На этот вопрос ИА REGNUM пытается ответить карабахский аналитик, преподаватель международного права Российско-армянской современной гуманитарной академии Давид Бабаян.

"Каждая из сторон конфликта, естественно, считает свои требования более справедливыми, а иногда и единственно справедливыми. В данном случае возникают диаметрально противоположные доводы о справедливости, что может показаться абсурдным, так как все привыкли к тому, что справедливость может быть лишь одна.

В целом, можно выделить несколько обобщенных типов справедливости. Историческая справедливость является самым легко принимаемым населением типом справедливости, наиболее опутанным мифами и самым трудным на пути урегулирования конфликта. При этом обе стороны считают свои доводы и позицию исторически справедливыми, а доводы и позицию противоположной стороны исторически неверными и сфальсифицированными. Следующим типом справедливости можно условно назвать сложившуюся постконфликтную реальность. Более понятно это можно сформулировать так - "победителей не судят". Применительно к нашему конфликту справедливость постконфликтной реальности проявляется в том, что после навязанной Азербайджаном войны, многочисленных жертв и разрушений победа Нагорного Карабаха в войне со всеми вытекающими из этого последствиями должна быть признана, и это является торжеством справедливости. Третьим типом справедливости можно считать компромисс. Это самый трудный механизм достижения справедливости, который в первую очередь предусматривает учет реальности и истории. Между тем данный тип справедливости может привести к долгосрочному урегулированию конфликта. Тем не менее, даже компромисс не всегда приводит к долгосрочному миру. Так происходило во время колониализма, когда компромисс достигался не сторонами, непосредственно конфликтовавшими друг с другом, а стоящими за ними великими державами, которые таким образом разделяют сферы своего влияния", - считает Бабаян.

При этом, аналитик утверждает, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта не может быть достигнуто на основе исторической справедливости.

"Доводы, базирующиеся исключительно на постулатах исторической справедливости, международному сообществу чужды. Исключительное аппелирование справедливостью постконфликтной реальности также не является приемлемым для международного сообщества. В таком случае остается лишь достижение мира на основе компромиссной справедливости", - считает Давид Бабаян. При этом он допускает, что в некоторых случаях международное сообщество может принять во внимание историческую справедливость и сложившуюся реальность.

"В сложившейся на данном этапе в мировой политике системе ценностей, где центральное место отводится правам человека и демократии, международное сообщество примет во внимание исторические аспекты и постконфликтную реальность, оценивая процесс строительства демократического государства на основе социальной справедливости в странах-участницах конфлика. В данном контексте требования той стороны, которая твердо встала на курс демократизации и утверждения социальной справедливости, становятся в глазах международного сообщества справедливыми, а игнорирование аспектов исторической справедливости и реальности - несправедливостью не только по отношению к данной стороне конфликта, но и по отношению к идеям демократии вообще. Нагорный Карабах в этом отношении имеет преимущество перед Азербайджаном. По построению демократического общества мы намного опережаем Азербайджан. При этом построение демократического общества в Азербайджане в обозримом будущем исключается по ряду объективных причин, самой главной из которых является то, что в соседней республике не завершен процесс формирования азербайджанской нации. Азербайджанская нация является весьма молодой и неконсолидированной. Азербайджанцами считаются как тюрки, так и талыши, лезгины, таты и другие народы, проживающие в пределах этой республики. Если в Азербайджане будет установлена настоящая демократия, то Баку должен будет признать не только право Нагорного Карабаха на самоопределеие, но и аналогичные права других народов, например, лезгин и талышей. А это уже представляет непосредственную опасность самому существованию Азербайджана как независмого государства. Поэтому в обозримом будущем демократия там невозможна", - резюмировал Давид Бабаян.