Лидер оппозиционного Армянского Национального Конгресса (АНК), экс-президент Левон Тер-Петросян считает, что пока лично президент Серж Саргсян не откликнулся на предложение об организации переговоров по вопросу о внеочередных выборах в Армении, данная проблема остается в повестке дня. Об этом лидер оппозиции сказал в интервью газете "Айкакан жаманак" ("Армянское время").

По словам Тер-Петросяна, "мнение лиц, играющих нулевую роль в принятии решений, не имеет никакого значения. Следовательно, пока свою точку зрения не высказал Серж Саргсян, бессмысленно что-либо говорить. Надо только учитывать, что диалог необходим не столько Конгрессу, сколько властям. В случае, если он не состоится, Конгресс ничего не потеряет, а может, с политической точки зрения, и приобретет. В первую очередь, потери понесет власть. И, по большому счету, потеряем все мы - страна и народ. Мы сделали свой шаг, в правильности которого, несмотря на оценки "независимых экспертов", ни капли не сомневаемся. Все остальное - проблема власти, а не наша. Хотят - пусть ведут диалог, не хотят - их проблема".

Так руководитель АНК отреагировал на многочисленные заявления высокопоставленных представителей властного лагеря, включая руководителя президентской администрации Карена Карапетяна, о том, что диалог с оппозицией может вестись по любым насущным вопросам жизни страны, однако это не относится к требованию о проведении внеочередных выборов, поскольку для них нет ни правовых, ни политических оснований.

Тем не менее, Конгресс продолжает настаивать на своем требовании. Это может свидетельствовать, как считают многие местные наблюдатели, об отсутствии у оппозиции заранее просчитанных альтернативных вариантов продолжения, как принято в последнее время выражаться, начавшейся "шахматной партии". В то же время тот факт, что глава государства предпочитает держать паузу, заставляет сторонников Конгресса объяснять происходящее наличием некой не очевидной интриги.

В частности, высказываются предположения, что президент может сказать свое слово в ходе предстоящего выступления 22 июня на пленарном заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге. Действительно, не приходится сомневаться, что в этом выступлении значительное место будет уделено внутриполитической проблематике. И, разумеется, такие шаги власти, как диалог с оппозицией, президентская амнистия для "политзаключенных" (оппозиционных активистов, отбывавших наказание за участие в массовых беспорядках в Ереване 1 марта 2008 года), готовность выносить на рассмотрение парламента "конструктивные предложения" АНК будут представлены вниманию европарламентариев в качестве свидетельства начавшихся в стране позитивных перемен.

Но, по понятным причинам, оппозиционные аналитики надеются, что этого "будет недостаточно" и не произведет ожидаемого положительного впечатления на участников заседания ПАСЕ, которые будут интересоваться продолжением начатых новаций и, в частности, тем, как видит армянский лидер продолжение диалога с АНК. И в этой связи можно ожидать, что именно с трибуны Парламентской ассамблеи прозвучит отказ или согласие Сержа Саргсяна начать обсуждение вопроса о внеочередных выборах.

В лучших конспирологических традициях, близкое к АНК интернет-издание "Первый Информационный" пишет, что высокопоставленные представители власти именно для того и отрицают возможность переговоров относительно внеочередных выборов, чтобы высказывания главы государства на эту тему с трибуны ПАСЕ прозвучали как можно громче и весомее. Это, мол, не только повысило бы престиж самого Саргсяна, но и укрепило бы его позиции накануне предстоящей 25 июня в Казани трехсторонней встречи руководителей России, Армении и Азербайджана, посвященной карабахскому урегулированию.

Появление подобного рода публикаций выглядит симптоматично. Когда оппозиция дает советы властям относительно тех или иных подходов к вопросам внешней и внутренней политики, а власть выражает готовность обсуждать их, речь, действительно, может идти о "цивилизованном диалоге". Но когда главе государства советуют, что и как именно ему следует говорить, да к тому же намекают на международные осложнения в случае, если он к совету не прислушается, это выглядит не слишком серьезно и свидетельствует, что возможности оппозиции реально повлиять на действия власти ограничены.

Создается впечатление, что АНК не просчитал всех последствий своей политики "конструктивного сотрудничества" с властями, оттолкнувшей от него значительную часть протестного электората и некоторых видных функционеров. И даже если предположить, что ведущийся диалог может прерваться, и противостояние вновь перейдет в острую фазу, рассчитывать на скорое восстановление своих позиций и привлечение ощутимого числа новых сторонников Конгрессу, видимо, пока не приходится. Тот же "Первый Информационный" не так давно утверждал, что "надежность и предсказуемость были тем главным ресурсом Конгресса, который позволял в течение трех лет пользоваться поддержкой народа". Если и так, то именно этот ресурс ныне в немалой степени утрачен. И если на предстоящем 30 июня митинге АНК его сторонники не получат внятных объяснений происходящего и конкретных указаний относительно предстоящих действий, стартовые позиции, с которых Конгресс осенью войдет в парламентскую предвыборную кампанию, будут довольно низки.

В свою очередь президент Ассоциации политологов Армении, доктор политологии Амаяк Ованнисян считает, что Левон Тер-Петросян пытается применить в отношении Сержа Саргсяна ту же технологию, которая сработала в случае с первым и последним президентом Советского Союза Михаилом Горбачевым при развале СССР. По существу, как отметил политолог, Левон Тер-Петросян предлагает Сержу Саргсяну признать АНК единственной реальной альтернативой существующей власти и "согласиться на равносубъектной основе сформировать круглый стол" - только переговорщики, уполномоченные от Конгресса и власти. "Фактически Левон Тер-Петросян отрицает существование в современной Армении каких-либо институтов государственной власти и правовых механизмов принятия политических решений. Он исходит из постулата об авторитарном присвоении Сержем Саргсяном всей полноты власти и низведения конституционно закрепленных механизмов коллегиального принятия политических решений до уровня чистой формальности", - подчеркнул Ованнисян. Он также добавил, что по этой же причине АНК не принимает за должное заявления ответственных представителей как власти, так и правящей Республиканской партии Армении о неприемлемости предлагаемого Конгрессом переговорного формата. "Такая позиция Тер-Петросяна вполне укладывается в принятую им на вооружение тактику дискредитации власти и самого Сержа Саргсяна, - сказал Ованнисян. - Это явная попытка представить последнего в роли эдакого новоиспеченного Горбачева, готового в обход собственных Янаевых, Лигачевых и Язовых вступить в сделку с либерально-демократическими силами и сдать им на произвол якобы уже несуществующее государство".

На вопрос о том, каким же будет окончательный ответ Сержа Саргсяна в свете озвученной аналогии, президент Ассоциации политологов Армении ответил: "Мне трудно поверить в то, что прошедший такой путь государственник заслуживает участь оставшегося в полном одиночестве Михаила Горбачева". Он также добавил, что при всем своем критическом отношении к деятельности Сержа Саргсяна на посту президента Армении, "в частности, к его весьма ущербной кадровой политике, о чем мне приходилось неоднократно высказываться в прессе, не могу не учитывать его огромный опыт государственного деятеля". Как считает политолог, это человек, который на протяжении всех 20 лет существования независимой армянской государственности "входил в число тех двух - трех государственных мужей, от которых в первую очередь зависели судьбы Армении и НКР". "На междусобойчик с Тер-Петросяном в обход собственной, пускай, очень уязвимой и заставляющей желать лучшего команде, а уж тем более - в обход законодательно закрепленных механизмов принятия политических решений, Серж Саргсян никогда не пойдет", - резюмировал Ованнисян.

Ануш Левонян - политический обозреватель (Ереван)