"Среди шляхты в повстанческих отрядах оказались крестьяне, которых принудили к участию в восстании силой", - заявил 20 февраля корреспонденту ИА REGNUM белорусский историк Алексей Манько, комментируя значение для белорусской истории событий 1863-1864 годов, известных в польской историографии как "январское восстание".

Напомним, в 2013 году власти Польши и Литвы отмечают юбилей "январского восстания" 1863 года, когда часть дворянства Царства Польского выступила за отделение от Российской Империи и восстановление независимости польского государства - Речи Посполитой в границах 1772 года, т.е. включая земли современных Белоруссии, Украины и Литвы. На территории Северо-Западного края империи (современная Белоруссия и Литва) отрядами польской шляхты руководил Викентий Калиновский, более известный в белорусской художественной литературе как "Кастусь Калиновский". Белорусское крестьянство не поддержало польский мятеж, активно выступив на стороне законных властей, что не помешало советским историкам объявить выступление польской шляхты "крестьянским" восстанием, "национально-освободительным" и едва ли не обособленным от варшавского руководящего центра.

По мнению Манько, события 150-летней давности были подготовлены ростом социального недовольства, а также недовольством польской шляхты своим статусом. "Особенно активно недовольство ощущалось в первые десятилетия после наполеоновского нашествия, когда еще свежа была память о Речи Посполитой и Герцогстве Варшавском.

Манько обратил внимание на неоднозначность личности Викентия Константина Калиновского, руководившего восстанием на территории Северо-Западного края Российской империи: "Дворянам он обещал одно, крестьянам другое. Калиновский пытался лавировать, предпринимал различные ходы для объединения полуразвалившегося лагеря повстанцев. Многие его "манёвры" до сих пор выглядят непонятно".

У Калиновского не было собственной идейной платформы, но он резко критиковал православие в своей газете "Мужицкая правда", которую издавал латиничным шрифтом и апеллировал к униатству, констатировал историк. "Калиновский выступал на униатской стороне, против православия. Его "Мужицкая правда" была адресована униатам. Калиновский критиковал православие потому, что оно являлось, фактически, государственной идеологией Российской империи. А своего идеологического базиса у Калиновского не было. Эта идеологическая война в своей основе имела противостояние с Российской империей", - сказал Манько.

Тем не менее, в официальной белорусской историографии сложился положительный образ Калиновского. Данный образ был создан еще в советский период также под влиянием господствующей идеологии. "Калиновский учился в Санкт-Петербургском университете, там воспринял идеи народничества. На формирование положительного образа Калиновского повлияло еще и то, что его польские товарищи были прославлены советской историографией", - отметил Манько. Как активный участник восстания, Калиновский не мог избежать прославления как борец за интересы народа против царизма.

"Безусловно, Калиновский - один из самых харизматичных и самых порядочных участников восстания 1863 года, потому как многие его коллеги, судя по опубликованным исследованиям и документам, выглядят как бандиты с большой дороги", - добавил белорусский историк.

"Восстание 1863 года преследовало цель отделения от Российской империи и создания отдельного независимого государства. С этим мало кто спорит. Разногласия между польскими и частью белорусских историков начинаются по вопросу характера создаваемого независимого государства. Польские историки считают, что целью восстания было восстановление Речи Посполитой как польского государства. А некоторые белорусские историки считают, что во время восстания 1863-1864 годов шла речь о создании белорусского государства и, поэтому, данное восстание следует считать также белорусским национально-освободительным, - сказал Манько. - На самом деле для белорусского народа польское восстание 1863 года не было национально-освободительным".

"И уж тем более неправомерно, некорректно называть эти события "национально-освободительным восстанием Кастуся Калиновского", - добавил Манько.

Калиновский руководил восстанием в последние месяцы и особых успехов на этом поприще не снискал, восстание было неудачным. "На территории Белоруссии ряды повстанцев были неоднородны, в них шла постоянная борьба за власть", - отметил историк. "Главную роль в этом восстании играли поляки, - констатировал историк. - Экономические, политические и иные ресурсы были у польской шляхты. Белорусские же крестьяне элементарно не могли сами вооружиться".

"В отличие от ситуации Отечественной войны 1812 года, когда крестьянство практически полностью поддержало правительство, участвовало в партизанском сопротивлении и т.д., а многие представители шляхты поддержали Наполеона, в ситуации 1863 года заметная часть крестьянства была в отрядах повстанцев (В источниках неоднократно описывались случаи расправы над семьями крестьян, отказывавшихся поддержать мятеж, а также об использовании рекрутированных повстанцами крепостных в качестве "косинеров" - вооруженных косами групп, направляемых в начале боя на первый залп картечи. Таким образом, польская шляхта использовала белорусских крестьян как "пушечное мясо" - ИА REGNUM). Это восстание можно назвать "локальной гражданской войной". Однако следует учитывать: далеко не все крестьяне горели желанием участвовать в восстании, часть крестьян оказалась в отрядах повстанцев под принуждением", - отметил белорусский историк.

Манько не заметил каких-либо мероприятий в Гродненской области, связанных с чествованием польских повстанцев в год юбилейной даты. "Это событие весьма неоднозначно, чтобы его широко отмечать, - сказал он. - Это было польское восстание. Белорусы в нём участвовали, вынуждены были участвовать, но не играли роль первых скрипок. Да и со шляхтой не было всё так однозначно: часть её разочаровалась в восстании и отошла от борьбы".

Как сообщало ИА REGNUM, 20 января в Минске состоялась научная конференция "Польское шляхетское восстание 1863 г. Взгляд на события 150 лет спустя". По мнению белорусских учёных, польское восстание 1863 года не было поддержано белорусским крестьянством, а такие вопросы, как террор польских повстанцев в отношении православного населения Белоруссии до сих пор полностью не изучены.