"Происходит уменьшение шагреневой кожи у оранжевой кошки": интервью экс-председателя Совета министров Крыма Сергея Куницына ИА REGNUM
ИА REGNUM предлагает вашему вниманию интервью Сергея Куницына, главы крымской региональной организации Народно-демократической партии Украины, главы предвыборного "Блока Куницына", бывшего председателя Совета министров Крыма.
ИА REGNUM: Что вы можете сказать о политической расстановке сил в настоящее время?
Политическая ситуация в Крыму сейчас понятна и непонятна. На мой взгляд, люди до сегодняшнего дня так и не вышли из президентских выборов. Все равно существует позиционирование на оранжевых и бело-голубых. 15 процентов - это поле оранжевых, 80 с небольшим процентов - поле Януковича.
26 марта мы будем выбирать всех: от сельских голов до депутатов парламентов. Хотя по нашим опросам свыше 30 процентов сейчас составляют разочаровавшиеся избиратели не только в Крыму, но и по Украине в целом. Я думаю, что украинское и Крымское общество находится в поисках третьей силы. Мне так кажется, как политику с большим стажем. Потому что есть минусы и разочарования как у одних, так и других. Есть разочарования как у одних так и у других. Янукович набрал на юго-востоке большое количество голосов не только потому, что он сам по себе силен, а потому, что была поляризация: Янукович - это Россия, а Ющенко - Запад, Янукович - в СНГ, а Ющенко - в НАТО. Но Янукович победил в этом регионе еще и потому, что многие губернаторы и региональные лидеры в большой степени выполняли команды Кучмы. И просто произошло некое объединение, так как это была воля президента Кучмы, членами команды которого мы все являлись. Но парламентские выборы отличаются от президентских. Потому, что там в конечном итоге надо выбирать из двух. И сейчас, перед парламентскими выборами, есть очень серьезная обида у многих политических сил, которые представляли блок Януковича на президентских выборах. Если бы Янукович был последователен и пошел бы на нынешние выборы не партией, а блоком Януковича или блоком регионов, то результат был бы более высоким на парламентских выборах, чем он возможен в настоящее время. По сути дела получилось, что мы - политические союзники: социал-демократы, ЛДП, народники, трудовики, партия "Союз". Это все те, кто работал на Януковича на президентских выборах. И это все те, кто не попал в Партию регионов Украины.
ИА REGNUM: Вы на президентских выборах тоже "работали" на Януковича?
Не мог попасть в Партию регионов и я - первый заместитель Народно-демократической партии национального уровня. Я лидер крымской республиканской организации, 10 лет в партии, с истока ее создания. Мне были предложения такого рода: вот выйди из партии, вступи в нашу и мы тебя возьмем. Ну и кто я был бы после этого? Политическая проститутка? У меня 20 тысяч членов партии. Кушнарев Женя решил свою судьбу таким вот образом: он создал свою партию, а потом написал заявление, стал 11-м в Партии регионов и распустил свою партию. И получилось так, что человек решил свою судьбу, а тысячи членов его партии остались за бортом.
Поляризация в государстве происходит еще и потому, что подавляющее большинство людей, работавших на Януковича, оказались за бортом. Из 9 губернаторов Юго-Востока шестеро не пошли с ним. Тоже серьезный симптом! Это же не худшие люди, это сильные люди. Я всех их знаю. Это личности. Например, Гарпуша Николай или Березовский в Запорожье или Жунько в Севастополе, где 90 процентов голосов было за Януковича. Как видно, на поверхности все просто, а внутри не все так однозначно. К примеру, и я возглавлял в Крыму блок политических партий "Крым за Януковича". Я прошел 12 допросов. И не только я, а и моя семья. У меня 600 членов партии прошли допросы. Было заведено 20 уголовных дел. У меня была угроза ареста. Что еще мне нужно пройти? Ничего подобного Крымская партия регионов не прошла. Ее тогда пальцем не тронули! Больше того, ее лидеры меня предали. После того как я своей отставкой спас их от репрессий, потому что я сказал Ющенко: я уйду, но не троньте людей. Меня же не могли 4 месяца снять. Больше того, некоторые лидеры этой партии писали на меня доносы ненавистному им Ющенко, и меня допрашивали и по их доносам. И как сегодня я могу пойти в эту команду? Это надо быть тогда последним негодяем или сволочью. Я не могу быть с этими людьми, потому что эти люди просто негодяи. Один из его вождей здесь при мне писал на имя Ющенко заявление о выходе из Партии регионов, а сегодня он его съел и опять вернулся. И что? Так ему и сказал: ребята, вы определитесь: вы с бойцами или вы с предателями? И я не один такой...
ИА REGNUM: И теперь на выборы вы идете "Блоком Куницына"?
Мы создали "Блок Куницына" потому, что мы, извините, лохами быть не хотим. Звучит пусть это грубо, но честно. Даже если я не стану спикером или премьером Крыма, я буду работать политиком с чистой совестью, потому что я никого не предал и не продал. А зачем мне такая игра их? И так рассуждаю не я один. А чего бояться? Чего, например, бояться севастопольскому губернатору, который полгода жил в России, потому что его могли арестовать, потому что там были десятки уголовных дел. А чего бояться Бодулану, мэру Одессы, который сегодня не пошел в их список. А как объяснить появление в Партии регионов бывшего прокурора Пискуна, который нас всех допрашивал? И как это все объяснить людям?
Поэтому мы и создали свою команду, что мы крымчане, мы патриоты. Ведь у меня нет с Януковичем противоречий. Нет конфликтов. Лично с ним нет. Мы как бы уважительно друг к другу относимся, мы не нападаем друг на друга. Но, голосуя за Партию регионов Украины, люди подтверждают свой выбор, а, голосуя за партию Януковича в Крыму, они ведь не Януковича выбирают, а совершенно других людей, которые только расписались в верности Януковичу.
Мы пошли на эти выборы своим блоком. Сколько бы мы ни набрали - все наше. Мы рассчитываем на 15 - 20 процентов. Если говорить о серьезной задаче, то это контрольный пакет. В коалиции открытой или закрытой мы сегодня работаем и ведем переговоры, и небезуспешно. Ведь не сошелся свет клином на Партии регионов. Хотя сколько бы они ни набрали, я не исключаю, что мы и с ними за стол переговоров сядем и начнем завтра о чем-то говорить. Они нам не враги. Мы с ними не воюем. В парламент еще пройдут, кроме них, коммунисты. И крымские татары свое возьмут: 7-8 процентов голосов.
ИА REGNUM: Что вы думаете о возможностях "оранжевых" и иных политических сил?
Пограничная ситуация, я думаю, у Юлии Тимошенко. По нашим данным, у нее самый высокий анти-рейтинг. В Крыму, как ни странно, даже Ющенко до 20 процентов избирателей симпатизируют. Так наши опросы показывают. Поэтому мы пройдем! Призрачные шансы, на мой взгляд, у социалистов. Достаточно призрачные и у всех остальных. Витренко, я думаю, преодолеет 3-процентный барьер. Я не верю в заявление Партии регионов о том, что она возьмет 60 или хотя бы 51 процент голосов. У нее падает рейтинг. Ведь рейтинг и не может колоссально долго держаться на пике.
Сегодня все три фаворита гонки на Украине - "Партия регионов", "Наша Украина" и БЮТ - потеряли за последнее время рейтинг, как и блок Литвина, впрочем. В тех войнах, которые сегодня происходят на российско-украинских фронтах - газовых, мясных и других - теряют все. На отставке правительства теряет Литвин и "Партия регионов", потому что прокукарекали, а не довели дело до логического конца. И это тоже признак слабости. Блок Ющенко в шагреневую кожу превратился, нет согласия между его людьми, поэтому Ющенко - за отмену политреформы, а Мороз - против. Тимошенко идет своим путем. Так что идет уменьшение шагреневой кожи у оранжевой кошки. И у бело-голубых шагреневая кожа уменьшается, потому что тоже много игроков на этом электоральном поле.
ИА REGNUM: Кто, по вашему мнению, находится в центре?
В центре находится наш блок Народно-демократических партий. Его возглавила Людмила Павловна Супрун. Она импозантный, харизматичный лидер. Мне кажется, общество сегодня требует третьей силы. И мы претендуем нашей командой на то, чтобы стать такой силой. Наш блок заявил, почти единственный, в своей программе, что мы против вступления Украины в НАТО. И сегодня мы занимаем принципиальную позицию по "маячной войне" и по ряду других вопросов. В "центре" достаточно много разочаровавшихся людей, и там есть поле для работы. А у нашей команды есть одно преимущество: мы за 6 лет достаточно много сделали. Всем остальным приходится раздавать обещания и разносить колбасу. Нам это делать нет необходимости. Мы можем приехать в любой город Крыма и сказать: здесь мы построили водовод, здесь - станцию, здесь газопровод, здесь - школы, здесь - детские сады. Особенно за последние три года. Другие политики только говорят, а мы делали и делаем.
ИА REGNUM: Как вы можете объяснить следственные дела правоохранительных органов, связанные с вашим именем?
В последнюю неделю нового года мне из прокуратуры Крыма пришли два документа, по которым отказано в возбуждении уголовных дел по отношению ко мне. Одно - по санаторно-курортному комплексу "Солнышко", где фигурировали мои родственники. Пришел отказ от следователя по особо важным делам прокуратуры, что в отношении меня за отсутствием состава преступления дела закрыты. То есть, тема исчерпана. Это был политический заказ. Отказано и в возбуждении уголовного дела по отношению ко мне и по суду, который я выиграл у Марка Пурима. Он написал книгу "Куницын и его команда". Упрекал меня в махинациях, во множестве криминальных вопросов. Я выиграл у него суд. Что касается остальных уголовных дел, то они возбуждены по факту принятия решения. Ряд решений правительство Крыма еще в мою бытность премьера мы отменили по протестам прокуратуры. Правительство - коллегиальный орган. За 6 лет принято 5 тысяч решений. Сегодня нет доказательств того, что Куницын самостоятельно принимал те или иные решения. Кстати, по выделению нами земли в районе Фороса прокуратура Крыма опротестовала наше решение, и мы его отменили. А сейчас собственник этой земли выиграл суд у прокуратуры Крыма. Так что и такие случаи есть. Не все так однозначно.
Когда я уходил в отставку, мне предложили ехать послом. Меня хотели убрать из Крыма. Я отказался. Хотя не было бы у меня тогда никаких проблем. Но я не мог бросить свою политическую команду, 5 тысяч афганцев, которых я возглавляю, футбольный клуб, общественные движения.
ИА REGNUM: Крымчане помнят вас как премьер-министра, шагающего в камуфляже по косе Тузла и грозно поглядывающего в сторону России.
Что касается Тузлы, то для меня это была история не смешная. Тем, кто пытается на этом играть против меня, я говорю следующее: я бы посмотрел на тебя в этих обстоятельствах. Ну, приехал Куницын туда в камуфляже. А в чем? Во фраке, если там грязь везде?! Могу сегодня сказать, что мы были в 96 метрах от военного конфликта! Столько метров оставалось до Тузлы от дамбы, и могло быть уже применено оружие. Украинские пограничники, которые находились на острове, были просто в шоке. Пограничник мне сказал: "Послушай, эти сумасшедшие остановятся или нет? Это же собака перешла границу. Это посягательство на неприкосновенность границ. Я завтра должен открывать огонь на поражение". В общем, побаловались. То есть в раж вошли внизу исполнители большой игры, которую затеяли наверху. Если бы мы с начальником порта Керчи ночью не затопили бы две баржи, которые мы притащили туда под покровом ночи, и не остановили это сумасшествие, была бы беда между двумя братскими народами. Нам Бог помог. Он размыл мелководье. И утром, когда встали россияне, им сыпать было уже негде. Мы выиграли время. Тогда Путин был в Малайзии, Кучма - в Бразилии. Кому эта Тузла раньше была нужна? Здесь два пансионата, ни одного пограничника, приезжали русские и украинцы туда, и никто у них паспортов не требовал. А теперь во что мы это все превратили?
Я явился туда как начальник гражданской обороны вместе с пограничниками, потому что я за эту территорию отвечал. И заработал там два сердечных приступа и ангину. Тогда даже военные понимали, что воевать - это величайшая глупость. Ткачев три недели прятался от меня. Я с Януковичем поехал к Касьянову, затопив баржи. И когда он меня спросил, действительно ли там все так серьезно, я сказал: "Михаил Михайлович, там просто катастрофа!" Потом мы подписали с Ткачевым договор о дружбе, пролонгировали его. Пусть нам спасибо скажут, что из того конфликта еще так вырулили. Но русский Крым тогда не поднялся на защиту российской стороны на Тузле. Никто в Крыму не поддержал этого российского шага, не поддержал строительство этой дамбы. Я не считаю, что сделал какие-то плохие шаги. Если таким политикам, как Константин Затулин, там что-то не нравится, так есть тысячи примеров, когда его заявления не способствовали стабилизации. Почему никто сегодня не взял ответственность за "маячную войну"? Что, других проблем нет, кроме 10 маяков, которые возвели в ранг межгосударственного конфликта. У нас перманентное состояние войн: газ - Тузла - мясо - маяки и так далее. Меня меньше всего сегодня интересует, кто больше прав, кто виноват, например, с маяками.
ИА REGNUM: То есть вам все равно, какая сторона порождает конфликты?
Есть два президента, и они должны сесть за переговоры, и не 14 февраля, а сейчас. Крымчан это не консолидирует. Ни маяки, ни газовая война не идут в пользу власти. В нашей стране наступила политреформа, и идет ослабление центральной власти. Тем боле, что к выборам всегда власть слабеет. Была бы сильная региональная власть, она бы попыталась урегулировать конфликт с маяками, например. Тузла, я считаю, была по конфликту в тысячи раз сложней, но мы же вышли из той ситуации, хотя я и понимал, что на Тузле я сгорю как политик. В настоящее время я думаю о том, что делать в условиях слабой власти. Российский политолог Марков выступил сейчас по крымскому телевидению и сказал: "Крымчане, это ваша земля, это ваша собственность, а маяки - все это железки. Кто-то кашу заварит, а вам здесь расхлебывать".
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Путин поговорил с семиклассницей Таисией из Подмосковья
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Проход судов через Босфор временно перекрыли из-за шедшего в РФ танкера