Белоруссия в последнее время неоднократно заявляла о намерении в текущем году приобрести у Венесуэлы 4 млн тонн нефти, а в будущем году - 10 млн. В конце апреля в Одесский порт прибыл первый танкер с сырьём, 2 мая его первая партия была доставлена на Мозырский НПЗ по железной дороге через украинскую территорию. Однако точная цена на венесуэльскую нефть для Минска до сих пор неизвестна. Согласно ранее проведённым экспериментальным подсчётам Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), её стоимость может составить около $737 за тонну, при условии, что изначальная цена будет равняться $85 за баррель.

Сегодня, 5 мая, министр транспорта Украины Константин Ерёменко назвал ставку железнодорожного транзита венесуэльского сырья через Украину - $0,27 за 10 тонн на километр. Корреспондент ИА REGNUM Новости обратился к экспертам ФНЭБ с вопросом, можно ли на основе этих данных скорректировать подсчёты и назвать более точную цену венесуэльской нефти для Белоруссии.

"Появление сведений о цене на украинский транзит, конечно, как-то корректирует данные, но изначально нам следует основываться на самой цене продажи", - заявил аналитик Игорь Юшков. "Венесуэла не объявила стоимости нефти, которую она продаёт белорусам. Мы знаем, что Уго Чавес устанавливает цену фактически своим личным решением, и для многих стран, например, для Кубы и Никарагуа, часть венесуэльской нефти поставлялась бесплатно", - напомнил он.

"То, что сегодня украинская сторона объявила ставку транзита, является позитивным моментом. Это вносит определённую ясность, но не до конца. Точно говорить о том, будет ли это предприятие выгодно Белоруссии, мы сможем лишь тогда, когда будут сделаны все окончательные расчёты. Пока что данные Киева мало чем способствуют пониманию ясности в вопросах окончательной цены", - сказал Юшков.

По его словам, точная цена на венесуэльскую нефть для Белоруссии будет известна лишь после оглашения белорусской стороной всех официальных данных. "Это произойдёт после того, как будут переработаны все 80 тыс тонн нефти, входящих в первую пробную партию венесуэльского сырья. Тогда будет ясно, какой окажется стоимость", - отметил эксперт.

Он добавил, что рентабельность проекта с первого взгляда выглядит довольно сомнительно. "Всё будет зависеть от той цены, которую поставит для Белоруссии Уго Чавес. То есть, если он будет поставлять нефть бесплатно, и Белоруссия будет оплачивать лишь транзит, то тогда этот проект будет рентабельным", - сказал Игорь Юшков. Он также отметил, что одним из факторов, способных повлиять на окончательную стоимость венесуэльской нефти для Белоруссии, станет решение Украины по поводу способа транспортировки сырья через свою территорию: разрешит ли она использовать для этого трубопровод, или нет.

В свою очередь, директор ФНЭБ Константин Симонов считает, что это невозможно. "Это абсолютно невероятно потому, что те объёмы, которые ввозит на сегодняшний день Лукашенко, не позволяют запустить трубу "Одесса-Броды" в аверсном режиме. А TНК-BP, в свою очередь, гарантирует объём поставок нефти для Украины, и для Киева данный российский проект будет куда более рентабельным", - сказал эксперт.

"Вариант с использованием "Одесса-Броды", в свою очередь, нерентабелен абсолютно. Его уже пытались использовать для более очевидных поставок нефти на польские заводы, но и тогда из этого ничего не вышло", - отметил Симонов.

"Я не понимаю, почему мы мучаемся с Белоруссией. Поведение белорусского президента становится всё более фантастическим. Особенно меня изумило его заявление о том, что он запрещает платить дивиденды от переработки венесуэльской нефти на Мозырском НПЗ российской компании "Славнефть", которая является акционером этого завода. Он так и сказал - с венесуэльской нефти российским акционерам не платить ни копейки. Но как это возможно - платить одним акционерам и не платить другим?", - задался вопросом Константин Симонов.