Станислав Тарасов: Баку убегает от НАТО, революции и войны в Карабахе
Глава внешнеполитического ведомства Азербайджана Эльмар Мамедьяров принимает участие в XVI конференции "Движения неприсоединения" на острове Бали в Индонезии. Планируется, что Азербайджан будет официально принят в ряды этой международной структуры. Такой шаг азербайджанской дипломатии внешне выглядит шокирующем для определенной части национального политического класса. Что же происходит?
К примеру, бакинский политолог Тофик Аббасов неожиданно сделал такое заявление: "Азербайджан позиционирует себя в качестве полноценного суверенного государства и испытывает острую необходимость для поддержания тех тенденций, которые во главу угла ставят снижение напряженности во всем мире и в нашем таком неспокойном регионе, как Кавказ и зона Прикаспия. НАТО устарело, и одно время на повестке дня даже стоял вопрос насущности НАТО".
Другой политолог Зардушт Ализаде - тоже неожиданно - сменил версию развития событий. По его мнению, оказывается, "открытие армяно-турецкой границы соответствует интересам, в первую очередь, Турции, затем Армении, а в-третьих, Азербайджана".
Наконец, Баку решил более решительно расставить акценты и в проблеме газопровода NABUCCO. Как заявил президент Госнефтекомпании (ГНКАР) Ровнаг Абдуллаев, "Азербайджан свой газ в Европу может поставлять не посредством проекта NABUCCO, а по другим более выгодным маршрутам". Это был ответ на резкое выступление в адрес Азербайджана министра энергетики Турции Танера Йылдыза. Он напомнил, что "в течение всего года спонсоры NABUCCO попытаются получить окончательный ответ от азербайджанской стороны по поводу ее участия в проекте". "Для нас и Европы этот проект имеет большое значение, и мы не имеем права терять время на переговоры, поэтому мы будем использовать все варианты для реализации NABUCCO", - предупредил турецкий министр.
Это - заметные признаки смены векторов в азербайджанской внешней политике. "С одной стороны, Азербайджан действует в пользу России,- констатирует в этой связи бакинская газета "Азадлыг". - С другой - он пытается избежать навязываемых ему Западом реформ". И первое, и второе утверждение объективно верны. Но существует еще один важный момент. Как считает руководитель армянской партии "Новые времена" Арам Карапетян, "США и западные страны предполагают добиться от Армении некоторых уступок в карабахском вопросе в обмен на открытие армяно-турецкой границы, а затем начать обсуждение вопроса статуса Нагорного Карабаха". Армянский политик также уверен, что на предстоящей в июне трехсторонней встрече лидеров России, Азербайджана и Армении в Казани Баку будет требовать от Армении возвращения нескольких районов, в частности, Агдама и Физули. Более того, турецкие СМИ открыто намекают, что в таком случае Анкара начнет процесс деблокирования цюрихского процесса, приступит к открытию своих границ с Арменией. Судя по тому, что утверждает Зардушт Ализаде, Баку начинает склоняться к принятию именно такого сценария.
В то же время факт возможного статуса постоянного члена Движения неприсоединения должен вести к свертыванию военно-технического сотрудничества Баку не только с НАТО, но с США. А заявление о готовности помимо NABUCCO, экспортировать энергоресурсы по иному маршруту (возможно, "Южный поток") сведет на нет все усилия ЕС по выстраиванию своей энергетической стратегии в регионе Каспия.
На наш взгляд, Баку стал делать ставку на Москву по многим причинам. Во-первых, в отличие от Вашингтона, Москва не специализируется на "экспорте демократии" в сопредельные страны и в этом смысле у нее с Баку много общих корпоративных интересов. В то же время для Баку это означает и заметное дистанцирование от ЕС, поскольку Брюссель в Закавказье только тем и занят, что пытается интегрировать свой опыт в сферу местного законодательства, что стимулирует активизацию выступлений оппозиционных сил. При этом Баку запугивают возможностью прихода к власти экстремистских исламских сил. Пока же фактом является то, что в повестке дня ЕС стоит проблема очередной "цветной революции" в Грузии. Как считает политолог Тофик Аббасов, "Саакашвили может постигнуть участь Бен Али или Хосни Мубарака", если принимать в расчет то, что " в Грузии есть уже практика проведения маршей, митингов, пикетов".
При этом необходимо понимать, что государства Закавказья всегда находились в системе "сообщающихся сосудов". Поэтому высока вероятность заноса "революционного вируса" в Азербайджан и в Армению. Кстати, в Азербайджане оппозиционное гражданское движение за демократию "Общественная палата" (ГДДОП) приняло решение продолжить акции протеста с требованиями отставки правительства, реформирования избирательного законодательства, проведения новых парламентских выборов, обеспечения в полной мере свободы собраний, осуществления кардинальных преобразований в политической сфере.
В то же время в Ереване состоялся пятый раунд переговоров по ассоциативному соглашению между Арменией и Евросоюзом. В ходе его завершено обсуждение большинства глав будущего двустороннего документа. Как гордо заявила в этой связи замминистра иностранных дел Армении Карине Казинян, "пока Армении удается в этой работе опережать соседей по Южному Кавказу - Азербайджан и Грузию". А побывавший на днях с визитом в Армении председатель Европарламента Ежи Бузек приветствовал факт сотрудничества власти с оппозицией. Значит, и в Ереване вот-вот могут начаться выступления оппозиции.
Если же говорить о болезненной для Азербайджана карабахской проблеме, то, судя по всему, на предстоящем саммите Медведев - Алиев - Саргсян в Казани на армянскую сторону будет оказываться давление с целью приступить к конкретному осуществлению так называемых обновленных Мадридских принципов. Но это вовсе не означает, что Москва "сдает" Ереван.
Рассуждая с точки зрения здравого смысла, Россия, Азербайджан и Армения могли бы замкнуть не только свои национальные интересы, но и сопредельных государств - Ирана и Турции. Это позволило бы в будущем выступить в более широком формате на возможной "Версальской конференции", на которой будет устанавливаться новый правопорядок на Ближнем Востоке. Играя совместно на опережении событий, Москва, Баку и Ереван в таком случае могли бы получить качественно иную геополитическую перспективу, что неизбежно привело бы и к урегулированию карабахского конфликта на взаимовыгодных условиях.
Вот почему дрейф Азербайджана в сторону Движения неприсоединения, и, похоже, принятие тезиса об отложенном статусе Карабаха, являются факторами исторического прогресса. В этом смысле саммит в Казани Медведев - Алиев - Саргсян должен многое расставить по своим новым местам.
- Силовики пришли с обыском в резиденцию президента Южной Кореи
- В 2025 году работающим пенсионерам проиндексируют пенсию — эксперт
- Харьковские власти заявили об эвакуации 11 тыс. человек — 1043-й день СВО
- В Польше у моряков начались сбои сигнала GPS на Балтике
- МИД Турции призвал к немедленному прекращению огня на Украине