Планируется, что строящийся в Санкт-Петербурге пассажирский порт "Морской фасад" примет первых пассажиров в сентябре 2008 года. Об отличиях нового порта от всех остальных в России и за ее пределами корреспонденту ИА REGNUM рассказал генеральный директор ОАО "Пассажирский порт Санкт-Петербург "Морской фасад" Алексей Китиков.

ИА REGNUM: Алексей Николаевич, уже известно, какой корабль пришвартуется к причалам нового порта первым?

Это зависит от утвержденного расписания навигации, которое появится в апреле этого года. Но уже понятно, что это будет большое судно вместимостью 1700-2500 человек. С учетом того, что это произойдет в конце сезона, скорее всего, на судне прибудут около 2000 человек.

ИА REGNUM: А откуда будут эти люди?

Пока непонятно. Возможно, это будут участники кругосветного плавания, а может, европейцы, которые путешествуют по Балтийскому морю. Санкт-Петербург пользуется большой популярностью у туристов разных стран, так что бесполезно вычислять, кому повезет стать первыми для нашего порта. Это зависит от туроператора, который будет сопровождать данный корабль.

ИА REGNUM: Судно впервые причалит не на 29-33 причалы грузового порта Санкт-Петербурга и не на набережные в самом центре города. Чем будет отличаться встреча пассажиров?

Мы будем по-новому встречать в Санкт-Петербурге не только пассажиров, но и сами суда. Услуги, которые предоставит наш порт, будут соответствовать всем международным стандартам, но в то же время являются уникальными для нашего города. Предполагается, что пассажиры, которые спускаются на берег, сразу попадают под козырек пассажирского терминала, чтобы дождь не испортил ни настроение, ни одежду. Внутри терминала будут оборудованы места отдыха, медпункт, туалеты, банкоматы, а также кабины для прохождения таможенного и пограничного контроля. Будет построено 36 кабинок, планируется, что на пограничное оформление документов каждого будет уходить не более 40 секунд, то есть наши гости не должны почувствовать дискомфорта в связи с этими процедурами. Затем все выходят под другой козырек, уже с обратной стороны терминала, и проходят к автобусам, после чего организованно покидают порт, выезжая в город.

ИА REGNUM: Первый пусковой комплекс, включающий два причала и здания круизного терминала, планирует начать работать уже в августе, а Западный скоростной диаметр, призванный в том числе решить транспортную проблему в этой части Васильевского острова, заработает только в 2010-2011 годах...

Поверьте, в первое время, пока порт будет достраиваться, жители города не почувствуют увеличения транспортной нагрузки из-за наших судов. А потом, в 2010-2011 годах, когда у нас заработают все семь причалов, вступит в строй Западный скоростной диаметр и речной вокзал - стараемся предусмотреть все возможности для удобства пассажиров и разгрузки дорог. Часть туристов будет на автобусах приезжать к причалам речному вокзалу и на "Метеорах" и других речных судах уезжать в центр или в Петергоф, Ораниенбаум и т.д.

ИА REGNUM: На ваш взгляд, как удобнее - на автобусах или на "Метеорах"?

Конечно, все зависит от задачи, которую решает организатор турне, но на "Метеорах" туристы будут около Медного Всадника уже через 15 минут. Правда, к началу активной работы нашего порта нужно будет всем заинтересованным лицам вместе решить проблемы обслуживания туристов на речных причалах в центре города.

ИА REGNUM: Но новые услуги "Морской фасад" предлагает не только для пассажиров...

Да, мы будем предлагать целый комплекс услуг для обслуживания судна в течение всей стоянки. Например, водоподачу и водоочистку - на наших причалах оборудуются три очистные станции, которые будут превращать воду в продукт, соответствующий мировым стандартам. Также порт готов принимать с судов хозфекальные воды, для этого наши причалы оборудованы соответствующими инженерными коммуникациями и резервными емкостями. В порту будет возможность подключения судов к береговому энергообеспечению, для этого строится новая ТЭЦ недалеко от порта. Все эти услуги составляют систему жизнеобеспечения судна, без которой просто невозможно комфортное пребывание там туристов. Поэтому, я думаю, наши предложения будут пользоваться спросом.

ИА REGNUM: Сегодня в Санкт-Петербурге такие услуги для содержания судна можно получить только по отдельности и не всегда европейского уровня. Но значит в порту "Морской фасад" будут высокие цены для стоянки кораблей?

Услуги хорошего качества не могут быть бесплатными. И в то же время в общей цене туристической путевки затраты на обслуживания в пассажирском порту будут сопоставимы с другими современными европейскими портами.

ИА REGNUM: В перспективе на "Морском фасаде" будут принимать не только круизные суда, но и паромы, правильно?

В рамках завершающей очереди строительства, то есть ориентировочно в 2011 году, будет построен специальный паромный комплекс. Причем специалисты знают, что есть специфика строительства паромного причала, и мы стараемся полностью ее соблюсти. Планируется, что паромам будет не только удобно причаливать к нам и получать здесь все необходимые услуги, но и навигация в нашем порту будет круглогодичная. А если к тому времени удастся на федеральном уровне решить проблему безвизового нахождения в России паромных пассажиров в течение 72 часов, то их количество в Санкт-Петербурге во много раз возрастет. А значит, возрастут и поступления в городской бюджет от пребывания здесь туристов. Мы же со своей стороны также сделаем все возможное для обеспечения их комфортного пребывания в порту.

ИА REGNUM: А сейчас идут первые переговоры с круизными, туристическими компаниями, которые обслуживают круизы, правильно?

Да. И хотя мы начнем работать только в конце навигации, уже сейчас позиционируем в Европе и в мире "Морской фасад" как пассажирский порт с новыми возможностями: рассказываем об этом на конференциях, заседаниях круглых столов и т.д.

В начале марта, а именно с 10 по 13, мы будем участвовать в Seatrade Cruise Shipping Convention 2008 в Майами в качестве экспонентов на выставке. Кроме того, это самый большой в мире ежегодный форум владельцев круизных линий, операторов и поставщиков и конференция мировой круизной индустрии.

ИА REGNUM: Пассажиры первого судна, пришвартовавшегося к новому пассажирскому порту, получат памятные подарки?

Работаем над этим. Но уже понятно, что заход в пассажирский порт первого судна станет праздником городского масштаба, а может быть, и всероссийского.

Справка. Как ранее сообщало ИА REGNUM, в начале 2004 года власти Санкт-Петербурга приняли решение начать работы по реализации проекта строительства паромно-пассажирского комплекса за счет расширения территории Васильевского острова. Объем инвестиций в проект Министерство транспорта РФ оценивает в 1 млрд долларов, а с учетом капитальных вложений в недвижимость на новой намытой территории - в 2 млрд долларов. Проект реализуется на началах частно-государственного партнерства. После окончания строительства порт перейдет в собственность администрации Санкт-Петербурга. Летом 2008 года предполагается открыть первую очередь пускового комплекса пассажирского порта, в сентябре 2008 года планируется принять первое судно.

Напомним также, что Алексей Китиков назначен генеральным директором порта в конце 2007 года. С 2004 года до настоящего времени он занимал должность заместителя директора Санкт-Петербургского филиала ФГУП "Росморпорт" по экономике и финансам. С 1983 года в течение десяти лет Алексей Китиков работал в Ленинградском морском торговом порту, пять лет в АО "Морпорт Санкт-Петербург", с 1998 по 2004 г. был директором по экономике и коммерческой работе ЗАО "Портовый флот". В 1983 году окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова по специальности инженер по организации и управлению морским транспортом.