Румыния - Россия: "Имеем ли мы право не бояться России?" Косовский прецедент: "Румыния должна сделать все возможное, чтобы косовский прецедент не был использован Россией в случае Приднестровья". Геополитика: "Бэсеску достаточно убеждал американцев в своих геостратегических навыках, чтобы стать генсеком НАТО".

Румыния - Россия: "Имеем ли мы право не бояться России?"

Не нужно быть большим аналитиком в сфере международной политики, чтобы отметить три главные ценности, которые Москва потеряла или проиграла за последние 25 лет: Советский Союз, Холодная война и сферы влияния, пишет Hotnews в статье под заголовком "Имеем ли мы право не бояться России?" Речь идёт, по сути, о трёх политических инструментах (несправедливых и незаконных) давления на другие страны и агрессивного продвижения интересов России, инструментах, о которых, как мы видим, сильно сожалеет непримиримое ядро московских стратегов и лидеров, известных своей жёсткостью. Мы можем только надеяться, что это нехарактерно и для большинства простых россиян. Отмена этих договоренностей послевоенного мирового порядка, связанных с Россией, бесспорно сгенерировала полезные изменения, столь ожидаемые в странах нашего региона.

Итак, подобное сожаление со стороны российского политического, военного, промышленного истеблишмента, интеллектуальных и клерикальных кругов относится к исчезновению Советского Союза (нынешний СНГ не сравнится с теми огромными преимуществами, которые СССР давал российскому государству, в плане реальной власти и контроля над нациями и ресурсами внутри империи), окончанию Холодной войны (после которой, статус России, как паритетной с США мировой сверхдержавы, остался лишь в учебниках истории) и, соответственно, потере сферы влияния (со всеми последующими процессами "эмансипации" и "дерзости" некоторых малых стран, исторически считавшихся в тени России, если не придатком империи, а в настоящее время имеющих законное право говорить с Москвой на равных), продолжает Hotnews. Речь по большей части идет о странах Центральной и Восточной Европы, но не только. Конечно, можно сказать, что российские граждане пусть и формально, но вкусили плоды плюралистического общества и прошли, как и все народы бывшего социалистического лагеря, через аватары посткоммунистического переходного периода. Однако, ностальгия о потерянном величии больно "теребит" память поколения 50-60-х годов, сегодня стоящего на пороге своей карьеры, но все еще являющегося влиятельным в системе. Изобретение "политики газового крана" немного успокоило уязвленную гордость Кремля, и все же этого слишком мало, чтобы осуществить "неподтверждённое" завещание Петра Великого (речь о фальсификации на французском языке, появившейся накануне Отечественной войны 1812 года, послужившей впоследствии одним из источников для еще одной фальсификации - "Протоколы сионских мудрецов" - прим. ИА REGNUM).

Даже если российские чиновники не могут вписать черным по белому в стратегической доктрине и доктрине безопасности страны, что сожалеют о распаде Советского Союза (хотя некоторые лидеры признали это открыто), что сохраняют ностальгию по Холодной войне и, следовательно, сферам своего влияния, многие из заявлений и претензий лидеров и представителей современной России относительно "стратегической безопасности" обличают это мышление, зацикленное на гипотетическом, скажем так, "царском" (если "советском" будет звучать слишком громко) наследии, пишет Hotnews. Содержание же проблемы остаётся тем же.

Такова преамбула интервью посла Российской Федерации в Румынии Олега Сергеевича Мальгинова для издания România Liberă от 18 апреля (Посол России в Румынии Олег Мальгинов заявил 18 апреля в интервью изданию Romaniа Libera, что стратегические объекты ПРО США на территории Румынии при определенных условиях могут стать целями для возможного военного удара со стороны России, в случае если Москва посчитает, что они представляют угрозу. Комментируя данные заявления, министр иностранных дел Румынии Титус Корлэцян назвал их "неудачными". "Обычно, послы не совершают ошибок, и по этому поводу у нас состоится разговор с послом России. Предполагаю, что российский посол открыл рот и сделал эти заявления не без инструкций", - добавил Корлэцян. Еще более жесткая реакция на заявления посла России последовала со стороны госсекретаря по стратегическим вопросам МИД Румынии Богдана Ауреску: "Говорить, что строго оборонительная система может повлиять на способность стратегического сдерживания другого государства, и это может повлечь фиксирование в качестве "цели" для ответного удара компонентов такой защитной системы, эквивалентно угрозе применения силы, которая не может быть приемлемой в международном праве сегодня". 25 апреля румынское издание Karadeniz-press сообщило, что в ходе состоявшейся "на полях" встречи Совета Россия-НАТО дискуссии со своим румынским коллегой Титусом Корлэцяном глава МИД России Сергей Лавров дезавуировал заявление Мальгинова, назвав его "недопониманием" - прим. ИА REGNUM), пишет Hotnews. Дипломата грамотного, опытного профессионала, показавшего лучшие традиции российской дипломатической школы. Было бы корректным признать наличие у него чёткой последовательности применения методов диалога и "силы", в отличие от многочисленных, пустых в политическом смысле интервью боязливых румынских послов. Конечно, бывают и у нас исключения, тем более похвальными они являются, эти единичные проблески мышления "out of the box".

Итак, перейдем к интервью, продолжает Hotnews. С самого начала посол открыто ссылается на отсутствие интереса румынской молодёжи к "современной России", и указывает возможности для налаживания качественных экономических, научных и культурных отношений с сегодняшней Россией, и это похвально. Далее Мальгинов говорит: "Существуют некоторые люди (румыны), возможно, даже группы людей, которые испытывают нелюбовь к России". Это абсолютная правда, однако неизвестно, насколько легко даётся это публичное признание послу относительно собственной страны.

Тут же следует заметить, что у России практически не было программы публичной дипломатии в Румынии после 1990 года, и это хорошо ощущается, пишет Hotnews. Отсутствие интереса к румыно-российским отношениям в эпоху посткоммунизма было взаимным. На государственном уровне и на уровне простых людей. По этой причине академическое сотрудничество, стипендии и программы продвижения русского языка, которые российский дипломат отмечает в качестве намерений в рамках своего ​​срока, заслуживают высокой оценки. Еще предстоит выяснить, каков будет результат этих благих намерений. Так же, как еще предстоит выяснить, какое влияние окажет открытие Румынского культурного института в Москве, работа над которым ведется с 2006-2007 годов. Но это уже другая дискуссия. Так или иначе, культурное и научное двустороннее сотрудничество могло бы стать хорошим началом для улучшения общественного восприятия России в Румынии и других странах региона, а также является значительным источником доверия (если не единственным пока что) к Российской Федерации, подводит итог издание.

В прошлом году, накануне проведения в Румынии референдума об импичменте президенту, Траян Бэсеску обвинил лидеров СЛС в том, что они двигаются не в направлении Запада, но хотят повернуть страну на Восток, а, конкретно, к "России и Китаю", пишет Cotidianul. При этом Бэсеску совершенно безразлично, что отношения с Москвой его собственными руками были сведены к полному упадку, что румыно-российский диалог в наивысшей степени важен, но его просто не существует, что начиная с 1989 года нашу страну не посетил ни один кремлёвский лидер, а в апреле 2008 года президент Владимир Путин приехал в Бухарест только для участия в заседании Россия-НАТО, что последний визит в Москву румынского премьер-министра датируется июлем 2004 г., речь идёт об Адриане Нэстасе, что экономические отношения ухудшаются изо дня в день.

Конечно, тут не идёт речь об исчерпывающем обзоре румыно-российских отношений (или, точнее, их чрезвычайно малого количества), речь идет о перспективе двусторонних отношений и сравнении их с отношениями России с другими бывшими социалистическими странами (Болгария, Польша, Венгрия, и т.д.), не говоря уже о Германии, Италии, Франции или Великобритании, продолжает Cotidianul. Полагаем, мы не ошибёмся, если заявим, что уровень взаимоотношений с Россией у Румынии самый низкий во всем Европейском союзе.

Возьмем польско-российские отношения, пишет Cotidianul. Их история так же, как и история отношений Румынии с Россией, разворачивалась при наличии огромного количества камней преткновения. Достаточно упомянуть Катынский эпизод, когда "цвет" польской армии был убит по приказу Сталина, - факт, признанный Горбачевым, и за который Путин просил прощения у поляков. Не говоря уже о не столь давней трагической авиакатастрофе президента Польши и других польских чиновников, которые летели в Катынь, чтобы почтить память жертв - событие, по которому некоторые силы в Варшаве раздули спекуляции, имевшие целью расстроить отношения с Россией. Однако обе стороны проявили взаимопонимание и добропорядочность, чтобы суметь начать открытый диалог на самом высоком уровне по нормализации и развитию отношений, соблюдая обязательства Польши по отношению к ЕС, НАТО, США.

К сожалению, в Бухаресте не принимаются столь рациональные и прагматичные решения, продолжает Cotidianul. Здесь очень удобно делать ничем не аргументированные заявления, только потому, что они, на первый взгляд, звучат хорошо. У нас принято искать простые ответы, и главный из них: во всём виновата Россия, подводит итог издание.

Косовский прецедент: "Румыния должна сделать все возможное, чтобы косовский прецедент не был использован Россией в случае Приднестровья"

Сербия предприняла первые шаги к признанию Косово, пишет Revista 22. 19 апреля представители Сербии и Косово подписали соглашение, регулирующее отношения между двумя странами, однако без признания Белградом государственности своей бывшей провинции. Подписание соглашения происходило при посредничестве Европейского союза в лице верховного представителя по внешней политике Кэтрин Эштон. Даже если этот факт не является открытым признанием независимости Косово, отношения между Белградом и его бывшей провинцией теперь стали носить характер нормальных отношений между двумя суверенными и независимыми государствами, хотя это и не признано официально. Соглашение содержит некоторые уступки сербскому меньшинству в Косово в плане организации собственной полиции и отдельного апелляционного суда, но практически подготавливает почву для последующего признания независимости Косово со стороны Сербии. Такое развитие событий вполне вероятно, учитывая будущее вступление Сербии в ЕС - признание государственности Косово практически является условием европейской интеграции Белграда.

Нормализация отношений между Сербией и Косово и возможное признание независимости бывшей сербской провинции открывает ряд интересных перспектив на европейском уровне, продолжает Revista 22. Во-первых, Россия сможет оказать давление на Грузию с тем, чтобы заставить Тбилиси признать государственность Абхазии и Южной Осетии. Российско-грузинская война 2008 года была частично мотивирована необходимостью Москвы дать адекватный ответ Западу на ситуацию в Косово. "Косовская модель" может быть использована Кремлем и для разрешения приднестровского конфликта. В этом случае весь процесс урегулирования конфликта оказался бы скомпрометирован, территориальная целостность Молдавии поставлена под угрозу, а европейский вектор развития Кишинёва - под сомнение. Искушение Москвы применить "косовский прецедент" в случае Приднестровья и других подобных случаях замороженных конфликтов, достаточно велико.

Косово также является полезным примером для других сепаратистских движений в Европе, пишет Revista 22. "Косовский прецедент" был тщательно изучен каталонскими, баскскими и шотландскими националистами. Признание Белградом независимости Косово в ближайшем будущем, скорее всего, воспримется этими сепаратистскими движениями как позитивный сигнал. Позиция Румынии, выступающей против признания независимости Косово с момента ее одностороннего провозглашения в 2008 году, обоснована наличием риска того, что "косовский прецедент" будет использован в случаях замороженных конфликтов на постсоветском пространстве (а в первую очередь, о чем Бухарест официально предпочитает умалчивать, - в собственной Трансильвании, где компактно проживает венгерское население, лидеры которого еще в 2008 году заявили о намерении следовать по косовской модели - прим. ИА REGNUM).

С этой точки зрения недавние события вокруг Белграда и Приштины являются важными для Бухареста, продолжает Revista 22. Министр иностранных дел Румынии Титус Корлэцян в последний период озвучивал готовность румынской дипломатии признать Косово в целесообразный для этого момент. Эта гибкость является следствием осознания того факта, что непризнание независимости Косово в долгосрочной перспективе не является конструктивной дипломатической позицией. Большинство союзников Румынии и государств-членов ЕС признали независимость Косово, а Бухарест поддерживает европейскую интеграцию Западных Балкан. Румыния, вероятно, признает независимость Косово после Сербии или незадолго до нее. Между тем, румынская дипломатия должна сделать все возможное, чтобы косовский прецедент не был использован Россией в случае Приднестровья, подводит итог издание.

Геополитика: "Бэсеску достаточно убеждал американцев в своих геостратегических навыках, чтобы стать генсеком НАТО"

Траян Бэсеску, кажется, достиг тех целей, которые преследовал, придя в Котрочень (президентский дворец в Бухаресте - прим. ИА REGNUM), так что некоторое время он может расслабленно наблюдать за тем, что происходит на политической арене, время от времени подливая масла в огонь борьбы между двумя партиями, делящими власть, пишет Romania Libera. В дальнейшем он планирует разгром правящего Социал-либерального союза (СЛС - состоит из Социал-демократической и Национал-либеральной партий - прим. ИА REGNUM) и обеспечение Елене Удре (экс-министр туризма Румынии, ближайший соратник Бэсеску, которой прочат пост лидера в новом политическом проекте Бэсеску - "Народном движении" - прим. ИА REGNUM) политических тылов. Той самой Удре, которая проиграла борьбу за должность главы Либерально-демократической партии (ЛДП), несмотря на решительную поддержку со стороны Траяна Бэсеску.

Президент, вероятно, хочет с почетом выйти из должности, особенно после нелепого публичного разрыва с ЛДП, продолжает Romania Libera. Именно поэтому для него соблазнительно претендовать на такую должность международного чиновника, как, например, должность генерального секретаря НАТО (Румынские СМИ в апреле начали обсуждать кандидатуру президента Румынии Траяна Бэсеску, чей второй мандат истекает в 2014 году, на должность генерального секретаря НАТО. Мандат действующего главы Североатлантического альянса Андерса Фог Расмуссена истекает в августе 2014 года, а решение о назначении его преемника будет приниматься примерно тремя-четырьмя месяцами ранее. При этом, по информации румынских СМИ, кандидатура Бэсеску пользуется поддержкой как со стороны США, так и ряда влиятельных европейских столиц. В то же время администрация президента Румынии 22 апреля выступила с заявлением, в котором отмечается, что "ни один из институтов румынского государства не предлагал, чтобы Траян Бэсеску претендовал на пост генсека НАТО" - прим. ИА REGNUM).

Публично отвечая на вопрос относительно своего возможного выдвижения на должность руководителя Североатлантического альянса, Траян Бэсеску не сказал, что не желает баллотироваться, но заметил, что не получал подобных предложений от местных институтов, пишет Romania Libera. Ему бы хотелось поддержки со стороны американцев, которых он достаточно и неоднократно убеждал в своих геостратегических навыках, но в то же время Траян Бэсеску имеет личные уязвимые места, которые, если не устранить их в срок, могут поставить под сомнение исполнение его желаний.

Столь важная и в военном, и в чисто символическом смысле должность может быть предложена Румынии в качестве награды за верность и предоставленную помощь в войнах в Ираке и Афганистане, продолжает Romania Libera. Но кандидат должен иметь поддержку со стороны правительства страны, которая его выдвигает. 12 предыдущих генеральных секретарей НАТО были набраны в основном из министров иностранных дел и министров обороны, потому что прежде всего они должны обладать незаурядными дипломатическими и коммуникативными способностями. Нынешний глава НАТО Андерс Фог Расмуссен управлял датским правительством с 2001 до 2009 года и после отставки был утверждён в качестве генерального секретаря НАТО. Как и любой ведущий политик, Расмуссен суеверен и отрицал своё кандидатство даже за несколько дней до своего утверждения в новой должности. Кресло Расмуссена освобождается в конце следующего лета, и если на Западе действительно хотят чтобы Бэсеску занял этот пост, тогда Виктор Понта поддержит его, чтобы доказать, что играет по правилам Запада.

Немаловажно и то, что таким образом Социал-демократическая партия Понты сможет легче получить пост президента Румынии, пишет Romania Libera. Виктор Понта может стать самым молодым президентом страны при теневой поддержке своего нового наставника Траяна Бэсеску. Даже несмотря на то, что пока Понта продолжает его дразнить, в том числе озвученной идеей о том, что его фаворитом на должность в НАТО будет Мирча Джоанэ (бывший глава Сената Румынии от Социал-демократической партии и конкурент Траяна Бэсеску на президентских выборах 2009 года, набравший большинство голосов в Румынии, однако в итоге уступивший Бэсеску с минимальным отрывом из-за голосов зарубежной диаспоры - прим. ИА REGNUM).

Между тем, президент должен продемонстрировать не только свои качества лидера, понимающего карту мира и значение политических движений, но и желание играть в высшей лиге, незаинтересованность в бессмысленных боях, способность контролировать свои публичные выступления, несдержанные высказывания и страсти, при этом сохраняя жесткую позицию в борьбе с коррупцией, пишет Romania Libera. Траян Бэсеску выстоял в противостоянии с внутренними и восточными противниками, даже если в конце концов был вынужден вступить в союз с Виктором Понтой. Отношения между ними теперь намного лучше, чем были всего полгода назад. На конгрессе СДП Понта заявил, что на выборах в Европарламент в следующем году партия не будет баллотироваться по совместным спискам с национал-либералами. Другими словами, перемирие между СДП и Бэсеску подтверждено публично, и этот неписаный пакт предусматривает распад СЛС до выборов в Европейский парламент в мае 2014 года. Виктор Понта становится всё более кредитоспособным лидером для западных столиц, в том числе, пользуясь влиянием Траяна Бэсеску, в то время как президент нуждается в поддержке премьер-министра для достижения международного поста. В любом случае, это лучшее решение для главы государства, чем просто стоять за спиной "Народного движения" и Елены Удри, подводит итог издание.

Премьер-министр Румынии Виктор Понта подтверждает, что представитель Бухареста может стать новым генеральным секретарем НАТО, сообщает B1TV. "Об этом лично мне никто не говорил, но я знаю, что очень вероятно, что будущий генсек НАТО будет родом из Польши или Румынии. Не исключено, что это будет румын, потому что кое-кто, не Траян Бэсеску, приходил ко мне обсудить это", - сказал Понта. Премьер добавил, что, если должность действительно предложат занять выходцу из Румынии, то согласовать кандидатуру ему (Понте) придется с президентом Траяном Бэсеску. "Упускать такой важный шанс Бухаресту не стоит", - подвел итог Понта.

В то же время премьер-министр Румынии Виктор Понта опроверг утверждения, что он намерен баллотироваться на пост главы государства в 2014 году, сообщает Realitatea. По его словам, Социал-демократическая партия остается приверженной действующему коалиционному соглашению и окажет поддержку на президентских выборах лидеру национал-либералов Крину Антонеску. "Кто кандидат социал-демократов на президентских выборах? Я не баллотируюсь, у меня есть мандат премьер-министра, который достаточно тяжел, и у меня абсолютно четкая договоренность с Крином Антонеску, а потому я намерен придерживаться данного слова", - сказал он. Премьер добавил, что если региональные лидеры партии начнут оказывать давление на него с целью выдвинуть кандидатуру на выборах президента, то "это означает, что они хотят моего смещения с поста главы правительства, разве нет?" "Если у социал-демократов будет кандидат на президентских выборах, это означает, что пост премьера отошел национал-либералам. Такой сценарий вероятным мне не кажется", - заключил Понта.