Замглавы возрождённого Всероссийского общества охраны природы: "Это в Москве кажется, что охрана природы - форма безделья"
Сегодня в Москве состоялся внеочередной пленум Центрального совета Всероссийского общества охраны природы (ЦС ВООП). В ходе работы пленума были заявлены приоритетные цели и задачи ВООП, одной из которых является возвращение Всероссийского общества охраны природы, старейшей общественной организации страны на передовые позиции в деле охраны окружающей среды, передает корреспондент ИА REGNUM. Заместитель председателя ЦС ВООП Богдан Новорок заявил в интервью ИА REGNUM, что, уже в самое ближайшее время российским активистам-экологам удастся восстановить лидирующие мировые позиции, которые ВООП некогда занимала. Ниже приводится полный текст эксклюзивного интервью.
REGNUM: Богдан, Вы человек известный в бизнесе, на Урале и не только, почему вдруг решили заняться общественной деятельностью, да еще вдруг мало кому интересной у нас - охраной природы?
Сегодня с экранов телевизоров не сходят новости об атомной катастрофе в Японии, весь мир с утра до вечера лихорадит от мысли, что будет, если японцам не удастся остановить кризис на Фукусиме. Миллионы людей в нашей стране от Балтики до Урала и от Урала до Дальнего Востока пытаются разобраться в кюри, рентгенах, зивертах, а вы говорите - "мало кому у нас интересной охраной природы". Это, может быть, кому-то, по привычке, в Москве кажется, что охранять природу - это такая форма безделья для тех, кому нечем больше заняться. А в регионах народ еще знает, что такое свежий воздух и чистая вода. И понимает, что это и есть главное богатство страны.
REGNUM: То есть Вы как состоявшийся бизнесмен, нашли новую инвестиционную нишу и решили заняться "охраной" этого "главного богатства"?
Знаете, если бы я занимался бы этим "как бизнесмен", я бы, по крайней мере, был бы уверен, что смогу решить большую часть проблем в понятные сроки и с разумными затратами. К сожалению - деятельность общественной организации, в этом плане, совсем не бизнес. Вот, например, что вы и когда, в последний раз, слышали о Всероссийском обществе охраны природы?
REGNUM: Да, ничего... В школе, разве помню, взносы ВООП были обязательными.... Марочки "с лосями" клеили...
Вот. А, между тем, ВООП - это старейшая экологическая организация страны. Вдумайтесь только - она существует уже почти девяносто лет! То есть, когда еще в мире, ни каким Гринписом не пахло, активисты ВООП уже во всю работали. Многие методики, которыми сейчас пользуются экологи всего мира были разработаны при активном участии ВООП. В том числе и благодаря сплоченной работе ВООП удалось вытащить страну из руин послевоенной разрухи в 50-х. ВООП как авторитетная природоохранная организация внесла серьезный вклад в развитие некогда могучего Советского Союза. Понимаете? А сегодня, потомки победителей, ничего об этом не знают. Зато знают, что нашу природу у нас, защищают только иностранцы: разнообразные зеленые фонды с сомнительными целями и источниками финансирования. Это же абсурд?!
REGNUM: Вы, решили реанимировать "бренд" старейшей российской общественной природоохранной организации?
Я знаю как организовать работу предприятия и сделать его эффективным. И надеюсь, что эти знания помогут мне сейчас. Но хочу заметить: охрана природы это не бизнес и люди, с которыми мы делаем общее дело - не мои подчиненные. Это мои товарищи и соратники, с которыми, я уверен, удастся совместными усилиями вывести ВООП на новый виток развития, вдохнуть в этот, как вы выразились - "бренд", новую жизнь...Хочется вернуть некогда массовый национальный тренд: охрана природы дело каждого!
REGNUM: А зачем? Ведь работают же, как Вы заметили, "Гринпис" и прочие "зеленые" фонды. Может просто стоит встроиться в из проекты?
Отвечу так. По-вашему что лучше: покупать хорошую колбасу, произведенную в России в магазине за рубли или импортную за доллары, которые тоже надо где-то купить? Помните? На мой взгляд, ответ очевиден. И последние события в мире показывают, что когда в стране охраной прав человека ( а право на безопасную окружающую среду одно из базовых прав человека) занимаются только иностранные общественные организации, а своего гражданского общества никто не видит, шансы на принуждение к соблюдению этих прав ковровыми бомбардировками повышаются кратно. Я ничего не имею против, скажем, того же Гринписа или Всемирного фонда дикой природы, но, я не понимаю, почему все должны жить по чужим лекалам, в том числе и в природоохранной сфере? У нас вполне зрелое гражданское общество и мы сегодня сами в состоянии заниматься не только вопросами охраны своей природы, но и можем рассчитывать на то, что наш голос будет услышан всем мировым экологическим сообществом.
REGNUM: И как же вы собираетесь вернуть, как вы выразились национальный тренд, что охрана природы дело каждого? Как заставить работать этот принцип?
Что касается организации внутренней работы региональных отделений ВООП. Мы создаем новую систему отношений между "регионами" и "центром", в которой у каждого члена нашей общественной организации, появляется возможность реализовать самую смелую, самую дерзкую свою инициативу, и мы ему в этом, только, поможем. Притом, что наша деятельность будет максимально открыта и ретранслирована на весь мир.
REGNUM: Каким образом?
Например, сейчас полным ходом идет работа над созданием новой информационной площадки ВООП, доступ к которой будет не только у каждого члена нашей организации, но и практически у любого пользователя сети интернет, которому небезразлична судьба родной природы. То есть, возвращаясь к вашему вопросу, "принуждать" беречь природу, сможет любой неравнодушный человек, а мы, лишь, дадим ему такую возможность. В ближайших планах выпуск периодического всероссийского печатного экологического издания... Не меньшее внимание мы будем уделять и совершенствованию экологического законодательства. Работа с законодателями крайне важна как на федеральном, так и на региональном уровнях.
REGNUM: И на что вы прежде всего хотите обратить внимание законодателей?
Тем - море. Сейчас, как сообщил сегодня на пленуме Председатель ВООП, сенатор Константин Цыбко, готовится целый пакет поправок в федеральном законодательстве, которые, существенно изменят отношение как работодателей так и простых граждан к экологической обстановке в стране. Один из примеров. Вся страна завалена мусором из упаковки всякой "транснациональной" продукции. В лес войти нельзя, ежики на иголках не яблоки таскают, а бумажки-обертки полиэтиленовые из-под американских шоколадок. В пруду, вместе с рыбой пластиковые бутылки из-под импортной газировки. А знаете, например, что в так называемых цивилизованных странах существуют специальные фонды, куда производители всего этого фаст-фуда делают отчисления на утилизацию своего упаковочного мусора? Вопрос, почему этого нет у нас? Оказывается, пока не существует соответствующего закона. И так далее.
REGNUM: Получается, что это волнует только ВООП? А как же другие природозащитники? Ведь по стране сегодня зарегистрировано более тысячи всевозможных экологических организаций?
Конечно, этим занимаемся не только мы одни. И пользуясь случаем, хотел бы озвучить еще одну идею, прозвучавшую сегодня в ходе пленума (кстати, все делегаты поддержали эту мысль безоговорочно), что давно пора создать общую национальную Всероссийскую Ассоциацию экологов. И предложить всем экологическим организациям не зависимо от размера и количества активистов, у которых, заметьте (мы это проверяли), совпадают цели и задачи и это записано в их уставах процентов на 90, войти в эту Всероссийскую Ассоциацию экологов. Ведь, создав, такую дискуссионную площадку нам удастся кратно повысить эффективность природоохранной деятельности в России, что поможет избежать спекуляций на природоохранной теме. Это не значит, что мы призываем всех грести, под одну гребенку. Просто, для общего дела, нужна единая площадка для свободного обмена мнениями, конструктивных предложений государственным структурам и работодателям. И если, организовав Ассоциацию экологов, мы такую площадку создадим, то сможем общими усилиями воплотить в жизнь самые разные идеи, которые помогут сделать нашу жизнь чище, а нашу уникальную многообразную природу сохранить для наших детей и внуков.