсуждения доклада Контрольной палаты (КП) страны. В отчете КП были выявлены злоупотребления в расходовании бюджетных средств. Можно ли считать дискуссии вокруг доклада КП публичным проявлением противоречий внутри власти?
По моему мнению, острые обсуждения по докладу Контрольной палаты было заранее подготовленным шоу. Власти таким образом хотели создать видимость свободной дискуссии, что даже внутри власти есть люди, которые не довольны ситуацией и свободно критикуют друг друга. Однако это шоу вышло из-под контроля, люди погорячились, воодушевились и выступили с не предвиденными заявлениями. Это есть результат существующих внутри партии власти противоречий. Они плотно сидят в подсознании этих людей, и при каждом удобном случае происходит всплеск. В данном случае мы имеем дело с типичной ситуацией, которая вынудила президента Сержа Саргсяна вмешаться и напомнить всем о своих границах. Что, по сути, говорил президент? У всех членов команды есть четкие роли и обязательства, и никто не имеет право выходить за грани начертанных им рамок. Образно говоря, президент показал, кто в доме хозяин, и все постепенно возвращается на круги своя.
ИА REGNUM: Вы говорили об активизации внутриполитической ситуации с ужесточением дискуссий вокруг участия Армении в интеграционных форматах СНГ и Евросоюза. Звучат заявления о негативных последствиях выбора Армении в пользу одного из указанных форматов. Как вы думаете, Армения стоит перед выбором?
Начнем с того, что все стороны на официальном уровне заявляют о том, что на Ереван не применяется давление с целью склонить его к однозначному выбору. Я работал в сфере дипломатии и у меня есть представление, как там решаются вопросы. Не бывает так, чтобы имел место открытый шантаж государства. Такого не бывает в публичной политике. Значит, для того, чтобы понять ситуацию, необходимо обратить внимание на поступающие из центров мировых сил сигналы и стимулы. В этом плане, поступающие из Москвы сигналы, свидетельствуют о том, что наш стратегический союзник недоволен воодушевлением армянской стороны относительно процесса евроинтеграции. Будущее Армении, по мнению Москвы, будет более прогнозируемым и стабильным в процессе интеграции с Таможенным союзом. Важно, что в Армении есть дискурс по этому вопросу. По сути, мы выбираем модель государственного развития. Россия нам не предлагает модель, соответствующую требованиям XXI века. То, что предлагает Россия, это пережиток прошлого. В этом плане Евросоюз нам предлагает более современную модель организации государственных и общественных отношений, что было нашим выбором за последние 20 лет независимости.
В знаменитой предвыборной статье президента России Владимира Путина о евразийском проекте четко говорится о том, что Москва с пониманием относится к процессу евроинтеграции своих партнеров и не будет этому препятствовать. Конечно, статья носила предвыборный характер, однако в целом там была изложена позиция России по поводу европейского вектора своих партнеров. В тот момент, это было больше нацелено на Украину, однако месседж касался и Армении. У нас с Россией выстроены тесные взаимоотношения. Мы стратегические союзники и состоим в одном военно-политическом блоке - ОДКБ. Сотрудничество с Москвой необходимо углублять, однако и Россия должна понять, что Армения не является ее вассалом в регионе. Партнерство подразумевает учет двусторонних интересов и взаимоуважение. Россия, конечно, имеет свои интересы в регионе, однако она не может обслуживать их за счет нас, она может это делать вместе с нами. При доминировании этого понимания ситуации на пути сотрудничества с Россией не возникнет проблем.
Это естественная ситуация, поскольку, если в начале 1990-х гг. большинство граждан Армении не представляли свое будущее без России, сейчас ситуация изменилась. Количество людей мыслящих так сокращается, и если подходы не изменятся, через 10-15 лет от силы 3% населения Армении будет владеть русским языком. Нынешняя молодежь стремится учить другие языки. В этом плане Армении и России предстоит многое сделать. Здесь важным условием является учет взаимных интересов, что позволит поднять дружественные отношения между нашими народами на новый межгосударственный уровень.
ИА REGNUM: Как повлияет на внутриполитическую обстановку дискуссия по поводу форматов интеграции Армении?
До сих пор Россия имела сильное влияние на электоральные процессы во многих постсоветских государствах. Я не имею в виду, что Москва прямо вмешивается во внутренние дела государств. Тем не менее, у России достаточно рычагов, и они позволяют ей воздействовать на внутриполитическую ситуацию в странах СНГ. Это причина того, что в предвыборной риторике многих армянских политических сил наблюдается конкуренция в направлении усиления сотрудничества с Россией. В предвыборном этапе считается моветоном говорить о западных ценностях, так как это может не понравиться России. Это одна из болезненных точек нашей внутриполитической жизни. Надеюсь, нам удастся постепенно избавиться от этого комплекса, поскольку политик, борющийся за укрепление независимости собственного государства, должен, прежде всего, исходить из интересов электората и государства. Думаю, эта дискуссия приведет к тому, что мы начнем осознавать свою важность. Россия же в свою очередь, должна понять, что, имея рычаги давления, тем не менее, она не может решать вместо других. У Москвы есть соответствующий горький опыт. Достаточно вспомнить ситуацию на Украине в 2004 году, когда Россия вплотную занималась внутриполитической ситуацией этого государства, однако потерпела неудачу. То есть, не всегда существующие рычаги и имидж друга дают желаемые результаты.
ИА REGNUM: Последний вопрос. Если ваш прогноз на счет того, что через 10-15 лет только 3% населения Армении будет говорить на русском языке, осуществится, это повлияет на власть и внешнюю политику страны?
Конечно, ибо власть есть результат общественных настроений, а не их причина. Любая власть призвана обслуживать существующие в обществе чаяния и интересы. Если меняются подходы в обществе, это изменит также позицию власти. Вся конкуренция между политическими силами на счет того, кто больше настроен пророссийски, результат существующих в обществе пророссийских настроений. По крайней мере, так считают указанные политические силы. За все время существования СССР армянскому народу была навязана идея о том, что он бессилен против турецкой угрозы, если не будет рядом России. Это создало комплекс в обществе и сгенерировало определённые подходы. Таким образом, если обществу удастся выйти за рамки указанных эмоциональных проявлений, это приведет к смене подходов и сути власти. Меняется общество, меняется и власть.
Беседовал Аршалуйс Мгдесян
- Народный артист России Марк Розовский поддержал жертв террористов. Израильских
- МЧС: при крушении пассажирского самолёта в Актау есть выжившие
- Эксперт по этике рассказала, как не попасть впросак с новогодним подарком
- Мощный взрыв прогремел в торговом центре во Владикавказе
- В ЕП назвали условия для завершения конфликта на Украине — 1035-й день СВО