Иван Бургуджи: Власти Молдавии делают бизнес на приднестровском урегулировании
Высказывания президента Молдавии Владимира Воронина и иных высокопоставленных чиновников в последний месяц уходящего 2008 года неоспоримо свидетельствуют о том, что официальный Кишинев все еще продолжает руководствоваться в своей деятельности ложью, возведенной в ранг одного из основополагающих принципов государственной политики. При этом все чаще поступки и высказывания самого Воронина воспринимаются основной массой населения Молдавии не как поступки зрелого государственного мужа и президента страны, а как поступки и действия заурядного, капризного и взбалмошного шоумена. Создается впечатление, что Воронин и его окружение всех нас держат за людей, проживающих на другой планете или, в крайнем случае, за людей недалеких, непонимающих и неведающих, что на самом деле в настоящее время происходит на территории бывшей Молдавской ССР. Воистину официальный Кишинев позволяет себе относиться не только к молдавскому обществу как к стаду, лишенному достоинства, памяти и разума, но и цинично пытается этот постулат распространить и на все мировое сообщество. Во всяком случае, на ту его часть, которая в той или иной мере сопричастна к попыткам разрешения последствий молдавско-приднестровского конфликта. Иначе никак невозможно воспринимать утверждение г-на Воронина о том, что "у Молдавии и России есть сценарий приднестровского урегулирования, но на данном этапе власти Приднестровья не хотят идти по пути данного сценария и их теперь надо убеждать в этом".
Во-первых, Российская Федерация устами официального представителя своего министерства иностранных дел уже заявляла, что у нее нет никакого общего с Кишиневом сценария молдавско-приднестровского урегулирования и, что Меморандум Козака как базовый документ для выработки сторонами, вовлеченными в конфликт, взаимоприемлемого варианта урегулирования, еще не исчерпал все свои возможности и может быть взят за основу. Более того, российская сторона подтвердила, что официальный Кишинев пытается выдавать за новые инициативы свои старые, отвергнутые уже предложения, поставив в них только новые даты. Что в принципе, неделей позже, подтвердил и президент Молдавии, заявив, что "речь идет не о каком-либо новом документе, а о законопроекте, разработанном летом 2005 года". Следовательно, "новые" инициативы и предложения молдавской стороны ничем не отличаются от закона принятого молдавским парламентом 22 июля 2005 года, закрепляющего за Молдавией статус унитарного государства и предусматривающего "дарование" с барского плеча Приднестровью статуса автономии в составе молдавского государства, подобного гагаузскому. И это в обмен на отказ народа Приднестровья от своего независимого государства и добровольное вхождение в состав Молдавии. Как известно, указанный закон был отвергнут не только общественно-политическими организациями и руководством Приднестровья, но и всем приднестровским народом на общереспубликанском референдуме в сентябре 2006 года. Поэтому, утверждения официального Кишинева о том, что "на данном этапе власти Приднестровья не хотят идти по пути согласованного сценария, предлагаемого Молдавией и Россией, и их теперь надо убеждать в этом", "интеграция страны невыгодна лишь определенной группе людей в Приднестровье, а простые люди левобережья Днестра хотят жить в одной стране и не быть разделенными" являются очередным блефом молдавских властей, которые, как всегда, выдают желаемое за действительное. Ведь совершенно очевидно, что рассматривать предлагаемый молдавский проект об автономии Приднестровья приднестровская сторона не может, да и не будет, поскольку, в отличие от руководства Молдавии, руководство Приднестровья исполняло и будет исполнять волю народа Приднестровья о статусе ПМР, четко выраженную на общереспубликанском референдуме 17 сентября 2006 года. Так что утверждение Воронина о том, что "все будет хорошо, главное, чтобы приднестровская сторона хотела бы того же самого", - является скорее всего эпизодом из маниловских снов молдавского президента, так как по данному вопросу приднестровская сторона априори уже высказалась. Она хочет совершенно противоположное тому, что сейчас предлагает Кишинев. Народ Приднестровья желает жить в своем независимом государстве, а с Молдавией общаться как с добрым соседом. Но официальный Кишинев в который раз уже заявляет и демонстрирует, что он ни при каких обстоятельствах не намерен учитывать и считаться с ясно выраженным волеизъявлением приднестровского народа.
Во-вторых, Российская Федерация, как государство-посредник и гарант в молдавско-приднестровском урегулировании не раз уже официально заявляла, что: "Россия выступает за равноправный диалог между сторонами конфликта; решение всех вопросов должно быть найдено исключительно сторонами конфликта - Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой; Россия примет любую договоренность, которая будет достигнута между официальным Кишиневом и официальным Тирасполем; российская сторона, участвуя и помогая в переговорном процессе, не будет предпринимать никаких мер давления по отношению к сторонам конфликта и навязывать им какие-либо предложения; Россия привержена принципу исключительно мирного, политического способа урегулирования конфликта и приложит все усилия, чтобы не допустить эскалации напряженности; Россия как государство-посредник и гарант будет оказывать содействие в нахождении сторонами компромиссного решения".
Утверждение Кишинева о том, что "в нынешнем затягивании решения приднестровского конфликта непосредственно заинтересованы на Украине, в Румынии и Москве" является не чем иным, как очередной попыткой поставить все с ног на голову. При этом следует учитывать и тот факт, что Украина и ЕС фактически участвуют на стороне Молдавии в осуществляемой ею экономической блокаде Приднестровья, конечной целью которой является социально-экономическое обнищание народа, дестабилизация обстановки в Приднестровье с последующим принуждением приднестровского руководства к капитуляции и самоликвидации независимой Приднестровской Молдавской Республики, как это сделала Гагаузия. Но Приднестровье - не Гагаузия, поэтому никакие усилия и потуги Кишинева и его западных покровителей ликвидировать ПМР и пристегнуть к себе территорию Приднестровья не приведут ни к чему хорошему. Это неминуемо чревато эскалацией конфликта непосредственно на границах с Евросоюзом со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Совершенно очевидно, что Молдавия сама заинтересована в затягивании справедливого урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Помимо того, что официальный Кишинев не желает признавать Приднестровье равноправной стороной и равноправным участником переговорного процесса, нынешнее руководство Молдавии во главе с г-ном Ворониным фактически делает бизнес на этом вопросе. Сейчас Молдавия получает многомиллионные вливания от Запада под пресловутый проект реинтеграции страны, хотя, если вдуматься, то и реинтегрировать-то нечего. В случае же справедливого разрешения конфликта, Молдавии нечем будет шантажировать Запад и поток дармовых финансовых вливаний прекратится. Именно поэтому сейчас Молдавия выступает с инициативой повышения статуса ЕС и США в формате переговорного процесса "5+2", трансформировав их статус из наблюдателей в посредников, дав им те же функции, что и другим сторонам переговорного процесса. Анализ хода переговорного процесса неоспоримо свидетельствует о том, что как только сужается поле для маневра и возникает необходимость исполнять подписанные документы или иные принятые решения, официальный Кишинев, то выступает с инициативой расширения переговорного формата, то беспричинно покидает переговоры, срывая переговорный процесс. И все это делается с одной единственной целью - оттянуть, не дать возможность принять справедливое и окончательное решение по данному вопросу с учетом волеизъявления народа, проживающего на территории Приднестровья. Понятно, что чем больше участников переговорного процесса, тем труднее прийти к консенсусу и принять какое-либо решение. Тем более что этот вопрос становится актуальным в контексте заявлений наблюдателей от ЕС и США о том, что им не будет безразлично содержание итогового документа, с которым согласятся основные участники конфликта. Иными словами, представители от ЕС и США не скрывают, что, даже находясь в роли наблюдателей, они помешают сторонам договориться, если их договоренности будут им невыгодны. Весьма симптоматично в этой связи звучат слова представителя официального Кишинева, что "ЕС и США - достаточно сильные актеры на мировой арене". Подчеркнем, не партнеры, а именно актеры. И эту роль они играют достаточно хорошо, учитывая те двойные стандарты, которые они сплошь и рядом применяют по отношению к народам бывшего Советского Союза, в том числе и к народу Приднестровья. В этих условиях заявление Кишинева о необходимости повышения статуса Евросоюза и США является еще одним наглядным свидетельством того, что Молдавия и дальше намерена затягивать переговорный процесс.
Глава миссии ОБСЕ в Молдавии Филипп Ремлер заявил, что "ОБСЕ готова поддержать любой план приднестровского урегулирования, результатом которого будет жизнеспособное государство Республика Молдова". Судя по заявлениям Запада и Кишинева, вовсю старающегося угодить Брюсселю и Вашингтону, основным фактором, угрожающим жизнеспособности молдавского государства в ходе молдавско-приднестровского урегулирования является только российское присутствие на берегах Днестра и возросшее влияние России не только в Приднестровье, но и в Гагаузии. США, ОБСЕ, ЕС и Молдавия продолжают согласованно выступать за вывод российских войск с берегов Днестра и трансформацию нынешних трехсторонних миротворческих сил РФ, ПМР и РМ в гражданскую миссию наблюдателей под эгидой ОБСЕ или замену их на миротворческие силы НАТО. Поэтому основная цель всех этих заявлений - любой ценой выдавить Россию из региона, чтобы замкнуть "санитарный кордон" вокруг нее.
Абсолютно всем очевидно, что ожидаемая 24 декабря встреча президентов Молдавии и Приднестровья не приведет ни к каким позитивным прорывным решениям в молдавско-приднестровском урегулировании. Понятно, что Воронин больше ничего не сможет предложить Приднестровью, кроме пресловутого автономного статуса в составе унитарной Молдавии, а Приднестровье, в свою очередь, предложило молдавской стороне подписать Договор о дружбе и сотрудничестве и не намерено от него отказываться. Кроме того, Молдавия, по сути, публично предложила США, ЕС и ОБСЕ договориться с Россией о конечном результате урегулирования, расписавшись в нежелании и неспособности справедливо решить данную проблему. Данная встреча на высшем уровне состоится только для того, чтобы у президента Приднестровья Игоря Смирнова была возможность опровергнуть обвинения в нежелании вести конструктивные переговоры с Молдавией, а Владимир Воронин, в свою очередь, попытается использовать эту встречу для того, чтобы поднять свой пошатнувшийся рейтинг и рейтинг руководимой им ПКРМ в преддверии парламентских выборов в Молдавии весной 2009 года.
Иван Бургуджи - председатель Независимого правозащитного и информационно-аналитического центра.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Датская наёмница, воевавшая под Курском, оказалась профессиональным военным
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Путин на вопрос о победе России ответил словами о вере в Бога
- Будущая администрация Трампа заявила о планах депортировать семьи мигрантов