Не прошла и неделя после падения правительства Бойко Борисова в Болгарии, как пало правительство другой южной славянской страны - Словении. Отягощенная финансовыми проблемами сама же Словения, как нам представляется, движется синхронно с соседней Италией в зону политической и социально-экономической нестабильности. 27 февраля 2012 года после двух месяцев правительственного кризиса правительство Янеза Янша ушло в отставку в результате вотума недоверия, вынесенного парламентом Словении. Редактор Delo Боштьян Видемшек, комментируя события в связи с правительственным кризисом в Словении, заметил, что Словения превращается "в маленькую Россию - без природных ресурсов, но с олигархами". Это и является, по его мнению, главной причиной происходящего.

Нет былого мира под Альпами. Небольшое славянское государство, культурно стоящее ближе к германскому миру, чем к Балканам, находится в состоянии тяжелого экономического кризиса. Трудности испытывает не только ориентированная на экспорт промышленность Словении, но и опирающийся в значимой своей части на государственную собственность банковский сектор. Считается, что вслед за Кипром в очередь за получением финансовой помощи готовится встать Словения. Разговоры об этом начались еще в июле 2012 года. Падение правительства Янша является верным признаком того. Известно, что его правительство держалось на финансовых средствах, полученных в октябре 2012 года от размещения 19-ти месячных облигаций. Денег этих должно было хватить на полгода. Янша ушел в отставку за месяц до того, как средства эти иссякнут. Поэтому на его отставку можно посмотреть еще иначе - премьер-министр Янша ушел от ответственности за принятие будущих трудных решений.

Правительство Янша падало постепенно. Поводом для его отставки стало обвинение премьера в укрывательстве личных доходов от налогообложения. 8 января 2013 года официальная антикоррупционная комиссия известила страну, что премьер-министр и лидер Словенской демократической партии Янез Янша не задекларировал для налогов свой доход на сумму около €210 тыс., а мэр Любляны, лидер "Позитивной Словении" Зоран Янкович - на €2,4 млн.

Уже 11 января 10 тысяч протестующих вышли на улицы Любляны и потребовали отставки Янша. 15 января 2013 года словенская газета Delo констатировала: правительство Словении клинически больно. Вопрос был только в сроках очевидной отставки Янша. Три партии из пяти коалиции правительства Янша потребовали тогда отставки премьера. Партия Янша утверждала, что он стал жертвой заговора оппозиции. В январе от коалиции со Словенской демократической партии Янша отпали младшие ее партнеры - "Гражданский список" и Демократическая партия пенсионеров.

Правительственный кризис в Словении проходил на фоне протестов трудящихся. 23 января 2013 года состоялась забастовка 100 тыс. работников общественного сектора против сокращения их зарплат. В общественном секторе в Словении в 2012 году зарплаты сократились примерно на 3%, В этом году предполагается сокращение в 5%. Одновременно забастовали 14 тыс. металлистов и рабочих электронной промышленности, требуя 7,5% увеличения зарплат. Забастовка работников общественного сектора привела к закрытию почти всех школ, детских садов и университетов в стране. Больницы и поликлиники оказывали ограниченную помощь, работая сокращенным штатом. В начале февраля 2013 года около 20 тыс. человек вышли на улицы в городах Словении с протестом против политической коррупции, роста безработицы и разрушения социальной системы страны.

Прежнюю коалицию могла бы спасти быстрая отставка Янша с поста премьер-министра, но он до последнего момента отстаивал свою невиновность. 24 января Янша отказался уйти в отставку, несмотря на угрозу выхода партии "Гражданский список" из правительственной коалиции. Перед премьером было несколько возможностей достойного выхода из создавшейся ситуации: заместить свой кабинет технократическим правительством, пойти на досрочные выборы и, наконец, выжидать, рассчитывая, что ситуация "рассосется" сама собой. Он выбрал последнее, дотянув до момента формирования в парламенте консенсуса по вотуму недоверия. Парламент Словении проголосовал 55 голосами из 90 против Янша и его правительства. Большинство политических партий Словении не пожелало пойти на досрочные выборы сейчас, спустя год после парламентских выборов декабря 2011 года. Поэтому была сформирована новая коалиция.

Новое правительство Словении возглавила председатель прежде главной оппозиционной партии "Позитивная Словения" 42-х летняя Аленка Братушек. Она станет первой женщиной премьер-министром в католической Словении. Помимо социал-либеральной "Позитивной Словении" (PS) Братушек (28 депутатов), новое коалиционное правительство поддержат еще четыре партии: Социал-демократы (SD) Игоря Лукшича (10 депутатов), либеральный "Гражданский список" (DL) Грегора Виранта (7 депутатов), Демократическая партия пенсионеров Словении (DeSUS) Карла Ерьявца (5 депутатов) и Словенская народная партия (SLS) Радована Жерьява (6 депутатов). Как видим, две партии под крыло Братушек - DL и DeSUS пришли из прежней правоцентристской коалиции. Новая социал-либеральная коалиция, пришедшая на смену правоцентристской, имеет в словенском парламенте 56 мандатов из 90. В оппозиции к новому правительству находятся две партии: Словенская демократическая партия (SDS) Янша и "Новая Словения" - Христианская народная партия (NSi) Людмилы Новак. Теперь в течение двух недель новому премьеру предстоит сформировать свое правительство. Братушек имеет 6-ти летний опыт работы в министерстве финансов в бюджетном департаменте. Финансовый эксперт во главе нового правительства Словении должен попытаться избежать греческого сценария финансовой "помощи" этой стране.

Перед новым правительством Словении стоят непростые задачи. Банки Словении, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, отягощены плохими кредитами на сумму в €7 млрд., что эквивалентно 20% ВВП страны. Государственный долг Словении в настоящее время не превышает 46,9% от ВВП. Принятие гипотетического пакета помощи в размере €7 млрд. приведет к тому, что государственный долг Словении превысит 60% лимит, установленный Брюсселем. Другую проблему составляет оплата платежей по текущим кредитам в размере €2 млрд. Срок платежей приходится на середину 2013 года. Денег для этого у правительства Словении нет. Пакет помощи Словении с ее 2-х миллионным населением может составить не такую уж большую величину - всего около €5-7 млрд. Но сама ситуация вызывает тревогу у лидеров ЕС и в Германии, поскольку словенский случай может стать первым звонком к обвалу в Италии и Испании, а там уже речь пойдет совсем о других величинах.

Тем временем Брюссель не доволен поведением Любляны, что может означать в будущем более жесткие условия предоставления помощи стране. Европейская комиссия недавно сделала замечания Любляне, что та не выполнила в 2011 году рекомендованные Словении структурные реформы. Вторым пунктом претензий Брюсселя значилось то, что до середины мая прошлого года государство функционировало с частично принятым бюджетом.

В 2012 году ВВП Словении сократился на 2,3%. При этом в четвертом квартале года падение составило 3%. По прогнозам экономистов, падение ВВП Словении в этом году составит 1,4%. Безработица уже превысила 12%. Это самый высокий уровень безработицы в Словении за последние 14 лет. А тем временем, несмотря на такие показатели, правительство Словении упорно пытается достичь требуемого Брюсселем дефицита в 3% к ВВП против 4,2% в прошлом году.

В своем выступлении в парламенте перед голосованием по вотуму доверия правительству Янша Братушек решительно высказалась против политики более жесткой экономии. Работа нового кабинета, по ее словам, сосредоточится на трех ключевых направлениях: рекапитализации банков, консолидации государственных финансов для экономического роста и более эффективном управлении государственными активами. Братушек рассчитывает быстро оздоровить кризисные банки, а потом приватизировать государственные активы в них. Из первостепенных политических перед ее правительством стоит задача провести через парламент голосование по одобрению вступления соседней Хорватии в ЕС. 1 июля 2013 года Хорватия должна стать 28-м государством-членом ЕС. В хорватском случае Любляне совсем нет нужды усиливать негативное отношение к себе Брюсселя и Берлина.

Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM