Айкарам Наапетян: О генерале Ази Асланове - как талышский герой стал азербайджанским
22 июня 1941 года - дата, которая навсегда останется в памяти народов бывшего СССР. И хотя с развалом "нерушимого" возникли новые течения и переоценки того, что происходило около 70 лет назад, одно неоспоримо: это была общая Победа народов Союза, каждый народ внес свою посильную лепту в дело избавления мира от "коричневой чумы".
Однако одно дело говорить об общей Победе, другое - переписывать и фальсифицировать ее историю. Ази Асланов - один из героев войны. Его танковый полк сыграл важную роль в отражении атак Манштейна, когда тот пытался пробить кольцо советских войск вокруг Сталинграда и выручить окруженную 6-ую армию Паулюса. Историки пишут, что фюрер сидел у аппарата связи и в режиме реального времени следил за событиями, понимая критическую важность танкового броска Манштейна. Именно в эти дни Ази Ахадович и получил золотую звезду Героя СССР. Его замысел и отважные действия у поселка Верхне-Кумский заблокировали немецкий прорыв на данном участке. Гвардии подполковник Асланов позже стал генералом.
Бакинские историки продолжают твердить: Асланов - этнический азербайджанец. В его биографии отмечено: место рождения - г. Ленкорань. Сопредельный с Ираном Ленкорань - центр Талыш-муганского географического края современного Азербайджана. Здесь уже можно почувствовать подвох, ибо рожденный в талышской Ленкорани Асланов, скорее всего, должен быть этническим талышем, а не азербайджанцем. Ситуация прояснится, если изучить биографию Асланова и все то, что творилось с талышской народностью в АзССР более детально. Ази Ахадович Асланов родился в 1910 году не в самой Ленкорани, а в селении Гамятук талышского края. Азербайджанские историки молчат про деревню, ибо это моноэтничное талышское село. Куда проще размыто записать Ленкорань, оставляя шанс убедить несведущего читателя: дескать разные народы жили в большом городе. Другое дело - традиционная деревушка.
Военные традиции талышей отмечались ещё при Царской России: в российской армии служило около 20 талышских генералов. После революции власть в Талыш-муганском крае менялась неоднократно: то руководили проденикинские силы, а с мая 1919 года талышский край провозгласил советский строй в составе РСФСР во главе с Давидом Чиркиным. Вскоре сюда пришли 2500 солдат мусаватистского Азербайджана и с талышской республикой было покончено. После советизации самого Баку, талышский край по инерции очутился в составе Советского Азербайджана.
Согласно данным переписи 1926 года, в Азербайджане проживало 77 тысяч талышей. До середины тридцатых талыши прожили относительно либеральный период своей жизни: печатались книги, выходила газета "Красный Талыш". Следует отметить, что сам талышский язык принадлежит к индоевропейской, а азербайджанский - к тюркской языковой группе. Это две разные цивилизации. Однако с 1937 года началось жесткое подавление талышской идентичности. Преподавание талышского языка в школах вообще свернули, газеты прикрыли. Начиная с пятидесятых до самой перестройки талышская народность при переписи населения вообще не учитывалась. Вот так и записали в азербайджанца генерала Асланова - одного из тех, про кого после войны написаны ни только документальные, но и художественные труды. Один из его бойцов - Игорь Огульчанский в 1960 году издал повесть о генерале. Что интересно, писатель во всей книге не пишет об этнической принадлежности Асланова: в книге есть Ленкорань и Баку, но ничего о национальности. В русской версии "Википедии" бакинские редактора дают сноску на 296 страницу этой книги, якобы подтверждающую азербайджанские корни генерала. Но ничего подобного там не найти.
Сегодня уже талыши, проживающие, в частности, в России, устраивают мероприятия и печатают статьи о знаменитом соотечественнике. Однако азербайджанский агитпроп продолжает тиражировать неправду. Все это не ново. Сформированную в 1942 году в Дагестане 77-ую дивизию, которая отметилась в Крыму, бакинские историки еще 40 лет назад записали как "азербайджанскую". Российские, в частности, дагестанские, а также армянские историки писали, что были две дивизии под номером 77. Первую, что действительно сформировалась в Баку, расформировали к октябрю 1942-го года. А симферопольская 77-ая дивизия ничего общего, кроме нумерации, с нею не имела. Но это не помешало поставить в Крыму памятник с надписью "Бесстрашным сынам и дочерям Азербайджана".
Отметим также, что в 1910 году, когда родился будущий генерал Асланов, этнонима азербайджанцы в принципе не существовало. Факты вещь упрямая. Энциклопедии тех лет, включая энциклопедию Блокгауза и Ефрона, об азербайджанцах ничего не рассказывают. В 1911-1912 гг Иосиф Сталин написал знаменитую статью "Марксизм и национальный вопрос", в котором много писал о народностях Кавказа. Однако национальности азербайджанец среди них он также не упомянул. Это при том, что сам Иосиф Джугашвили родился и вырос в Закавказье, более того, он до 1911 года несколько лет жил в Баку. Но при этом не знал о существовании азербайджанского народа. И даже будучи наркомом по делам национальностей, все равно не знал. Этот этноним был придуман позднее - с конца 30-х годов. Но это уже отдельная история...
Айкарам Наапетян
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Проход судов через Босфор временно перекрыли из-за шедшего в РФ танкера
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Медведев назвал этнические анклавы потенциальными рассадниками экстремизма